Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде

Натали де Шан

До появления этой книги не существовало ни одного словаря, который бы давал объяснения таким популярным, но таким сложным словам как «мода» или «стиль» с точки зрения многозначности. Fashion-словарь ответит на самые сложные вопросы: бывает ли вкус в моде врожденным? Чем винтаж отличается от ретро? Есть ли отличия между жакетом и пиджаком? С Fashion-словарем вы разберетесь с самыми запутанными, многозначными и абстрактными терминами и станете настоящим профессионалом мира моды!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проблема модной терминологии

КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО И КАК НАЗЫВАТЬ?

Однажды я читала статью с описанием фасонов юбок. Автор прикрепила фотографию юбки-плиссе и подписала ее: «красная юбка-пачка», а юбку в складку она именовала юбкой-колоколом. В комментариях я указала на ошибки, но в ответ получила: «Какая разница, что и как называть?»

И правда, какая разница? Ну назовете вы брюки — шарфом, а кроссовки — купальником. Разве кто-то умрет? Но представьте себе ситуацию. Вы пришли в ресторан, заказали вино с устрицами, а официант записал в блокноте: «Пицца и пиво». Какая разница, что как называть? Думаю, вы возмутитесь и уйдете из такого ресторана. Но и эта ситуация безобидная. А вот представьте: вы пришли к доктору, жалуетесь ему на боль в ухе. Он осматривает ваш орган слуха и пишет в карточке: «Воспаление аппендицита». Какая разница, что как называть? Подумаешь, вырежут один орган, а на другой, который болит, не обратят внимание.

Не зря каждое слово в любом языке имеет общепринятое значение, иначе мы не понимали бы друг друга. Каждый человек, произнося слова, старается подобрать те, которые максимально точно передают его мысли. А в профессиональной сфере существует своя терминология, которая позволяет специалистам понимать друг друга.

Чем деятельность ближе к защите здоровья и безопасности — тем конкретнее профессиональная лексика. Например, в сфере общепита куриный суп — это куриный суп, в медицине желудок — это желудок.

Если же деятельность приближена к искусству (как мир моды), то терминология становится абстрактной и многозначной. Почитайте, например, статьи, где авторы пытаются объяснить, что такое «мода» или «стиль» — и вы получите порцию путанных, загадочных объяснений, основанных на личных переживаниях.

КАКОВ КОНФУЗ!

До момента написания данной книги не существовало ни одного русскоязычного словаря модных терминов, где полноценно объяснялись бы самые простые и часто используемые слова: «мода», «стиль», «вкус» и другие. Лично для меня этот факт был большой проблемой, особенно когда я села за написание своей первой книги — «100 стилей. Как не заблудиться в моде». Я тогда задумалась: что значит это слово — «стиль»? Полноценного объяснения в словарях я не нашла, и мне пришлось самой формулировать значения этого термина применительно к миру моды. Уже тогда я поняла, что одно и то же слово может иметь несколько разных значений, которые следует разграничивать, а не мешать в одном тексте.

Честно сказать, тогда у меня получилось сырое исследование. Позже я осознала ошибки, которые допустила в книге «100 стилей. Как не заблудиться в моде». Однако это была не единственная проблема.

После публикации работы со мной произошел конфуз, который тоже связан с многозначностью слов. В моем каталоге была заметка о стиле субкультуры лолит, где содержалась краткая история, основанная на Энциклопедии моды wiki.wildberries.ru: «Изначально этот японский стиль носил название «лоликон» — сокращение от «комплекс Лолиты».

Кто-то из русскоязычных лолит увидел в рекламе моей книги эту фразу, и меня буквально закидали помоями: «Как вы посмели написать про лоликон, это же жанр педофилической порнографии!» В личные сообщения посыпались угрозы, а страницы интернет-магазинов, где продавалась книга, наполнились негативными комментариями.

Я стала проводить расследование — что же такое «лоликон»? Оказывается, это многозначный термин, который переводится как «комплекс Лолиты». Вот основные его значения:

• сексуальное влечение к девочкам-подросткам,

• феномен переодевания женщин в одежду навроде той, что носили девочки викторианской эпохи,

• жанр детского аниме с персонажами, которые одеты по викторианской моде,

• жанр порнографического (педофилического) аниме.

Получается, репутация моей книги была испорчена лишь потому, что представители субкультуры лолит путались в значениях термина «лоликон» или вовсе не знали о их разнообразии.

Но вернемся к теме моды. Однажды на рассвете своей карьеры стилиста я столкнулась с неприятной историей: на моем мастер-классе одна маловоспитанная гостья чуть ли не в голос смеялась, когда я сказала слово «блуза». Она думала, что такого термина не существует и нужно говорить «блузка».

