Книга содержит рассказ «Мертвый приход», раскрывающий злободневные проблемы современной жизни Православной церкви, и стихи на духовную тему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мертвый приход. Рассказ и стихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Надежда Ефремова, 2019
ISBN 978-5-4496-0097-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
МЕРТВЫЙ ПРИХОД
Непрославленным мученикам XXI века посвящается
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого
богоборчества, с одной стороны, будут воздвигать
кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла.»
Пр. Серафим Вырицкий.
Предисловие
Дорогой читатель! В этой истории нет ни капли вымысла, хотя она и может показаться странной. К сожалению, все это имеет место быть в современной жизни Церкви. Я не имею целью опорочить православную Церковь, но желаю пролить свет, что называется, на некоторые проблемы, находящиеся в тени. Может быть, это послужит кому-то уроком и стимулом для действия. Но очень надеюсь, что эта история не послужит поводом к отвращению от веры, Матери-Церкви. Ведь кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец, есть такая замечательная поговорка. Она Вечна и Свята и будет стоять, я не здание имею в виду сейчас. А эти случайные люди в ней, ведущие себя не лучшим образом и подающие соблазн остальным верующим, уйдут из этого мира и будут испытуемы совестью после этого. Поэтому, «бдите и молитесь, да не внидете в напасть».
I
Ночью о. Василий проснулся от крика ребенка. Он, матушка и их шестеро детей ютились в одной комнате маленького дома, находящегося около храма. Им негде было жить, когда они приехали сюда по благословению архиерея, и пришлось такой большой семье поселиться в домике церковного причта.
Раньше в этом доме на храмовый праздник устраивались богатые трапезы для всех присутствующих. Столы ломились от множества блюд, длинные лавки все были заняты. Несмотря на пост (храмовый праздник — Преображение Господне празднуется в Успенский пост), блюда, разумеется, постные, были вкусные и разнообразные.
«Нам еще повезло, — думал батюшка, — предыдущий священник жил с матушкой и детьми в маленькой хатке у старосты». Церковный староста — пожилой, но очень бодрый человек, которому скоро должно было исполниться восемьдесят лет. Звали его Палыч, здесь на юге почему-то принято всех называть по отчеству только. На самом деле имя его было — Василий. Он жил вместе со своей женой-старушкой (не без странностей).
Этот высокий человек имел представительную внешность, несмотря на свой преклонный возраст, и основным его увлечением было строительство. Он любил строить, поэтому решил выстроить храм в станице. Прежний красивый храм был разрушен в годы безбожной власти. Под храм был отдан администрацией дом бывшего атамана. Здание было ветхое, потолок прогнулся. Поэтому надо было срочно строить новый храм.
На Кубани много долгожителей, особенно здесь, в Предгорье. Семьдесят лет — это считалось еще молодостью. Девяностолетние бабушки сами копают огород, занимаются домашним хозяйством, имеют бодрость тела и духа. Именно 80-90-летние женщины (трудно их назвать старушками) и составляли основной косяк прихода. Молодые мало интересовались церковной жизнью. Бодрые бабульки бегали в церковь издалека, некоторые из них читали и пели на клиросе. Церковная жизнь началась в станице лет пятнадцать назад, тогда и открылся дом, отданный под храм.
Первый священник, присланный сюда, был человек музыкальный, знал множество трудных церковных песнопений известных композиторов (Чеснокова, Бортнянского). И почему-то он решил научить их исполнять этих старушек, которые не знали нотную грамоту, конечно (и даже относились к ней враждебно). Несколько раз батюшка спел песнопения бабушкам, те кое-как выучили, не без ошибок, конечно. И с тех пор бодро исполняли шедевры музыкальной церковной культуры на службе.
Те, кто был знаком с этими песнопениями, мягко говоря, удивились бы, услышав их в таком странном виде. Но, к счастью, музыкально грамотных людей в станице не было, и прихожан такое пение устраивало.
Надо сказать, что казачки обладали огненным темпераментом и гордостью, которая весьма ценилась здесь. Смирение и кротость, как правило, считалось в этой местности слабостью и малодушием. То ли коммунистический дух остался в прихожанах с тех пор, когда кричали с трибун: «Долой самодержавие! Вся власть народу!» и т. д. Но первому батюшке пришлось нелегко. Через некоторое время бодрые бабульки решили, что его жизнь по каким-то причинам не соответствует их представлению о священстве.
Надавив, как следует, на старосту, который вовсе не имел отношения к вере, ни разу не причащался и вообще не понимал, зачем вся эта служба нужна, они уговорили его начать собирать подписи против священника. Палыч собрал подписи и отвез их к архиерею.
Опять же, непонятно по какой причине Владыка издал указ перевести священника из этой станицы. На его место был вскоре прислан новый. Он приобрел себе дом в станице, перевез семью. Но его через некоторое время ждала та же участь.
Третий священник также продержался недолго. Бабушки выслеживали с видео камерой его входы, выходы и передвижения по станице и, заметив в его поведении что-то неладное, отослали компромат архиерею вместе с подписями общественности.
Пришел четвертый священник в станицу. Но бабушки, видно, просто вошли в раж, и заставили Палыча попросить архиерея убрать и этого. Почему архиерей слушал постороннего человека, сказать трудно. Наверно, большую роль сыграло его умение строить храм, ведь он один бегал по предприятиям в поиске стройматериалов, находил спонсоров. У него это очень легко получалось, несмотря на солидный возраст. А архиерей тоже имел подчинение и отчитывался перед начальством за каждый новый выстроенный храм.
Поэтому Палыч был для него выгодным человеком, и не послушать его было опасно для собственной карьеры. А священники, это уж их дело — переезды, поиск жилья и т. д. И, несмотря на клятву — соблюдать интересы священников, архиерей не вникал в их проблемы. И переезжали батюшки, везли свои многодетные семьи, оказываясь удивленными, мягко говоря, отсутствием жилья. Им приходилось самим отыскивать дом, приобретать его на свои средства. А каково было их супругам, которые переезжали часто с маленькими детьми и находясь в положении, это вообще никого не интересовало.
Архиерей предпочитал не вникать в их личные проблемы. Вновь прибывшие священники должны были быть всегда готовыми покинуть только что приобретенное жилье и всей гурьбой отправиться на новое место служения по первой прихоти неугомонных бабулек-прихожанок.
Только лишь им покажется, что новый священник не годится, не подходит под их непонятные мерки, тут же его убирали. Похоже, такая деятельность придавала им силы и помогала удержаться на этом свете.
II
Многие ехали в Краснодарский край по причине теплого климата, прекрасной природы. Лето — целых семь месяцев, яркое солнце почти круглый год, короткая зима и сухая погода. А про горы — это отдельный рассказ. Тот, кто хоть раз видел вершины Кавказа, навсегда запомнит это зрелище. Покрытые снегом величавые вершины, освещаемые лучами солнца. Здесь раздолье художникам: горы, богатые холмы, горные быстрые речки, диковинные цветы.
Каждый, кто приезжает сюда, попадает под непреодолимое влияние здешней природы. Словно зачарованный, бродит приезжий по этим живописным местам. А от зрения гор сам собой из души вырывается крик восторга.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мертвый приход. Рассказ и стихи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других