Библия для детей. Стихи русских поэтов на библейские мотивы

Народное творчество

Священная история в рассказах для детей, составленная протоиереем А. Соколовым, пользуется неизменным успехом на протяжении очень долгого времени: с тех пор как впервые вышла в свет в конце XIX века. Секрет успеха прежде всего в том, что она написана очень ясным, живым и образным языком. Замечательный текст в этом издании сопровождают прекрасные иллюстрации, выполненные знаменитым французским художником Гюставом Доре. Несомненно, вызовут читательский интерес и стихи выдающихся русских поэтов на библейские мотивы. Среди авторов этих стихов Полонский, Языков, Жуковский, Майков, Пушкин, Лермонтов, Фет, Хомяков, Бальмонт, Мережковский, Чюмина, Крестовский и другие поэты.

Оглавление

  • Ветхий завет

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия для детей. Стихи русских поэтов на библейские мотивы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ветхий завет

Кто сотворил мир?

Милые дети мои! Чего только не увидите вы на свете, если посмотрите вокруг себя! Кроме людей вы увидите дома, горы, леса, камни, деревья и красивые цветы. Вы увидите лошадей, собак, птиц, жуков и бабочек. А если поднимите глаза вверх, то увидите над собой обширное голубое небо и на нем приветливое солнышко. Вы, разумеется, могли бы назвать еще много других вещей, которые вы заметили около себя.

Это так теперь. Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. Был только один Милосердный Бог.

Он захотел, чтобы появился мир, или, как говорят проще, свет. И создал сначала ангелов.

Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле, — и ангелы такие же духи, но у них нет тела (а отчего рисуют их с крыльями, я скажу вам потом). У нас душа грешная, злая; ангелы же — добрые духи.

Потом сотворил Бог и Землю, на которой мы живем. Но везде еще была страшная темнота. Глубоко внизу волновалась вода, над водой же носился Дух Божий. Не сразу появилась Земля в том виде, в каком вы ее теперь знаете. Все на ней Бог устроил за шесть дней, хотя вы, разумеется, понимаете, что Бог все мог создать за одну минуту.

В первый день Бог создал свет, и на Земле стало светло-светло, сразу наступил ясный, светлый день.

Во второй день Бог создал твердь; по слову Божьему открылся обширный небесный свод, который вы видите над собой.

В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на Земле собралась в особые места. И вдруг образовались ручейки, реки и озера. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы.

Но если бы везде была только одна голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева, то было бы очень некрасиво и скучно.

И вот в третий день Милосердный Бог сказал: «Пусть вырастут на земле травы, овощи и цветы. И пусть каждое растение приносит семя для того, чтобы могли от него распространяться новые растения, когда старые сгниют или будут съедены. Пусть на земле растут деревья и приносят плоды. На каждом дереве пусть растут свои плоды: на яблоне — яблоки, на рябине — рябина, на орешнике — орехи, на вишне — вишни.

И как только Милосердный Бог сказал это, в ту же минуту на земле выросла разная трава, появились разные цветы, овощи и маленькие и большие деревья с разными плодами. Теперь вы понимаете, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.

Только мне теперь хочется знать, помните ли вы, в каком порядке, то есть что сначала создавал Господь? Скажите, что сотворил Бог в первый, что во второй день и в третий?

Да будет свет! (Бытие 1:1-19)

Слушайте дальше. В четвертый день Бог сказал: «Пусть появятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму». И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. Среди многих светил два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днем, а другое — ночью. Это светлое солнце и бледная луна. Ну, а множество других сияющих светил, которые и до сих пор светят на небе, но видны только ночью? Это, без сомнения, звезды.

Теперь стало очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа еще не видно было на земле. Ни одна птичка еще не летала в воздухе. Не видно было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, и в озерах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было мертво и тихо.

Вот в пятый день и сказал Бог: «Пусть в воде живут рыбы, а по воздуху летают птицы». И что же? В одну минуту вода закишела рыбами. Большие и маленькие рыбы поплыли в воде: окуни, щуки, сельди и среди них огромный и страшный кит. Запрыгали лягушки и поползли раки. На поверхности воды плавали гуси, утки, а другие птицы летали по воздуху, сидели на деревьях и бродили по земле.

В шестой день Бог сотворил зверей земных — таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. По слову Божьему появились звери, каждого рода по паре, чтобы они могли размножаться.

Вот теперь-то на земле стало хорошо и весело. Куда ни оглянитесь, везде вы увидите животных. По земле ползают тысячи червей, и каждый червяк имеет свой вид. По песку и траве бегают разные жуки: зеленые, красные — всяких цветов. На цветах сидят пчелы, шмели, бабочки. Огромные тучи комаров играют в солнечном сиянии. Как много разных животных создал Милосердный Бог! Одни лежат или сидят, другие бегают, прыгают. Здесь бежит мышь, там ползет еж. Здесь сидит собака, там — кошка. Здесь мычит корова, там щиплет траву овечка. Здесь скачет заяц, там — олень. Здесь лежит на траве сердитый лев, там стоит огромный слон и помахивает большим, толстым хоботом. И на деревьях видны различные живые существа. Там сидят воробьи и скворцы, малиновки и соловьи. В воздухе летают голуби и ласточки, жаворонки и вороны. Где ни прислушаешься, везде поют, жужжат, пищат, мычат. Все радуются своей жизни и восхваляют Милосердного Бога, Который создал их. И Бог милостиво взирал на все Свое творение, которое действительно было очень хорошо.

Кто сотворил человека?

Итак, теперь были и растения и животные. Но не хватало еще одного творения. Как вы думаете, какого? Не было еще людей. И вот Богу было угодно создать человека. «Я хочу создать человека, — сказал Бог. — Пусть он будет господином над всеми зверями и всей землей. Сотворим человека по образу Нашему и подобию». Теперь послушайте, как Милосердный Бог сотворил первого человека. Он взял кусок земли, создал из него тело человека и вдохнул в него разумную душу.

Вот как Бог создал из земли первого человека-мужчину. Его звали Адамом.

Но Адам был один-одинешенек. Ему не с кем было говорить, не с кем гулять, не с кем радоваться. Оттого ему иногда было очень скучно. Милосердному Богу стало жалко Адама, и Он решил: «Нехорошо быть человеку одному. Надо создать для него жену, которая всегда была бы с ним». Так Господь и сделал. Он навеял на Адама необыкновенно крепкий сон, вынул из его груди одно ребро и из этого ребра создал жену.

Сотворение Евы. (Бытие 2:15–23)

Когда Адам проснулся и открыл глаза, перед ним стояла женщина. Адам обрадовался и сказал: «Это такой же точно человек, как и я». Бог открыл ему, как Он сотворил жену. Адам был рад, что не будет больше один. Он очень полюбил жену, и они жили весьма счастливо. Жену Адама звали Ева.

Таким образом, за шесть дней был создан весь мир. И когда Бог еще раз осмотрел все, что создал, то увидел, что все было прекрасно. В седьмой день Бог ничего уже не творил и завещал людям седьмой день в неделе посвящать Богу: ходить в церковь и молиться дома, читать священные книги, посещать больных и т. п.

Первый грех

Жили Адам и его жена Ева в большом прекрасном саду, который был для них создан Самим Богом. Как чудно и красиво там было! Там цвели самые прелестные цветы. Там были красивые лужайки и горки, покрытые самыми лучшими растениями. Там журчали прохладные источники и светлые чистые ручейки протекали по лугам. Там было много кустов со сладкими ягодами и много деревьев с яблоками, грушами, вишнями и орехами. Под ними паслись овечки, козы, коровы. Птицы с разноцветными перьями летали с дерева на дерево и на ветвях строили свои гнезда. И с утра до вечера раздавались их веселые песни. Сад этот назывался раем. Хорошо было Адаму и Еве жить в раю. Они могли трудиться сколько хотели только для того, чтобы без дела не было скучно, а также для здоровья. Они могли есть плоды, когда чувствовали голод. Когда же им хотелось пить, они шли к источнику и там пили. В раю был такой хороший воздух, что Адам и Ева не страдали ни от жары, ни от холода; ни одна муха не смела сесть на них, ни один комар не смел кусать их, так что им не нужна была одежда и они ходили нагие. Вы думаете, что им было стыдно? Нет! Адам и Ева были невинны и безгрешны, им нечего было стыдиться, и оттого они не замечали своей наготы.

Но будьте внимательны. Среди всех райских деревьев были два особенно замечательные. Одно называлось деревом жизни. Чудные плоды росли на этом дереве! Если бы люди могли всегда есть эти плоды, то они никогда бы не умерли, а жили бы вечно, никогда бы не хворали и не старели, а всегда были бы здоровы и молоды. Другое же дерево называлось деревом познания добра и зла. С этого дерева Бог запретил людям есть плоды. Он сказал Адаму, что если они не послушают Его и попробуют плоды с этого дерева, то непременно умрут. Адам сказал об этом и Еве. И что же вы думаете, дети? Не послушали Бога Адам и Ева — попробовали плоды запрещенного дерева. Их соблазнил дьявол. Вы, может быть, еще не забыли, что я говорил об ангелах. Один из ангелов начал гордиться тем, что он очень добр и умен, и перестал слушаться Бога. Мало того: он подговорил к этому многих других ангелов, и сделались они злыми. Бог прогневался на них, прогнал их с неба и послал в ад. Этот злой дух называется дьяволом. Вот дьяволу-то и стало завидно, что Бог любит человека, говорит с ним, что человеку так хорошо жить в раю.

