Что за чудо эти сказки. Коррекционно-развивающие занятия

Надежда Яковлева

Роль русской народной сказки в речевом, эмоциональном, умственном развитии дошкольника неоценима. Мы проследим путь сказки во времени, как она менялась, что отсекалось, что сохранилось и почему. В книге даны методические рекомендации по работе со сказками, а также предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий, с дидактическими играми, артикуляционными сказочными гимнастиками, пластическими и психологическими этюдами, различными упражнениями, викторинами, КВН-ми и многим-многим другим.

Оглавление

Теремок

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Увидел теремок и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волк, волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну, так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Сведения о сказке для взрослых

Есть похожие сказки у разных народов, например: «Теремок» русская, а «Рукавичка» украинская. Набор животных в этих сказках не случаен. Медведь, Вепрь (Кабан), Лиса, Волк — это названия Чертогов (созвездий) в Сварожьем Круге, славянском зодиаке. И то, что все звери сходятся в одном доме — тоже не случайно. Он только называется по-разному: теремок, рукавичка или лошадиная голова, а по сути, является единым общим домом — нашей Вселенной.

Теремок (другой вариант)

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?

— А я на горе увертыш.

— Ступай к нам.

Стали они втроём жить. Прибежала лисица:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?

— А я везде поскокиш.

— Иди к нам.

Стали четверо жить. Пришёл волк:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?

— А я из-за кустов хватыш.

— Иди к нам.

Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш.

— А я всех вас давиш!

Сел на голову и раздавил всех.

Сведения о сказке для взрослых

Исконное название сказки — «Кобылья голова». Она имеет несколько смысловых уровней. Череп коня — уютный мир для зверушек — раздавлен медведем. Конь — остов Вселенной, а она огромна. В ней помещаются мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. И только медведю не хватает в ней места, и он разрушает привычный мир.

Коррекционно-развивающие занятия по сказке «Теремок». Знакомство со сказкой

Вступление. Послушайте загадку и назовите сказку: «В поле он стоял. Прибежала к нему мышка, и лягушка и зайчишка, и лиса потом, и волк бегом, а медведь лез-лез и сломал его вконец».

Рассказывание сказки. Педагог показывает кукольный спектакль, используя кукол би-ба-бо или пальчиковый театр, рукавички.

Обсуждение сказки, ответы на вопросы. Кто пришел первым?… Как мышка двигается?… Она… Каким голосом пищит мышка?… Скажите тоненько: «Пи-пи-пи. Кто в теремочке живет?» Кто пришел потом?… Какой она была по счету?… Как двигается лягушка?… Она что делает?… Как квакает лягушка?… Голос у нее какой?… Скажите: «Ква-ква-ква. Кто в теремочке живет?» Кто пришел следующим?… и т. д. Кто был самым маленьким?… Кто самым большим?…

Этюды. «Мышка», «Лягушка», «Зайчик», «Лисичка», «Волк», «Медведь». Дети двигаются как эти животные, стараются передать характер каждого высотой голоса, тембром, мимикой.

Пальчиковая игра «Стук, стук, бом-бом, строим, строим новый дом».

Диалоги из сказки «Теремок»

Вступление. Ребятки, отгадайте загадки: «Под полом живет, корочку грызет», «На болоте живет, ква-ква поет», «С длинными ушами, маленьким хвостом, живет в лесу под кустом», «Рыжая плутовка, кур ворует ловко», «Серовато, зубовато по лесу рыщет, добычу ищет», «Под большой сосной он в берлоге спит зимой». Найдите этих животных на полке и поставьте на стол.

Диалоги. «Мышка и лягушка», «Зайка, мышка и лягушка», «Лиса, зайчик, мышка и лягушка», «Волк, лисичка, зайка, мышка и лягушка», «Медведь, волк. Лиса. Заяц, мышка и лягушка». Можно использовать пальчиковый театр или театр рукавички. Педагог помогает детям разыгрывать диалоги, во время вступать в диалог, слушать других, интонацией и тембром передавать характер героя.

