Учебно-методическое пособие включает в себя две взаимосвязанные части: ме?тодические разработки занятий по речевому развитию и комплекс упражнений для учащихся младших клас?сов. С помощью увлекательных заданий у детей развиваются интонационные навыки – сила и громкость голоса, темп и тембр, мелодика речи и логические ударения. Они научатся передавать в устной и письменной речи свои чувства и эмоции, а также придавать фразам различные смысловые оттенки, что сделает их речь намного выразительнее.Пособие адресовано педагогам начальной школы, студентам, обучающимся по специальности "Педагогика и методика начального образования", и может быть интересна родителям школьников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работа над интонацией младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Уважаемые коллеги!
Формирование способности адекватно воспринимать и выражать эмоции в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной составляющей социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации — один из источников конфликтов в межличностном общении. Поэтому следует учить детей выражать и понимать многообразные оттенки эмоций, отношений, оценок с помощью мимики, пантомимики, жестов и интонации.
Специальные лингводидактические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне интонационной компетентности школьников. Дети часто не способны различать по интонации смысловые и эмоциональные оттенки звучащей фразы, обнаруживается, что учащиеся неправильно используют интонационные возможности языка в своей речи, следствием чего является монотонная, невыразительная, интонационно несвязная речь, поэтому работе над интонацией в начальной школе должно быть уделено значительное внимание.
Проблемы восприятия и использования интонации имеют мультидисциплинарный характер, они интересуют специалистов по лингвистике, по психологии, по технике и выразительности речи и методике их преподавания. Следовательно, и в школе целесообразно организовывать интонационную работу комплексно, на разных уровнях: в процессе изучения фонетики и синтаксиса, при отработке выразительности речи и чтения, на уровне невербального общения.
Данное пособие отражает именно такую специфику — специфику комплексного подхода к изучению интонации звучащей речи. Его материалы могут использоваться на отдельных уроках риторики, русского языка и чтения. Методические разработки занятий могут быть также объединены в факультативный курс (все темы связаны между собой), поскольку изначально пособие издавалось как элемент учебно-методического обеспечения экспериментальной программы по развитию интонационной компетентности младших школьников (в рамках диссертационного исследования).
Методические разработки выполнены в форме диалога учителя и учащихся, т. е. на вопросы учителя даны ожидаемые (предполагаемые) ответы детей.
Выполняя задания из представленного сборника упражнений, учащиеся под руководством учителя научатся правильно интонировать свои высказывания, придавать фразам нужный смысл, используя ритмико-интонационные средства, соотносить интонацию и мимику, интонацию и пунктуацию. В сборнике упражнений имеется «Словарь интонаций», с помощью которого дети будут учиться различать некоторые интонационные оттенки эмоциональной речи и давать вербальную характеристику интонации звучащей фразы.
Время, отводимое для изучения каждой темы, учитель рассчитывает самостоятельно. В конце учебного года рекомендуется провести итоговое занятие Что я знаю об интонации? по материалам всех разделов.
I. Методические разработки занятий.
Тема: Что такое интонация.
Цель: Формирование представления учащихся об интонации и ее значении.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно: что я хочу вам сказать? (Восхищенно, восторженно произносит фразу Как красив осенний лес!)
Дети: Вы хотели сказать, что осенью в лесу очень красиво.
У.: Что еще поняли из моей фразы?
Д.: Что вам очень нравится осенний лес, вы восхищаетесь его красотой.
У.: А как вы это поняли, ведь в предложении об этом не сказано?
Д.: По тому, как вы это сказали, по голосу, по интонации.
У.: Как вы понимаете, что такое интонация? Объясните.
После ответов учащихся учитель делает заключение: Все ли слова произносятся в предложении с одинаковой силой голоса? Какие из них произносятся сильнее, протяжнее? (важные по смыслу) На них падает смысловое или логическое ударение. А остальные слова в предложении как произносятся? (ослабленно, тише) Как движется голос, когда мы говорим? (то повышается, то понижается) Как мы отделяем друг от друга слова и предложения в устной речи? (паузами) Мы никогда не говорим только тихо или только громко. Все эти изменения в устном произнесении предложения называются интонацией.
