Сказки об эмоциях, качествах и чувствах. Беседы с детьми о человеческих взаимоотношениях

Наталья Иванова, 2021

В книге представлены авторские стихи и сказки об эмоциях, качествах и чувствах людей, а также о человеческих взаимоотношениях. В них рассказывается о том, как себя вести, о лени и трудолюбии, жадности и щедрости, дружбе, доброте, хвастовстве, любви, уважении к старшим, упорстве и упрямстве, правде и лжи. Книга адресована родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам, заведующим и воспитателям ДОО и детских домов, реабилитационных и развивающих центров, детских клубов, кружков, секций, методистам, няням, гувернерам и, конечно, детям. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Сказки-подсказки (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки об эмоциях, качествах и чувствах. Беседы с детьми о человеческих взаимоотношениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сказки о дружбе и о том, что мешает дружить

Профессор Вектор Добрыныч Деталькин, посвятивший свою жизнь науке, знал все на свете изобретения и устройства и умел создавать что-то новое из абсолютно бесполезных деталей. Например, он мог бы создать робота из консервной банки, батарейки, вилки и ложки и назвать его Килькин-в-Томатусе. (Это конечно же шутка, ребята!) Но профессор, да еще и изобретатель и не такое может сделать!

Профессор заканчивал трудиться над роботом, наделённым искусственным интеллектом, по имени Антик. В рабочем кабинете что-то пронзительно запищало.

— Есть! — вскрикнул Вектор Добрыныч и отскочил от металлического человека.

Профессор волновался. Он взъерошил и без того лохматые кудрявые волосы, и в его зрачках вспыхнули красные огоньки. Это были отблески антенн Антика, которые попеременно мигали.

— Здра… Здра… Кто я? Кто я? Лень, радость, гнев, счастье? — беспокойно вёл себя робот.

Вектор Добрыныч бегал вокруг своего творения, оглядывая кнопки.

— Ты — Антик, робот распознавания эмоций. Анализатор! Последняя модель. Ты отлично освоил программу. Осталось только немного практики. Начнём наши уроки!

— А зачем? — спросил Антик.

— Чтобы ты помог малышам поскорее разобраться в эмоциях человека. Итак, приступим…

— А-а-а! — попытался засмеяться робот. — Так я незаменимый помощник! Без меня ни один ребёнок не сможет справиться с гневом, обидой или завистью!

— Эй, — почесал затылок профессор, — да ты уже хвастаешь! Сейчас мы отправимся в путешествие. И ты всё поймёшь! Сначала я расскажу тебе историю об одном маленьком хвастунишке…

История щенка Пимки

Биглю Пимке повезло! Жил он в очень большом и красивом доме. И всё у него было ладно — чёрный хвост с белой кляксой, яркие рыжие пятна на мордочке и лапах, и плюшевые овальные уши. Только вот с носом беда! Был он у Пимки очень хвастливый!

Как так, спросите вы — нос сам по себе хвастает?!

— А вот так, — ответил бы гордо наш герой. — Что ни день, мне кричат: «О, опять наш Пимка с новой игрушкой идёт и нос задирает!

Сам-то нос был холодным и влажным, как и полагается здоровым и пронырливым носам щенков. Но вот с тем, что он задирался, Пимка ничего не мог поделать!

Однажды случилась с ним история. Вышел утром Пимка на площадку, крепко держа в зубах новый резиновый мячик. Как увидел приятелей в парке — сразу нос кверху подскочил.

— Ай, надо похвастаться новой игрушкой. Ни у кого такой нет! — решил в очередной раз Пимка и вприпрыжку зашагал к друзьям.

Глядь — все от него отвернулись, даже чванливая такса, с которой они обычно хвастались друг перед другом новыми игрушками. Что же, гонять мяч одному? Скучно…

Пимка расстроился, повесил нос, разжал зубы и мяч покатился с горки по извилистой дорожке, словно убегая от хозяина. Щенок — за ним. А мячик уже свернул по аллее и помчал к реке.

— Ах, вот ты как! Ну, я тебя догоню! Ведь я самый быстрый щенок на свете! — закричал Пимка и помчался со всех ног, не видя ничего вокруг.

