Кинопутешествия по Владимирской области

Надежда Романовна Ли, 2023

Во времена СССР повести о путешествиях пробуждали в людях небывалый интерес самим пройти по этим тропам и дорогам, последовав примеру героев произведений. Свои зарисовки о путешествиях я пишу уже не первый год, часто делюсь отрывками в группах в соцсетях с читателями.Теперь, став участником команды киностудии, я с уверенностью могу сказать, съемки – это тоже большое невероятное путешествие. С приключениями, испытаниями и лучшими локациями Владимирской области. И несмотря на все трудности киносъемок, усталость от этого невероятного процесса чувствуется только потом. Ты напитываешься энергией от общения, творчества и, конечно, от локаций. Надеюсь, и вы, прочитав эту книгу, получите заряд позитива и вдохновения. Ну и, конечно, отправитесь по нашим следам – по всем удивительным местам, о которых рассказывается в этой книге. В ней я постаралась максимально погрузить читателей в кинокухню в контексте локаций Владимирской области.Фотографии в книге выполнены автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинопутешествия по Владимирской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности национального кинематографа в летний период

Живописные поля и колоритные заброшки в окрестностях Боголюбово — Приключения в с. Новое — Дом в поле, где ястребы парят — Рожь, пшеница и ужи

Бывший княжеский дворец — Золотые поля с храмом — Пляжи на Нерли — Лес в ополье — Заброшка с ласточками

Побывать во Владимире, а уж тем более жить на протяжении полумесяца в Боголюбово и не полюбоваться Боголюбским лугом, храмом Покрова на Нерли, не побродить по территории монастыря, не запечатлев частичку бывшего княжеского дворца XII века — большое упущение.

От резиденции великого князя, ныне Боголюбского монастыря, до наших дней в первоначальном виде сохранилась только лестничная башня, рядом с которой и был убит князь Андрей.

Башня выделяется среди других построек монастыря и позволяет представить, каким был великокняжеский дворец в XII в. По дошедшим до наших дней описаниям современников Боголюбского, это был двухэтажный замок, примыкавший галереей к Рождественскому собору. В своих воспоминаниях современники отмечали необыкновенную красоту замка и других сооружений Боголюбово. Храмы были украшены золотом, иконы — драгоценными камнями и жемчугом, белокаменные колонны были расписаны под мрамор, стены были покрыты белокаменной резьбой.

Все ключевые памятники Владимирщины, благодаря которым наш регион популярен у туристов — все это было создано Андреем Боголюбским. К сожалению, о великом князе мало помнят в своем Отечестве, поэтому коротко отмечу его самые важные деяния. Князь впервые в истории Руси убрал уделы, из-за которых проходили смуты, сделал Киев зависимым от Владимира, подчинил непокорный Новгород, одержал победу над Волжской Булгарией, от набегов которой страдала в те времена Русь. Сколько бы полезных дел успел претворить в жизнь князь Андрей, если бы не стал он жертвою заговорщиков?

— Неее, что-то нам не хочется, — хором протянули уставшие актеры-москвичи на мое предложение посетить бывшую княжескую резиденцию.

Но был техдень — день, когда проходят репетиции и актеры отдыхают, а административный персонал и съемочная группа занимается, закупками, поиском локаций и другими подготовительными работами, техники проверяют аппаратуру. Мы с режиссером уехали искать локации в наше неповторимое Владимиро-Суздальское ополье, к северо-востоку от Боголюбово.

Засеянное курчавой зеленью поле сливается с линией горизонта. Неожиданно из-за изгиба показалась макушка шатровой колокольни. Мы продвигаемся вперед в поисках пустого, не засеянного хлебами поля. Едем и едем, а хлеба всё не кончаются. И это отрадно оттого, что село живет, хлеба растут и хорошеют изо дня в день. Вокруг — только голубые небеса, бело-пурпурный храм и нескончаемая зелень. Хочется взять, соскочить от всех забот и пробежаться по всему этому благолепию босиком, впитать в себя эту скоротечную атмосферу радости, запечатлеть неожиданно открывшееся взгляду чудо. Но машина несёт нас дальше, за горизонтом скрывается шапка храма, через окно видно, как стремительно подрастают ростки кукурузы. А ведь несколько дней назад они были совсем маленькими и обдувались дуновением ветерка, сотрясаясь каждым листочком. Машину наполняют ароматы полевых трав и цветов, среди которых по обыкновению выделяется терпкий аромат полыни. Я срываю небольшую веточку на память об этом невероятном кинолете.