Давайте еще раз назовем все части, из которых состоит интонация, будто мы рассматриваем ее в микроскоп.
На доске схема:
Учащиеся заносят схему в тетради.
У.: Приходилось ли вам пользоваться интонацией? Расскажите, когда.
Для чего нужна интонация?
Послушайте сказку в двух различных исполнениях. (Используется звукозапись чтения одной и той же сказки сначала с эмоционально-окрашенной, а затем с эмоционально-безразличной интонацией).
У.: Какой вариант исполнения сказки вам понравился, а какой нет? Почему? Сделайте вывод: для чего нужна интонация?
Д.: Она делает речь выразительной. Такая речь лучше воспринимается, слушать интересней.
У.: Итак, интонация — средство выразительности речи. Еще для чего она нужна? Одну и ту же фразу можно произнести по-разному, с различной интонацией. Например, вы увидели, что в расписание поставили еще один урок физкультуры. Дима скажет: Опять физкультура! (учитель произносит фразу обрадованно), а Оля скажет: Опять физкультура… (недовольно) От чего будет зависеть выбор интонации?
Д.: От того, как Дима и Оля относятся к физкультуре, от их чувств.
У.: Значит, интонация еще и средство выражения наших чувств, нашего отношения к дому, о чем мы говорим. А смысл высказывания меняется от этого?
Д.: Конечно. Слова в предложениях одинаковые, но интонация разная, значит и смысл разный.
У.: В некоторых случаях предложение, произнесенное монотонно, без всякой интонации, теряет свой смысл. Например, если я без интонации произнесу фразу Мальчик квадратный ковер выбивает, вы что можете неправильно понять?
Д.: Что квадратным был мальчик, а не ковер.
У.: С какой интонацией нужно произнести фразу, чтобы все встало на свои места?
Д.: С паузой после слова мальчик, выделяя голосом слово ковер.
У.: Где эта особенность интонации — передавать смысл высказывания — нами используется?
Д.: В общении. Интонация помогает понять друг друга.
У.: Попробуйте короткое слово да произнести с различной интонацией, меняя смысл.
Д. Да! Да? Да… Да-да. Да?!
У.: Вспомните, а на уроках русского языка, где мы встречаемся с интонацией? Что помогает вам расставлять знаки препинания?
Д.: Интонация.
У.: Интонация может служить ориентиром для расстановки знаков препинания. Правда, не во всех случаях. Нужно еще и правила знать.
Выводы по теме:
Интонация — сложное языковое явление. Включает в себя логическое ударение, мелодику, силу голоса, темпо-ритм, паузы, тембр. Это важнейшее средство выразительности устной речи, средство передачи чувств. От интонации может зависеть смысл высказывания.
Тема: Логическое ударение.
Цель: Формирование умения правильно расставлять в тексте и выделять голосом в устной речи логические ударения.
У.: Вспомним, из каких компонентов состоит интонация.
Д.: Логическое ударение, мелодика, пауза, сила голоса, темпо-ритм, тембр.
У.: Остановимся подробнее на логическом ударении. На доске записана фраза Лучше расскажи!. Какой она имеет смысл? (Учитель подводит детей к выводу: смысл данной фразы зависит от речевой ситуации — I) рассказал, просят рассказать лучше; 2) просят рассказать, а не показать.)
У.: Что придает фразе тот или иной смысл?
Д.: Логическое ударение.
У.: Логическое ударение — это выделение слова, наиболее существенного в данной речевой ситуации. В тексте слово, на которое падает логическое ударение, подчеркивают одной сплошной линией (показать: Лучше расскажи!).
К.Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении. Главное слово, выделяемое логическим ударением можно назвать ключевым. Это ключ к смыслу фразы, И наоборот, постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание.