И тут: бац! Пимка столкнулся с кем-то лохматым.

— Ты кто? — спросил незнакомец.

— Я Пимка — суперпёс! — прихвастнул наш герой и попятился. — А ты кто?

— Я — Клён! Дворняжеской породы.

— Ха! Нет такой породы! И имя у тебя какое-то деревянное! — усмехнулся Пимка и принялся рыскать вокруг в поисках мячика. — Я вот щенок охотничьей породы бигль. И имя у меня звонкое, будто на кнопку нажимаешь: «Пим-ка! Пимка!»

Пимка обнюхал землю вокруг дерева, рядом с которым стояла будка.

— А ещё хозяин каждую неделю покупает мне новые мячики и игрушки. Готовит меня к охоте, где я найду во-о-от такую утку. Во-о-от в такущих кустах!

Пимка сделал большой круг и подпрыгнул.

— Да я смотрю, ты хвастунишка. Удачи тебе в поисках, — наконец произнёс Клён и побрёл к своей конуре.

— Подожди, подожди! — остановил его Пимка. — Ты мне не поможешь найти мячик?

— Нет! Ты же суперпёс, вот сам и ищи.

— Ну, может он к тебе в конуру закатился. Можно зайти? — нерешительно спросил Пимка.

— Пожалуйста, проходи. Только дом у меня скромный, небольшой, зато под раскидистым клёном. Поэтому меня так и назвали — Клён. В честь этого дерева.

Пимка вошёл в конуру. По правде сказать, это был просто большой деревянный ящик. Но внутри оказалось много интересного: машинки, мячи, части конструктора, старая шляпа и даже бинокль с фонариком!

— Это всё твоё?! — поразился Пимка.

— Моих друзей, мальчишек, что живут по соседству. Они приходят сюда кататься на тарзанке и поиграть со мной.

— А во что вы играете?

— По-разному. Иногда в разбойников, иногда в следопытов, а порой просто светим на воду фонариком, представляя речных чудовищ.

— Класс! И ты этим не хвастаешь?! — удивился Пимка.

— Хвастаться — всё время говорить о своих игрушках? — спросил Клён.

— Ну да! Или о себе, — задрал Пимка нос.

— Какое-то скучное занятие! — махнул лапой Клён и вышел из будки. — Пошли! Покажу тебе кое-что.

Новый приятель привёл Пимку на большое зелёное поле. По краям стояли ворота. Клён вдруг нырнул в кусты.

— Держи! — выкрикнул он и выкатил большой футбольный мяч.

Пимка ахнул!

— Это настоящий, футбольный? — воскликнул он.

— А то! Но одному играть скучно, а вот командой — в самый раз.

Клён призывно залаял, а через миг со всех уголков парка потянулись на поле дворовые псы.

Пимка сначала испугался и даже попятился. Но когда началась игра, и мяч то и дело норовил закатиться в ворота, которые он охранял, наш герой почувствовал себя частью большой команды. Клён был капитаном, умело пасовал носом, подталкивал мяч хвостом, уводил его из-под лап соперников. Другие псы-футболисты тоже играли классно. Команда Пимки победила со счётом 3: 2!

— Вот это игра! — произнёс счастливый Пимка. — А всё благодаря твоему мячу и тебе — капитану!

— Нет, друг, — ответил ему Клён. — Мяч тут ни при чём. Матч был интересный потому, что мы играли вместе. И хоть мяч мой — играть одному тоскливо, а дружной командой — в самый раз.

— Да, ты прав. Похвастаем победой! — снова задрал нос Пимка.

Но он увидел, что все псы сбились в одну стаю и уже забыли о том, что кто-то проиграл, а кто-то выиграл. Они дружно нежились на солнце, рассказывая друг другу дворовые истории.

Пимка несмело подошёл к ним и неподалёку увидел свой мячик. Щенок подбежал к нему, радостно схватил его в зубы и хотел было хвастливо пройти мимо новых приятелей и Клёна, но осёкся…

Н. Бекенёва

На антенне у Антика загорелась жёлтая лампочка.

