1. книги
  2. Современные детективы
  3. Надежда Максимова

Тайна потерянной рукописи

Надежда Максимова
Обложка книги

Хотите узнать за что погиб Пушкин? Чем был знаменит красавец Дантес?Что за таинственную рукопись изъяли по приказу царя?Тогда раскрывайте книгу и вперед. Приключения начинаются!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тайна потерянной рукописи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Загадка цветных стропил

Предусмотрительный пушкиновед заранее распечатал для нас три комплекта документов, распределив их в прозрачные канцелярские файлики.

Огорошив нас новостью об опасности литературоведческих занятий, он сообщил, что, прежде всего, нам необходимо войти в курс дела и поинтересовался, сколько времени требуется, чтобы мы смогли прочесть подготовленные им материалы.

Оценив на взгляд тощеватость прозрачных папок, я предложил встретиться после обеда.

Предложение было принято, после чего спецназовец удалился, а мы принялись работать с бумагами.

Первый лист в файликах был вполовину меньше стандартного (А4) размера и содержал хронологию.

Предпослано все было кратким эпиграфом: «Все висит на датах» А. Т. Фоменко.

Кто такой А. Т. Фоменко и какое отношение он имеет к исследованию жизни Пушкина, — не объяснялось.

Ниже, в левой колонке выстраивались даты, в правой — соответствующие им события из жизни Пушкина и названия произведений, написанных в указанный год.

Выглядело это так:

1799 год, 25 мая (6 июня) — рождение.

1811—1817 гг. — Царскосельский лицей. Кружок «Арзамас».

1814 год — первое опубликованное стихотворение.

8 января 1815 г. — «старик Державин нас заметил».

1817—1820 гг. — работа над поэмой «Руслан и Людмила».

1820 год — ссылка на юг России.

1824 год — ссылка в Михайловское.

1825 год — «Борис Годунов», «Граф Нулин»

8 сентября 1826 года аудиенция у Николая I.

1828 год — «Полтава».

1829 год — сватовство к Н. Н. Гончаровой.

1 мая 1829 года — отъезд в действующую армию на Кавказ.

1830 год — Болдинская осень №1.

18 февраля 1831 года — венчание в Москве.

1831 год, октябрь — «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работа над историческим трудом «История Пугачева».

20 августа 1833 года — поездка в Казань и Оренбург для изучения материалов по истории Пугачева.

1833 год — Болдинская осень №2. «Медный всадник»,

«История Пугачева», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне…».

30 декабря 1833 года — произведен в камер-юнкеры.

11 апреля 1836 года — выход первой книги «Современника».

27 января 1837 года — дуэль с Дантесом

29 января (10 февраля) 1837 года, в 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался.

— И что это может означать? — спросил я после того, как мы вдосталь поизучали данный лист. — И причем тут многозначительный эпиграф насчет дат?

— Даты вполне стандартные, — сообщил Зайкин, сверившись с компьютером. — Соответствуют общеизвестным.

— Вот и я про то. Зачем переписывать цифры из учебника за восьмой класс? Если для того, чтоб объем нагнать, то жалкие полстранички погоды не сделают.

— Я знаю, — вдохновился Ваня. — Это шифр.

— Да ладно. Набор слишком стандартный: родился, учился, женился… Что тут можно зашифровать? Или ты думаешь, что Пушкин специально подгонял даты, скажем, аудиенции у царя под нужное для шифра число?

— А вот тут интересно, — подал голос дядя Миша, до сей поры вдумчиво изучавший свой листок. — Глядите, в 1820 году молодой поэт завершил работу над поэмой «Руслан и Людмила». И в этом же году его отправляют в ссылку. Типа, царю стихи не понравились?

— Щас глянем, — руки нашего эксперта запорхали над клавиатурой. — Вот. Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает:

«Окончание работы над „Русланом и Людмилой“ совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена)».