Упражнение № 1 (из сборника для учащихся).
У.: Сейчас послушайте звукозапись. Определите, на какое слово падает логическое ударение в каждом предложении текста. Выпишите эти слова на листочек (в тексте должно быть не более 5 предложений; количество слов в каждом предложении 3-4).
У.: Иногда на логическое ударение указывают усилительные частицы, стоящие перед главным словом. Найдите эти частицы в предложениях, которые записаны на доске:
Только отец сохранял спокойствие.
Как раз здесь начинается минное поле
Лишь в 8 часов работа была закончена.
Именно в кратере нашли этот минерал.
Подчеркните слова, на которые падает смысловое ударение, и прочитайте с правильной интонацией.
Логические ударения падают в предложении на противопоставленные слова. Например:
Еще вчера морозило, а сегодня оттепель.
Упражнение № 9.
У.: Нередко логически ударное слово выделяется автором путем повторения. Прочитайте предложения, выделяя голосом повторяющиеся слова:
Отчего же, отчего вы меня не послушали?
В трудном, очень трудном положении оказались тут зимовщики.
Бывает, что автор никак не выделяет на письме значимое слово. Тогда на помощь приходит позиция слов в предложения. Логическое ударение в письменном тексте обычно падает на последнее в предложении слово.
Упражнение № 10.
У.: Иногда ключевое слово в предложении выделяется особым видом ударения — эмфатическим.1 Оно усиливает эмоциональную насыщенность речи, поэтому можно эмфатическое ударение назвать эмоциональным. Выделяется оно при произнесении удлинением звука. Выражение положительных эмоций, например, одобрение, восхищение, жалость, нежность, проявляется в удлинении ударного гласного: Замеча-а-а-тельный человек! Бе-е-дный воробышек! Отрицательные эмоции, угроза, гнев, возмущение выражаются удлинением начального согласного звука: Ну и ж-ж-жулик ты!
Послушайте предложения и определите, на какие слова в них падает эмоциональное ударение:
Урожай получился на славу: плоды были большими, красивыми, а главное, о-о-очень вкусными.
Ты — жалкий ч-ч-червяк по сравнению со мной! — надменно воскликнула колдунья.
А кошка сидит на земле… и сожалительно мяукает: — Мя-аконький такой воробушек, словно мы-ышка…
У.: В тексте эмоциональное ударение будем обозначать подчеркиванием того звука, который удлиняется (показать: мышка).
Упражнения для закрепления: №№ 2-8, 11-13. (Упр. № 6 выполняется учениками в паре. Один ученик задает вопрос, другой отвечает).
Выводы по теме:
Логическое (смысловое) ударение — это выделение голосом слова в предложении, наиболее существенного для данной речевой ситуации. От постановки логического ударения зависит смысл высказывания и наоборот, от смысла высказывания зависит постановка логического ударения.
Тема: Мелодика речи. *
Цель: Формирование умения различать на слух изменения в интонации, связанные с мелодикой речи и произвольно придавать своей речи необходимую интонацию, повышая и понижая голос.
У.: Рассмотрим следующий элемент интонации — мелодику речи. На какой музыкальный термин похоже это слово?
Д.: Мелодия.
У.: Как бы вы объяснили, что такое мелодия в музыке?
Д.: С помощью разных нот создается мелодия.
У.: А ноты что собой представляют?
Д.: Звуки, разные по высоте.
У.: Давайте споем одну октаву с ноты до до ноты си, а затем в обратном порядке и проследим, как повышается и понижается наш голос.
Д.: Когда мы поем, наш голос то повышается, то понижается.
У.: И когда мы говорим, наш голос тоже то повышается, то понижается. Слушайте и смотрите на доску:
Сегодня ночью выпал снег.
Повышение и понижение голоса при разметке текста обозначаются стрелками. Прочитайте это предложение, проследите, как движется ваш голос (произносят все хором, по знаку учителя).
