Особенности участия в государственных и корпоративных закупках

Надежда Терехина, 2023

В книге "Особенности участия в государственных и корпоративных закупках" собраны не только теоретические вопросы, но и разбор множества ситуаций, которые встречаются на практике в работе специалиста по тендерам. Начинается пособие раскрытием информации о госзакупках и заканчивается методикой формирования тендера «под себя». Книга подойдет как для начинающих специалистов, так и для более опытных. В ней собраны все последние изменения законодательства в сфере корпоративных и государственных закупок. В связке с практическим пособием «Госзакупки. Поставщик. Практический курс», эта книга станет отличной обучающей базой для любого специалиста и позволит приступить к работе без прохождения дополнительных курсов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности участия в государственных и корпоративных закупках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Обеспечение заявок

Обеспечение заявок в рамках 44-ФЗ

Одним из основных аспектов, на которые следует обратить внимание является обеспечение заявки.

Статьей 44 Федерального закона № 44-ФЗ установлен размер и порядок обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ:

1. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявки.

2. Если НМЦК не превышает 20 млн руб., заказчик устанавливает обеспечение заявки в размере от 0,5 до 1% от НМЦК.

3. Если НМЦК превышает 20 млн руб., заказчик устанавливает обеспечение заявки в размере от 0,5 до 5% НМЦК.

По 44-ФЗ обеспечение заявки может быть предоставлено двумя способами: независимой гарантией и денежными средствами. Участник закупки сам выбирает способ обеспечения заявки.

В случае, когда участник закупки выбирает наиболее простой способ обеспечения заявки — денежными средствами, ему необходимо удостовериться, что у него открыт специальный счет. Специальный счет необходим для внесения обеспечения заявки. При подаче заявки в случае выбора участником способа обеспечения заявки в виде денежных средств ЭТП самостоятельно блокирует на спецсчете, а затем возвращает требуемую сумму обеспечения заявки.

При выборе в качестве обеспечения независимой банковской гарантии, спецсчет не требуется. Независимая банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ и требованиям Гражданского Кодекса РФ. Срок банковской гарантии должен превышать срок окончания подачи заявки не менее чем на месяц. Рекомендуется делать банковские гарантии сроком на одну-две недели больше требуемого на случай внесения изменений в документацию и продления срока окончания подачи заявок. Для того чтобы подать заявку необходимо, чтобы банковская гарантия была в реестре и получила реестровый номер. Без реестрового номера банковскую гарантию будет не подать на ЭТП в качестве обеспечения заявки. Важно понимать, что за выдачу независимой гарантии придется заплатить комиссию, которая уже не вернется.

Еще одна возможность для участника закупки — тендерный заем. Тендерный заем заключается во временном перечислении денежных средств на спецсчет участника закупки для участия в тендере. Данные денежные средства предназначены исключительно для участия в той процедуре закупки, на которую он выдается. По окончании блокировки денежные средства на спецсчет участнику не возвращаются. Тендерные займы выдают те же брокеры, что и по банковским гарантиям за определенную комиссию.

9 августа 2022 года вышло Постановление Правительства РФ № 1397, которое устанавливает дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке от субъекта МСП и к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении закупки, а также их типовые формы и перечень предоставляемых с требованием документов.

Обеспечение заявок в рамках 223-ФЗ

В соответствии со статьей 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ, если НМЦД превышает 5 (пять) млн руб., заказчик вправе установить обеспечение заявок в размере не более 5% НМЦД. Соответственно, обеспечение заявок не устанавливается для процедур с НМЦД менее 5 млн руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, в случае если процедура закупки проходит для субъектов малого и среднего предпринимательства, размер обеспечения заявок не может превышать 2% НМЦД. Для процедур без ограничения участия СМП размер обеспечения заявок не может превышать 5% НМЦД.

В случаях, когда процедура закупки проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение заявки, так же как и по 44-ФЗ, может быть предоставлено в виде денежных средств, которые блокируются на спецсчете участника закупки, или может быть предоставлено в виде независимой банковской гарантии. Способ обеспечения заявки выбирается участником самостоятельно. Блокировка денежных средств на спецсчете участника происходит аналогично блокировке в рамках 44-ФЗ.

В случаях, когда процедура закупки проводится без установления ограничения субъектов МСП, обеспечение заявки может предоставляться также двумя способами: денежными средствами и независимой банковской гарантией. Однако отличие будет в том, что денежные средства в качестве обеспечения заявки могут предоставляться на счет ЭТП, проводящей процедуру закупки, или на расчетный счет заказчика, указанный в документации. Заказчик самостоятельно в закупочной документации указывает, куда и в каком размере должно перечисляться обеспечение заявки.

Независимо от того, куда будут перечисляться денежные средства, стоит учитывать, что их зачисление происходит более длительно, чем перевод на спецсчет. Чаще всего требуется от трех часов до рабочих дней на зачисление. Как правило, на ЭТП установлены временны́е промежутки, когда происходит зачисление денежных средств, при необходимости уточнить их можно у оператора ЭТП.