Игры. «Кто лишний?», «Кто спрятался?», «Найди игрушку».

Подвижная игра «Теремок». Выбираются герои сказки, одеваются на голову маски. Все дети ходят по кругу и поют: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Бежала мышка, увидела теремок и забежала». Ребенок в маске мышки выходит в круг, двигается как мышка, издает звуки, остальные повторяют. Дети снова ходят по кругу и поют: «Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Скакала лягушка, увидела и зашла» и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия по сказке «Три медведя»

Вступление. Отгадайте загадку, назовите сказку: «Стоял в лесу дом, две комнаты в нем. Там жили втроем: отец, мать и сынок. Раз пошли они гулять, грибочки собирать. Девочка в дом забежала, кашу съела, стул сломала, улеглась в кроватку спать. Ой, беды не избежать! Тут хозяева явились, не на шутку рассердились».

Рассказывание сказки. Педагог рассказывает сказку и показывает иллюстрации, соответствующие каждому эпизоду.

Обсуждение сказки. Кто помнит, как начинается сказка?… С кем пошла в лес девочка?… Что произошло в лесу, почему она не пришла домой со всеми?… Куда она потом пришла?… Кто жил в доме?… Где были медведи?… Что делала девочка в первой комнате?… Сколько было тарелок, ложек на столе?… Какого они были размера?… Что сделала девочка со стульчиком?… Потом куда она пошла?… Что там стояло?… Сколько было кроватей?… Какого они были размера?… Что сделал девочка?… Когда пришли медведи с прогулки, что они увидели в первой комнате?…Что сказали медведи?… Что было потом?… Что медведи увидели в спальне?…Что сказал Мишутка?… Что сделала девочка?… Хорошо поступила?…

Этюды. «Походка медведей», «Как говорит Михайло Потапович», «Каким голосом говорит Настасья Филипповна», «Как пищит Мишутка».

Игра «Подберите медведям мебель и посуду соответствующего размера».

Моделирование сказки «Три медведя»

Вступление. Отгадайте загадку и назовите сказку: «Маша в лес пошла и избушку нашла. Жили в ней мать, отец и сыночек-молодец».

Моделирование сказки. Выберите героев сказки «Три медведя» и поставьте на стол. Давайте их рассмотрим и опишем. Медведь-папа какого размера?… Какого цвета у него шерсть?… Какой величины мама-медведица?… Какого цвета ее шерсть?… Какой Мишутка?… Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры, назовите их… Какого они цвета и размера?… Какой фигурой можно обозначить Машу?… А медведей?…Посуду и мебель?… Все ли предметы соответствуют по величине медведям?… Выберем любой отрывок из сказки и смоделируем его, посмотрим, что получится.

Игра «Разложи сюжетные картинки по порядку и расскажи сказку». Дети раскладывают картинки по порядку и пересказывают сказку каждый свой эпизод.

Игра «Эхо». Ребенок громко говорит: «Ау!», остальные тихо откликаются.

Рассказывание сказок с помощью мнемотаблиц

Вступление. Сегодня мы вспомним знакомые нам сказки и попробуем их рассказать. А помогут нам мнемотаблицы. Но сначала вы отгадайте загадки про сказки. Первая загадка: «Она кругла, желта, сладка, в земле сидела крепко. Узнали? Это…». Следующая загадка: «Снесла пеструшка что-то: кругло, остро, бело… Уж очень мудрено». И последняя загадка: «Он от всех ушел, кроме лисы».

Рассказывание сказок с помощью мнемотаблиц. Посмотрим на таблицу, что на ней видим? Догадались, какая сказка? Это сказка «Репка». Кто хочет ее рассказать? (Если сказка короткая, ребенок может рассказать ее один от начала и до конца; если длинная, то несколько ребят по очереди)

Игра «Угадай героя сказки». Дети по очереди изображают героя сказки, остальные его угадывают и называют.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик, где ты был?»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я