Бегущие по волнам. Сборник номинантов литературной премии им. А .С. Грина

НП «ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА»

«БЕГУЩИЕ ПО ВОЛНАМ» – сборник поэтических и прозаических произведений, представленных современными авторами, пишущими на русском языке, на рассмотрение членам жюри одноименного конкурса литературной премии имени Александра Степановича Грина. Конкурс проводится Московской городской организацией Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика» с целью выявления талантливых авторов и поддержания интереса к классикам русской литературы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бегущие по волнам. Сборник номинантов литературной премии им. А .С. Грина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГРИШИН Виктор

С «Алыми парусами» Грина

«Слушай внимательно! Брось курить!

Начинается отделка щенка под капитана».

капитан Гоп,

«Алые паруса» А. Грин

Чтобы быть мечтателем, верить в сказку, можно жить в любое время и очень хотеть. «Я понял одну нехитрую истину, — говорит Александр Грин устами своего героя капитана Грея. — Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Эта история могла бы и не всплыть из запасников памяти, если бы средства массовой информации не заговорили о фильме «Алые паруса». Такая новость заставила вздрогнуть тех, кому за пятьдесят. Кинокритики, литературоведы заговорили о феномене Александра Грина, авторе повести «Алые паруса». Не забыли и режиссера Александра Птушко, сумевшего воплотить замыслы одного из загадочных писателей теперь уже начала прошлого века. Так он сказал про Александра Грина, который был мечтателем, романтиком и верил в счастливое будущее.

Тогда, в далеком 1962 году, кинофильм «Алые паруса» буквально взорвал города и веси провинциальной России. С афиш городских кинотеатров, фабричных клубов, сельских кинопередвижек (да, читатель, не удивляйся, был еще такой феномен кинопроката) на вас смотрели герои фильма «Алые паруса». Они смотрелись по-разному, эти афиши, нарисованные местными художниками-оформителями, но в чем были едины, так это тем, что фоном служил корабль с алыми парусами, символами чистоты и романтики. Из сидящих зрителей в зале того времени мало кто знал, что фильм поставлен по книге Александра Грина «Алые паруса». А если кто и знал, то был уверен, что Грин был моряком и капитана Грея он списал с себя. Мне повезло: я прочитал повесть раньше, чем фильм вышел в прокат и смотрел фильм с пониманием ситуации. Впрочем, чего рассказывать. Перед вами рассказ о том далеком времени и о великой силе книги.

***

Серым неуютным мартовским днем из клуба прядильно-текстильной фабрики вышел мальчишка. Мальчишка как мальчишка начала шестидесятых. На нем было видавшее виды потертое пальто, явно доставшееся в наследство от старшего брата, заношенные байковые шаровары и ненавистные боты «прощай молодость». Голову венчала заношенная шапка-ушанка с полуоторванным, по тогдашней моде, козырьком. За бортом пальто у мальчишки торчал корешок книги. Он был в библиотеке.

Дул пронзительный ветер. Кусты и деревья, лишившись снега, который укрывал их всю зиму, тревожно свистели под порывами разгулявшегося ветра. Тропинка, проторенная еще в начале зимы, явно износилась и для хождения была малопригодная. Она выгнулась и стала похожей на позвоночник тощей кошки. Ноги в ботах соскакивали в серый влажный сугроб, хозяин книги чертыхался.

С реки тянул низовой сильный ветер. Волга почернела, местами на лед выступила вода, но до ледохода еще не подошло время. Зябко ежась, мальчишка пошел через парк, где на вековых березах расселись только что прилетевшие грачи. Они ссорились из-за мест и громко кричали. Мальчишка, задрав голову, долго смотрел на птиц. Затем, словно что-то вспомнив, вытащил книгу.

«Алые паруса, Александр Грин» — прочитал он на затертой обложке. Но посмотреть текст ему не дал ветер, который заиграл страницами, и мальчишка заторопился домой, чтобы в тишине почитать книгу, которую ему предложила старенькая библиотекарь. Она давно приметила мальчишку, который буквально запоем читал книги. Нужно ли говорить, что мальчишка бредил морем, далекими странствиями.

Откуда возникла такая страсть у ребенка, живущего в рабочем поселке, сказать сложно. Он часто подолгу стоял на берегу Волги, провожая пароходы, идущие вверх-вниз по реке. Его охватывало непонятное возбуждение. Он жалел, что не родился в то время, когда можно было убежать из дома, устроиться юнгой на парусный корабль и уйти в кругосветное путешествие. А он никуда еще не выезжал дальше своего города, типичного провинциального городка, которых много в центральной части России. Здесь не могли родиться пассионарии, которыми так богаты приморские города.