— У, как интересно, — сказал я. — Значит, какие-то тайные тетради все же существуют!

— А я не понял, — вставил свое мнение Зайкин. — «Руслан и Людмила» — это сказка. Царь что, сказок не любил?

— Может, он там намек усмотрел? — предположил старший прапорщик. — Ну, помните: «Моя Наина неверна! Моя Наина охладела!».

— Не Наина, а Земфира, — закатил глаза эксперт. — И это вообще из другой оперы. Ты в школе-то учился? Или тебя, как во времена ликбеза, просто перевели из разряда неграмотных в разряд малограмотных?

— Так, прекратите, — пресек я. — Предлагаю высказываться без перехода на личности.

— Нет, все-таки странно, — гнул свою линию дядя Миша. — Пушкин в молодости был, вообще говоря, не подарок. Пил, кутил, писал оскорбительные эпиграммы. На дуэлях дрался с 17 лет… Все считалось как бы в порядке вещей.

Но стоило ему создать шедевр, вошедший в золотой фонд литературной славы России, как царь высказал резкое недовольство и готовность загнать молодое дарование в Сибирь. Совпадение?

— А знаете, — произнес я, задумчиво потирая ладонью подбородок, — сам Пушкин, похоже, не считал «Руслана и Людмилу» сказкой. Он начинает и заканчивает поэму словами:

«Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой».

Мои соратники переглянулись.

— Нет, стоп, — сказал Ваня. — Если мы так будем по поводу каждой буквы строить широкомасштабные предположения, то никогда не закончим. Давайте дальше.

— А вот тут любопытно, — тут же продолжил старший прапорщик. — Оказывается, «Бориса Годунова» Пушкин написал осенью 1825 года. Я не знал.

— И что тут особенного?

— Ну, 1825 год… Осенью написал, а 14 декабря восстание декабристов.

— Думаешь, это как-то связано?

— Не знаю. По датам — прямая последовательность.

— В огороде бузина, во Киеве дядька. Или ты думаешь, что у царя Бориса и у декабристов политическая программа совпадала?

— Может, и совпадала, — обиделся дядя Миша. — Вы вообще знаете, чего там декабристы хотели? Я лично из школьного курса помню только то, что они разбудили Герцена1.

— А он спал?

— Кто?

— Герцен.

— Прекратите, — снова был вынужден вмешаться я. — Чувствую, что при нашем уровне образования проблемы не решить.

— Верно, — одобрил старший прапорщик. — Надо Елену подключать. Она ведь не только спортсменка и красавица, но еще и отличница.

Идея подключить к обсуждению мою сестрицу мне самому уже не раз пришла в голову. Но выдергивать ее с уроков я не хотел. Другое дело, если вечером, в свободное время…

— Так. Думаю из первой странички мы больше ничего не выжмем. Давайте продолжим чтение.

Второй листок начинался заголовком: «Общество «Арзамас»

Далее сообщалось:

Кружок литераторов «АРЗАМАС» существовал в Петербурге в 1815—1818 годах.

Возник по предложению Д. Н. Блудова (племянника Г. Р. Державина).

Блудов предложил организовать общество «друзей литературы, забытых фортуною» — некий «ковчег Арзамаса».

Предложены были так же такие варианты названия, как «Арзамасская академия» и «Арзамас». Членов же сообщества полагалось величать, как «их превосходительства гении «Арзамаса».

(Пометка карандашом: «Названия разные, но слово «Арзамас» присутствует во всех)

Справка: ГЕНИЙ (лат. genius, от gens — род), в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также, как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.

Общество имело устав, написанный В. А. Жуковским в соавторстве с племянником Державина.

Русский мемуарист Филипп Вигель информирует:»«Арзамас» сделался пародией в одно время и ученых академий, и масонских лож, и тайных политических обществ».

В общем, шутки шутками, а без политики не обошлось.