Мы врываемся в березовый коридор у кромки полей. Впереди нескончаемые заросли трав с какими-то желтыми цветками, названия которым мне неведомы. Фотографирую на память эту неизвестную красоту, пока режиссер бродит в поисках заброшенной военной части. Поле перетекает в небольшой лесок. Среди необыкновенной, так непривычной городскому жителю, тишины раздаются птичьи голоса. Продвигаюсь вперед по лесной тропинке. Вокруг никого — все наши ушли дальше, а я со своими фотографическими делами отстала. День, солнце светит, но в этом лесу меня начинает охватывать какое-то странное чувство, лес кажется таинственным. Завидев меня, копошащиеся в кустах птички улетают повыше. Через какое-то время догоняю своих коллег. Сквозь заросли видим остатки военной части. Здесь уже сложно различить строения — они сдались под напором природы. Что-то вроде сказочных замков, увитых плющом. Лишь кое-где проглядывают двери, пустые глазницы окон, ступеньки. Снова едем дальше.

Ополье неожиданно прерывается лесом — не зря село, в котором мы находимся, называется Раменье, то есть лесной или обрамляющий лес. Место это в теплое время года завсегда облюбовано туристами. На каждом шагу — палатка, на берегу Нерли, где пляж — пикники. А на противоположном берегу уже снова нескончаемые поля, простор такой!

— Какой у тебя номер? — кричат с лесного берега мальчишки.

Напротив, на высоком берегу реки, стоят девчонки, смеются и что-то отвечают горе-женихам. Оглядываюсь — рядом ни моста, ни лодки. Только возвышающиеся над низенькими домами храмы. Судя по всему, девочки пришли сюда из Мордыша. Пешком до Нерли всего около километра через поле — на машине дольше ехать, и не очень удобно по полю. А пешком — самое то.

Шумно, много людей — кино здесь снимать не получится. Поэтому едем дальше, уже западнее. На выезде из Раменья натыкаемся на заброшенные строения — то, что нам и нужно для одной из сцен. Похоже, это бывшие гаражи. Все вокруг заросло полынью, повсюду ее резкий и такой настоящий аромат. Захожу в одну из заброшек. А это и не заброшка. Слышу щебетание, поднимаю голову и вижу ласточкины гнезда. Птахи снуют из здания на улицу туда-сюда, принося птенцам еду. Кажется, им здесь все нравится. Внутри также нахожу какое-то аутентичное граффити.

— Всё, на сегодня хватит, — сказал режиссёр.

Нужно возвращаться в наш КИНОдом в Боголюбово, чтобы успеть сделать последние приготовления и раздать указания перед предстоящей сменой. Машина несет нас через Владимиро-Суздальское ополье, мелькающее по обеим сторонам дороги. Вроде бы привычные пейзажи, но каждый раз открываешь здесь для себя что-то новое, что заставляет очистить голову от информационного шума и задуматься о чем-то по-настоящему важном.

Время сиесты подходило к завершению. Солнце над крутыми косогорами реки Нерли неуклонно уходило все ближе к горизонту, но июльский жаркий день и не думал становиться мягким теплым вечером. Что говорить, лето 2022 года выдалось жаркое, трудовое, ударное. Вот уже и двухэтажные дома у дороги, над которыми возвышается величественная колокольня монастыря с большущими часами. У Святых Ворот приветственно махали зелеными ветвями-руками русские березки.

— О, наши! — приветственно загудели мы клаксоном.

Из окна автомобиля мы наблюдали милую картину. Наши актеры-москвичи, погоняемые Полиной, словно пастухом, заходили в Святые Ворота Боголюбского монастыря. Встреча эта была одновременно неожиданной и приятной. Ведь еще несколько дней назад москвичи открещивались от похода по достопримечательностям поселка. Конечно, по жаре 2 км по Боголюбскому лугу в одну сторону и столько же обратно осилит не каждый. Но ребята решили принять этот вызов.