Профессор Деталькин воскликнул:

— Антик, ты понял, почему Пимка задумался?

— Да-да. Понял, хвастать — это неправильно, — ответил Антик.

— То-то! Пимка не будет теперь задирать нос. Он понял: хвастаться своими игрушками или умениями — неблагодарное занятие, — сделал вывод Деталькин.

На антенне у Антика загорелась зелёная лампочка.

— Молодец! — похвалил его профессор. — Давай-ка я кое-что поясню ребятам. Если герой сказки поступает нехорошо, на антенне у Антика зажигается красная лампочка. Если персонажу что-то непонятно, или он раздумывает, загорается жёлтая лампочка. Но если в душе героя добрые и правильные эмоции, антенна горит зелёным светом. Вот и сейчас светится зелёный огонёк. Это значит, что герой понял главное: щедрость и скромность укрепляет дружбу.

— Укрепляет… укрепляет, — повторил робот.

— А теперь попробуй сам разобраться. Послушай стихотворение, — произнёс профессор.

Спасатель

Нынче вечером, часам к девяти,

Так хотелось мне кого-то спасти!

Захотелось мне спасти целый мир;

Пусть трясутся всякий монстр и вампир,

От пришельцев — всех спасу на Земле!

В крайнем случае — от ведьм на метле!

Но мешает мне подумать сестра:

— Брат! Я куклу уронила вчера!

Прямо в яму — не достать, не поднять,

А любимая она у меня…

Я сестрёнку отодвинул рукой:

— Ты не лезь ко мне с такой чепухой!

Целый мир я собираюсь спасти,

Неохота мне за куклой идти!

Нынче вечером, часам к девяти,

Никого не получилось спасти…

Т. Шипошина

— Ай, ай, ай! Включаю красный… красный… красный, — произнёс робот, и на его антенне загорелась красная лампочка.

— Молодец, Антик! Кажется, этот спасатель только и умеет, что хвастаться и мечтать попусту. А теперь послушай ещё одну историю и стихотворения, — сказал Деталькин.

Медаль

(Рассказ очевидца)

Света — самая быстроногая девочка в нашем детском саду. Она даже мальчишек обгоняет на коротких дистанциях, и ей некоторые парни завидовали. Никто не сомневался, что Света победит в соревнованиях девчонок.

А состязания готовились самые настоящие… Спартакиада. Кроме бега на сто и пятьдесят метров, ещё прыжки в длину с разбега и в длину с места, метание мяча, отжимание.

В соревнованиях участвовали обе подготовительные к школе группы. Остальные дети — зрители, болельщики. За каждое выполненное задание начислялись очки. В конце соревнований ожидалась эстафета: шуточная, но всё-таки… За победу в ней присуждалось десять очков, а за второе место — пять.

У каждой группы была своя форма. У наших игроков — синие футболки, а у соперников — жёлтые. Вот группы построились, прокричали «Ура!», и соревнования начались.

Не стану я рассказывать, как проходили прыжки, метание и прочее. Скажу только, что я занял второе место в метании мяча. Ещё скажу, что вторая подготовительная к школе группа нас сначала чуть-чуть обыгрывала. Но мы-то знали, кто у нас самый быстроногий и кто обязательно принесёт победу нашей команде.

И вот — бег на сто метров среди девочек.

— Света, Света! Давай, давай! — наши ребята даже охрипли от крика.

Всё, старт! Света — как молния, впереди всех. И тут…

Девчонка из второй подготовительной к школе группы, Настя, вдруг, со всего размаху, как грохнется на землю! И как закричит:

— А-а-а…

За ногу схватилась! По земле катается от боли.

Все, кто сзади бежит, её обегают — и к финишу. А наша Света разворачивается и назад, к Насте. Встала перед ней на колени, к Насте кинулись воспитатели, медсестра…

Света отошла в сторону.

«Ну, — думает, — упустила я первое место». Огорчилась Света. Но надо было помочь человеку.

Победу присудили девчонке из второй подготовительной к школе группы. Второе место занял игрок тоже из этой группы. Наша Оля заняла третье место…

Некоторые девчонки на Свету налетели:

— Ты что наделала! — кричат. — Зачем ты бежать бросила, ничего бы с этой Настькой не случилось! Медсестра для этого есть! Предательница! Она — нарочно!