Учитель ведет указкой по стрелкам и на слове ночью говорит: Голос идет вверх, повышается, а на слове снег — Голос понижается, идет вниз.
У.: Движение голоса по звукам разной высоты и составляет мелодику речи. Потренируемся повышать и понижать голос.
Упражнения №№ 14-18.
Далее учащимся предлагается прослушать фразы и определить, на каких словах голос повышается, на каких понижается. Одну фразу дети слушают дважды, после чего дают ответ.
У.: Прослушайте предложение, записанное на доске, проследите за движением голоса и обозначьте стрелками повышение и понижение голоса: В нашей школе сегодня будет концерт (учитель произносит предложение с логическим ударением на слове школе).
Получается запись:
В нашей школе сегодня будет концерт.
У.: Прочитайте это предложение, выделяя голосом слово сегодня. Как изменится схема движения голоса?
Получается вторая запись:
В нашей школе сегодня будет концерт.
После этих наблюдений делается вывод: в повествовательном предложении голос повышается на слове с логическим ударением и понижается к концу предложения.
У.: Переделайте последнее предложение в вопросительное. Какой будет мелодика?
В нашей школе сегодня будет концерт?
Мелодика этого предложения похожа на мелодику повествовательного предложения, только здесь более плавное понижение голоса в конце, а в повествовательном более резкое.
Задайте вопрос с логическим ударением сначала на слове будет, затем на слове концерт. Как меняется схема движения голоса?
В нашей школе сегодня будет концерт?
В нашей школе сегодня будет концерт?
Учащихся следует предупредить, что степень повышения тона голоса в конце вопросительного предложения не во всех случаях одинакова. С наибольшим повышением голоса произносятся предложения с логическим ударением на последнем слове (последний пример). В тех же случаях, когда вопросительная интонация реализуется главным образом в начале фразы, конец вопросительного предложения произносится с некоторым понижением голоса.
Далее аналогично наблюдается мелодика восклицательного предложения: В нашей школе сегодня будет концерт! Внимание детей обращается на то, что схему движения голоса при произнесении восклицательного предложения выстроить трудно. Интонация восклицательных предложений различна, голос повышается и понижается в зависимости от того, какое чувство испытывает говорящий.
У.: Вспомните стихотворение Где обедал воробей? и отгадайте, о каких животных идет речь. Определите на слух повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения:
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. (пингвин)
Эй, не стойте слишком близко! Я… (тигренок, а не киска)
Отчего течет вода с этого младенца? Он недавно из пруда. Дайте полотенце! (лебеденок)
Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки. (зебры)
По какому признаку вы определяли повествовательное это предложение, вопросительное или восклицательное?
Д.: По мелодике предложения.
Упражнение № 24.
У.: Прочитайте предложение из басни Крылова (на доске). Чем интересно его построение?
Проказница Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.
Д.: В этом предложении есть однородные члены предложения.
У.: Выразительно прочитайте эту фразу с соблюдением логических ударений, пауз и мелодики речи. Обозначьте слова, которые произносятся с наибольшим повышением голоса и понижением.
В результате коллективной работы появится такая разметка:
Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
затеяли сыграть квартет.
(Предложение на доске лучше записать в одну строку для более ясного графического изображения.)
После разбора еще одного предложения с однородными членами учащиеся делают вывод: чтение предложений с однородными членами сопровождается интонацией перечисления, т.е. каждый однородный член произносится с повышением голоса.
Упражнение № 25.
У.: Прочитайте предложения, записанные на доске. Чем различаются интонации их произнесения? Покажите эти различия на схеме движения голоса.
Коля спросил, когда мы пойдем в лес за грибами.
Коля спросил: Когда мы пойдем в лес за грибами?
Чем объясняются различия в мелодике этих предложений?
Д.: Тем, что во втором случае есть слова автора и прямая речь.
У.: Это особая разновидность интонации — интонация предупреждения: на словах автора голос резко понижается.
Упражнения № 26-27.
Упражнения для закрепления: №№ 19-23, 28.
