Мистика от А до Я. Ясное введение в самые глубокие и сложные духовные вопросы

НГО-МА

Книга, которую вы держите в руках, создана по одноименному видео-циклу мастера недвойственности Нго-Ма (Дракона).Мы считаем ее жемчужиной, настоящей драгоценностью, уникальной возможностью внести ясность в само понятие «Мистика».Книга написана так, что, просто следуя указаниям в тексте, вы можете получить достаточно глубокий духовных опыт и избежать типичных ошибок.Добро пожаловать в мир Мистики, добро пожаловать в Учение Free Away, настойчивости и удачи в движении по пути к недвойственности!

Оглавление

Глава 1. О мышлении и Моменте Сейчас

Здравствуйте, я очень рад приветствовать вас на страницах своей книги, в которой я решил изложить для вас небольшой, но полный вводный курс введения в мистику.

Начнем с того, что недавно мне поступил интересный вопрос, который касается схематичного понимания ментального плана. Он неразрывно связан с вопросом, что такое «практика пребывания в Моменте Сейчас», и я хотел бы обсудить, понимаем ли мы одинаково эту практику и понимаем ли мы, что такое «ментальный план», что такое «отсечение ментала» и что такое «пребывание в Моменте Сейчас». В этой теме очень много путаницы, и это связано прежде всего с тем, что в огромном количестве традиций Ум (с большой буквы) равен сознанию, то есть часто пишут, что «Ум» = «Сознание». У нас же, в нашем разговорном и в нашем понятийном аппарате записано, что ум — это мышление, интеллект, ментальный план, и из-за этого возникает очень-очень много ошибочных или неверных трактований, связанных с неправильным прочтением буддийских и дзен-буддийских текстов. Я хочу, чтобы у вас была полная ясность на этот счет, поэтому я разделяю понятия сознания и ума. Это соответствует тому, что есть малый и большой ум. Например, в Индии есть несколько понятий ума, поэтому важнейший момент — осознавать, что мы называем этим словом. Я называю словом «ум» наш интеллект, нашу описательную возможность, вот этот наш маленький ментальный план. То есть это ни в коем случае не сознание. Поэтому мы будем рассматривать ум как совокупность мыслей, описывающих наш непосредственный опыт.

Первое, что делает рабочий ум, — описывает, интерпретирует, оценивает и сравнивает наш непосредственный опыт. В той модели, которую я даю своим ученикам, мы делим ментальный план на сектора. Это очень просто, и вам это необходимо для того, чтобы осознавать, о чем идет речь. Так вот, первый сектор — ум, обслуживающий наш непосредственный опыт. Это то, что помогает нам выживать в нашей повседневности. Мы каждый день понимаем то, что видим, мы это интерпретируем, мы оцениваем, мы сравниваем, делаем выводы — все это работающий ум, который действительно имеет дело с непосредственным прямым опытом.

Второй сектор — это ум, работающий с опосредованным опытом и способом его получения. Это тот ум, который помогает нам понимать речь, создавать образы, когда мы слышим слова, запоминать их, и это важнейший элемент опыта в современном мире. Опосредованный опыт имеет огромное значение: это тот опыт, который вы не проверяете на практике. Вы как бы принимаете его от людей, прошедших что-то на практике, но принимаете его в виде слов, описаний, образов, пояснений, объяснений, и, может быть, маленькую часть вы проверите непосредственно на практике. Современный социальный человек не существует без способности получать опосредованный опыт. Если нам сказали, что в розетку нельзя засовывать руки, мало кто проверит такое на опыте. Многие поймут это именно интеллектуально и получат от других людей опосредованный опыт о том, что данное действие может привести к каким-то повреждениям. За всю жизнь эти люди так и не проверят это действие на практике, просто они поверили на слово. Так вот, способность получать опыт через слова, через описание — это очень-очень важно, и это является важнейшей способностью современного человека, у которого этот опыт уже намного превосходит опыт, получаемый непосредственно: это и книги, и фильмы, и сновидения, и общение. Все то, что дает нам некий опосредованный опыт. Итак, вторая важнейшая часть ментального плана — это сектор, отвечающий за опосредованный опыт.

Третья немаловажная часть — творческий ум. Это тот ум, который способен из первой и второй частей, опираясь на них — на непосредственный и опосредованный опыт, — создавать что-то новое, творить. Творить что-то такое, чего раньше не было, — это на самом деле и движет эволюцию, движет наш прогресс. Это очень важный элемент ментального плана, это способность компилировать, способность оценивать, а также создавать что-то новое, чего не было раньше. К примеру, это может быть чертеж нового автомобиля, который придется затем воплощать в металле. Конечно, если речь идет об инженере, то этот человек опирается на увиденные ранее автомобили, на изучение их конструкций, на изучение того, что ему было дано в непосредственном опыте, но, в любом случае, тут ценится творческий элемент, творческий подход, что-то новое.

