Роль русской народной сказки в речевом, эмоциональном, умственном развитии дошкольника неоценима. Мы проследим путь сказки во времени, как она менялась, что отсекалось, что сохранилось и почему. В книге даны методические рекомендации по работе со сказками, а также предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий, с дидактическими играми, артикуляционными сказочными гимнастиками, пластическими и психологическими этюдами, различными упражнениями, викторинами, КВН-ми и многим-многим другим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что за чудо эти сказки. Коррекционно-развивающие занятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Колобок
Жили да были дед и баба; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Попросил старик испечь колобок.
— Так у нас муки нету.
— А ты по сусекам помети, по коробам поскреби, авось и наскребешь.
Пошла баба по сусекам скрести, по коробам мести. Собрала немного муки, замесила колобок на сметане, испекла в печи и поставила на окошко остудить.
А колобок соскочил да и убежал. Бежит, катится по дорожке. А навстречу ему заяц. И спрашивает он колобка:
— Куда бежишь, колобок?
Колобок ему в ответ:
— Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок!
Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
И от тебя, заяц, убегу.
И побежал дальше колобок. Навстречу ему серенький волк.
— Куда ты, колобок? А колобок ему в ответ:
— Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок!
Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
И от тебя, волк, убегу.
Колобок побежал дальше. А навстречу ему медведь и спрашивает его: — Куда ты, колобок?
Колобок ему в ответ: — Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок!
Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел
И от тебя, медведь, убегу.
Побежал колобок дальше. А навстречу ему лиса и спрашивает:
— Куда бежишь, колобочек, скажи мне, дружочек!
Колобок ей в ответ: — Я колобок, колобок,
Колобок — румяный бок!
Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел
И от тебя, лиса, убегу.
Лиса ему и говорит: — Я глухая стала, не слышу, что ты поешь? Сядь мне на носок и спой еще разок!
Колобочек сел лисе на нос, опять то же запел.
— Я колобок, колобок…
Она — ам! — его и съела.
Сведения о сказке для взрослых
В сказке спрятаны сведения о разных периодах лунного цикла и древнем календаре славян. Четыре фазы Луны в разных созвездиях (Вепря, Лебедя, Медведя, Волка), а новолуние приходится на чертог Лисы. В нем луна пропадает с небосклона, поэтому в сказке лиса съедает Колобка. Сказка является образным описанием астрологического наблюдения предков за движением Луны по небосклону от полнолуния до новолуния.
В другом варианте сказки Колобок убегает из дома: с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше — это путешествие по Млечному пути на Землю. Из звездного света (муки, сметаны и масла) наши прародители (дед да баба) испекли в небесном огне Колобье (тело человека). Дальше он путешествует от центра Млечного пути на Землю. На своем пути Колобок встречает зайца, волка, медведя и лису, символизирующих различные испытания. Он гордится своим умом и ловкостью, полагая, что справится со всеми трудностями. Вначале он встречается с зайцем. Заяц в русских сказках трусливое и в тоже время добросердечное животное. С трусостью Колобок справился легко. Встреча с волком (воля вольная) — испытание на подчинение, рабство. А с медведем (хозяином леса) — испытание на жажду власти. Все Колобок прошел и преодолел, а вот хитрость и обман (образ Лисы) его сгубили. Он был слишком самонадеян.
Есть другое толкование этой сказки, где колобок — небесное тело, а его приключения — смена времен года на Земле. Заяц — это весна (он плодовит, а весна время для продолжения рода). Волк — это лето (он неистов, а людям летом надо неистово работать). Медведь — символ осени, сбора урожая, созревания грибов и ягод (ему надо накопить добра на долгую зиму). Лиса — славянский символ зимы (богини Мары). Минуя четыре времени года, Земля совершает свой путь вокруг Солнца.
Загадка из собрания В. Даля подтверждает, что Колобок — небесное тело: Голубой платок, красный колобок.
По платку катается, людям усмехается.
Вариант славянской сказки «Колобок» из книги «Мировосприятие славян»
Попросил Тарх Перунович Дживу создай колобок. И она по сварожьим сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в Чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял. Волк в своем Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.
Словарь
Тарх Перунович — бог хранитель великой мудрости Даждьбог.
Джива — богиня вечной вселенской жизни; жена Тарх Перуновича.
Сварга — сва — это небеса, га — это путь.
Сварожий круг — вращение небесных тел по орбите, славянский зодиак.
Сусек — отгороженный ларь в амбаре или житнице для ссыпки зерна или муки.
Чертог — дом Бога покровителя в Сварожьем Круге (было 16 чертогов, 16 домов у древних славян).
Чертог Рады — созвездие Ориона, в нем происходит полноволуние.
Перун — бог-громовержец.
Перунов путь — небесная символика, передающая образ нашей звездной системы.
Коррекционно-развивающие занятия по сказке «Колобок». Знакомство со сказкой
Вступление. Мы сегодня с вами послушаем сказку. Про кого эта сказка, вы догадайтесь по песенке: «Я колобок, колобок, колобок — румяный бок. По амбару метен, по сусекам скребен. На сметане мешон, в печку сажен, на окошке стужен.»
Дети слушают аудио сказку. Педагог выставляет на столе героев сказки: деда, бабу, колобка, зайца, волка, медведя и лису.