В нашем КИНОдоме было необычайно тихо. Понятное дело, большинство его жителей отправились на увлекательную прогулку-экскурсию по окрестностям. Хоть я и редко люблю оставаться в одиночестве — все равно была несказанно рада этой паре часов, что удалось провести в тишине и просто почитать книгу, сидя во дворе на шезлонге, под чистыми голубыми небесами, слушать пение птиц и попивать вкусный ароматный чай, заваренный с цветками клевера, которые удалось насобирать во время одной из киносмен.

Еще спустя 40 минут в общий чат пришло чудесное видео торжественного восхождения отдыхающих киношников по Боголюбскому лугу. На первом плане выступал гордо шагающий семимильными шагами актер Ярослав Юмашев с тоже актером Темой Буточниковым на широких плечах.

— Он меня так по всему лугу пронес! — с восхищением потом рассказывал Тема.

Его вообще не один раз на наших съемках на плечах носили. И однажды пришлось это исполнить в кадре, как раз в доме в Боголюбово. Правда «большой черепахой» в тот раз был другой актер. Не буду спойлерить и раскрывать сюжет. Скажу только, что всех, стоящих за кадром, разом прострелило во время съемок этой сцены. В мыслях проносились самые печальные последствия создания этого веселого кадра. Но, к счастью, все обошлось. Теперь мы смело можем написать в титрах: «Во время съемок ни один Холодильник не пострадал» (Холодильник — прозвище героя, которого играет Тема).

Потом ребята рассказывали, как дошли до Нерли, где берег усыпан ласточкиными гнездами. Мало кто из местных жителей знает об этом месте. Гости города тем более не подозревают, что Боголюбово, а особенно территория, где располагается наша «Белая невеста», храм Покрова на Нерли — это настоящий заповедник, где можно общаться с природой, собрать полонику7, заряжаться позитивом часами. А еще здесь отличный пляж, как раз там, где ласточкины гнезда.

Понятное дело, москвичам их экскурсия по окрестностям Боголюбово очень понравилась. Вообще в беседах с приезжими актерами я часто слышала слова восхищения красотой и атмосферой нашего города и области. Некоторые даже мечтали попасть именно в Боголюбово. Узнав, что наш дом в 10 минутах ходьбы от монастыря и Боголюбского луга, у актеров загорались глаза, и в свободное время они буквально срывались туда. Было приятно видеть такую реакцию. Кого-то впечатлил и сам Владимир. Актеры признавались, что очаровывались и не могли налюбоваться видом, открывающимся со смотровой площадки парка Пушкина. От таких слов о родном городе, области по всему телу растекается какая-то невероятная теплота.

Заброшенный элеватор — Старинные избы — Советский колорит на селе — Заброшенное кладбище в кукурузном поле

Окрестности Боголюбово богаты не только монастырем, лугом и храмом Покрова. Любители заброшек точно оценят необычные местные достопримечательности. Нам удалось с ними познакомиться во время поиска локаций. Так получилось, что для утверждения нужных локаций, нам пришлось облазить не один свинарник. В прямом смысле этого слова. Как правило, заброшенные фермы — монументальные и атмосферные декорации для экшен-сцен, например, драк. Одна из них запомнилась всем присутствующим на локейшене своим потрясающим воображение ароматом.

— Нет, тут я снимать не буду, — еще издали завидя заброшку, сказал, как отрезал, режиссер.

Мы были полностью согласны с нашим руководителем, и оставили позади себя эту живописную, увитую плющом, ароматную заброшку.

Еще один кинематографичный заброшенный свинарник запомнился своими масштабами, постапокалиптической атмосферой и остатками былой роскоши в виде импортных смесей для обеспечения жизнедеятельности хряков. Но, лично мне, заброшка запомнилась своей монументальностью и четкой симметрией. Я бы даже сказала, кубриковской8 геометрией.