Он и задумал погубить людей. Пробрался потихоньку в рай, вошел в змея и влез на дерево, с которого запрещено было людям вкушать плоды, и стал ожидать, не подойдут ли Адам или Ева. Дьявол хотел уговорить их нарушить заповедь Божью. И вот однажды подошла к дереву Ева, остановилась и залюбовалась его красивыми плодами. И чем дольше смотрела она на красивые яблоки, тем больше хотелось ей попробовать их. Вдруг послышался ей с дерева голос. Она подняла глаза и увидела красивого змея. Змей спросил Еву: «Правда ли, что Бог запретил вам рвать плоды с деревьев?» «Нет, — ответила Ева, — Бог позволил нам рвать и есть плоды со всех деревьев, только запретил есть плоды с этого дерева, потому что мы умрем, если попробуем эти плоды». Тогда змей сказал Еве: «Не верьте этому. Напротив, Бог знает, что если вы станете есть эти плоды, то станете такими же умными, как Он Сам, узнаете и доброе и злое, а этого-то Он и не хочет. Вот почему Он и запретил вам есть эти плоды». Ева слушала, а сама все смотрела на красивые плоды. И плоды нравились ей все больше. «Неужели, — думала она, — правда, как сказал мне змей, что от этих плодов станешь умнее? И если мы с Адамом сделаемся умнее, узнаем и хорошее и худое — ведь это очень хорошо, а Бог и не узнает, если я сорву только одно яблоко». И вообразите, дети, что сделала Ева! Она протянула руку и сорвала запретный плод. И вот, милые мои дети, был сделан первый грех. Ева съела половину плода, а другую отнесла Адаму и уговорила его съесть. Адам послушался жену и съел запретный плод. Но лишь только они съели плод, как вспомнили о словах Божьих. Теперь они увидели, что согрешили, и не могли смотреть друг другу в глаза. Они заметили, что они голые, и устыдились друг друга.

В эту минуту в раю послышался голос. Это был Милосердный Бог. Он видел все, что сделали Адам и Ева. Адам и Ева, когда услышали голос Бога, вместо того чтобы с радостью броситься ему навстречу, как они делали прежде, испугались и спрятались под дерево. Они думали, что там их Бог не увидит.

Но Бог строгим голосом сказал: «Адам, где ты?»

Тогда Адам сказал: «Милосердный Боже, я испугался, мне стыдно — ведь я голый, вот я и спрятался».

Тогда Бог сказал: «Адам, ведь Я все видел. Я видел, что ты съел плод с того дерева, с которого Я запретил тебе».

«Милосердный Боже, — оправдывался Адам, — я не виноват. Жена, которую Ты дал мне, принесла мне плод с дерева — и я съел».

Тогда Господь сказал Еве: «Зачем ты это сделала?»

«Милосердный Боже, — ответила Ева, — я тоже не виновата. Змей обманул меня. Он сказал мне, чтобы я съела, — и я съела».

Вы помните, дети, кто сидел в змее и кто разговаривал с Евой? Дьявол — злой дух. Его раньше и строже всех наказал Бог. Бог сказал дьяволу, что «от жены родится Спаситель, который победит дьявола и не позволит ему больше обманывать людей, а людям даст рай еще лучше, не на земле, а на небе». Змей, который до тех пор был самым красивым и самым умным животным, в наказание принужден был ползать по земле на животе и есть землю. И вы знаете, дети, что теперь змей считается гадким, проклятым животным. Еве Бог сказал: «Много болезней перенесешь ты, рожая детей, и за то, что соблазнила своего мужа, он будет властвовать над тобой, а ты должна его слушать». Адаму Бог сказал: «Так как ты не послушался Меня, то вот тебе наказание: ты будешь много трудиться, так что потечет с лица твоего пот, когда будешь обрабатывать землю, чтобы получить хлеб, который захочешь есть. Ты посеешь рожь или пшеницу, а вместо хлеба на твоем поле вырастут никуда не годная трава или колючее растение. Всю жизнь ты проведешь в тяжелых трудах, а потом умрешь, зароют тебя в могилу, в которой ты сделаешься землей, из которой взят».

Изгнание Адама и Евы из рая. (Бытие 3:9–24)

С этой минуты Адам и Ева не могли уже оставаться в раю. Сам Бог изгнал их из рая на поле, где они, чтобы не умереть с голоду, должны были работать с утра до ночи. Адам и Ева сделали себе неподалеку от рая хижину и часто плакали и говорили между собой: «Ах, если бы мы не послушали змея! Если бы мы не съели плод с того дерева, то и до сих пор жили бы в прекрасном раю. Как плохо не слушаться Бога!»

Так Адам и Ева раскаивались в своем грехе, но они не могли уже вернуться в рай: перед его входом был поставлен ангел, который держал в руке большой огненный меч и не пускал их.

Видя раскаяние наших прародителей — Адама и Евы, не навсегда отверг их Милосердный Бог. Он утешил их Своим обещанием послать в свое время для спасения всех людей Своего Сына, что действительно, как узнаете после, исполнилось. И вы, милые деточки, слушайтесь Бога, слушайтесь родителей, слушайтесь учителей и старших. И Бог, и учителя, и родители учат вас доброму; они любят вас и заставляют делать хорошее, а от плохого удерживают. Будете слушаться их — будете добрыми и счастливыми; не будете слушаться, будете делать худое, непозволенное — сделаетесь плохими, грешными и будете несчастны. Если же и случится с вами беда и вы не сделаете того, что вам велено, а сделаете, что запрещено, не запирайтесь в своем поступке, не сваливайте вину на других, а признайтесь, ничего не скрывая, попросите прощения, исправьтесь и впредь будьте послушнее.

Каин и Авель

Милосердный Бог дал Адаму и Еве детей. Самым старшим сыном был Каин, а другой, Авель, был помоложе его. Каин был земледельцем, Авель — пастухом. Об этих двух братьях я должен рассказать очень печальную историю.

Однажды Каин и Авель приносили жертвы Богу[1], каждый от себя. Каин развел огонь и положил на него сноп спелых колосьев. Авель развел огонь, заколол и положил на него самого лучшего ягненка, какой только был у него в стаде. Авель был добрый, благочестивый; он любил Бога и, принося свою усердную жертву, веровал в обещанного Спасителя. Каин приносил жертву только для вида, чтобы не сказали про него, что он не верит обещанию Бога и не любит Его. Он приносил жертву так же, как и мы часто молимся Богу, потому что нас заставляют, или ходим в церковь потому только, что нас туда посылают или водят. Как часто мы читаем молитву или стоим в церкви, а сами думаем о постороннем, торопимся поскорее прочитать молитвы и ждем не дождемся, скоро ли отойдет служба в церкви, чтобы убежать и поиграть с товарищами.

Дети! Бог видит, что думает человек. Он видел усердие и веру Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. Дым от жертвы Авеля поднялся к небу, а дым от жертвы Каина стлался по земле. Да! Бог не принял жертву от Каина и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство. Что же, дети, вы думаете, Каин исправился? Нет! Ему стало досадно, что его жертва не угодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.

Жертвоприношение Авеля. (Бытие 4:1–7)

Убийство Каином Авеля. (Бытие 4:8–15)

Когда Каин все больше и больше сердился, Милосердный Бог сказал ему: «Что ты сердишься, Каин? И почему у тебя такое печальное лицо? Перестань сердиться, это — грех».

Но Каин не послушался Бога и все больше и больше сердился на Авеля. И знаете ли, дети, что он сделал из-за своей злобы? Он позвал Авеля в поле, завел его подальше от жилища родителей и там убил своего брата. Ему не жалко было убивать его; он не хотел и слышать, когда бедный Авель со слезами на глазах просил у него пощады, он не захотел подумать о том, что по убитому Авелю будут горевать и плакать отец и мать. Вот до чего довели Каина зависть и гнев. Убил человека, своего родного брата, загубил невинную душу…

Идет Каин домой и думает, что никто не видел, как он убил своего брата. Не видели люди, но видел Бог, Который все и везде видит, от Которого мы не можем ничего скрыть, Который видит не только то, что мы сделали, но и то, что еще хотим сделать. И вот является Каину Сам Бог и для того, чтобы побудить его к раскаянию, спрашивает: «Каин, где твой брат Авель?» Скрытный и грубый Каин отвечает: «Я не знаю, где он. Разве я сторож брату моему?»

Тогда Милосердный Бог сказал: «Каин! Каин! Что ты сделал?! Там лежит твой мертвый брат, весь в крови, которая взывает ко Мне. И за то, что ты убил брата своего, будь ты проклят. Не смей оставаться в этой стороне, удались от своих родителей и беги дальше отсюда. Но куда ни придешь ты, нигде не будешь иметь покоя. Всегда будет мучить тебя совесть за то, что ты убил без всякой вины своего брата». Тогда Каин сказал: «Да, Господи, теперь я вижу, что грех мой велик и Ты не простишь его мне». И представьте, дети, Каин, который без всякой жалости убил своего бедного брата, стал бояться, как бы его самого не убили. Он говорит: «Каждый, кто встретится со мной, убьет меня!» Но Господь отметил Каина особым знаком, чтобы никто из встречавшихся с ним не мог убить его.

