50 великих монастырей

Надежда Ионина, 2008

Издревле монастыри считались хранителями духовной культуры христианского мира. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о монастырях католического Запада и православного Востока, ставших поистине общемировыми святынями, местами паломничества и одновременно памятниками архитектурного наследия. Но мало кто знает, что существуют также и буддийские монастыри. Ведь в традиции этой мировой религии, как и в христианстве, центры отшельнического жития, совместной молитвенной практики и хозяйствования по праву именуются монастырями.

Оглавление

Лавра Саввы Освященного в Палестине

Эта обитель еще издали заметна двумя массивными башнями; соединенные высокой стеной, они кажутся висящими над бездной.

Проехав по крутому контрфорсу, странник достигал небольшой железной дверцы, устроенной за угловой башней в западной стене монастыря. Только через эту дверь и можно войти в лавру Саввы Освященного.

Монастырь расположен на обрывах правого берега нижнего русла Кедронского потока, в 10 верстах отсюда впадающего в Мертвое море.

Дикое, иссохшее ложе его, глубоко провалившееся в вулканической трещине между беспорядочно нагроможденными голыми скалами, страшит своей безжизненностью. Палящие лучи палестинского солнца прокалили горы и иссушили почву, так что здесь царят только утесы и могильное безмолвие. Поэтому у паломников и отцов церкви это место получило название «огненной реки» и «юдоли плача». Это даже не уединенный уголок, а место, пригодное лишь для полного отречения от внешнего мира. В свою очередь монастырь — это каменная крепость, огражденная даже от скал и утесов мрачными стенами и башнями с редкими отверстиями вместо окон.

На пути к монастырю находится небольшая долина, которую называют монашеским базаром. В прежние времен отшельники продавали здесь свои изделия, покупая на вырученные деньги хлеб и другие товары. Примерно за полчаса до подхода к лавре дорога поднимается на дикие утесы и дальше идет по самому их краю. О приближении к монастырю паломников извещал колокольный звон с монастырской башни. И вскоре взору богомольцев представала наполовину высеченная в скалах, наполовину устроенная в пещерах обитель Саввы Освященного. Кроме скудного монастырского огородика и диких трав, растущих у струящегося в ложбине ущелья ручейка, нигде больше не встретишь даже признака растительности. Повсюду скалы и камни, а меж них ящерицы и скорпионы.

Первыми избрали эту пустыню местом отшельнических подвигов св. Евфимий (V в.) и ученик его Савва, который родился в Каппадокии около 439 г. Он рано проникся христианским благочестием и уже восьмилетним отроком посвятил себя иноческой жизни. Святостью жизни он привлек множество отшельников, которые приняли от него строгий иноческий устав св. Василия. В 484 г. они избрали его аввою (архимандритом) палестинских пустынников (или «пещерножителей»); св. Савва взял на себя еще и подвиг борьбы с ересью монофизитов, создав в лице иноков Святой земли православное воинство. Собственно, Савве и принадлежит сооружение этой лавры пустынножительской (502 г.), получившей по его имени и название свое.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих монастырей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я