Конфузы и путаницы возникают и у признанных экспертов. Например, множество споров вызывают высказывания ведущих передачи «Модный приговор». Эвелина Хромченко учит тому, что «Вкус — это мускул, который можно тренировать», а Александр Васильев считает наоборот:

«Что же делать людям, которые хотели бы привить себе хороший вкус? Думаю, ничего. Не надо стремиться во что бы то ни стало приобрести хороший вкус, это глупо».

А если задуматься о том, что слово «образ» — абстрактное, часто означающее «впечатление, ассоциация», то вы поймете, как глупо звучит фраза «Я купила пять образов на пять тысяч рублей». Ведь невозможно купить впечатление — ни за рубли, ни за доллары!

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПУТАНИЦА В МОДНЫХ ТЕРМИНАХ?

В начале главы я рассказала о девушке, которая путалась в фасонах юбок. Такое могло произойти либо из-за невнимательности, либо из-за невежества — человек просто не знает, чем юбка-плиссе отличается от юбки-пачки. Не разобрался.

Но такого нельзя сказать о фразе «Я купила пять образов на пять тысяч рублей», где слово «образ» лучше заменить на «комплект» или «наряд». Многие люди ее совершают: и начинающие стилисты, и блогеры, и признанные эксперты с большим опытом работы. Или, например, сам маэстро Александр Васильев убеждает подписчиков, что вкус — это врожденное (мы разберемся, почему это не так). В данном случае проблема в том, что модная терминология абстрактна и размыта. Нет четких правил употребления тех или иных понятий. Туфли мы никогда не назовем помадой, потому что этими словами называют конкретные объекты. А вот «вкус», «образ» — это тонкая материя, чувства, абстракция.

Есть и другой вариант путаницы. Например, я называю себя модным блогером. Одни думают, что «модный» — это популярный. Они смотрят на количество моих подписчиков и говорят: «Нет, ты не модный блогер». Другие думают, что модный — это тот, кто носит современную одежду и выглядит как одинаковые девицы в соц. сетях, и заявляют: «Нет, ты не модный блогер». А я имею в виду, что веду канал о моде — значит, я модный блогер. Или вспомните историю со словом «лоликон», которая стоила моей книге репутации. Очевидно, что причина подобных путаниц — в многозначности терминов, т.е. одно и то же слово имеет несколько разных значений.

Чтобы более понятно выразить часто встречающиеся путаницы из-за многозначности, я придумала такую фразу: «Икра — это часть ноги, которую мечет рыба из баклажанов или грибов». Слово «икра» здесь употреблено в трех разных значениях: икра как часть ноги, яички рыбы и блюдо из баклажанов или грибов.

В лингвистике такое явление называется полисемией это наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению. Но понять смысловой оттенок того или иного определения можно лишь в контексте.

Например, прилагательное «тихий» имеет много значений:

• Вокалистка запела тихим (негромким) голосом.

• Ребенок отличался тихим (спокойным) нравом.

• Водителю не нравилась тихая (медленная) езда.

• В тот день была солнечная тихая (безветренная) погода.

Когда мы употребляем такие простые слова, то легко понимаем, какое значение используется, в зависимости от контекста. Конечно, было бы проще, если каждое слово имело бы всего один смысл. Но тогда наш мозг плохо справлялся бы с огромным потоком слов.

Среди основных причин полисемии:

• экономия языковых средств (речевых усилий) для облегчения работы памяти,

• способность человеческого мышления к обобщению — это универсальный способ хранить большое количество информации.

К сожалению, многие термины, которые используются в мире моды, одновременно и многозначны, и абстрактны. Это приводит, например, к такому парадоксу: слово «мода» в одном значении является синонимом слову «стиль», а в другом значении — антонимом. Одеваться со вкусом может человек, не обладающий вкусом. О вкусах не спорят, а о вкусе — очень даже спорят. Все эти парадоксы станут вам понятны после прочтения книги.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Наверняка, вам будет интересно узнать, почему за объяснения терминов взялся человек, который не имеет лингвистического образования, и откуда взята информация. Почему стоит доверять моей точке зрения?

Большая часть текста составлена на основе моего многолетнего опыта работы в мире моды, прочтения огромного количества информации. Я интересуюсь модой с 2010 года. В 2014 году начала вести практику персонального стилиста, а в 2017 году появились мои первые исследования в сфере моды. Неудивительно, что мне постоянно приходится использовать слова, о которых пойдет речь в книге. Кроме того, я считаю себя человеком, тонко чувствующим язык (с детства увлекаюсь литературным творчеством). Даже планировала получать второе высшее образование лингвиста! Но мир моды оказался интереснее.

Конечно, я доверяю мнению профессионалов языковой сферы, а поэтому для работы использовала этимологические и толковые словари русского, английского и французского языков. Также был проведен анализ тематических текстов: цитат, статей, интервью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Fashion-словарь. Самые запутанные термины в моде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я