Музыка. Учебное пособие

Наталья Александровна Рябова

Эта книга обобщает 25-летний опыт автора в качестве учителя музыки общеобразовательной школы и даёт принципиально новый подход к преподаванию этого предмета. Надеюсь, это будет интересно и полезно не только учащимся, но и широкому кругу любителей музыки.Часть информации можно найти в ранее опубликованных книгах «Сборник стихов» и «Композиторы-романтики: Франц Шуберт, Никколо Паганини».

Оглавление

«ПИКОВАЯ ДАМА»

Опера-любимый музыкальный жанр Чайковского. У него 10 опер, 3 из них написаны на сюжеты произведений А.С.Пушкина — «Евгений Онегин», «Мазепа» (по поэме « Полтава»), и «Пиковая дама». Опера « Пиковая дама» была написана в 1890 году по заказу директора императорских театров. Опера была написана в Италии, во Флоренции за очень короткий срок: 44 дня.

Премьера состоялась в Петербурге, на сцене Мариинского театра и имела большой успех. Эта опера является вершиной оперного творчества Чайковского и одним из самых высоких достижений мировой музыкальной культуры.

Либретто написал брат композитора Модест Ильич Чайковский. В опере 3 действия и 7 картин.

Первая картина. Солнечный Летний сад заполненный гуляющей толпой. Офицеры делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но карт в руки никогда не берет. Вскоре в сопровождении графа Томского появляется сам Герман. Он признаётся, что страстно влюблён, но имени своей избранницы не знает. Тем временем, присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий делится радостью в связи со своей скорой женитьбой. Герман в ужасе узнает, что предмет его страсти и есть невеста князя, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы. Обе женщины, заметившие горящий взгляд Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями. Герман замечает уродство Графини, на что Томский говорит, что её не случайно называют Пиковой дамой. Но в молодости она была очень красива. Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной проиграла все состояние. «Ценой одного рандеву» она узнала у графа роковую тайну трёх всегда выигрывающих карт, чтобы вернуть свои деньги. С того момента с этой тайной оказалась прочно связана её дальнейшая судьба: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: „Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придёт, чтобы силой узнать от тебя три карты, три карты, три карты!“». После этого рассказа офицеры подшучивают над Германом и предлагают выведать у старухи тайну карт, но мысли Германа сосредоточены на Лизе. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром ничто в сравненье! Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам её, не знаю как, но отниму!… Она моею будет, моей, иль умру!».

Вторая картина. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу, но она скрывает свои мысли. Она чувствует любовь к таинственному незнакомцу, он прекрасен» как падший ангел», в его глазах «огонь палящей страсти». Неожиданно на балконе возникает Герман. Он открывает Лизе свою любовь и умоляет её принять это признание, потому что иначе он готов расстаться с жизнью. Её ответом становятся слезы сострадания. Их прерывает стук в дверь. В комнату входит Графиня, а спрятавшийся за портьеру Герман при виде её внезапно вспоминает страшную тайну трех карт. Старуха уходит и порывистое объяснение Германа завершается ответным признанием Лизы.

Второе действие. Первая картина. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви, но в то же время благородно дает ей свободу. Офицеры в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, придёт, чтобы узнать от неё три карты, три карты, три карты?» Германа пугают эти слова. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как роковое предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трёх карт.

Вторая картина. Герман пробирается в спальню Графини. Появляется сама Графиня. Она вспоминает прошлое и постепенно засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трёх карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом и старуха падает замертво. Пророчество сбылось, но тайна осталась Герману неизвестна. На шум приходит Лиза и видит Германа в состоянии безумия. Она понимает, что Герману была нужна тайна трех карт.

Третье действие. Первая картина. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. Он перебирает в памяти прошедшее и в его воображении встают картины похорон старухи, слышится призрачное заупокойное пение. В окно стучат. Гаснет свеча. Ужаснувшийся Герман видит призрак Графини и слышит её слова: «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют. Запомни! Тройка! Семёрка! Туз!» «Тройка… Семёрка… Туз…» — как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Она испытывает страшные муки сомнений: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Его безумие усиливается, он её не узнает, его мысли только об игорном доме: «Там груды золота лежат и мне, мне одному они принадлежат». Он убегает в игорный дом, а Лиза, доведенная до отчаяния, бросается в воду.

Третья картина. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», — возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми её!» и он застреливается. В сознании умирающего героя возникает прекрасный образ Лизы. Герман умирает.

По сравнению с повестью Пушкина либретто оперы имеет большие отличия. В повести Лиза — бедная родственница. В опере она — богатая наследница, внучка графини. Она недосягаема для Германа — бедного офицера. У Пушкина нет персонажа жениха Лизы-князя Елецкого. Изменён и образ Германа. В повести он с самого начала преследует только одну цель-обогащение. Он обманывает Лизу: познакомиться с ней он желает лишь для того, чтобы проникнуть в дом графини и узнать тайну трёх карт. В опере Герман страстно любит Лизу. Богатство может помочь ему преодолеть их неравное положение в обществе. Поэтому он и стремится узнать тайну трёх карт.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я