И вот пошел несчастный Каин подальше от родных мест, в чужую землю. Но его сердце всегда замирало от страха, и постоянно мучила его совесть. Падал с дерева листок, и он от страха бросался в сторону. Куда бы ни садился он отдохнуть, везде чудилось ему, что лежит перед ним в крови Авель. Ему казалось, что за каждым кустом сидит убийца, который сейчас убьет его. Но люди, глядя на этого стонущего от угрызений совести, трясущегося и дико озирающегося по сторонам человека, старались не встречаться с ним и убегали, увидев Каина.

Сиф. Дети Сифа и дети Каина

Адам и Ева очень скучали и горько плакали по своему любимому сыну Авелю. Бог, желая утешить их, дал им вместо Авеля такого же доброго и послушного сына Сифа. Вырос Сиф, и у него родились дети. Он старался воспитать их, учил их молиться Богу, любить друг друга, никого не обижать; внушал им, что нужно трудиться, разъяснял, что вредно и грешно ссориться, обманывать других, а тем более убивать.

Каин не учил своих детей добру, и они оказались злыми, не боялись Бога и не молились Ему, ссорились между собой и обижали детей Сифа.

Дети и внуки Сифа сначала не знались с детьми Каина и жили хорошо; потом начали с ними знакомиться; и, наконец, правнуки Сифа стали жениться на правнуках Каина. И что же, дети?.. Вы, разумеется, понимаете, что знакомство и дружба с плохими людьми никогда не приводят к добру.

Вы знаете, что плохой товарищ не научит вас ничему хорошему; он научит вас лениться, обманывать, браниться, воровать, драться и другим шалостям.

Так случилось и с потомками Сифа. От потомков Каина они стали перенимать дурные привычки, перестали слушать Бога и, наконец, совсем потеряли веру в Него.

Они думали уже не о том, чтобы делать добро, которое Бог любит и за которое награждает людей, а заботились только о том, чтобы жить спокойнее и веселее, иметь больше удовольствий.

Ной

Хотя люди своими злыми наклонностями и делами огорчали Бога, но Он все-таки любил их. Хотя они и заслуживали наказания, но Бог медлил наказывать их. Он уговаривал людей, чтобы они исправились, но люди не слушали Его. Наконец Бог дал людям для исправления 120 лет и сказал им, что если они за это время не исправятся, Он накажет их и они погибнут. Да, дети! 120 лет — долгое, очень долгое время, и вы можете понять, что Господь долго терпит, прежде чем накажет. Только тогда, когда люди совсем не хотят слушать Его, Он наказывает их.

Прошло 120 лет. И как вы думаете, дети, исправились люди, стали молиться, сделались добрыми? Нет! Они сделались еще хуже, чем были прежде.

Дошло наконец до того, что на всей земле не осталось добрых людей, и среди многих тысяч людей был только один человек, который оставался добрым и благочестивым и жил так, как велел Бог. Человека этого звали Ноем.

Скажите, дети, что делать с такими упрямыми детьми, которые как будто насмехаются над своими родителями и учителями, не слушаются, когда их ласково просят исправиться, и не боятся, когда им говорят, что их накажут? Неужели постоянно прощать им и терпеть их леность и шалости?

Скажите, что делать с такими детьми? Да, их следует наказать! Но вот что я скажу вам, дети. Вы никогда не думайте, что родителям и учителям приятно наказывать детей.

Нет! И неприятно, и жалко. А что же делать, когда нет других средств унять шалунов?! Так и Милосердный Бог. Чего он ни делал, чтобы исправить и спасти людей! Он уговаривал людей, делал им много добра и, наконец, обещал наказать их. И когда все это нисколько не подействовало на людей, Он прогневался на них и послал им наказание. Вот до чего довели Его люди своими грехами и упрямством. Они прогневили Бога и подверглись страшному наказанию. Бог решил истребить людей Всемирным потопом, низвергнуть на землю такую большую воду, в которой потонули бы все люди.

Ковчег

Одного праведного Ноя, который был послушен Богу и был добрым, благочестивым человеком, с его добрым семейством Бог спас от Всемирного потопа. Бог явился Ною и сказал ему: «Ной, люди сделались очень злыми и не хотят исправляться. Я истреблю их, пошлю на землю такую большую воду, что все люди потонут. Но ты, жена твоя и три сына с женами не потонете, потому что вы остались добрыми». И велел Бог Ною построить из дерева ковчег. Ковчег походил на огромный корабль, только у корабля так же, как у лодок, нос делают острый, а ковчег был четырехугольный.

Трудно было Ною с сыновьями — вчетвером — строить ковчег. Сколько нужно было вырубить и натаскать больших деревьев, обрубить и сколотить их!

Ковчег был очень длинный, широкий и высокий.

Вы только подумайте: в ковчеге было три этажа!

Бог научил Ноя осмолить ковчег снаружи и внутри, велел ему сделать сбоку ковчега дверь, а сверху, на крыше, узкое длинное окно, которое тоже закрывалось бы и открывалось. Бог велел Ною взять с собой в ковчег и животных, которые не могут жить в воде: коров, овец и коз, а также голубей и горлиц по 14 штук, а остальных животных и птиц — по одной паре. Рыб, уток и гусей Ною, разумеется, не нужно было брать с собой в ковчег, они могли свободно жить в воде и на воде.

Когда ковчег был построен, когда Ной для себя и своего семейства заготовил пищу, а для зверей корм, Бог сказал ему, что через неделю начнется потоп.

Ной вошел с семейством в ковчег; за ними в ковчег, по воле Божьей, вошли и звери: пара львов, пара слонов, пара лошадей, ослов, оленей, зайцев, медведей, собак, кошек и разных зверей и животных — по паре. Влетели в ковчег и петух с курицей, воробьи, павлины, вороны, попугаи, чижики и другие птицы — тоже по паре.

Потом Сам Бог закрыл дверь ковчега, чтобы в него не попала вода. Вот как Бог любит и бережет добрых людей, которые Его любят и слушают.

Потоп

И вот начался потоп. Пошел сильный дождь, такой сильный, какой только может идти. Вода просто лилась с неба. Прошли день и ночь, но и на следующий день дождь не переставал. Немного прошло времени, а уже появилась большая вода. Моря и озера вышли из берегов, а реки становились все шире и шире. На другой день вода попала в дома. Людям сделалось страшно, они совсем не знали, куда деваться от воды. Когда вода поднялась выше, люди стали залезать на крыши. Но дождь все не переставал лить, и вода поднималась все выше и выше. Много злых людей уже потонуло. Другие, которые умели хорошо лазить, влезали на высокие деревья и там прятались. Но вода дошла и туда, а вскоре покрыла и самые высокие деревья. Такой большой воды вы никогда и не видали. Людям, которые еще остались в живых, было очень страшно. Некоторые из них забрались на самые высокие горы. Но вода поднималась все выше и выше и — подумайте только! — поднялась выше самых высоких гор! Вот, кроме воды и неба, ничего не видно: ни домов, ни деревьев, ни гор. Только вода и вода. А злые люди все-все потонули.

Но постойте! Что-то такое видно! Это Ноев ковчег тихо и спокойно плывет по воде, плывет по воде так тихо, как плывет листочек по ручейку. Ни одна капля воды не попала в ковчег, и люди и животные, находившиеся там, были в совершенной безопасности.

Сорок дней и сорок ночей шел дождь, ни на минуту не переставая. Перестал дождь, но прибывала вода из морей в течение ста пятидесяти дней. Долго плавал ковчег. Наконец Бог послал ветер, вода стала спадать, и ковчег остановился на одной горе.

Ковчег остановился на одной из гор Араратских. Эти горы в Армении, земле около Кавказа, о которой вы, дети, может быть, и слышали что-нибудь.

Показались уже вершины гор. Ной подождал сорок дней, открыл окно в крыше ковчега и выпустил ворона (большую черную птицу). Ворон летал, прилетал, садился на крышу ковчега, но в ковчег вернуться не захотел. (Видимо, ворон мог находить себе пищу на земле, как у нас грачи весной на проталинах).

Всемирный потоп. (Бытие 6:5–8; 7:11–18)

Всемирный потоп: истребление всякой плоти. (Бытие 7:19–24)

Ной выпускает голубя из ковчега. (Бытие 8:1–14)

Через неделю Ной выпустил голубку, но голубка вернулась назад, потому что не нашла сухой земли, по которой голуби любят ходить. Ной протянул руку и взял милую птичку. «Вода, — подумал он, — значит, еще довольно высока». Через неделю он опять открыл окно и выпустил голубку.

Полетав немного, она вернулась назад и принесла в своем клюве веточку одного дерева, которое называется масличным, потому что из него приготавливают деревянное масло, которое у нас горит в лампадах перед образами. Обрадовался Ной и подумал: «Должно быть, вода очень убыла. Деревья, значит, уже вышли из воды, иначе откуда бы голубка достала масличную веточку? Значит, скоро можно будет выйти из ковчега».

Ной подождал еще неделю и в третий раз выпустил голубку. Весело вспорхнула она и далеко улетела. Но назад уже не вернулась.

Когда земля совсем просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега с женой твоей, сыновьями и их женами; выведи и животных, пусть они разойдутся по земле и размножаются».