Обеспечение заявки возвращается в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты:

–принятия решения об отмене закупки — всем участникам закупки, подавшим заявки;

–поступления уведомления об отзыве заявки в случаях, когда такой отзыв допускается извещением, документацией о закупке и осуществлен в установленные в извещении, документации о закупке сроки — участнику закупки, отозвавшему заявку;

–получения опоздавшей заявки в случае, если заявка поступила после установленных в извещении, документации о закупке даты и времени окончания подачи заявок, — участнику закупки, заявка которого была получена с опозданием;

–официального размещения протокола рассмотрения заявок (при условии его оформления) — участникам процедуры закупки, которые не были допущены к участию в закупке;

— окончания процедуры аукциона — участникам закупки, допущенным к участию в аукционе, но не принявшим участие в нем;

–официального размещения протокола подведения итогов закупки — всем участникам закупки, кроме победителя закупки;

— заключения договора по результатам процедуры закупки — победителю закупки, с которым заключен договор;

— признания закупки несостоявшейся — участнику, которому обеспечение не было возвращено по иным основаниям.

Обеспечение заявки не возвращается в следующих случаях:

–уклонение участника закупки от заключения договора;

–отказ участника закупки от заключения договора;

— непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Положением, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Независимые гарантии по 223-ФЗ для субъектов МСП предоставляются по форме, установленной ПП №1397, а банковские гарантии не для субъектов МСП по-прежнему предоставляются по требованиям Заказчика. Для того чтобы подать заявку необходимо, чтобы банковская гарантия была в реестре и получила реестровый номер. Без реестрового номера банковскую гарантию будет не подать на ЭТП в качестве обеспечения заявки.

Независимая гарантия. На что обратить внимание Поставщику?

Постановлением Правительства от 09.08.2022 № 1397 была значительна облегчена жизнь участникам закупок в связи с упрощением формы независимой гарантии. Теперь установлены типовые формы независимых гарантий по 44-ФЗ и по 223-ФЗ для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

К типовым обязательным условиям независимой гарантии для обеспечения заявки относят (приложение № 1 к постановлению № 1397):

–дату выдачи;

–номер независимой гарантии;

–реквизиты гаранта, которые включают полное наименование, ИНН, КПП, идентификационный код гаранта, местонахождение, телефон, адрес электронной почты гаранта;

–реквизиты принципала, которые включают полное наименование, ИНН, КПП, местонахождение, телефон, адрес электронной почты;

–реквизиты бенефициара, которые включают полное наименование, ИНН, КПП, местонахождение, телефон, адрес электронной почты;

–номер извещения закупки;

–предмет договора;

–сумму независимой гарантии, которую гарант уплачивает бенефициару;

–наименование валюты;

–срок вступления независимой гарантии в силу;

–срок действия независимой гарантии;

–существенные условия независимой гарантии.

То есть причин для отклонения заявок по несоответствию независимой гарантии требованиям стало меньше. Однако, участникам закупок следует обращать внимание на ряд наиболее важных условий.

На что следует обратить особое внимание по форме гарантии:

1. Идентификационный код закупки (ИКЗ) для закупок по 44-ФЗ должен быть прописан именно тот код закупки, под которую берется гарантия.

2. Арбитражный суд. Должен быть указан тот, который есть в требованиях документации или в проекте Контракта.

3. Сумма и сроки гарантии должны соответствовать установленным.

4. Наименование заказчика и сведения о закупке должны соответствовать установленным.

5. По тексту гарантия должна полностью соответствовать принятой форме по всем пунктам.

6. Независимая гарантия перед подачей заявки должна быть внесена в реестр и содержать реестровый номер (подтягивается на ЭТП при подаче заявки).

Теперь разберем условия, на которые следует обратить внимание при подготовке гарантий в рамках 223-ФЗ.

Для закупок, которые не относятся к СМП, требования к гарантиям не изменились. То есть, чаще всего типовая форма гарантии разработана и утверждена Заказчиком и содержится в закупочной документации. Заказчиком могут быть установлены «свои» сроки действия гарантии. Может быть установлен перечень банков или отдельные к ним требования. А также могут быть установлены дополнительные условия к гарантии и дополнительным документам.

То есть, для того, чтоб заявку не отклонили из-за гарантии в качестве обеспечения заявок, следует внимательно проверять текст на соответствие установленным требования, а также все пункты, относящиеся к конкретной закупке (вид закупки, предмет, данные бенефициара (заказчика), принципала (участника), гаранта (банка), номер процедуры, сумму обеспечения, сроки действия, Арбитражный суд). И не забывать прикладывать в составе заявки доверенность на подписанта гарантии, приказ о его назначении и лицензию банка.