Обсуждение сказки. Как начинается сказка? Жили-были… (дети договаривают слова сказки). О чем попросил дед бабу?…А что ответила баба?… Какой совет дал бабе дед?… Баба испекла колобка и положила остудить… А колобок, что сделал?… Катится колобок,… А навстречу ему… Давайте попрыгаем, как зайцы (дети прыгают на двух ногах). Что сказал заяц?… Что ответил колобок?… Давайте все вместе споем песенку колобка (дети поют). Колобок покатился дальше. Навстречу ему… Что сказал волк?…Каким голосом говорит волк? Давайте попробуем сказать как волк, чуть грубо. А что ему ответил колобок?… Кто хочет спеть песенку колобка? (дети поют). Колобок что сделал?…Катится,… А навстречу ему кто?… Говорит… Каким голосом говорит медведь? Грубым, низким. Давайте попробуем так сказать (дети говорят). А колобок говорит… Колобок поет тоненьким голосочком. Кто хочет спеть за колобка? (поет один ребенок или несколько по желанию). Катится колобок, а навстречу ему… Как говорит лиса? Ласково. Кто хочет сказать слова лисы? А колобок ей в ответ… Поем песенку колобка тонкими голосами (дети поют). А что ответила ему лиса?… Что произошло дальше? (дети отвечают).
Этюд «Лисонька». Давайте походим, как ходит лиса. У нее лапки мягонькие, хвостиком из стороны в сторону она машет. Ходит она осторожно, ступает не слышно. Притаилась лисонька, выслеживает добычу. Потом как прыгнет!
Этюды по сказке «Колобок»
Вступление. Прошлый раз мы слушали сказку про кого?… Посмотрим картинки к сказке и поиграем.
Рассматривание иллюстраций, обсуждение героев: кто это; во что одет; что делает; какое выражение лица (если это человек) и морды (если это животное).
Этюды. «Кто как двигается». Как ходит баба? Она может ходить быстро и медленно. Как может ходить дед? Например, с палочкой, старенький дедушка, хромает. Как скачет заяц, как держит лапки? Как бегает волк? Как ходит, переваливаясь, медведь?
«Кто каким голосом говорит». Дети учатся интонировать, передавать тембр.
Игра «Отгадай по голосу». Сначала педагог, а потом дети прячутся за ширму и, меняя высоту голоса, тембр и интонацию повторяют одну и ту же фразу: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Нужно отгадать героя сказки.
Пальчиковая игра «Оладушки».
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши);
Пекла бабка оладушки (ладошки друг к другу, то одна, то другая сверху);
Маслом поливала (одна рука ладонью вверх, другая делает круговые движения);
Деткам раздавала (протянуть ручки вперед);
Ане — два, Даше — два, Ване — два, Саше — два, (загибать пальчики);
Все детишкам раздала (протянуть ручки вперед).
Артикуляционная гимнастика по сказке «Колобок»
Жили-были дед и баба. Баба вставала рано, окна и двери открывала, закрывала. Давайте откроем рот и закроем. Дед тоже встал. Вышел на крыльцо. Покажем язык и спрячем. Дед улыбнулся бабе и говорит: «Испеки колобок». Улыбнитесь широко. Баба удивилась: «Из чего печь? Муки-то нету». Удивитесь, поднимите брови вверх. А дед ей: «По сусекам помети, по амбару поскреби». Язычком пометем во рту. А потом медленно проведем по зубам в одну сторону и в другую. Баба помела, поскребла, набрала муки и стала месить тесто. И мы помесим: «Пя-пя-пя-пя». Испекла колобок и положила остывать. И мы положим язык на нижнюю губу, пусть остывает. А я посчитаю до пяти. Покатился колобок быстро-быстро. А мы языком по верхним зубам быстро проведем снаружи и внутри. Навстречу колобку — заяц. Покажем, как он скачет, поцокаем язычком. Зайчик хотел съесть, а колобок укатился. Навстречу ему волк, оскалил зубы. Покажите свои зубки и спрячьте. Волк завыл: «У-у-у-у!». Колобок и укатился. Навстречу медведь и давай реветь: «Э-э-э-э!» Колобок убежал от него. Встретил лису, улыбается лиса, облизывается. Покажите, как улыбается лиса, как облизывается, проведите языком по губам. А потом: «Ам!» и съела колобка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Диалоги из сказки «Колобок»
Отгадайте загадку: По сусекам поскребла, по амбару помела,
Набрала муки немножко, у окошка
На сметане замесила, испекла и остудила,
Ну а он прыг, да скок и утек.
По дорожке покатился
В лесочке очутился…
Что за сказка?… Давайте поиграем в сказку.
Диалоги. «Колобок и заяц», «Колобок и волк», «Колобок и медведь», «Колобок и лиса». Отрабатывается речь с движением, интонационная выразительность. Используются маски-шапочки или костюмы.
Игра «Тень-тень-потетень». Выбираются лиса, зайка, ежи и медведь. Дети надевают маски зверей. Под слова все дети выполняют определенные движения.
Тень-тень-потетень, выше города плетень (все дети ходят по кругу).
Сели звери на плетень, похвалялися весь день (присели, встали, хлопают).
Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! (ребенок в маске лисы выходит в круг)
Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! (ребенок в маске зайки скачет в кругу)
Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! (дети в масках ежей выходят в круг)
Похвалялся медведь: — Могу песни я петь! (ребенок в маске медведя переваливаясь идет в круг)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что за чудо эти сказки. Коррекционно-развивающие занятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других