Истории города С

Надежда Мокерова, 2022

Вятский Суздаль, город-памятник – каких только эпитетов не придумано для нашего города. И все это правда. Слободской – один из старинных, красивых вятских городов, сохранивший в веках свой неповторимый образ и колорит. В него нельзя не влюбиться, хоть однажды побывав в нем. Здесь каждый квадратный метр дышит историей. Этот сборник рассказов – попытка рассказать вам о Слободском. Иногда это небольшая зарисовка, а порой настоящее журналистское расследование. Рассказы не похожи один на другой, но каждый из них покажет вам наш город с необычного ракурса. В них выстраивается диалог прошлого с современностью, и вы можете его слышать. Так еще никто не писал о Слободском.

Оглавление

На службе у старого тракта

На федеральной трассе, при выезде из поселка Вахруши в город Слободской, с правой стороны от дороги стоит старая плакучая береза, напоминающая о былых временах старинного Сибирского тракта. Еще в конце ХХ века по обочинам дороги из города Слободского в областной центр Киров стояло множество таких берез. Сегодня все они в силу своего возраста канули в Лету, уступив место своим потомкам. Одна из свидетельниц былых времен сохранилась и в другом направлении — по старому Глазовскому тракту за Каринским перевозом.

Слобожане, чье детство прошло в 60-70 годы ХХ века, помнят разговоры взрослых о екатерининских березах, растущих вдоль дороги, ведущей в Киров. Якобы, они были посажены по приказу императрицы Екатерины. Но если сопоставить максимальную 150-летнюю продолжительность жизни берез (лишь отдельные экземпляры доживают до 300 лет) и годы правления Екатерины Великой (1762-1796), то временные рамки не сходятся. Не екатерининские это березы, а скорее, александровские.

Известно, что 9 января 1818 года в губернском городе Вятке был получен пространный циркуляр Александра I под названием «Примечания о дорогах, деревнях и городах». В нем содержались дополнительные статьи к уже имеющимся указаниям императора об устройстве почтовых трактов. В частности, речь шла о том, что «дороги должны быть с обеих сторон означены вырытыми канавами, прямо и параллельно проведенными так, чтобы равенство сие наблюдалось при всяком повороте, и чтобы без нужды по местности не делалось лишних изгибов». Таких статей с царскими указаниями было более двадцати, они послужили проектом обустройства дорог для строителей и наставлением тем, кто будет следить за их исправностью во всякое время года.

Таким образом в Вятской губернии началась дорожная страда — строительство и укрепление трех основных трактов: Сибирского, Казанского и Московского. Участки дорог закрепили за деревнями и дважды в год, весной и осенью, крестьяне должны были в полосе шириной в 30 сажен от тракта сводить лес, сажать ряды деревьев и строить мосты. По личному рисунку Александра I, на котором обозначено, где и в каком порядке садить березы, летом 1820 года они были посажены почти по всему Сибирскому тракту.

Березы по своей влагоустойчивости более других видов деревьев подходили для посадок вдоль дороги, отличались быстрым ростом, меньше страдали от низовых пожаров. Вдобавок обладали высокой, как бы сейчас сказали, фитонцидностью и особой декоративностью, что, согласитесь, немаловажно для человека в долгом пути. Крестьяне ближних к тракту деревень обязаны были восстанавливать поврежденные и погибшие деревья, а Слободское земство усердно следило за порядком и сохранностью дороги, связывающей город Слободской с губернским центром. Плоды того труда сохранились по сей день.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я