Тогда Ной открыл двери ковчега и вышел с женой и детьми, потом выпустил всех зверей, которых взял с собой. Нужно было видеть, с какой радостью выпрыгнули животные и вылетели птицы. О, как они были рады, что очутились на свежем воздухе, на свободе! Ведь они были в ковчеге целый год.

Выйдя из ковчега, Ной помолился Богу и поблагодарил Его за спасение. Он построил жертвенник из камней наподобие высокого, широкого и длинного стола и на нем принес Милосердному Богу в жертву несколько чистых животных и птиц с живой верой в будущего тогда (ныне пришедшего) Спасителя всего мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Он встал на колени и поблагодарил Бога за то, что Он сохранил жизнь ему, его жене и детям. Вера и молитва Ноя были угодны Богу, и Он обещал Ною впредь не наказывать людей таким потопом. «Нет! — сказал Бог. — До тех пор пока стоит земля, посев и жатва, мороз и жара, лето и зима, день и ночь будут, не переставая, идти своим чередом. А чтобы ты поверил, что Я сдержу Свое слово, взгляни на небо». Ной взглянул. И что же он увидел? Чудную, красивую радугу. «Всякий раз, когда ты будешь видеть эту радугу, ты должен вспоминать, что Я обещал не посылать на всю землю такого потопа», — сказал Бог.

И Милосердный Бог сдержал Свое слово. До сих пор еще не было на земле такой большой воды и, разумеется, не будет никогда.

Но, дети, если мы не будем слушаться Бога, будем злы, ленивы, непослушны старшим, будем браниться, обижать друг друга, Бог накажет нас; у Него и кроме потопа много наказаний для грешников, которые не хотят покаяться и исправиться.

Сим, Хам, Иафет

Я уже говорил вам, что у Ноя было три сына: одного звали Симом, другого Хамом, третьего Иафетом. Я расскажу вам, что сделал Хам, и знаю, что вам, как добрым детям, это не понравится.

Когда Ной вышел из ковчега, он взял участок земли, обработал поля и засеял их. Около своего дома он развел виноградник. Знаете ли, дети, что такое виноград? Некоторые из вас кушали виноград, а другие, может быть, даже и не видали его. Виноград — это крупная зеленая, а иногда и темная ягода, которая растет на деревьях большими кистями, как у нас рябина, только виноград больше и слаще рябины. В нем очень вкусный сок, который выжимают и из которого делают виноградное вино. Вот, когда у Ноя созрел виноград, он собрал ягоды, выжал из них сок, у него и вышло вино.

Праведный Ной проклинает своего сына Хама. (Бытие 9:20–27)

Как-то раз он выпил этого сока немного более обыкновенного, потому что еще не знал его хмельной силы. У него закружилась голова, он зашатался и, не успев дойти до постели, лег посреди шатра своего, не прикрывшись как следует, и уснул. Это увидел Хам. Тотчас побежал он за своими братьями и сказал: «Ступайте скорее сюда. Посмотрите, как неприлично обнажился отец». При этом он смеялся над действительно неприличным положением своего отца. Два других брата взяли покрывало, положили его к себе на плечи, вошли в шатер, повернувшись спиной, и прикрыли наготу отца. Они и не посмотрели, даже не посмели видеть, как лежит их отец.

Прекрасно поступили эти два брата. Но Хам поступил плохо. Так злые дети насмехаются над поступками своих родителей.

Когда Ной проснулся, он узнал, что сделал Хам и как поступили при этом другие сыновья. Он очень рассердился на Хама и пророчески сказал ему: «Хам, я все узнал, что ты сделал. Ты смеялся надо мной, твоим отцом. Не будет счастья тебе и твоим детям. Сын твой Ханаан будет рабом рабов твоих братьев».

А Симу и Иафету отец сказал: «Пусть Милосердный Бог пошлет вам счастье; в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопочтение, потомки Иафета займут наибольшее пространство земли и получат вместе с первым благословение Божье».

Благочестивый Ной еще долго жил после потопа. Бог дал ему прожить почти до 1000 лет (950). И другие люди до потопа жили очень долго. Вот теперь спросите какого-нибудь старика или какую-нибудь старушку: «Сколько тебе, дедушка (или бабушка) лет?» Семьдесят, восемьдесят, а уже в 100 лет старичка или старушку трудно найти. До 100 лет очень немногим Бог дает дожить. А до потопа: Адам жил 930 лет, Сиф — 913 лет. Дольше всех жил на земле Мафусаил — 969 лет. Вот как долго жили люди до потопа.

Когда Ной умер, на земле уже снова жило много людей.

Вавилонская башня (Столпотворение вавилонское)

Я уже сказал вам, что вновь людей стало много на земле. Они жили, где кому нравилось: одни в одном, другие в другом месте. Вы, любезные дети, разумеется, слыхали, что теперь есть люди, которые между собой говорят по-французски. Другие говорят по-немецки. Мы говорим по-русски. В древнее же время было иначе. Тогда все люди говорили на одном языке.

Но с течением времени между потомками Ноя стали возникать разногласия, так что им нужно было разойтись на далекое расстояние друг от друга. Племена Хама, более других опасавшиеся такого рассеяния, вздумали помешать этому. С явной гордостью они определили: «Построим город, а посредине города поставим большую, высокую башню. Эта башня (столп) должна быть такой высокой, чтобы касалась небес и чтобы видна была с любого места земли. Когда люди увидят эту высокую башню, они подумают: “Да, должно быть, это были очень умные и искусные люди, что построили такую башню”. И мы тогда прославимся!»

Все племена, кроме племени Евера, согласились на это строительство. Стали делать и обжигать кирпич, привозить камни, известь, и постройка началась. «Выше строить! Еще выше!» — постоянно говорили люди. Построив порядочную часть, они все-таки твердили: «Как бы нам построить башню еще повыше, чтобы нам больше было славы». Но это предприятие было неугодно Богу, Который видел, что люди строят башню из-за одной гордости, вопреки Его намерениям и притом взялись за дело несбыточное. И Он не допустил продолжения постройки. Послушайте же, как это сделал Бог. Однажды утром вышли каменщики и плотники на работу. Все заговорили на разных языках, и никто не понимал друг друга — что кому нужно. Каменщик просит подать камень — ему дают воду; плотник просит топор — ему дают гвоздь. Все слушают друг друга и слышат какие-то непонятные, незнакомые слова. Никому не разобрать и не понять, что говорят другие. Людям, которые не понимают друг друга, трудно затеять даже какую-нибудь игру. Вот если бы вам пришлось играть с немцами и французами, неловко бы вышло: ты просишь мячик — он дает тебе палку, ты велишь ему стоять на одном месте, а он бежит. И бросили бы вы свою игру. Как же работать, когда никто не понимает друг друга! Вот и строившие башню из-за того, что не понимали друг друга, стали ссориться, браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого толку не будет, что им не окончить работу, и бросили свое строительство. Потом вскоре все разбрелись в разные стороны. Так Бог не благословил это дело и смешал языки людей за то, что они стали очень горды и постройку начали из-за гордости, а не из-за необходимости и не для пользы.

Возведение Вавилонской башни. (Бытие 11:1–9)

Долго стояла эта недостроенная башня. Но мало-помалу она развалилась, а сам город, где она находилась, назван был Вавилоном, то есть смешением.

Да, дети, видите — не следует быть гордым, потому что Бог этого не любит. Гордым он противится, а к смиренным милостив.

Авраам и Лот

Спустя долгое время после Ноя жил такой же очень благочестивый человек. Его звали Авраамом. Авраам был очень богат. Он имел большие стада овец, коров, верблюдов, также много золота и серебра. И, как я сказал уже вам, он старался делать добро, чтобы благодарить Бога за Его милосердие. Но благочестивый и богобоязненный Авраам жил среди людей нечестивых и злых. Вот однажды явился ему Милосердный Бог и сказал: «Послушай, Мой возлюбленный Авраам, уйди с земли, на которой ты теперь живешь. Я отведу тебя на большую, прекрасную землю, которую отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через Которого все народы земные будут благословенны».

Авраам послушался и пошел на землю, которую указал ему Господь Бог. Эта земля называлась Ханааном. Там было хорошо: было много хлеба, овощей, были прекрасные виноградники и тучные луга с красивыми цветами. Аврааму там очень понравилось. Он тотчас же сделал алтарь, или жертвенник, на котором можно было бы приносить Богу жертву, и начал рассказывать другим людям о Милосердном Боге, чтобы все знали, как добр Господь Бог. Случалось Аврааму на чужой стороне терпеть обиды от злых людей, но он не роптал на Бога и не возвращался на родину.

Авраам взял с собой племянника, которого звали Лотом. Лот тоже имел большие стада овец, коров, верблюдов и жил рядом с Авраамом.

Когда слуги Авраама пасли его стада на поле, то приходили туда же и пастухи со стадами Лота. И если встречался тучный луг, где животные могли бы наесться досыта и на этот луг пригоняли свои стада слуги Авраама, то туда же пригоняли свои стада и слуги Лота.

«Это наш луг», — говорили слуги Авраама. «Нет, наш», — спорили слуги Лота. И так повторялось почти каждый день. Слуги ссорились, иногда и дрались между собой.