В заключительных строках второго листа значилось, что «Дядя поэта, Василий Львович Пушкин, охарактеризовал заседания общества так: „Здесь острое словцо приязни всей дороже. И дружество почти на ненависть похоже“».

Больше на втором листе ничего не было.

— И зачем такая многозначительность? — пожал плечами Ваня, переворачивая страницу и изучая ее пустую обратную сторону. — Ну, «Арзамас». Мало ли сообществ у студиусов, жаждущих попить пивка в компании?

— Сообществ, может быть, и много, — не согласился дядя Миша. — Да уж больно название особенное.

— Да? И чем же?

— У меня племянник читал «Код да Винчи» Дэна Брауна и очень возмущался. Почему, мол, автор все важные исторические реалии переносит в Европу?! «Мы ничем не хуже, — бушевал племянник. — У нас свой Грааль есть».

— Грааль? При чем здесь это?

— А вы посмотрите на герб Арзамаса. По версии наших справочников на нем изображены цветные стропила. А по версии Дэна Брауна, две линии, образующие угол, направленный вверх, это символ мужского начала. Другие две линии, образующие угол с острием вниз — символ женского лона. А все вместе они обозначают чашу Христову, Святой Грааль.

Герб Арзамаса

— Ты веришь Дэну Брауну?

— Я верю своим глазам. Во-первых, где ты видел стропила с острием вниз? Во-вторых, мужской и женский символы на гербе выделены разным цветом. Типа цветные стропила. Разве такое бывает? И, в-третьих, эти ломаные линии на гербе совместно образуют букву, с которой начинается имя Христа.

Повисла пауза. Мы с Ваней смотрели на дядю Мишу и просто не знали, что сказать. Вот так ничего себе открытие!

— Да не, — выдавил, наконец, Зайкин, отмахиваясь ладошкой, как от привидения. — Не может быть.

— А я что, — пожал плечами старший прапорщик. — Просто высказал мнение.

— И потом у тебя цвета не совпадают.

— В смысле?

— Ну, Христа всегда изображают в красных одеждах и синем плаще. А на гербе Арзамаса стропила красные и зеленые. Не синие, ясно?

— О цветах я не подумал.

— Вот именно. А строишь глубокомысленные версии.

— Но если уж речь зашла о таких нюансах, то скажу: у герба основной фон — желтый. А на желтом синий цвет всегда превращается в зеленый. То есть цвета все-таки совпадают.

— Стоп. Стоп! — Я решил прекратить дискуссию, пока мы не договорились бог знает до чего. — Думаю, все эти наши рассуждения — пустое. Ну, выбрали лицеисты в качестве названия имя некого провинциального городка. Наугад. Попало на Арзамас. Случайность. Потому что никакого Святого Грааля (Sangraal), или, иначе говоря, Святой крови (San Greal), в Арзамасе никогда не было и быть не могло.

— А пояснения какие-то есть? — не унимался дядя Миша. — Может, там строительство особо широкомасштабное велось, и из-за этого в герб города вынесли стропила?

— Подробного описания символики герба, — зачитал с компьютерного экрана Зайкин, — в законах Российской империи нет, и теперь сложно объяснить ее смысл. Известно только, что герб принят указом Екатерины II в 1781 году, а автором является член конторы Геральдмейстеров Франциск Санти2. Итальянец.

— Во как.

— Ну да, кругом засилье иностранцев, — подытожил я, складывая бумаги. — Пойдемте обедать.

— То, что он иностранец, понятно, — ответствовал дядя Миша, вытягивая из-под стула свой неизменный баул. — Неясно другое. Что же все-таки этот геральдический Святой Франциск изобразил на гербе Арзамаса: только ли странные цветные стропила или все-таки Святой Грааль?

Примечания

1

«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями „Народной воли“. Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. „Молодые штурманы будущей бури“ — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.

Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах». В. И. Ленин. Статья «Памяти Герцена».

2

Санти — святой.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я