Автомобиль снова нес нас по свежеобнавоженным полям — на прекрасных, залитым солнцем и свежей зеленью просторах с виднеющимися вдали церквами лежали навозные сопки. Сразу душу греет мысль о том, что не сдается сельское хозяйство, жизнь в селе бурлит! И нос даже москвичи не затыкают. Эти невероятные ароматы перемежаются с другими запахами. Луговые травы, которые перебивает терпкая, резкая, освежающая полынь. И нарастающее напряжение от того, что мы уже час катаемся, а ни одной нужной заброшки для грядущих съемок всё еще нет. У села Нового замедляем ход, стараемся разглядеть сквозь бурьян хоть что-то, похожее на строение. В нескольких метрах от дороги возвышается башня из красного кирпича — элеватор советских времен. Выглядит заброшенным. Подъезжаем ближе. Никого. Даже шума машинных двигателей не слышно. Внезапно дверь загадочного элеватора начинает открываться. Готовимся к ответу на типичные вопросы: «А что вы тут делаете?» Дверь распахивается. За ней — никого. Хотя рядом припаркованы машины. Отъехав подальше, видим еще одну заброшку, от которой тянет чем-то, похожим на запах свалки. Обойдя ее со всех сторон, никакой свалки не обнаруживаем.

— Вот отсюда зерно ссыпали в машины, — режиссер показывает на большую проржавелую воронку и такой же желоб, торчащий из кирпичной стены. — Когда я учился в школе, в страду привелось несколько раз работать на зернотоку, у нас так же было, — пояснил режиссер.

В итоге, заключаем, что все эти кирпичные заброшки, похожие на склады, когда-то были единым комплексом с элеватором. Как оказалось, комплекс больше не используется. И нам удалось сделать на заброшенном элеваторе несколько отличных кинокадров.

Несколько сцен мы снимали и в самом селе Новое. Место это не туристическое. И напрасно.

Немного истории

Несмотря на название, это старинное село — Новое было вотчиной Покровского Усть-Нерлинского монастыря, ныне это знаменитый храм Покрова на Нерли. Интересно, что в конце XVIII в. знаменитый шедевр белокаменного древнерусского зодчества мог стать достоянием села. Все потому, что Епископ Владимирский Виктор дал разрешение новосельским крестьянам разобрать храм Покрова и перевезти к себе. Согласно легенде, варварству помешало только чудо. Как только с древнего храма начали снимать крест, один из крестьян, задействованных в этом, ослеп. Происшествие якобы повлияло на жителей Нового села, и они оставили в покое храм Покрова на Нерли, а у себя возвели деревянную церковь. В XIX в. в Новом появился и каменный, дошедший до наших дней, Ильинский храм. Интересно, что часть храма — магазин. Очень похожий на сельпо из советского прошлого.

Из-за чего стоит посетить Новое — так это с целью осмотра его замечательных старинных домов. Полукаменные с деревянным вторым этажом, полностью деревянные избы со светлицами9, от которых они становятся совсем сказочными, с резными наличниками и ставнями, железными старинными дверями, часто служившими входом в торговые лавки и неизменными ухоженными палисадниками. В домах с каменным низом жилым был только второй, деревянный этаж. На первом, каменном располагались торговые лавки или хранились продукты, вещи. Благодаря этому, в случае пожара, одежда и еда оставались невредимыми. Примечательно, что местные жители стараются свои дома не перестраивать — наличники, двери и другие детали во многих подлинные. Современный сайдинг встречается здесь за редким исключением. Однажды, во время прогулки по Новому, из одной из таких старинных изб доносились чарующие мелодии довоенных советских пластинок. Атмосфера стояла такая, словно попал в прошлое.

Но старину-то нам здесь как раз и не удалось запечатлеть на кинокадрах. Мы снимали не менее колоритную местную советскую застройку. В Новом сохранился целый квартал панельных трехэтажек, каждая из которых украшена оригинальной мозаикой. Рядом достаточно большая школа, фельдшерско-акушерский пункт и здание администрации. Последнее выполнено по весьма необычному проекту. Половина здания не что иное, как жилой многоквартирный дом с Домом быта, ныне уже не работающим. Советский дом-коммуна во всей красе. Выглядит интересно и авангардно. И советская вывеска на фасаде радует глаз.

Снимали мы и в местном ДК. Если будете в Новом, обязательно туда зайдите. Внутри монументальная мраморная лестница, большие просторные кабинеты, есть спортзал с дверью, напоминающей вход в бункер. Такому ДК в селе любой городской позавидует. Чем-то напоминает наш ДК Точмаш до реконструкции. Но в селе увидеть такую красоту и масштаб было просто удивительно.