И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей…» (Бытие 12:1)

Авраам не раз слыхал об этих ссорах, и ему это очень не нравилось. Он не мог переносить, когда люди не уступали друг другу. «Этого впредь не должно быть», — думал про себя Авраам. Поэтому он пришел однажды к своему племяннику Лоту и сказал ему: «Послушай, любезный племянник! Чтобы не было ссоры между мной и тобой, между моими слугами и твоими — ведь мы родственники, — лучше разойдемся по-доброму. Ты пойди в одну сторону, а я пойду в другую. Если ты пойдешь налево, я пойду направо. Если же ты хочешь направо, я пойду налево».

Лот был очень доволен этим: он сразу же понял, что теперь-то может найти самую лучшую землю. Он искал вокруг, где получше луга для стад. Наконец Лот нашел прекрасную страну и отправился туда. В этой стране было два города. Один назывался Содомом, а другой — Гоморрой. Но в этих двух городах жили очень злые люди. Они никогда не делали того, что хотел Милосердный Бог.

Таким образом, Лот обманулся.

Ведь не может быть хорошо там, где много злых людей, хотя бы там были и прекрасные сады и луга. Случается, что люди, которые всегда ищут себе лучшего, выбирают себе самое плохое.

Бог обещает Аврааму, что у него родится сын Исаак

Авраам имел жену, которую звали Саррой. Авраам и Сарра дожили до старости, а детей у них не было. Авраам постоянно думал об этом и, несомненно, очень скорбел. И Господь Бог для его утешения, явившись Аврааму, сказал: «Будь непорочен, и Я составлю с тобой вечный завет (договор) о том, что буду Богом твоим и потомков твоих. Знаком этого завета должно служить обрезание всех лиц мужского пола». Авраам упал лицом на землю и с полной верой принял обещание Божье.

Запомните, деточки, что нужно верить всему, что говорит Бог. Кто не верит Богу, того Он не возьмет в Царство Свое Небесное.

Авраам принимает трех странников

Около Авраамова жилища была дубовая роща. Однажды в жаркий летний полдень сидит Авраам у своего дома под широким развесистым дубом и видит, что мимо идут три незнакомых человека. Авраам был ласковый, гостеприимный человек. Он никого не пропускал мимо своего дома, всем давал приют, всякого готов был накормить, напоить и успокоить. Он встает, низко кланяется и просит их зайти к себе — отдохнуть. Путники согласились, и радушный Авраам бежит к Сарре, велит ей скорее испечь белых пшеничных хлебов; потом бежит к стаду, выбирает самого лучшего теленка и велит слуге зажарить его. Затем он возвращается к своим гостям и моет им ноги. Понимаете ли, дети? Старый, богатый Авраам, у которого столько стад, столько слуг, сам моет ноги неизвестным людям, которых видит в первый раз! Вы, кажется, хотите спросить меня, зачем же это он мыл ноги своим гостям?

А вот зачем, дети. Странники шли пешком в жаркую погоду по раскаленной от солнца дороге. Ноги покрылись пылью и ныли от жары и усталости. Как приятно, когда их помоют чистой холодной водой! И в то время в тех странах первой учтивостью, первым делом было омовение ног с дороги.

Что же, друзья мои, оказалось? Оказалось, что Авраам благодаря своему гостеприимству удостоился принять Самого Господа и двух ангелов, которые явились ему в виде трех странников.

Три ангела перед Авраамом. (Бытие 18:1–16)

Когда Авраам, стоя перед гостями, сам прислуживал им за столом, Господь сказал ему: «Авраам! В этом же году Я опять приду к тебе; тогда у Сарры, жены твоей, будет сын». Гости сидели у шатра под деревом, а Сарра, которая была недалеко от шатра, услышала, что у нее будет сын. По своей старости она сочла это невозможным для себя и потому рассмеялась. Господь, Который видит не только то, что делается за стенами, но даже то, что делается в нашей душе, сказал Аврааму: «Почему Сарра смеется? Разве для Бога трудно дать дитя родителям и в старости?» Тут Сарра в испуге стала отпираться и говорила, что она не смеялась. Но Господь сказал ей: «Нет! Ты рассмеялась». Радушному Аврааму жаль было расставаться со своими гостями, и он пошел провожать их. Дорогой Господь открыл Аврааму, что Он хочет совсем стереть с лица земли Содом и Гоморру за бесчестие их жителей, и послал туда двух ангелов, а сам остался с Авраамом. Авраам, боясь, чтобы с другими жителями Содома и Гоморры не погиб и Лот, спросил Господа: «Ведь доброго человека Ты не погубишь вместе со злыми? Может быть, там найдется пятьдесят праведников. Неужели ты не пощадишь это место ради пятидесяти праведников?» Господь сказал: «Если там найдется хотя бы пятьдесят добрых людей — пощажу». Спрашивает дальше Авраам: «Может быть, найдется сорок пять, сорок, двадцать и, наконец, десять?» Господь сказал, что Он и ради десяти праведников, если бы они там оказались, пощадил бы эти города. Господь скрылся, а Авраам пошел домой, думая: «Неужели в двух больших городах не найдется и десяти добрых человек?»

Гибель Содома и Гоморры

Вы помните, дети, что двух ангелов, которые были у Авраама в гостях, Господь послал в Содом, а Сам остался на дороге. Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у ворот дома. Он был тоже добр и гостеприимен, как и его дядя Авраам, в доме которого он прежде жил и у которого научился многому доброму. Лот обрадовался, что может дать приют странникам, и пригласил их к себе. «Зайдите ко мне и ночуйте у меня», — сказал он странникам. Ангелы вошли. Стемнело. Вдруг на улице перед домом Лота поднялся страшный шум. Собралась огромная толпа негодных людей, которые требовали, чтобы Лот выдал им двух чужеземцев. Бог знает, что они сделали бы с этими двумя пришельцами. Но Лот хотел защитить своих гостей, хотя бы за это убили и его самого, и его семейство. Тогда эти люди ужасно рассердились и хотели выломать двери. Но по воле ангелов все они ослепли и не смогли войти в дом.

Утром рано ангелы сказали Лоту: «Теперь мы скажем тебе, зачем пришли в этот город. Так как здешние люди злые и совсем не хотят слушаться Бога, мы посланы наказать их и истребить их города, но ты не погибнешь. Собирай скорее лучшие вещи, возьми жену, обеих дочерей и ступай за нами. Только поторопись, потому что Божье наказание скоро наступит».

Поскольку Лот очень долго был в замешательстве, ангелы взяли его, жену и дочерей за руки и вывели их за город.

Когда они были уже за городом, один ангел сказал: «Не оглядывайтесь назад, а также не останавливайтесь, иначе с вами случится несчастье!»

Позади них было ужасно! Гремел гром, блистала молния! Огонь и сера падали на Содом и Гоморру с неба. Дома горели и проваливались. Земля начала дрожать. Наконец города провалились сквозь землю. Все люди, жившие в этих городах, погибли. На месте провалившихся городов сделалось море. Оно называется Мертвым. Вода в нем горькая, невкусная и вредная.

Лот и обе его дочери спокойно шли вперед, не оглядываясь, потому что это запретили ангелы. Но жена Лота никак не могла удержаться. Она все думала: «Что-то теперь делается позади?»

Она пошла немного потише, наконец остановилась и оглянулась. В ту же минуту на нее упали огонь, сера и зола, так что она не могла уже сойти с места. Осыпанная серой и солью, она окаменела и обратилась в соляной столп.

Бегство Лота из Содома. (Бытие 19:1–20, 24–26)

Видите, дети, как справедлив Бог! Тех, кто не слушает Его, Он наказывает.

Лот же и его дочери пришли в другой город, называемый Сигор, где люди были добрее.

Жертвоприношение Исаака

Господь всегда исполняет то, что обещает. Теперь вспомните, чего желал Авраам и что ему обещал Бог? Он обещал дать Аврааму сына. Вскоре после этого обещания действительно у Авраама от Сарры родился сын. Этого младенца назвали Исааком.

Вы можете себе представить, как обрадовались отец и мать маленькому Исааку. Чем больше он становился, тем был для них милее. Ведь это было их единственное дитя.

Маленький Исаак рос и был так же добр и благочестив, как и его отец. Но послушайте, что случилось!

Однажды Бог сказал Аврааму: «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую Я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву».

Удивительно! Непостижимо, чего потребовал Бог!

Авраам тотчас же подумал: «Бог сказал это. Он хочет этого, и я должен исполнить Божью волю, а Господь силен воскресить умерщвленного мной сына для исполнения Своего обещания о многочисленном потомстве и о будущем Спасителе всего мира».

На другое утро Авраам встал рано, наколол сухих дров, чтобы можно было легче развести огонь, потом вывел осла и положил на него дрова, затем взял двух слуг и своего сына Исаака и отправился в путь. Исааку же Авраам ничего не сказал о том, что он хочет сделать. Дорога была дальняя. Только на третий день пришли они к горе. Когда стояли под горой, Авраам сказал обоим слугам: «Подождите здесь под горой, а я взойду на вершину помолиться. Когда будем готовы, вернемся к вам. Мы останемся там недолго».

Авраам взял дрова и положил вязанку на спину Исаака. «Неси это ты», — сказал он ему. Сам же Авраам взял в одну руку огонь, а в другую острый, большой нож.

И пошел Исаак на гору рядом со своим отцом.

Авраам шел тихо и молча. Когда они прошли немного, Исаак спросил: «Любезный батюшка! У тебя огонь и нож, но где же овечка, которую мы принесем в жертву?»