Выводы по теме:
Движения по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса) составляют мелодику речи. В повествовательном предложении голос повышается на слове с логическим ударением и резко понижается к концу предложения. Вопросительные предложения произносятся с наибольшим повышением голоса, когда логическое ударение падает на последнее слово. Повышение и понижение голоса в восклицательных предложениях зависит от сопровождающих мысль чувств. В предложениях с однородными членами каждый однородный член читается с повышением голоса. В предложениях с прямой речью голос резко понижается на словах автора. Для любого предложения характерна интонация конца предложения.
Тема: Пауза. Темп речи.
Цель: Совершенствование умения соотносить темп речи с содержанием высказывания; осмысленно делать паузы в устной речи.
У.: Прочитайте выразительно предложение, записанное на доске и обозначьте вертикальной чертой паузы ( — короткая, — длительная):
Как обрадовали его успехи друга!
А нельзя ли это предложение прочитать иначе, с другим размещением пауз?
В результате на доске должно появиться две записи:
Как обрадовали его успехи друга!
Как обрадовали его успехи друга!
У.: К какому смысловому различию в данном предложении ведет различие в размещении пауз?
Д.: В первом предложении говорится о том, что его обрадовали успехи друга, а во втором предложении сказано уже о том, что друга обрадовали его успехи.
У.: Выполните упражнение № 29 и сделайте вывод, для чего нужны паузы в устной речи.
После выполнения упражнения № 29 делается вывод: в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы.
Игра Путаница (по упражнению № 32)
Класс делится на две команды. Каждая команда получает по стихотворению из упражнения. Кто быстрее и правильнее расставит паузы и прочитает текст, тот и победил.
Игра Кто правильнее? (по упражнению № 30)
Играют несколько человек. Читают по очереди предложения из упражнения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше продержится.
Игра Кто быстрее? (по упражнению № 31)
Соревнуется весь класс. Кто быстрее найдет все варианты прочтения предложений, тот победил.
Игра Шифровальщик.
Учитель предлагает учащимся написать что-нибудь смешное на листочке, не соблюдая знаков препинания и не делая интервалов между словами, затем обменяться записками с соседом по парте. Победителем становится тот, кто первый расшифрует и прочитает записку. Дети заранее договариваются, сколько будет строчек в шифре.
У.: Я прочитаю на коровьем языке известное вам детское стихотворение А.Барто, а вы попробуйте угадать какое. (Промычать стихотворение Наша Таня громко плачет…) Узнали?
Д.: Это стихотворение Наша Таня.
У.: А помог вам отгадать определенный ритм стиха. Любая наша речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки различной длительности. Звуки соединяются в слоги, слова, т.е. в ритмические группы. Между словами и сочетаниями слов мы делаем паузы, тоже разные по времени. Все это вместе составляет темп и ритм речи — движение речи, скорость протекания ее во времени. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый.
Мы никогда не говорим только медленно или только быстро. От чего зависит выбор темпа речи, как вы думаете?
Д.: От того, когда мы говорам, где и с кем.
У.: То есть от ситуации общения или речевой ситуации.
Упражнения № 35-36.
У.: Для быстрой речи характерно скрадывание гласных, пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.
Упражнения для закрепления: №№ 33-34, 37-39. По упражнениям № 34 и № 39 можно провести самостоятельную работу.
Выводы по теме:
Пауза как компонент интонации имеет большое значение: она помогает выражению мыслей и чувств в устной речи. Речь без пауз или с паузами случайными становится бессмысленной. Звуки речи и паузы между словами, разные по длительности, составляют темпо-ритм речи. Выбор темпа речи зависит от ситуации общения.
Тема: Каким бывает голос?
Цель: Формирование умения владеть силой голоса и придавать своему голосу различную эмоциональную окраску.
У.: Ребята, посмотрите, тема нашего занятия обозначена вопросом. Как бы вы на него ответили?