Если бы он в то время познакомился с другим писателем — Паустовским К. Г., который в серии «Литературные портреты» написал очерк о Грине под названием «Жизнь Александра Грина», то многое бы понял, почему так действуют книги о путешествиях, о далеких неведомых морях. Паустовский приводит слова Грина о мальчишках, выросших в русской глуши. «Чтобы понять это, надо знать провинциальный быт того времени, быт глухого города. В этом рассказе каждый бы узнал свой заштатный городок». Это в полной мере касалось нашего героя.

Мальчишка удивлялся, как взрослые ходят каждый день на нудную работу на опостылевшей фабрике. Он пытался поговорить с отцом, не надоела ли ему такая забубенная жизнь, но получал жесткий отпор вроде того, что мал еще рассуждать.

Мальчишку спасала Волга. Сейчас она лежала подо льдом и мало напоминала могучую полноводную реку, какой она станет во время половодья. Тогда редкий день он не будет проводить на берегу реки. Мальчишка наблюдал, как крупные тяжелые льдины неспешно плывут по течению, мягко сталкиваясь друг с другом. У парнишки была развитая фантазия и богатое воображение. Он верил, что «Где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца,… весёлые и нежные, как дети». Вообразить себя рядом с ними было совсем несложно.

Мальчишка вздохнул. Время было идти домой. Он вышел из старого парка и направился в сторону поселка, который стоял на отшибе фабричной цивилизации. Там жила семья парнишки в двухэтажном деревянном доме, без какого-либо намека на удобства.

Поселок в непроглядной серой мгле измороси смотрелся как мираж. Намокший, нахохлившийся, он со своими поленницами и клетушками прижался к земле, сделался незаметнее, невзрачнее. Исполосованный серыми плетями осенних дождей, фасад дома, казалось, застыл в немом отчаянном крике, исказив в гримасе рот слухового фронтона.

Мальчишка пришел домой. Не раздеваясь, только сбросив у порога ненавистные боты, он прошел в комнату, положил книгу на стол.

Перед ним в окне, как в раме, открывался невзрачный вид глухой российской провинции. Разбросанные в беспорядке многочисленные сараи, покрытые рубероидом, кусками железа, шифером. Заборы огородов, палисадников оскалились проломами. Ну чем не вятская жизнь Грина, которая казалась ему «застиранной, как рваное белье». Весна обнажила ту нищету, которую так тщательно скрыла под снегом заботливая зима. Но это была жизнь мальчишки, другой он не знал. Мальчишка не знал, чего он хотел, и чего ему хотеть. Просто иногда ему становилось душно и хотелось оттянуть воротник рубашки, глотнуть свежего воздуха.

Дома его ждали неотложные дела по хозяйству. Белобрысый пацан со вздохом принялся вершить их. Но одно он выполнял с удовольствием. Это — топка печи. Сходить в сарай и принести несколько поленьев для мальчишки проблемы не составляло. Скоро довольно загудела вытяжная труба, и зев печи окрасился мерцающим красноватым светом.

Мальчишка сел перед печкой на низкую лавочку и углубился в чтение. Он любил это время: дела сделаны, родители придут еще не скоро. Уроки учить рано. Через минуту он забыл о том, что живет в старом щелястом доме в рабочем поселке. Что на улице свирепствует холодный мартовский ветер и тучи собираются угрожающей кучей, чтобы сыпануть на землю зарядом холодной жесткой крупы.

Как любого ребенка, его не интересовали выходные данные книги: предисловие, автор, год издания. Так и сейчас он глянул на фамилию автора — Александр Грин — и пожал плечами, не вспомнив такого.

«Почитай, тебе будет интересно!» — вспомнил он слова библиотекарши.

Его, как мальчишку, не заинтересовала Ассоль с ее переживаниями. Но он задержался на рассказе о Лонгрене, старом угрюмом моряке, делающем модели кораблей. И уж совсем потерял счет времени, когда добрался до капитана Грея. Прочитав залпом выборочные места, мальчишка остыл и стал внимательнее читать весь текст, и перед ним открылась неведомая страна Гринландия. Он подумал, что это опечатка и сейчас начнется описание Гренландии, о которой он уже начитан. Но оказалось, что это не так. Вместо заледеневшего острова со страниц книги на мальчишку повеяло южным морем, морским городом, куда заходят парусники.

