Истории города С

Надежда Мокерова, 2022

Вятский Суздаль, город-памятник – каких только эпитетов не придумано для нашего города. И все это правда. Слободской – один из старинных, красивых вятских городов, сохранивший в веках свой неповторимый образ и колорит. В него нельзя не влюбиться, хоть однажды побывав в нем. Здесь каждый квадратный метр дышит историей. Этот сборник рассказов – попытка рассказать вам о Слободском. Иногда это небольшая зарисовка, а порой настоящее журналистское расследование. Рассказы не похожи один на другой, но каждый из них покажет вам наш город с необычного ракурса. В них выстраивается диалог прошлого с современностью, и вы можете его слышать. Так еще никто не писал о Слободском.

Оглавление

Слободской некрополь

О создании специального места для захоронения умерших позаботился указ Екатерины II об учреждении кладбищ, изданный в 1771 году. Спустя два года, 29 мая 1773 года в Слободском состоялось официальное открытие первого в городе кладбища. В тот же день городскому голове Ивану Яковлевичу Платунову была выдана храмозданная грамота на построение кладбищенской церкви. Из собственных материалов и на свои средства он обещался в однолетье поставить на указанном месте каменный храм. На строительство был нанят известный вятский каменных дел мастер Иван Дмитриевич Коршунов.

Уже к концу ноября 1773 года артель Коршунова полностью закончила строительство. 3 декабря был освящен придел, а 1 мая 1774 года — главный престол храма во имя Живоначальной Троицы. Спустя почти полтора века, в 1910-1911 годах, церковь значительно перестроили: здание продлили до входных ворот, вывели двухэтажные палатки, а над ними — новую колокольню, не сохранившуюся до наших дней. Специалисты отмечают, что архитектурное решение церкви было очень скромным, как и подобает скорбному месту. Чего не скажешь о входных воротах, которые на сегодняшний день остались единственными в своем роде во всей Кировской области. Они приятно декорированы, напоминают, скорее, парковое сооружение, чем кладбищенский вход. Вероятно, ворота были построены одновременно с церковью, но кто их строил и на чьи средства они были возведены, остается тайной.

На территории кладбища до наших дней сохранились дом сторожа и палатка-покойницкая. Дом был построен не позднее 1804 года как жилье для приставника. В соответствии с царским указом приставник должен был находиться на кладбище неотлучно «для смотрения копания и зарывания могил». Сейчас в здании находится столярная мастерская. Покойницкая появилась позднее, в 1880-е годы, и ныне используется по своему прямому назначению. После расширения территории захоронений она оказалась в глубине кладбища, а первоначально ее западная стена входила в линию кладбищенской ограды. Как и сейчас, каменная ограда начиналась от угловой башни, стоявшей почти у самого Глазовского тракта.

Говоря о кладбищенском комплексе, нельзя не упомянуть о каменной часовне в честь Иоанна Предтечи, по архитектуре похожей на ротонду и построенной в сентябре 1858 года. В Кировской области больше не сохранилось подобных по типу культовых памятников. По сути, небольшая придорожная часовня не имела отношения к кладбищу. Первоначальная деревянная часовня была срублена на ее месте в незапамятные времена на выезде из города, чтобы каждый отправлявшийся в дальний путь мог здесь остановиться на несколько минут и помолиться за счастливый исход своего путешествия.

Архитектурно-мемориальный комплекс старого кладбища можно без преувеличения назвать уникальным историческим памятником-некрополем. За время своего существования кладбище не раз изменяло границы, но центром его всегда оставалась зона, прилегающая к Троицкой церкви. Эта часть территории считалась наиболее престижной для захоронений, и участки земли, входящие в нее, были очень дороги. Именно поэтому поблизости от церкви находятся могилы дворян, купцов, зажиточных мещан и священнослужителей. Их имена, титулы и звания легко читаются на массивных надгробных памятниках, об архитектуре которых нужно вести особый разговор.

