Новое законодательство об охране труда

Н. Н. Шептулина, 2007

В пособии рассматриваются новые правовые нормы, закрепляющие право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также обязанность работодателя по обеспечению таких условий. При этом значительное внимание уделяется анализу статей Трудового кодекса, по-новому решающих вопросы охраны труда и правовых актов, принятых в развитие Трудового кодекса. Автор комментирует нормы законодательства, касающиеся дополнительных гарантий по охране труда, установленных для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для работников, нуждающихся в особой социальной защите (женщин, лиц, не достигших 18 лет, инвалидов), разъясняет правила возмещения ущерба, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Касаясь вопросов защиты трудовых прав работников в области охраны труда, автор уделил внимание таким основным способам защиты этих прав, как государственный надзор и контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда и защита трудовых прав и интересов работников профессиональными союзами. Книга рассчитана на широкий круг читателей: хозяйственных руководителей, работников, ответственных за организацию охраны труда, профсоюзный актив, а также всех лиц, интересующихся законодательством об охране труда.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1 ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новое законодательство об охране труда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

§ 1. Необходимость осуществления государством функций по охране труда и здоровья работающего населения

Из содержания Конституции РФ следует, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены… (п. 3 ст. 37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции.

Такая направленность социальной политики государства определяется международными принципами и нормами. В частности, в ратифицированном Советским Союзом Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) не только указывается, что государство признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, но и подчеркивается, что подписавшее Пакт государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими мерами и способами (ст. 2.1 и 8.1 Пакта). Ратифицированная Россией Конвенция МОТ 1981 г. № 155 о безопасности и гигиене труда прямо предусматривает, что государство, ратифицировавшее Конвенцию, разрабатывает и осуществляет согласованную политику в области безопасности труда, закрепляя соответствующие функции и обязанности государственных органов в области безопасности труда, принимает меры по обеспечению необходимой координации их деятельности, включая создание центрального органа, ведающего вопросами охраны труда (ст. 4, 6 и 15 Конвенции).

Необходимость осуществления социальной политики государства по обеспечению здоровых и безопасных условий труда вызывается также низким уровнем здоровья работающего населения. Из-за болезней ежедневно не выходит на работу 3 млн человек, а 20–25 млн человек находятся в пред — или постболезненном состоянии, и здорового населения в России осталось не более 20 %[5] (по данным бывшего министра здравоохранения Ю. Шевченко). Причем от 20 до 40 % трудопотерь по болезни вызывается неблагоприятными условиями труда[6].

За последние 10 лет состояние здоровья населения России не улучшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10–12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 г. по 2003 г. увеличилась на 13,1 %, в том числе лиц в трудоспособном возрасте — на 6,7 %. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) подчеркивается также, что устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для организации эффективных рабочих мест. Существенным фактором, негативно влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Около 20 % рабочих мест в российской экономике связано с опасными и вредными условиями труда. Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор новых рабочих мест. В связи с этим Программа предусматривает необходимость разработки механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда и др.[7]

Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.

§ 2. Формирование и реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда

В соответствии с ч. 1 ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закрепление в названной статье основных направлений государственной политики в области охраны труда — это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения. По мере необходимости основные направления государственной политики изменяются и дополняются, в связи с чем содержание статьи обновляется. В частности, ст. 210 ТК РФ дополнена такими направлениями, как проведение государственной экспертизы условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; осуществление профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

При этом следует отметить, что если необходимость проведения государственной экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда в качестве обязанности работодателя предусматривалась (ст. 212 ТК РФ), то как направление государственной политики необходимость осуществления указанных действий признано законодательством труда впервые. Также впервые в качестве одного из направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрена необходимость профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников на производстве. Реализация этого направления явится эффективным способом сбережения жизни и здоровья работающего населения.

Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России. Для осуществления этих функций оно наделено соответствующими полномочиями, в частности может вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и проекты других документов, по которым требуется решение Правительства, а также проводить анализ реализации государственной политики в указанной сфере[8].