«Ему грезилось море, покрытое парусами…» — так написал Паустовский К. Г. об Александре Грине.

Воображение быстро перенесло его в несуществующую далекую сказочную страну Гринландию, в маленький приморский городишко Каперна. Мальчишка никогда не был на море и не видел ни морских городов, ни морской дымки, в которой видны расплывчатые силуэты кораблей. Но фантазии ему было не занимать. Мальчишка сбегал вниз по мощеной булыжником улице городка к морю. Он его видел издалека, ему хотелось подойти поближе и протянуть морю руку. Он был уверен, что море не укусит его, а наоборот, доверительно лизнет влажным языком. Затем, словно, играясь, откатится назад, чтобы нахлынуть на берег снова.

Мальчишка сидел, читал книгу и вздыхал. С его поселка было не убежать юнгой на паруснике, как это сделал Грей, а речные буксиры, по которым ему удавалось полазать, были далеко не воображаемые парусники. Ему еще не встретился капитан Гоп, который бы сказал: «Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана».

Наутро подросток шел в школу. Тропинки, разбитые днем, за ночь прихватило морозом, и старые боты нещадно скользили. Мальчишка ругался, хватаясь за остатки жалких заборов. В школе он никому не сказал, что читает «Алые паруса». Его еще не задели мечты Ассоль изменить жизнь, встретить принца на корабле с алыми парусами. Мальчишка не понимал пока, что его мечты делали его похожим на мечтательницу из книги.

Вся романтичность истории дойдет до него, когда на афишах замелькает фильм «Алые паруса». В первый раз в жизни белобрысый пацан, застенчивый и неловкий, по-другому посмотрит на своих сверстниц. Как же они были не похожи на эту романтичную девушку! Да и все они, дети городских окраин и рабочих поселков, были более похожи на детей Каперны, которые издевались над Ассоль, которая была не такая, как они.

После просмотра фильма и не один раз, желание стать моряком усилилось, и мальчишка повторял про себя запомнившиеся ему слова: «Он хотел быть „дьявольским“ моряком».

Мальчищка становился похожим на своего кумира, капитана Грэя, который, начитавшись книг, заболел морем, дальними странствиями. На пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. В скорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна «Ансельм», увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. Этот юнга был Грэй.

Мальчишка читал эти страницы и хмурился. Он понял, что хочет стать моряком, но как воплотить свою мечту не знал. На Волге не было парусников, которые подняв паруса, растворялись в мареве будоражащих сердце далей. По реке ходили неуклюжие самоходки и пассажирские пароходы, громко шлепая плицами колес. Но он и на них не плавал. Иногда ему удавалось на речном вокзале пробраться на пароход. Тайком, мимо вахтенных, по трапу пробежать на вторую палубу, где гуляли, наслаждаясь видом на берег, пассажиры. Сердце у мальчишки заходилось от восторга. Эти люди плыли куда-то далеко, где он еще не был. А он так мечтал путешествовать.

«Рассеян на уроках. О чем он думает…» — констатировали на родительских собраниях учителя. Знали бы они, о чем думает нескладный подросток с длинными руками, предательски высовывающимися из коротких рукавов кургузого пиджака. Но он был замкнут и неразговорчив в школе.

«С восьми лет Грин начал напряжённо думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение…» — делится с нами о любимом писателе Паустовский К. Г.

Слова капитана «Ансельма» запали мальчишке в душу: «Однажды капитан Гоп, увидев, как он мастерски вяжет на рею парус, сказал себе: «Победа на твоей стороне, плут». Когда Грэй спустился на палубу, Гоп вызвал его в каюту и, раскрыв истрепанную книгу, сказал: «Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана». Эти слова были выучены наизусть и надолго остались в памяти у мальчишки.

«Он хотел быть „дьявольским“ моряком. Он, задыхаясь, пил водку, а на купаньи, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты.… в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь…» — этот кусок текста мальчишка запомнил и часто вспоминал на скучных уроках, выходя из мечтаний только окриком учителя.