«Не беспокойся, мое милое дитя, — сказал Авраам. — Бог пошлет овечку, когда мы взойдем на гору».

Больше отец не сказал ничего. Он молча пошел дальше. Исаак тоже не говорил ни слова, хотя и удивлялся. Когда они поднялись на гору, Авраам построил алтарь и положил на него дрова, не говоря при этом ни слова. Исаак спокойно смотрел, что делал отец.

Когда алтарь был готов, Авраам связал Исааку руки и ноги и положил его на дрова.

Послушный мальчик позволял с собой делать все, что хотел отец. Но, дети, тяжело было отцу! Горько было на душе у отца, когда он видел своего сына лежащим на костре! Теперь он должен был заколоть его ножом.

Это было тяжело. Но Авраам тотчас одумался: «Так хочет Бог, и я должен это сделать».

Авраам и Исаак, идущие к месту жертвоприношения. (Бытие 22:2–19)

И вот он взял большой острый нож в правую руку и занес его, чтобы заколоть Исаака. Но когда он хотел опустить нож, вдруг услышал голос с неба. Это был ангел, который звал: «Авраам!» «Я здесь!» — ответил Авраам. Тогда ангел сказал снова: «Не поднимай руки на сына твоего, потому что я теперь знаю: ты боишься Бога».

Лишь только услышал Авраам эти слова, как далеко-далеко отбросил от себя нож. Живо развязал он своего милого Исаака, обнял и поцеловал его от радости, что тот остался жив.

«Но, — подумал Авраам, — все-таки надобно принести Богу какую-нибудь жертву! Ах, если бы теперь были под руками овечка или теленок». Что же?! Оглядывается Авраам и видит недалеко барашка, который зацепился рогами в кустарнике и никак не может выпутаться. Быстро взял Авраам этого барашка, заколол его и принес Богу в жертву.

Бог сказал тогда Аврааму: «Так как ты не пожалел для Меня сына своего единственного, Я благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря, и через твое потомство, из которого произойдет Христос Спаситель, получат благословение все народы земли». Авраам отправился со своим сыном домой и радовался, что исполнил волю Божью и вместе с тем остался жив сын его Исаак, удостоенный столь великого обещания Божьего.

Женитьба Исаака

Когда Авраам уже очень состарился, а Исаак вырос, Авраам подумал: «Хорошо бы женить Исаака». У Авраама был один старый, верный слуга, которого звали Елеазаром. Авраам однажды позвал его к себе и сказал: «Послушай, любезный Елеазар! Мой Исаак хочет жениться. В здешней стране, где мы живем, ему не найти доброй жены. Здешние девицы не нравятся ему, да они и не скромны: не так ведут себя, как следует девицам. Ступай в землю, где мы жили прежде, и приведи жену Исааку. Но прежде поклянись, что ты все исполнишь хорошо».

Елеазар поклялся. На другой же день утром он взял десять верблюдов и множество золотых и серебряных колец, серег, браслетов и отправился в дорогу.

Через несколько дней пришел он к одному иностранному городу. Перед городом находился колодец. «Постой, — подумал Елеазар, — я остановлюсь у этого колодца и подожду, пока стемнеет. Тогда придут за водой молодые девицы и, может быть, среди них найдется та, которую Бог назначил Исааку». Он помолился Богу, прося, чтобы Он указал ему благочестивую девицу для милого Исаака.

И в самом деле, когда стало смеркаться, из города вышла красивая, приветливая девица с кувшином на плече. Она подошла к колодцу и зачерпнула воды. Тогда подошел к ней Елеазар и сказал: «Позволь мне напиться из твоего ведра!» «С удовольствием, господин», — сказала девица и тотчас же подала ему кувшин. Когда Елеазар напился, девица сказала ему ласково: «Я напою и твоих верблюдов; вероятно, они тоже хотят пить». И девица тотчас же побежала и напоила их.

Елеазар смотрел на нее, не говоря ни слова, но подумал про себя: «Это очень красивая девица. Она очень привлекательна, ласкова, проворна и, кажется, имеет доброе сердце. Вот бы ей быть женой Исаака».

И тотчас же Елеазар спросил девицу: «Послушай, дочь моя, как зовут твоего отца?» «Моего отца зовут Вафуилом», — ответила девица.

Тогда Елеазар сказал: «Не найдется ли в доме отца твоего места, где бы я мог переночевать?»

«Найдется, — ответила девица. — У моего отца много места в доме и много соломы и корма для верблюдов».

Елеазар и Ревекка у колодца. (Бытие 24:10–26)

Девица нравилась Елеазару все больше. «Да, — подумал он про себя снова, — она достойна быть женой моего господина Исаака». Он взял свою дорожную сумку, вынул из нее пару золотых колец, пару браслетов и еще несколько золотых вещей и дал девице. Ах, как обрадовалась девица! Она тотчас же побежала и рассказала обо всем матери. У этой девицы, которую звали Ревеккой, был еще брат Лаван. Когда брат увидел прекрасные золотые вещи, тотчас же спросил: «Скажи мне, Ревекка, откуда взяла ты эти прекрасные вещи?» «Это мне подарил один чужестранец, — ответила Ревекка. — Он и теперь стоит там, у колодца. Ах, какой это добрый, любезный человек». Лаван тотчас же побежал к колодцу и привел Елеазара в дом, где он мог переночевать.

Вскоре был готов стол, уставленный напитками и кушаньями, и Елеазара пригласили ужинать. Но Елеазар сказал: «Нет, я не буду теперь есть. Прежде я расскажу вам об одном важном деле, а потом уже буду есть».

«Ну так говори», — сказали ему. «Я слуга Авраама, — начал Елеазар. — Мой господин очень богат и имеет единственного сына. Этот сын, которого зовут Исааком, хочет жениться. Вот мой господин и послал меня в вашу страну, чтобы я нашел Исааку жену. У колодца, который находится за городом, Бог мне указал на вашу дочь Ревекку. Я думаю, что Ревекка понравится моему господину Исааку. Теперь я вас спрашиваю: желаете ли вы отдать Ревекку замуж за Исаака?»

Отец, мать и брат подумали немного и потом ответили: «От Господа пришло это дело, и мы не можем прекословить. Пусть Ревекка будет женой Исаака, как это угодно Богу!»

Потом они позвали Ревекку и спросили у нее: «Желаешь ли ты идти с этим человеком и быть женой Исаака?» Ревекка согласилась, увидев в этом деле, как и родители, призвание Божье.

Елеазар теперь снова открыл свои сумки и раздал еще много дорогих подарков.

На следующее утро Ревекка сложила все свои платья и вещи. Когда все было готово, она встала на колени перед отцом и матерью. Отец и мать положили ей на голову руки и благословили, то есть пожелали, чтобы Бог послал ей счастья. Потом Ревекка простилась с отцом, матерью и братом и отправилась с Елеазаром. Елеазар же радовался, что так быстро нашел невесту для Исаака.

Исаак дома постоянно думал о том, скоро ли и с каким ответом вернется Елеазар.

Однажды Исаак вышел в поле и увидел, что вдали движется какой-то караван. Это был Елеазар с Ревеккой. Караван подходил все ближе и ближе. Когда Ревекка издали увидела Исаака, она так растерялась, что упала с верблюда. «Что это за человек идет к нам навстречу?» — спросила она Елеазара. «Это мой господин, Исаак», — ответил Елеазар. Услышав это, Ревекка закрылась своим платком.

Исаак обрадовался, взял Ревекку за руку и повел в дом своего отца. Авраам тоже с радостью принял Ревекку и благословил брак своего сына Исаака с ней.

Как жаль, что Сарра, мать Исаака, уже к тому времени умерла! Как бы она была рада, что Исаак нашел себе добрую жену, и как бы она любила свою кроткую невестку!

Исаак и его добрая, благочестивая жена Ревекка любили друг друга, жили согласно и были очень счастливы.

Исав и Иаков

Долго, почти двадцать лет, у Исаака и Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал их усердную молитву и дал им двух близнецов, то есть у них за один раз родились два мальчика. Одного они назвали Исавом, а другого Иаковом. Мальчики совсем не походили друг на друга. Исав был весь покрыт волосами, и голос у него был грубый.

Исаак встречает Ревекку. (Бытие 24:54–67)

Иаков же имел чистое (без волос) тело и нежный голос.

Когда они выросли, Исав стал охотником и жил больше в лесу и в поле. Он стрелял диких коз и птиц и угощал ими своего престарелого отца Исаака. Исаак любил больше Исава, а Ревекка — Иакова.

Однажды Исав пошел на охоту в поле и вернулся домой голодный и усталый. А Иаков, который оставался дома, приготовил себе похлебку из чечевицы. Эта еда похожа на наш вареный горох. Кушанье уже стояло на столе, когда вошел Исав.

Ему очень захотелось поесть этого супа, поэтому он и попросил своего брата Иакова: «Позволь мне поесть твоих чечевиц: я очень голоден». Тогда Иаков ответил: «А что ты мне дашь, если я накормлю тебя?» «Откуда я знаю, что тебе нужно за это», — сказал Исав.

Я вам говорил уже, что Исав и Иаков были близнецами, то есть родились вместе, но Исав был на одну минуту старше Иакова. Поэтому Исав считался старшим. А старшего брата должны были слушаться не только слуги и служанки, но и братья. Старший брат получал двойную часть наследства. Старшего брата благословлял отец. Доброму Иакову было дорого родительское благословение. Вот он и сказал брату: «Продай мне свое старшинство, свое первородство».