Например, одно из надгробий, установленное на могиле потомственного почетного гражданина города Н.Н. Платунова, представляет собой двухметровую стелу с неглубокой нишей на лицевой стороне. В верхней части ниша обрамлена гирляндой из роз, а над ней помещено барельефное изображение головы Иисуса Христа. Рядом, на семейном захоронении купцов Ончуковых, еще более значительное по своим размерам гранитное надгробие: массивный черный крест на кубообразном пьедестале общей высотой около трех метров. Еще один своеобразный тип гранитного надгробия в виде церковного аналоя с раскрытым Евангелием сохранился у южного фасада Троицкой церкви. Памятник установлен на могиле известного ученого, вятского краеведа А.А. Замятина.

В дополнение нужно упомянуть о сохранившихся металлических могильных крестах и оградах. Глядя на них, остается удивляться фантазии и мастерству старых слободских кузнецов. Примечательно, что одна из слобод, где жили эти мастеровые, называлась Кузнечной и находилась непосредственно у северной границы кладбища.

Почти два столетия, вплоть до начала 60-х годов ХХ века, на кладбище хоронили слобожан и жителей окрестных деревень. Было время, когда старое кладбище, стоящее на главной улице города, имело заброшенный вид. С открытием в 1994 году Троицкой церкви оно начало постепенно благоустраиваться. На протяжении пяти лет по инициативе слободских краеведов О.В. Рогожникова и Т.А. Бакулевой на кладбище шла работа по описи могил. По ее итогам в 2015 году издана книга, включающая в себя имена слобожан, здесь похороненных. Среди них известные духовные лица: архиепископ Вятский и Слободской Аполлос, один из монахов мужского монастыря иеродиакон Варлаам, последняя игуменья женского монастыря Олимпиада, инок Анания — блаженный, очень уважаемый в свое время человек, чьи предсказания почитаются до сих пор. Поклониться на их могилы люди приезжают издалека. Слободской некрополь — это огромная нравственная сила, мостик между прошлым, настоящим и будущим, поэтому нужно сохранить то, что от него осталось.

В старину в Слободском было несколько кладбищ, большинство из них безвозвратно утеряны. Одно из кладбищ находилось в районе современной деревни Родионово. Оно помечено в плане города Слободского 1898 года. Недавно появилась версия, что там стояло село, были часовня и погост, но никаких документов об этом не сохранилось. 13 августа 2017 года в районе цеха деревообработки и деревни Родионово на крутом спуске к реке Вятке, где бьет ключ, члены военно-исторического клуба «Ладомир» установили большой деревянный крест. В народе существует легенда, что в истоках этого родника закопан серебряный крест, поэтому он и назван Серебряным ручьем. Раньше водой из этого ключа активно пользовались жители деревни и окрестных мест.

По версии краеведа С.А. Пленкина, именно здесь в начале лета 1174 года, следуя стратегическим планам великого князя Андрея Боголюбского по захвату торговых путей и опорных пунктов камских булгар, владимиро-суздальский отряд ушкуйников соединился с новгородским отрядом и основал крепость-поселение, построив в ней церковь во имя Победоносца Георгия. Немного позднее выше Родионовского городища по реке была основана Слобода (будущий город Слободской).

Также известно, что на территории Крестовоздвиженского монастыря в Светлицах находилось два кладбища, обозначенные на плане угодий монастыря, составленном в 1905 году. Одно служило для захоронений мирских лиц, другое — для представителей духовенства и знатного городского сословия. Также имеются сведения о лицах, похороненных около Екатерининской, Никольской, Преображенской, Сретенской церквей города Слободского, а также Преображенской церкви села Спасо-Подчуршина (ныне Первомайский микрорайон города Слободского). Около церквей обычно хоронили священнослужителей и мирян, которые внесли свой вклад в строительство и благоукрашение храмов, развитие родного города.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я