Д.: Голос бывает громким, тихим, звонким, грубым…
У.: Все эти характеристики голоса, которые вы дали, относятся к таким компонентам интонации, как сила голоса и тембр.
В Словаре эпитетов русского литературного языка более четырех страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, охрипшим, певучим — и мало ли еще каким! Иногда это становится характерной чертой человека, по которой мы узнаем его среди других.
Я выписала на доску характеристики голосов учеников нашего класса. Давайте поиграем.
Игра Угадай, чей голосок.
Один ученик загадывает кого-нибудь из класса и шепотом называет учителю. Затем дает характеристику голоса ученика, которого загадал (из списка, предложенного учителем): у этого мальчика (девочки) голос… Остальные учащиеся должны отгадать, о ком идет речь. Учитель подтверждает правильность ответа.
У.: На магнитофон записаны голоса героев мультфильмов: Дяди Федора, Кота Матроскина, Винни-Пуха, Пятачка, Карлсона, Незнайки, старухи Шапокляк.
Узнайте их по голосу.
Какие характеристики голоса вам помогли? (Сначала дети слушают все фразы, затем по отдельности. Имена героев выписаны на доску.)
У.: Одну и ту же фразу произнесли разные люди. Определите тембр голоса каждого говорящего. (Сначала прослушивают все варианты, затем по одной фразе. Рекомендуется раздать на парты листочки с перечнем различных тембров, на который учащиеся будут опираться при выборе нужной характеристики голоса.)
У.: Вспомните сказку про Красную Шапочку. Почему Волку удалось обмануть Бабушку и ее внучку?
Д.: Потому что Волк изменил тембр своего голоса. Он говорил не своим голосом, а голосом Бабушки и Красной Шапочки.
У.: Если Волк специально изменял тембр своего голоса, то у человека окраска голоса может отклоняться от обычного звучания, в зависимости от того, что человек чувствует в момент речи. Это отклонение называют эмоциональной окраской, которая зависит от содержания высказывания. Волнение, грусть, радость, подозрение — все это отражается в голосе. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Поэтому тембр голоса — это важнейшее средство выразительности устной речи и чтения.
Навык модулировать тембр голоса учащиеся приобретают через подражание, имитацию услышанного. Учитель показывает сам как прочитать фразу, меняя тембр голоса, или предлагает прослушать звукозапись.
Упражнения для закрепления: №№ 47-49.
Далее проводится конкурс пародистов, к которому дети готовились заранее дома. Предлагалось изобразить по желанию каких-нибудь известных всем людей (политиков, актеров, ведущих телепередач и т.п.), подражая их голосу. Наиболее талантливому из конкурсантов, которого выберет класс, вручается приз.
У.: Мы сказали, что тембр голоса может меняться в зависимости от содержания высказывания. Также меняется и другая часть интонации — сила голоса. Иногда мы говорим тише, чем обычно, а иногда наоборот очень громко. Вспомните и опишите ситуации (когда, где, с кем), в которых нужно говорить тихо, громко и даже кричать.
После ответов учащихся предлагается упражнение № 40.
Далее учащимся предлагается потренироваться в силе голоса. К доске выходит ученик, получает карточку с записанным предложением. Учитель просит: прочти предложение сначала так, чтобы тебя слышали только на первой парте; теперь прочти так, чтобы тебя слышали не дальше третьей парты; а теперь прочти так чтобы тебя слышал весь класс.
У.: У кого голос слабый, его можно развить при помощи специальных упражнений и тренировок на развитие силы голоса. Выполним некоторые из них.
Упражнения №№ 41-43.
У.: Вспомните веселые, громкие песенки, которые сочинял и пел Винни-Пух. Как они назывались?
Д.: Кричалки. Шумелки. Вопилки.
У.: Прочитайте одну из его кричалок в упражнении № 44. (Можно' использовать аудио — или видеозапись этой кричалки из мультфильма и предложить произнести ее вместе с Винни-Пухом.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работа над интонацией младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других