Исав не очень дорожил отцовским благословением. «А что мне в старшинстве, когда я умираю с голоду, — сказал Исав. — Ну, будь ты старшим в доме. Дай мне только чечевицы». «Ладно, — ответил Иаков, — только я тебе не поверю до тех пор, пока ты не поклянешься мне в том, что я буду старшим и господином».

И Исав поклялся!

Тогда Иаков поставил ему чечевицы, положил также хлеба, и Исав поел. Потом он встал и ушел. Плохо поступил Исав, что продал свое старшинство. Видно, он не очень любил и уважал своих родителей, если не дорожил их благословением. Добрый Иаков и даром накормил бы своего брата.

Но, значит, Самому Богу было угодно отнять старшинство у недостойного и злого Исава и сделать старшим и господином смирного Иакова, который был более достоин родительского благословения, чем Исав.

Мать знала доброе сердце Иакова и дикий, вспыльчивый нрав Исава. Ей известно было, что Исав продал свое старшинство и клялся при этом, а ведь нарушить клятву — страшный грех. Да и Сам Бог, еще до рождения сыновей, открыл Ревекке, что ее младший сын будет господином над старшим. Поэтому она и хотела, чтобы Исаак благословил Иакова, а не Исава.

Исаак благословляет Иакова

Под старость Исаак ослеп, так что ничего не видел. Однажды позвал он своего сына Исава и сказал: «Сын мой! Ты видишь, я стар и не знаю, долго ли Господь даст мне пожить еще. Поэтому ты возьми свой охотничий снаряд, иди в поле и принеси мне дичи или что-нибудь подобное и приготовь мне из нее кушанье такое, какое я люблю. Ты знаешь, какое. Приняв пищу, я хочу благословить тебя прежде, чем умру». Исав ушел.

Все это слышала мать, Ревекка. Она поскорее побежала к Иакову и сказала: «Послушай, милый сын, сейчас я услышала, что отец хочет благословить Исава, когда тот принесет ему кушанье. А лучше, если бы он благословил тебя. Как бы только это устроить, чтобы ты получил благословение? Вот что пришло мне в голову. Беги скорей и принеси мне двух молодых козлов из стада. Я заколю их и сварю, а ты потом отнесешь их своему отцу. Отец твой подумает, что ты Исав, и благословит тебя».

Исаак благословляет Иакова. (Бытие 27:27)

«Но посмотри, матушка, — сказал Иаков, — ведь мой брат Исав косматый, а я не такой. Если отец дотронется до меня и заметит, что я не Исав, поймет, что я хочу обмануть его, тогда он не благословит меня, а проклянет».

Ревекка сказала тогда Иакову: «Не бойся! Если отец проклянет тебя, пусть это проклятие падет на меня. Ступай же скорее и принеси, что я велела, а то, пожалуй, брат твой придет раньше тебя».

Иаков пошел и принес двух козлят, а мать приготовила из них кушанье.

Чтобы старый слепой Исаак и в самом деле не узнал Иакова, вот что придумала Ревекка. Она принесла одежду Исава и надела ее на Иакова. Потом взяла две козлиные шкуры, разрезала их и обвязала вокруг шеи и рук Иакова. Для чего она делала все это? Разумеется, для того, чтобы Иаков показался таким же косматым, как Исав, если бы отец вздумал ощупывать сына.

Наконец, когда кушанье было готово, Иаков взял в руки блюдо и вошел в палатку к слепому отцу.

Услышав, что кто-то вошел, Исаак спросил: «Кто там?» «Это я, твой сын Исав, — сказал Иаков. — Я несу тебе кушанье, которое ты любишь. Встань, поешь, а потом благослови меня».

«Неужели ты так быстро нашел дичь?» — спросил Исаак.

«Бог помог мне так быстро настрелять», — ответил Иаков.

Тогда Исаак сказал: «Подойди, сын мой, ко мне: я хочу ощупать тебя, чтобы узнать, что ты в самом деле сын мой Исав».

Страшно было Иакову, но он все-таки подошел. Отец пощупал его шею и руки. «Тело в волосах, — подумал Исаак, — точь-в-точь как у Исава». Но все-таки не веря, что это Исав, отец сказал: «По рукам и шее — Исав, а по голосу — Иаков».

Поев пищи, Исаак еще раз спросил: «В самом ли деле ты — сын мой Исав?»

«Да, я — Исав», — ответил Иаков.

Тогда Исаак сказал: «Поди сюда, сын мой, и поцелуй меня». Иаков подошел к отцу и поцеловал его. Затем Иаков встал на колени. Старый благочестивый отец положил ему на голову руки и благословил его.

Но лишь только Иаков вышел, как вошел, тоже с кушаньем, Исав и сказал: «Встань, отец, поешь и потом благослови меня».

Исаак испугался и спросил: «Кто ты такой?» Исав ответил: «Я — Исав, старший сын твой».

Исаак испугался еще больше: «Что? Ты Исав? Здесь уже был кто-то, кто назвал себя Исавом, и я благословил его. И пусть он будет благословлен».

Когда Исав услышал это, огорчился, заплакал и стал просить отца: «Благослови и меня, отец!»

Но Исаак ответил: «Теперь я понимаю: приходил твой брат Иаков и хитростью взял твое благословение».

Плакал, рыдал Исав и говорил отцу: «Что же, отец мой, разве у тебя одно только благословение? Батюшка! Благослови и меня!»

Исааку жаль было Исава, и он не стал лишать его благословения. Только старшим благословенным сыном остался Иаков.

С этого времени Исав возненавидел Иакова. Он терпеть его не мог. Однажды Исав даже сказал: «Я убью Иакова».

Ревекка узнала, что Исав хочет убить ее любимца Иакова.

Бегство Иакова

Ревекка очень испугалась, когда услышала, что Исав хочет убить ее любимца. Поэтому она тотчас же позвала к себе Иакова и сказала: «Послушай, сын мой, твой брат Исав хочет убить тебя. Поэтому уложи скорей свои вещи и беги. Иди к моему брату Лавану в Месопотамию и оставайся там до тех пор, пока твой брат Исав не перестанет сердиться. А я извещу тебя, когда он сделается миролюбивее».

Сновидение Иакова. (Бытие 28:10–16)

Но чтобы престарелый отец не удивлялся тому, что Иаков уходит, Ревекка сказала Исааку: «Нам бы следовало послать Иакова в Месопотамию, чтобы он там взял себе жену, потому что здешние девицы не годятся для него».

Исаак не спорил. И вот Иаков ушел пешком, взяв в руки посох. Ему, разумеется, было очень тоскливо, когда он один должен был бежать вдаль из родного дома, от матери, в чужую далекую страну!

Но что делать?! Надо покоряться обстоятельствам жизни и верить, что Бог, посылающий их, делает все к лучшему. Много страха и нужды испытал Иаков в дороге, много трудов и обид перенес на чужой стороне. Но он не роптал на Бога и всегда оставался добрым. За это Бог любил и хранил Иакова.

Идет бедный Иаков, опустив голову, и не замечает, что наступила ночь. Вблизи нет никакого жилья, и нужно ночевать в поле, под открытым небом. Лег он на землю, а под голову положил камень. И грустно, и жестко, и что особенно тяжело — ему казалось, нет нигде ему помощи.

С такой думой он, усталый, вскоре заснул. Спустя некоторое время после того, как заснул, увидел Иаков сон. Ему снилось, будто возле него на земле стоит большая лестница, вершина которой доходит до самого неба. На верху лестницы стоял Господь. По одной стороне лестницы, казалось ему, ангелы спускались на землю, по другой же стороне они снова поднимались вверх. Господь сказал Иакову: «Я — Господь Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и детям твоим. И все, живущие на земле, будут благословенны через потомков твоих, от которых родится Христос Спаситель».

Наконец Иаков проснулся. Лестницы и ангелов, разумеется, уже не было.

Иаков же сказал: «Только теперь я узнал, что Господь находится и в этом месте. Этого я еще не знал. Я думал раньше, что Господь присутствует только в той стране, где живут мои отец и мать».

Иаков поднял камень, на котором спал, и сказал: «Это святое место».

Не имея ничего, что можно было бы принести в жертву Богу, Иаков взял этот камень, поставил его и вылил на него масло, которое взял с собой в дорогу. Он пообещал: «Если мне придется идти обратно здесь же и если мне с помощью Божьей посчастливится, то я построю на месте, где лежит этот камень, жертвенник Господу Богу».

Затем Иаков взял в руки свою палку и, отправившись дальше, пришел наконец в чужую землю, к своему родному дяде Лавану.

Женитьба Иакова

Лаван очень обрадовался, когда увидел своего племянника Иакова. Он бросился к нему на шею и целовал его. Лаван был не очень богат, но имел несколько стад овец. Для того чтобы чем-нибудь заниматься, Иаков стал пасти стада Лавана.

У Лавана было две дочери. Младшую из них звали Рахилью. Это была очень красивая, скромная и благочестивая девушка. Она понравилась Иакову, и вскоре он очень полюбил ее.

Старшую дочь звали Лией. У нее тоже было доброе сердце, только она не была так красива, как Рахиль.

