Истории города С

Надежда Мокерова, 2022

Вятский Суздаль, город-памятник – каких только эпитетов не придумано для нашего города. И все это правда. Слободской – один из старинных, красивых вятских городов, сохранивший в веках свой неповторимый образ и колорит. В него нельзя не влюбиться, хоть однажды побывав в нем. Здесь каждый квадратный метр дышит историей. Этот сборник рассказов – попытка рассказать вам о Слободском. Иногда это небольшая зарисовка, а порой настоящее журналистское расследование. Рассказы не похожи один на другой, но каждый из них покажет вам наш город с необычного ракурса. В них выстраивается диалог прошлого с современностью, и вы можете его слышать. Так еще никто не писал о Слободском.

Оглавление

Новая версия старых штиблет

Уже в ХVII веке в городе Слободском и его окрестностях было развито кожевенное производство: от нулевого цикла до полной выделки кож и пошива обуви, в том числе женских выходных сапожек. Оно существовало повсеместно и носило домашний кустарный характер. Подтверждением тому служат названия слободских деревень Верхние и Нижние Кропачи (в русском языке «кропач» — это человек, который шьет обувь). Заметьте, в том числе и женскую обувь, а это мастерство высшего уровня.

В «Книге писма и меры» И.Б. Доможирова читаем, что в 1629 году «всего в Слободском на посаде живущих тяглых 100 дворов, 17 дворов бобыльских». Слободской краевед С.А. Пленкин подсчитал: «Учитывая патриархальный образ жизни, когда старшее, среднее и младшее поколения жили вместе, выходит, что примерная численность жителей города составляла 800-1000 человек. Не так уж и много по современным меркам. Но вот что интересно: на это количество жителей заготавливалось 2317 копен сена. По данным историка Г.М. Абрамовича, мерная копна накашивалась с 0,1 десятины (современные 10 соток) и весила 15 пудов. Значит, слобожане заготавливали за сезон 34755 пудов сена. А по нормам, например, Иосифо-Волоколамского монастыря, в ХVI веке на одну лошадь полагалось 5 мерных копен сена в год, на одну корову и быка — по одной копне на 12 недель с добавлением яровой соломы.

Таким образом, заготовленным слобожанами сеном можно было прокормить 331 лошадь и 331 корову. Неплохо для 117 дворов, если учесть, что торговать сеном было невыгодно: возить далеко влетало в копеечку, а проезжающие мимо по тракту обозы много не брали — лошадей в пути кормили энергоемким овсом. Выходит, сено накашивалось для себя, для прокорма слободского рогатого скота и лошадей, для получения от них не только молока и мяса, но и главного конечного продукта — кожи.

В таможенных книгах Русского Севера имеются сведения, что в ХVII веке слобожане вывозили на продажу узды ременные, хомуты кожаные, ремни, рукавицы сыромятные, телятину сыромятную, кожи красные и белые, то бишь выделанные, кожи яловичные, овчины, кожи дубленые и мятинные, а также готовый товар — сапоги женские белые выходные и пришвы повседневные.

Пошив женской обуви в городе Слободском был вызван тем, что рынок Северного Поморья был насыщен мужскими и детскими сапогами, привозимыми из Вологды и Ярославля. Обойдя конкурентов, предприимчивые слобожане нашли свою нишу — занялись изготовлением модельной обуви. Слободской товар отвечал изысканным требованиям модниц, кожа у сапожек была хорошая, мягкая, вымоченная на природных ключах. Себя слобожане тоже не обделяли. Вглядитесь в старинные фотографии: сапоги на мужчинах блестят, как зеркало, а женские бареточки элегантно смотрятся на дамских ножках».

Секреты ручной выделки кож и пошива обуви в течение веков передавались из поколения в поколение и исчезли лишь в годы НЭПа. Но еще в 70-е годы прошлого столетия в Слободском жили мастеровые, которые имели за плечами школу старых сапожников и вручную с помощью гвоздиков и дратвы ремонтировали штиблеты так, что они становились лучше новых.

Из фондов Слободского музейно-выставочного центра.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я