Отклонения по независимым гарантиям как одна из проблем недостаточного урегулирования сферы госзакупок

До 2022 года в 44-ФЗ были установлены какие-никакие требования к содержанию независимых гарантий, 223-ФЗ вообще все относил на усмотрение Положения о закупках заказчика. Некоторые условия содержатся в Гражданском кодексе РФ.

До вступления в силу Постановления Правительства от 09.08.2022 № 1397 заказчики активно (даже очень активно) отклоняли всех неугодных участников за надуманные ошибки в независимых банковских гарантиях. Причин было самое разнообразное множество. Часто они требования одного и того же заказчика противоречили сами себе.

Но вышло Постановление Правительства от 09.08.2022 № 1397, где была утверждена единая форма независимой (банковской) гарантии для процедур, которые проходят для субъектов МСП. Казалось бы все. Заказчиком практически прикрыли лавочку и перекрыли кислород на грубые нарушения по ограничению конкуренции.

Однако, Заказчики стали искать и придумывать еще более странные причины и поводы для отклонения независимых гарантий.

Например, стали появляться такие причины отклонения:

— не предоставлена доверенность на подписанта по независимой гарантии в 44-ФЗ;

— не предоставлен документ, подтверждающий полномочия лица, выдавшего доверенность на подписанта независимой гарантии;

— срок доверенности на подписанта истек в момент рассмотрения заявки.

Самое интересное, что ФАС во всех случаях встали на сторону заказчика, ссылаясь на Гражданский кодекс РФ. А самое обидное, что ФАС уже сформировала некоторую по этим вопросам. Были даже случаи, когда компании вносили в РНП за непредоставление доверенности на подписанта при предоставлении банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта.

Что там наш заказчик еще найдет интересного в Гражданском кодексе РФ? Очевидно, что на лицо проблема недостаточного урегулирования данного вопроса. При необходимости Заказчик может воспользоваться условиями, которые закреплены в Гражданском кодексе РФ, но никак не отражаются в закупочной документации, Положении о закупках, 44-ФЗ, 223-ФЗ и Постановлений Правительства РФ. В то же время Поставщику независимая гарантия выдается банками на основе действующих форм и сложившейся практики. Зачастую банки отказывают в предоставлении своих внутренних документов. Как правило, происходит это уже после оплаты счета и в процессе выпуска гарантии. Таким образом, Поставщик оказывается в невыгодных условиях. Становится очевидно, что его независимая гарантия будет отклонена. Необходим выпуск новой гарантии, в другом банке. Фактически, Поставщик вновь будет покупать «кота в мешке». А что делать Поставщику, если это гарантия на исполнение Контракта. Времени на перевыпуск не остается, а комиссия за выдачу может составлять достаточно существенную сумму.

Так может быть стоит уже законодательно установить единый перечень документов, которые участник закупки обязан предоставить заказчику вместе с независимой гарантией?

Получается, что участник закупки совершенно не защищен и должен быть постоянно готов к тому, что заказчик найдет ошибку в каком-то банковском документе, за который участник закупки никак не отвечает.

Остается надеяться, что законодатель в ближайшее время все же решит данную проблему и будет соблюдать баланс интересов Заказчика и Поставщика.

Депозиты и тарифы площадки

В закупках по 223-ФЗ стоит учитывать, что помимо обеспечения заявок существует такая плата, как депозит (или тариф) ЭТП. Это установленный ЭТП объем денежных средств, который взимается с участника или победителя процедуры закупки.

Чаще всего ЭТП устанавливают плату за участие или победу в процедурах закупки с участием субъектов МСП. Как правило, бесплатными бывают малые закупки (до 100 тыс. руб.). За процедуры с НМЦД больше 100 тыс. руб. приходится платить. Тем не менее ЭТП для процедур с участием субъектов МСП обычно устанавливают следующий порядок оплаты: принять участие в таких процедурах можно бесплатно. Плата взимается только с победителя процедуры закупки в размере, установленном ЭТП, после заключения договора. Чаще всего такой размер не превышает 1% от НМЦД или иную фиксированную сумму.

Закупки без ограничения участия СМП требуют заранее покупки депозита или тарифа на ЭТП в установленном размере. Чаще всего такой размер также зависит от НМЦД. Отмечу, что в таком случае денежные средства должны быть на ЭТП на момент подачи заявки. При подаче заявки они блокируются на счете участника и возвращаются в случае отсутствия победы. При покупке тарифного плана для участия, как правило, денежные средства списываются со счета участника при подаче заявки и не возвращаются. Запомнить все тарифы практически невозможно. Рекомендуется начинающим специалистам по каждой процедуре звонить на ЭТП и уточнять у оператора, в каком размере требуются денежные средства для участия, на какой счет и в какой момент их нужно пополнить и где взять реквизиты для пополнения (если пополнение на ЭТП). Как правило, после нескольких десятков звонков на ЭТП возникает понимание, где какие тарифы, где находятся реквизиты и за сколько дней лучше пополнить лицевой счет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности участия в государственных и корпоративных закупках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я