Съемки в селе Новое нашей команде больше запомнились по другой причине. Начало смены, режиссер уже дал команду «Мотор», одного из актеров нет и нет, в телефоне только гудки.

— Это на Юру не похоже, — говорю я, и со мной соглашаются все присутствующие.

На ходу перестраиваем расписание смены, снимаем сцены, где не задействован актер Юра Черный. И, пока идут съемки, пытаемся всей командой выяснить, что же случилось. В просторном фойе дома культуры тучей нависла мысль: «А, что, если с ним что-то случилось?».

Пытаюсь дозвониться до дочки Юры. С пятого раза это удается — дочка не знает ничего, адреса тоже не знает. Глухо.

— Антон говорил, что у них какие-то общие знакомые в Суздале есть! — подходит наш реквизитор Даша, и тут же звонит своему супругу Антону.

Знакомые в Суздале пригодились, потому что Юра живет в городе-музее. Через полчаса от знакомого мужа Даши приходит известие — дома никого, машины около подъезда нет. Все сидят, как на иголках. Мы уже все досняли на локации, а человека так и нет. Так, как на иголках, вся команда и вернулась в КИНОдом в Боголюбово.

— Вот уж не думал, что я такой ценный кадр, что из-за меня масштабные поиски развернутся, — приходит смс от Юры спустя пару часов.

Оказывается, своими действиями команда нашей киностудии поставила пол Суздаля на уши. По техническим причинам, телефон и его владелец были вне зоны доступа. Мы все переволновались, но к счастью ничего страшного с нашим актером и товарищем не случилось. Только после этого мы все немного успокоились.

Хотелось бы отметить еще одну атмосферную локацию в селе Новое —

старинное заброшенное старообрядческое кладбище. Эта локация подразумевалась сценаристом и режиссером еще при написании сценария. Находится оно прямо в небольшой рощице посреди поля на одном и выездов из села. Я бы охарактеризовала это кладбище одним словом — хаос. Перевернутые массивные надгробные плиты, поваленные стволы больших деревьев, выкопанные могилы. Молоденькие и старые деревья, переплетаясь ветвями, создают шатер, из-под которого почти не видно небо. Точно неизвестно, почему это кладбище пребывает в таком состоянии. Есть несколько версий. Основная — чернокопатели, которые искали в могилах сокровища. Как мы знаем, старообрядцы на Руси были народом зажиточным, соответственно, их могли предавать земле вместе с драгоценностями.

В погожий солнечный денек здесь чувствуешь себя легко. Вокруг — кукурузное поле с зарослями самых разных луговых цветов. И эти цветы легко перепутать с бабочками. Они такие маленькие, небесно-голубого цвета. И их видимо-невидимо. Они облепляют заросли травы, словно это какие-нибудь колокольчики. Заходишь в эти заросли — бах, и эти «цветы» разлетаются, кружат над тобой.

Но, когда небо заливает свинцом, солнце скрывается в беспощадных тучах, а деревья безудержно шумят, пытаясь их прогнать — на старом заброшенном кладбище уже иная атмосфера. Совсем недружелюбная. Тягучая, мрачная, готическая. Поднимаешь голову к небу — низко парит ястреб-тетеревятник, выслеживая свою добычу. Корни деревьев, вылезшие наружу, выглядят как в фильмах ужасов. А под ногами — развороченные старинные каменные надгробия. Брр, мурашки по коже пошли от воспоминаний.

Церкви в три стороны света — Домик посреди поля — Прогулки по воде — Видишь, там на горе — Звезда в МЮДе — Бои и гроза в Чириково

С селом Ославское мы познакомились во время съемок на другой локации. Выдалось свободное время, которое команда нашей киностудии решила потратить его с умом — поехать, получше познакомиться с местом, где в ближайшее время будут проходить съемки. Хоть был и жаркий июльский вечер и ехать никуда не хотелось — увиденные в Ославском пейзажи заставили нас взбодриться. Едва мы ступили на эту землю — просто рты пооткрывали от открывающегося золотисто-зеленого простора с возвышающимися над ними куполами церквей. Три церкви на каждую сторону света, и мы в центре этого благолепия. Я сразу же начала фантазировать, как буду здесь с упоением наблюдать за летними чарующими закатами, зачинающимися над знойным Владимиро-Суздальским опольем. Если, конечно, мне дадут это сделать.