Одним из механизмов выработки государственной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы — система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере, в том числе в области условий и охраны труда, для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Мониторинг проводится Минздравсоцразвития России и Росстатом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти[9].

Сведения о естественном приросте (убыли) населения; об удельном весе работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин; о производственном травматизме, в том числе со смертельным исходом; об основных видах профессиональных заболеваний относятся к основным социально-экономическим показателям мониторинга качества и уровня жизни населения.

Результаты мониторинга доводятся до сведения Правительства РФ и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и используются ими для разработки мер по улучшению условий и охраны труда.

На Минздравсоцразвития России возложены также функция по формированию банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда[10], и обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда для использования указанной информации при выработке и реализации государственной политики в области охраны труда и при других обстоятельствах, касающихся улучшения условий и охраны труда.

Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации)[11].

Данная информационная система функционирует на базе петербургского Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства как Интернет-портал — Российская информационная система охраны труда (РИСОТ). Информационные ресурсы системы включают правовую информацию по охране труда (федеральные законы, технические регламенты, национальные стандарты, правила безопасности, типовые инструкции по охране труда, СНиПы и СанПиНы, методические рекомендации и другие акты), а также региональное законодательство об охране труда, научно-техническую информацию, информацию по обмену опытом в сфере охраны труда и т. д.

Содержащаяся в РИСОТ информация может использоваться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями и физическими лицами.

В формировании государственной политики в области охраны труда могут принимать участие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, поскольку они согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы и вправе вносить в Государственную Думу соответствующие законопроекты.

Определение направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется при участии профессиональных союзов. Такое участие выражается в том, что в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[12] проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

В формировании государственной политики в области охраны может принимать участие также Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, образующих соответствующие стороны этой Комиссии.

Основными задачами Комиссии помимо ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения между названными сторонами являются проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения и др.

Комиссия вправе:

проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;

принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации — в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой[13].

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Внося в соответствующие органы государственной власти рациональные предложения по вопросам создания условий для сохранения жизни и здоровья работающего населения, названные комиссии могут оказывать влияние на формирование государственной политики в области охраны труда.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в Трудовой кодекс внесена новая статья (35.1 ТК РФ), которая подчеркивает важную роль трехсторонних комиссий в регулировании социально-трудовых отношений.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, говорится в данной статье, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Организация реализации социальной политики является полномочием Правительства РФ (ст. 13, 16, 18 Закона «О Правительстве Российской Федерации»)[14]. Проводя единую государственную социальную политику, Правительство РФ обеспечивает создание условий для реализации гражданами своих трудовых прав и права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие. Одним из направлений указанной деятельности является формирование федеральных целевых программ, включая программы по улучшению условий и охраны труда, и обеспечение их выполнения.

Важная роль в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда принадлежит Минздравсоцразвития России. Будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области охраны труда, Минздравсоцразвития России обеспечивает и ее реализацию исходя из предоставленных ему полномочий, в том числе путем внесения в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов и принятия нормативных правовых актов[15], проводит анализ процесса реализации этой политики[16]. Кроме того, Минздравсоцразвития России совместно с Росстатом и Рострудом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти должен готовить и ежегодно предоставлять Правительству РФ доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда[17].

Другие органы исполнительной власти принимают участие в реализации государственной политики в области охраны труда в соответствии с их полномочиями.

Реализация основных направлений государственной политики на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их законодательством (конституциями, уставами, отдельными законами, другими нормативными правовыми актами).

Одним из способов решения указанной проблемы являются разработка и утверждение территориальных программ по улучшению условий и охраны труда. Например, Программой по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2006–2008 гг., утв. Законом Оренбургской области от 25 ноября 2005 г. № 2720/490111-03, предусмотрено, что основными задачами Программы являются: реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда; обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организациях; предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для решения поставленных задач Программой определены главные направления деятельности в области охраны труда и конкретные мероприятия, требующие осуществления в пределах каждого направления, а также предусмотрены источники финансирования Программы.

Порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации основывается на Конституции РФ и регулируется федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Преамбула Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Например, порядок согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Так, в соответствии с ч. 2 ст. 43 этого Закона Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается также согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ч. 2 ст. 210 ТК РФ).

Примером таких согласованных действий можно считать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005–2007 гг. от 29 декабря 2004 г.[18], которым защита трудовых прав и охрана труда работников, промышленная и экологическая безопасность признаны в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества сторон Соглашения. Стороны приняли на себя обязательства: определить меры, в том числе по разработке и принятию нормативных правовых актов, с целью совершенствования механизма реализации норм Трудового кодекса по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда; сформировать систему и методологию технического регулирования в части разработки и применения требований к продукции и процессам производства, безопасным для труда, здоровья и жизни работников; разработать предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на совершенствование системы установленных законодательством компенсаций за особые условия труда на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также на повышение заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников и усиление ответственности работодателей за необеспечение надлежащих условий труда и работников — за несоблюдение правил безопасности труда; совершенствовать налоговую политику, призванную стимулировать работодателя к проведению мер по повышению эффективности производственной среды и внедрению современных безопасных производственных технологий; совершенствовать систему компенсаций за неблагоприятные условия труда; совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда; разработать предложения по совершенствованию государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда и т. д.

Содержание указанных обязательств, взятых на себя сторонами Генерального соглашения, свидетельствует о том, что их реализация ложится в основном на Правительство РФ, поскольку требует законодательного решения многих из затрагиваемых вопросов. Об этом свидетельствуют также конкретные меры, включенные в разд. V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации названного Генерального соглашения с указанием федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию соответствующих пунктов Плана мероприятий и сроки исполнения, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2005 г. № 1712-р.

В данном разделе предусмотрена необходимость разработки проекта постановления Правительства РФ о правилах частичного финансирования предупредительных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; предложений по совершенствованию налоговой политики, направленной на стимулирование работодателей к проведению мероприятий по улучшению производственной среды и внедрению современных безопасных технологий; предложения по совершенствованию системы государственной экспертизы сертификации работ по охране труда и осуществления других мер, определяющих направления деятельности государственных органов Российской Федерации в сфере охраны труда.

Помимо указанного Генерального соглашения в соответствии со ст. 45 ТК РФ в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения, предусматривающие меры по улучшению условий охраны труда. В этих соглашениях закрепляются соответственно общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации или на уровне одного субъекта Российской Федерации либо общие условия предоставления гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли на федеральном, межрегиональном, территориальном уровнях социального партнерства. Причем упомянутые виды отраслевых соглашений закрепляют, как правило, более конкретные обязательства работодателей по улучшению условий и охраны труда и устанавливают для работников более высокий уровень гарантий и компенсаций, чем предусмотрено законодательством.

Так, разделом «Охрана труда, здоровья» регионального отраслевого соглашения между Агентством лесного хозяйства по Саратовской области и Саратовской областной организацией профсоюзов работников лесных отраслей на 2004–2006 гг. финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда предусматривалось в размере не менее 5 % (вместо не менее 2 %, установленных ч. 3 ст. 26 ТК РФ) от сумм затрат, выделяемых на ведение лесного хозяйства. Работникам, пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, при стойкой утрате трудоспособности, а в случае гибели работника на производстве — членам семьи погибшего предусмотрена выплата единовременных пособий сверх установленных законодательством. В целях создания необходимых условий для выполнения доверенными лицами (уполномоченными) по охране труда общественных обязанностей по контролю за соблюдением работодателями требований охраны труда работодатели приняли на себя обязательство обеспечивать их нормативно-технической документацией, методической литературой, средствами связи, предоставлять оплачиваемое время (не менее двух часов в неделю) для осуществления контрольной деятельности и т. д.

В Преамбуле Соглашения указывается, что положения Соглашения обязательны для применения при заключении коллективных договоров, трудовых договоров, при разрешении трудовых споров и споров о возмещении вреда, причиненного работнику трудовым увечьем и иным повреждением здоровья при исполнении трудовых обязанностей, что при отсутствии в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие в этой организации.