Иаков очень усердно стерег и кормил овец Лавана. Это нравилось дяде. По прошествии месяца он сказал Иакову: «Любезный Иаков, я не хочу, чтобы ты даром пас моих овец. Скажи, что я должен дать тебе за это?» Иаков ответил: «Я буду пасти твои стада семь лет, если ты дашь мне в жены твою младшую дочь Рахиль». «Хорошо, — сказал Лаван, — ты получишь ее. Только прослужи у меня столько времени».

Иаков пасет стада Лавана. (Бытие 29:1–20)

Семь лет — долгий срок, но для Иакова эти годы прошли очень быстро, потому что он очень любил Рахиль.

По прошествии семи лет он сказал Лавану: «Теперь отдай за меня Рахиль».

Но представьте себе, Лаван не сдержал своего слова: вместо Рахили он выдал за Иакова старшую дочь Лию, которая не нравилась Иакову.

В свое оправдание он сказал Иакову: «У нас не принято выдавать младшую дочь раньше старшей. Если ты очень хочешь иметь женой Рахиль, то прослужи мне еще семь лет».

Нехорошо было со стороны Лавана, что он не сдержал свое обещание. Но что же сделал Иаков? Он очень желал иметь Рахиль своей женой и потому решил пасти стада Лавана еще семь лет.

Таким образом, у Иакова было две жены. Но Рахиль он любил больше.

Господь послал обеим женам детей. У Лии было десять сыновей, у Рахили же два сына. Сыновей Рахили звали Иосифом и Вениамином.

Вот так, дети, Иаков хитростью получил благословение слепого Исаака. Когда его обманул Лаван, он почувствовал, как больно было его отцу, когда тот узнал, что его обманули и он благословил не того сына, которого любил больше и которого хотел благословить. Ради Бога! Никогда никого не обманывайте. За обман и хитрость, которые мы иногда считаем пустяками, Бог непременно накажет.

Возвращение Иакова

Однажды Иаков сказал Лавану: «Отпусти меня с моими женами и детьми, я хочу возвратиться на родину». Тогда Лаван ответил: «Нет, останься у меня еще на некоторое время. Я заметил, что стал богаче с тех пор, как ты поселился у меня. Останься же еще у меня и назначь плату за свои труды». «Хорошо, — сказал Иаков, — я останусь, но за мои труды отдай мне из твоего стада всех черных и пестрых овец и пестрых коз, которые еще родятся».

Иаков поступил честно. Он предоставил Лавану самый дорогой скот: белых овец и черных коз, а себе попросил самый дешевый: черных и пестрых овец и серых и пестрых коз.

Лаван согласился. Иаков остался у него.

И что же? Бог благословил Иакова. Овцы и козы стали рождаться только пестрые. На следующий год Лаван назначил Иакову белых овец и черных коз, а себе взял пестрых. И что же? Все овцы рождались белые, а козы черные. Лаван не один раз менял уговор, но по-прежнему козы и овцы рождались такие, каких Лаван назначал Иакову. Сам Бог заступался за кроткого Иакова и посылал ему богатство.

Через шесть лет у Иакова были уже большие собственные стада овец, верблюдов, ослов и много слуг.

Лавана сердило то, что Иаков так разбогател, и потому он стал притеснять и обижать его. Иакову же было очень обидно, что за все труды Лаван обманывает и обижает его! Поэтому Иаков стал подумывать и советоваться с женами, как бы ему уйти от Лавана на родину.

Господь видел жадность и обман Лавана, видел труды, честность и терпение Иакова и обещал ему Свое покровительство.

Теперь Иаков ждал удобного случая. Однажды, когда Лаван был в поле возле своих стад, Иаков взял обеих жен, всех детей и стада и отправился в путь.

Когда Лаван, возвратившись домой, узнал об этом, он бросился в погоню за Иаковом и действительно догнал его. Сначала он упрекнул Иакова за то, что тот ушел тайком, но потом они помирились. На другое утро Лаван еще раз перецеловал своих дочерей и внуков, простился с ними и расстался с Иаковом.

Встреча двух братьев

Чем ближе подходил Иаков к своему отечеству, тем больше он страшился своего брата. «Перестал ли Исав сердиться на меня? Что он сделает со мной, когда мы встретимся? Забудет ли он, что я вместо него получил родительское благословение и старшинство?» — так раздумывал про себя Иаков.

Он подозвал к себе нескольких слуг и сказал им: «Ступайте вперед и, если встретите Исава, скажите ему: “Твой раб Иаков велел сказать тебе, что он возвращается от Лавана со множеством коров, ослов, овец, слуг и служанок и что он просит тебя простить его и не сердиться на него более”».

Слуги пошли. Но вскоре, испуганные, возвратились они к Иакову и рассказали: «Мы видели Исава! Он идет навстречу тебе! Да и четыреста мужчин с ним!»

Тут Иаков испугался еще больше. «Что мне теперь делать? — думал он. — Мой брат Исав, пожалуй, все еще сердится на меня, если взял с собой столько человек».

Наконец Иаков придумал вот что. Он разделил свои стада и своих слуг на две части и сказал: «Если Исав придет и завладеет одной половиной, то другая все-таки сможет уйти».

Затем Иаков отправился дальше. Но его сердце продолжало сильно биться от страха перед встречей с Исавом.

Иаков возвращался той же дорогой, по которой шел двадцать лет назад. Когда он теперь снова переходил Иордан, то поднял свои руки к небу и начал молиться: «Господи! Я недостоин и малой доли всех тех милостей, которые Ты ниспосылаешь мне, рабу Твоему. Когда я в первый раз переходил Иордан, у меня не было ничего, кроме этого посоха, который я держу в своей руке. Теперь же у меня два больших стада».

Затем Иаков продолжал: «Господи! Защити меня, чтобы мой брат Исав не причинил мне никакого вреда».

На другой день Иаков выбрал из своего стада самых лучших овец, коз и коров, самых лучших верблюдов и ослов и сказал нескольким слугам: «Отправляйтесь с этим небольшим стадом навстречу Исаву и, когда встретите его и он спросит, куда вы отправляетесь со стадом, скажите, что все это посылает ему в подарок его раб Иаков, чтобы он простил его».

Слуги пошли вперед с предназначенными в подарок животными.

Пройдя немного, Иаков поднял глаза и вдруг увидел, что подходят Исав и четыреста мужчин. Иаков поставил в ряд своих жен, детей, слуг и служанок, а сам пошел навстречу Исаву. Сердце его колотилось от страха. «Что-то теперь будет?» — думал он.

Но едва Исав заметил своего брата Иакова, как бросился к нему навстречу, обнял его и поцеловал. Оба брата долго держали друг друга в объятиях и плакали вместе. Исав все забыл и от всего сердца простил своего брата. О, как прекрасно это было со стороны Исава!

Затем подошли обе жены Иакова со своими детьми и опустились перед Исавом на колени.

Увидев их, Исав спросил у своего брата: «Кто же это?» «Это мои жены и дети, данные мне Господом», — ответил Иаков.

«Ну, а те прекрасные животные, которых я встретил по дороге?» — снова спросил Исав.

«Я хотел подарить их тебе, — ответил Иаков, — чтобы ты простил меня за все, чем я обидел тебя».

Исав ответил ему на это: «Нет, брат мой! Оставь при себе, что ты имеешь, я уже и так довольно богат». Но поскольку Иаков очень просил принять подарки, Исав в конце концов взял их.

Иаков возвращается на родину. (Бытие 32:1–15)

Примирение братьев Иакова и Исава. (Бытие 33:1–16)

Потом Исав сказал: «Теперь поедем дальше и вместе возвратимся на нашу родину». Но Иаков ответил ему: «Ах, господин мой! Лучше ты поезжай вперед. Я не могу идти быстро, потому что у меня маленькие дети и много молодых овец и коров».

Исав хотел по крайней мере оставить Иакову несколько своих слуг, которые проводили бы его.

Но Иаков сказал: «Мне ничего не нужно. Я так рад, что ты не сердишься на меня».

И вот Иаков вернулся на родину, построил себе там дома и начал жить в своем отечестве. Недалеко от него жил Исав. Оба брата теперь были в полном согласии друг с другом.

О, как приятно, когда братья живут между собой дружно. Запомните это, дети!

Иосиф

Земля, в которой жил Иаков, называлась Ханааном. Его отец Исаак и мать Ревекка уже умерли. Умерла также и любимая Рахиль. У Иакова было 12 сыновей, из которых два были самими любимыми. Они всегда находились при нем. Вы уже знаете, как их звали. Мне остается только сказать вам, что это были сыновья Рахили.

Этих любимцев отца звали Иосифом и Вениамином.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Ветхий завет

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия для детей. Стихи русских поэтов на библейские мотивы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Видите ли, дети, Бог обещал послать Сына Своего для спасения людей. Но само спасение Сын Божий, явившийся на землю, совершил через Свои страдания и смерть на кресте; через это Он принес Себя в жертву Богу за человеческие грехи и заслужил помилование для них. Но, чтобы заблаговременно укрепить в Адаме и Еве и их потомках веру в Спасителя, который будет страдать и умрет на кресте, Бог велел людям приносить в жертву (то есть закалывать и сжигать) овец, телят, голубей и других чистых животных. Богу, разумеется, не нужна кровь этих животных, но эта кровь жертвенных животных напоминала людям, что за нас, грешных, прольет на кресте кровь Свою Сын Божий, как это и исполнилось уже на самом деле.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я