Впоследствии, когда мы приехали сюда снимать с нашими московскими коллегами, впечатления только усиливались. Домик, в котором мы жили, был небольшой, но уютный. Конечно, вся наша большая команда уместиться в домике, где даже нет комнат, не могла. Поэтому мужчины по-джентльменски вызвались жить в палатках. К тому же, в палатке было прохладнее, чем в доме. Увидев, что наши мальчишки начали их устанавливать, актриса Марина Деркина тут же кинулась к ним на помощь.

— Так классно! Я прямо детство вспомнила, как мы с папой и сестрами в походы ходили! — Марина прямо-таки порхала от счастья.

И местная атмосфера располагала к этому. Один только вид над головой чего стоил! Усыпанное звездами небо, не ограниченное высотными строениями, низко парят ястреба-тетеревятники, поражая размахом крыльев и сосредоточенностью полета. А еще, неожиданно, откуда ни возьмись — пролетают кукурузники. Но нам некогда было часами созерцать всё это великолепие. И пока одни участники команды нашей киностудии занимались обустройством палаточного лагеря на участке возле дома, мы, вдвоем с актрисой Полиной Громовой, готовили на всю нашу многочисленную команду. Это был новый вызов нашей киноработы. Так как Ославское достаточно далеко находится от города — на тот момент ни одна доставка ехать сюда не захотела. Поэтому, наш главный продюсер и режиссер Геннадий Шеин поручил заняться нам организацией горячего питания на площадке. Собственно говоря, ничего сверхъестественного в этом нет — в киноэкспедициях часто такое случается. По крайней мере, у советских киношников такое было обычным явлением. Знаменитые актеры, например, Георгий Вицин во время съемок в Суздале «Женитьбы Бальзаминова» тоже готовил.

— Девчонки, идите спать, — говорит нам один из наших актеров в час ночи, — завтра суп доварите.

— Неет, — в унисон отвечаем мы с Полиной и еще полчаса ждем, пока две больших кастрюли супа доварятся.

И только после этого с чувством выполненного долга мы падаем на кровать. Снова эта приятная усталость. В общем, именно в Ославском я приобрела опыт собственноручного приготовления обедов и ужинов для большой команды. Как и в любом деле, для этого важно все заранее распланировать и посчитать, лучше с запасом. Начали мы свое кулинарное творчество с солянки из капусты. Ох, до чего она вкусная получилась! Вот вспоминаю сейчас, и слюнки потекли… Горячая, обжигающая пальцы на раздаче, ароматная, хрустящая! А секрет вкусной солянки состоял в том, что в этот день мы неожиданно для себя открыли тайну самой вкусной томатной пасты. Причем, на базе изначально мы хотели покупать другую. А продавец настоял на этой, мы ему поверили и не прогадали. В результате, солянку нахваливали все, даже гурманы, которые присутствовали и в нашей команде. Так что, можете себе представить, какая сложная задача и ответственность перед нами стояла. К счастью, мы справились. Накормили всех без исключения и оставили довольными. А один из актеров даже нам помогал — сам вызвался шинковать лук. Как выяснилось, он по первому образованию повар. Шинковка получилась, как с иллюстраций в кулинарных книгах.

Хочется также отметить, что, как и во время большинства наших смен, команда «ВладРусьФильм» жила в историческом месте.

Немного истории

Ославское — старинное село. Так же, как и многие окрестные земли, Ославское в старину принадлежало Боголюбскому монастырю. Надо сказать, что здешние крестьяне плохо ладили с монастырской братией. Оно и понятно — кроме своих работ, позволяющих им быть сытыми и одетыми, крестьяне возделывали и монастырские земли. В результате, случилась попытка бунта местных заговорщиков, которые написали владимирскому воеводе донос о том, что кроме обязательной повинности в виде обработки монастырских земель настоятель наложил на них еще и денежную, поэтому «от тех де прибавочных податей они, крестьяне, оскудели». Однако большинство крестьян Ославского не поддержали заговорщиков, а челобитная воеводе и вовсе оказалась ложью. Заговорщики просто хотели таким образом заработать. Плуты-предатели были нещадно биты батогами10 по указу самого царя, чтобы «иным неповадно было воровать».