Итак, я вам перечислил три вида ментального плана, три вида ума. Это работающий ум, оперирующий непосредственным опытом, это ум, который опирается на опосредованный опыт, который мы получаем в основном через слова, и то, что мы назвали творческим умом. И лишь четвертая часть ментального плана повреждена вирусом эго-структуры или, по-другому, эго-вирусом, лишь она занята обслуживанием эго. То есть только одна из четырех частей участвует в поддержании эго-структуры. Однако говорить, что можно полностью отключить ум — очень большая глупость. Любое повреждение одного из перечисленных сегментов является тяжелейшим заболеванием. Вы становитесь практически «овощем», который не в состоянии функционировать или жить в нашем социальном пространстве, поэтому не относитесь серьезно к тем, кто «убил ум», «отключил ум» — этого нам совсем не нужно.

Есть только один сектор, приносящий проблемы — это сектор, который обслуживает эго-структуру. И этот сектор не связан с непосредственным опытом. Он может быть связан с опосредованным опытом, и в основном он связан с воображением, с додумываем, с неким подразумеванием, поэтому, когда мы говорим о выводе внимания в Момент Сейчас, о проживании в Моменте Сейчас, то мы говорим о выходе в непосредственный опыт и оставлении того сектора мышления, который обслуживает эго.

Пребывая в моменте, пребывая в непосредственном опыте настоящего момента, совершенно нормально знать названия предметов — это рабочий ум; нормально осознавать и знать назначение предметов, нормально не быть дебилом, который не понимает, на что он смотрит. Вот до этого уровня социально активным людям практиковать не нужно: чтобы не знать названий предметов, чтобы смотреть на них и не знать их назначения. Это уже очень глубокое отключение всего ментального плана, и оно, как правило, практикуется в специальных ретритах отшельниками, но не социально активными людьми. Вы все бывали в таких состояниях, когда, может быть, после какого-то длительного перелета просыпались где-то в незнакомом месте и не могли понять: кто вы, где вы, что висит на стене, и вообще, что это все значит? После длинных перелетов, смены часовых поясов, менталу порой бывает нужно время, чтобы включиться и «загрузить файлы», чтобы началось нормальное движение мышления. Иначе у вас просто есть восприятие: вы открыли глаза, но ум не включился, он еще в каком-то спящем состоянии. Иногда так бывает при резких пробуждениях, когда вы просыпаетесь не в той фазе и, опять же, требуется время для сонастройки ментального плана и вашего восприятия.

Итак, я вам рассказал о четырёх частях нашего ментального плана, а также указал, что пребывание в моменте — это отключение трех из четырех частей и оставление одной. Это никак не связано со временем, в первую очередь, это связано с отключением воображения. Вы отключаете «воображариум», те мысли, которые плодят истории, которые разворачивают некий временной континуум, и вы приходите в Момент Сейчас, в котором функционирует этот психосоматический организм. Сейчас довольно много спекуляций, что мысли тоже находятся в Моменте Сейчас, но это какие-то продвинутые люди пытаются вас немножко сбить с толку. Безусловно, и мысли тоже находятся в Моменте Сейчас, но наш «воображариум» в состоянии разворачивать свой пространственно-временной континуум, и внимание начинает «заплывы» по этому континууму, задаваясь вопросами: «А что будет?» «А что было?» «А что было, когда я был маленьким?» «А где это теперь?» — вот это и называется выходом из Момента Сейчас. Таким образом вы утрачиваете связь с непосредственным опытом, и внимание погружается в эти истории. Так вот, Момент Сейчас, о котором говорил когда-то Рам Дасс — он называл это — «Здесь и Сейчас», — и как сейчас говорит Экхарт Толле, — это не профанация. Это — практика, практика пребывания в непосредственном прямом опыте. Она позволяет вам увидеть, сколько неприятностей и страданий доставляет вам ваше воображение, и эта практика — краеугольная для всех учений. Я не встречал ни одного учения, которое не давало бы вам опору на Момент Сейчас, которое не говорило бы об отключении, остановке внутренних диалогов, об остановке вот этого «воображариума». Но останавливать рабочий ум, который адекватно вам подсказывает названия предметов и их назначение, не нужно. Это лишнее: этот ум не обслуживает эго-структуру, ее обслуживает воображение, размышления и т. д.

Вот так подробно я вам рассказал о ментальном плане, как мы его видим в нашем учении Free Away, рассказал о практике Момента Сейчас, о том, что это вывод внимания, но не просто вывод куда попало, а лучше всего практиковать такой вывод внимания, в котором вы осознаете свое тело. Вы можете концентрироваться на дыхании, вы можете концентрироваться на ощущениях, вы можете концентрироваться на восприятии, но при этом вы не утрачиваете восприятие собственного тела. Потому что ваше тело, ваш организм всегда пребывает в Моменте Сейчас, он никогда не бывает вчерашним, он никогда не бывает завтрашним. Этот организм — всегда свежий, всегда — сегодняшний, и, как я шучу, даже завтраком вы его кормите не завтра, а прямо сейчас.

На этом я хочу закончить эту главу. Присылайте вопросы по адресу в конце книги, и я жду вас на наших онлайн-трансляциях, которые мы проводим каждые две недели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я