Характеристики юнги Грэя очень пригодилось подростку, когда его постигли первые неудачи. Учась в восьмом классе, он за компанию со своими одноклассниками, проходил медицинскую комиссию в суворовское училище. Оказалось, что его зрение не идеально. Не сто процентов, как говорили врачи. То, что он не проходил в суворовское училище, его нисколько не беспокоило, так как он бредил мореходкой. Мальчишка спросил у врача по поводу своего зрения, насколько это серьезно. Врач, поняв, что от него хочет подросток, еще раз внимательно исследовал глаз, который упорно не мог четко увидеть две последние строки на таблице. Врач сказал, что пониженное зрение — последствие травмы. Был сильный удар, и повредился зрачок. На вопрос мальчишки о том, сможет ли он пройти медкомиссию в мореходном училище, врач покачал головой и сказал, что в этом он не уверен. Требования по зрению в мореходных училищах приравнены к военно-морским училищам, а он только что не прошел в суворовское. «Грэй шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой. Вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица».

Мальчишка был уверен, что он смог бы все сделать, что делал его кумир. Он бегал на лыжных соревнованиях, доплывал почти до середины Волги. Он мог многое, но не мог одного: вернуть себе стопроцентное зрение. «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина. Я хочу к маме». Такого, чего хотел услышать капитан Гоп, добрый человек, но суровый моряк, мальчишка произнести не мог, как и его кумир Грэй.

«Чудеса нужно делать своими руками», — повторил он слова своего кумира и начал действовать. Мальчишка получил свидетельство об окончании восьми классов, в котором себя неловко чувствовали несколько четверок. Он отмел все уговоры учителей и директора школы о том, что с таким свидетельством нужно поступать в девятый класс, что после окончания средней школы он в состоянии сдать в кораблестроительные институты, водного транспорта. Но мальчишка не хотел ждать.

«Что в итоге?» — спросите вы. Ничего общего у нашего героя с капитаном Греем не произошло. Погоня за мечтой заняла много времени, но так и не исполнилась. Паренек частично исполнил свою мечту. Он все-таки пробился в училище, но не в мореходное, а — речное, хотя не на судоводительскую специальность. Проучившись пару лет, мальчишка понял, что путь на мостик ему закрыт, даже на Волге.

«В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля. Его характер определял досуги и работу команды…» — помнил он слова из книги. Речное училище не могло дать ему те «Алые паруса», о которых он мечтал, читая Грина.

Капитан Грей уходил в сказку. «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность и невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина». Это он узнает позже, прочитав очерк о Александре Грине писателя Константина Паустовского. Из сказки наш герой вынес, что за мечту нужно бороться. Она никогда не исполнится, если ее просто хотеть, но ничего не делать.

Наш герой, может быть, так и оставался бы в мечтах со своим морем. Он, кстати, в этом не был одинок. «Целая плеяда писателей и исследователей пыталась передать необыкновенное, шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Все они воспринимали море по-разному.

Паустовский К. Г., автор «Литературных портретов» о Грине, в молодости мечтал стать моряком, но… мало ли «но» возникает на пути к мечте. Паустовский прекрасно понимал юного Грина-блина, его ощущения, когда в пыльной Вятке тот встретил двух молодых людей в белой форме курсантов морских классов. У нашего героя получилось, как у Грина: он любил выдуманное им море и был в фантазии своих грез. Оно осталось для него недосягаемым и посему манило с необыкновенной силой. А он не привык отступать.

Затем случилось то, что случилось. Нашего мечтателя призвали служить. Строгие военные в черных кителях с золотыми нашивками на рукавах, посмотрев диплом речного училища, отправили его служить в военно-морской флот. На вопрос, а как же пониженное зрение, которое как камень на дно тянуло его при прохождении медицинских комиссий, военно-морские офицеры рассмеялись, сказав, что нечего ему на море смотреть, а обслуживать двигатели особенного зрения не нужно.

«Иди служи, моряк…» — и хлопнули его по плечу.

«У меня на шапке ленты, а на лентах якоря» — эта детская незамысловатая песенка звучала в ушах нашего героя три долгих года. Будучи на службе, он не увидит своих «Лисса, Зурбагана, Гель-Гью и Гертона», этих несуществующих городов. Красно-кирпичные здания флотских казарм, замшелые форты, покрытые дымкой времени ремонтные доки, романтики молодому моряку не добавляли. «Да и есть ли она, романтика?» — впервые подумалось ему. «Морская жизнь сразу же обернулась к Грину изнанкой…» — приходили на ум нашему герою полузабытые строки о любимом писателе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бегущие по волнам. Сборник номинантов литературной премии им. А .С. Грина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я