В это же время, в XVII в., в Ославском появляется Свято-Никольская церковь. Как и в большинстве сел, сначала она была деревянная. Каменная, дошедшая до наших дней была выстроена в 1827 г. Сейчас она встречает гостей села — ее видно с высокого холма при въезде. Летом холм усыпан цветами разнообразных оттенков.

Внизу протекает река Нерль, на берегу которой одно наслаждение уединиться с книгой или с чем-нибудь вкусным.

Нашей команде уединиться на берегу речки не удалось — летом, в жару на пляже оказалось слишком людно и шумно. Яблоку было негде упасть. Поэтому, воспользовавшись редкими свободными минутами, мы отправились купаться. А точнее — ходить по воде. На этом участке Нерли в Ославском просто удивительное мелководье. Даже дети переходят ее вброд. А с берега открываются панорамные виды на Ославское, архитектурной доминантой которых является дом, напоминающий старую водонапорную башню во Владимире. Также отсюда открывается интересная перспектива на сельские дали — холмистые, зеленые поля. И мы отправились туда, прямо по извилистым рыхлым проселочным дорожкам.

Путь наш пролегал западнее села Ославское, где поля обрамляет ручей и небольшая речка Соловуха. Берега речки утопают в зелени, и их украшает пара стареньких амбаров на сваях. Вид классический, исконно русский. Один из берегов — высокий, и этот контраст впечатляет. Не успеваем опомниться, как поле с речкой сменяется холмами. На одном из них поражает своим величественным видом возвышающийся на холме храм.

Это церковь Фрола и Лавра в селе Суворотское. Несмотря на то, что она только еще в процессе реставрации, даже издали производит впечатление. Посреди практически безлюдного поля и такая крупная архитектурная доминанта. Нечасто в селах такие большие и выделяющиеся архитектурно храмы встречаются.

Неизвестно имя архитектора храма, но можно заметить, что он выполнен в русском стиле. До сих пор проглядываются узоры его кирпичей на его фасадах. Также уникальными считаются его бочарные своды больших пролетов. Такие пролеты использовались и позже, уже советскими архитекторами. Вспомните эпоху советского конструктивизма — такие своды, но уже железобетонные, в те годы активно эксплуатировались. Интересно, что такой большой красивый храм построили в небольшом селе. Князья и дворяне никогда им не владели. В старину, эти земли так же принадлежали монастырю в Боголюбово.

На противоположной стороне трассы встречает путешественников своим выделяющимся талисманом — нарядной русской бабой с поднятой над головой веткой боярышника с загадочными красными ягодами поселок Садовый. Такая пестрота в образе дамы только последние 10 лет, раньше она выглядела гораздо более скромно. Скульптура не случайно украшает въезд в поселок — с советских времен здесь работает сельскохозяйственное предприятие имени МЮДа (международный юношеский день). Это был один из лучших колхозов страны, за свои достижения его наградили орденом Красного Знамени. Предприятие работает по сей день. Именно здесь выращивают клубнику, которую потом можно купить в торговых точках города.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кинопутешествия по Владимирской области предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Полоника — полевая дикая клубника. Ее также окультурили и выращивают в огородах. В огороде она вырастает в 2 раза крупнее своего дикого собрата.

8

Стэнли Кубрик — режиссер («Спартак», «Сияние», «2001 год: Космическая одиссея», «Заводной апельсин»), сценарист, продюсер, оператор, фотограф. Часто для создания эффектных сцен в своих картинах использовал четкую геометрию построения кадра.

9

Светлица (светелка) — небольшое светлое помещение наверху избы.

10

На Руси удары батогами (палки, прутья) назначали за воровство, ложные доносы и лживые дела. Наказание не заканчивалось, пока батоги не ломались, либо пока распорядитель не разрешал закончить. Еще существовала такая особенность — преступник должен был кричать «Виноват!», и если он этого не делал, удары не прекращались до тех пор, пока тот не признает вину.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я