Я попытался защитить Свету, но девочки меня перекричали.

Света молчала, не отвечала ничего. Потом отвернулась и заплакала. Хотела убежать, но воспитательница Вера Максимовна её вернула:

— Света, не расслабляйся! У тебя впереди ещё бег на пятьдесят метров!

Света села на лавочку подальше от всех, вытерла слёзы. Тут скомандовали: «Бег на пятьдесят метров!»

Света вышла на старт.

И опять — как молния, быстрее всех! На этот раз она честно заработала свои десять очков. Правда, в эстафете мы опять подкачали. Не смогли победить. Толстый Колька застрял в туннеле, неповоротливый Мишка упал с бревна, неловкая Маша всё время теряла мячик…

Наши соперники прошли эстафету тоже не очень удачно. Присудили ничью. В результате оказалось, что до победы нашей команде не хватило всего трёх очков — тех самых, что могла бы завоевать Света…

Опять наши ребята на девочку зашипели. На этот раз не только девчонки, но и мальчишки. На Свету шипят, а про то, что сами плохо эстафету прошли, не вспоминают.

— Не лезьте к ней, — говорю, — а не то я вам…

— Ха, — налетел на меня Мишка, — а что «ты нам»?

Ответить я не успел. Скомандовали: «Спортсмены, общее построение!»

Построились мы в шеренги. Стала директор детского сада нас награждать. За то, за это…

А за общее первое место вторую подготовительную к школе группу наградили большой медалью и тортом.

Эх, обидно нам было… Хоть плачь.

Многие девчонки заплакали. И Света с ними.

— Ещё хочу сказать вам, — продолжила директор, — что случилась у нас на соревнованиях беда. Нашу Настю на «скорой помощи» отвезли в больницу, у неё оказался вывих голеностопного сустава. А я хочу вручить одной из наших спортсменок особую медаль — «За дружбу». Вы все знаете, кто её заслужил. Света, иди сюда.

Света не хотела идти. Она размазывала по лицу слёзы. Но я её вытолкнул вперед.

А торт в столовой разделили на всех поровну…

Т. Шипошина

Единство в садике

Нашей группе в день осенний

Дали саженцы сирени.

Мы их слаженно сажали —

Кустик Миши, рядом — Гали.

А левее — прутик Димы.

Наша рощица — едина,

Потому что, потому что

Мы кусты сажали дружно!

Жить в единстве интересней —

Будем радоваться вместе!

Наша рощица — едина

И особенно любима!

Настоящая дружба

Снегом дворик замело,

Разгулялась стужа.

Мне-то в варежках тепло,

А Серёже — хуже!

Потерял мой друг перчатки

На заснеженной площадке.

Если мёрзнет лучший друг,

Я спасу его от вьюг.

— На, Серёжа, рукавицу!

Мне не жалко поделиться.

Знаю, дружба только там,

Где невзгоды пополам!

Н. Иванова

— Зажигаю зелёный! Зелёный! Зелёный! — металлическим голосом проговорил Антик.

— Верно, молодец! — ответил профессор. — Дружба только там, где невзгоды пополам!

-–♦ ♦ ♦ ♦–

♦ Вопросы

1. Что может стать причиной хвастовства?

2. Чем хвастался щенок Пимка?

3. Любят ли хвастунов окружающие? Дружат ли с хвастунами?

4. Полезны ли хвастливые мечты?

5. Справедливо ли насмехаться над человеком?

6. Как удалось щенку Пимке победить хвастовство?

7. Какие хорошие поступки помогут человеку справиться с хвастовством?

8. Кому завидовали мальчишки из подготовительной к школе группы в рассказе «Медаль»? Почему?

9. Какие чувства возникают у человека, когда он дружит с товарищами?

10. Испытывали ли вы чувство единства с товарищами в группе или в классе?

Оглавление

Из серии: Сказки-подсказки (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки об эмоциях, качествах и чувствах. Беседы с детьми о человеческих взаимоотношениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я