Согласованные действия работодателя и работников по реализации государственной политики в области охраны труда на уровне предприятия складываются в ходе коллективных переговоров и закрепляются коллективным договором — правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения (в том числе отношения по охране труда) в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемым работниками и работодателем в лице их представителей.

В коллективных договорах закрепляются, как правило, конкретные мероприятия, направленные на реализацию предусмотренных законодательством гарантий, обеспечивающим работникам безопасные условия труда, предусматриваются размер средств на финансирование этих мероприятий, сроки их осуществления, а также дополнительные, сверх установленных законодательством, гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, включая дополнительные компенсации за работу во вредных условиях.

При подготовке проекта коллективного договора можно использовать Примерный образец коллективного договора, разработанный в соответствии с постановлением Исполкома ФНПР от 28 января 2002 г. № 1–3 «О плане мероприятий ФНПР в связи с принятием Трудового кодекса РФ и планом подготовки материалов к заседанию Исполкома ФНПР по вопросу «Об организации и проведении единой переговорной компании»[19].

§ 3. Государственное управление охраной труда

Как было указано, государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда — это особый вид управленческой деятельности органов государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях и т. д., является обязательной для объектов управления — подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.

Особым видом управленческой деятельности в сфере охраны труда является также деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований охраны труда, включая действия по пресечению фактов нарушения требований охраны труда и применению предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами требований охраны труда в установленной сфере деятельности.

Государственные органы, на которые возложены функции управления охраной труда, определены ст. 216 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 данной статьи государственное управление охраной труда осуществляется прежде всего Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; определяет порядок взаимодействия и согласованного функционирования Правительства РФ и других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др. (ст. 12, 13, 16, 44 Закона «О Правительстве Российской Федерации).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

В соответствии с Положением об этом министерстве, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321[20], Минздравсоцразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности и принимает следующие нормативные правовые акты по охране труда:

перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;

предельные нормы переноса и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

порядок обучения и проверки знаний работников организаций в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС РФ;

положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;

перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока;

перечень производств, профессий и должностей, работа на которых дает право бесплатно получать лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда;

перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

порядок и нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, а также другие нормативные правовые акты по вопросам охраны труда.

Указанные нормативные правовые акты содержат правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения жизни и здоровья работающего населения. Разработка и принятие обязательных для исполнения нормативных правовых актов является одним из видов управленческой деятельности Минздравсоцразвития России в области охраны труда.

Наряду с этим Минздравсоцразвития осуществляет и другие функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (п. 5.12 Положения о Минздравсоцразвития России).

В процессе реализации своих полномочий названное министерство вправе запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности и др.

К числу иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наряду с Минздравсоцразвития России управление охраной труда, относятся федеральные органы исполнительной власти, которые в сфере своей деятельности наделены такими полномочиями.

Например, МЧС России издает нормативные правовые акты и другие документы по вопросам защиты населения (в том числе работающего населения) и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций); утверждает положение о системе и порядке проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; определяет порядок разработки и представления декларации безопасности потенциально опасных промышленных объектов (в пределах своей компетенции); порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов. Кроме того, МЧС осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий[21]. И в той мере, в какой указанная деятельность МЧС касается безопасности работающего населения при техногенных катастрофах, пожарах на промышленных объектах и других чрезвычайных обстоятельствах, МЧС осуществляет управление также в области обеспечения безопасности работающего населения. Например, подготовленные МЧС прогнозы о возможных техногенных катастрофах на промышленных объектах побуждают работодателей к осуществлению соответствующих мер по предупреждению таких катастроф и позволяют им избежать возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчить их последствия[22].

Такой федеральный орган исполнительной власти, как Минпромэнерго России, выполняя одну из возложенных на него функций по принятию нормативных правовых актов в сфере технического регулирования, осуществляет при этом действия, относящиеся к управлению охраной труда, поскольку техническое регулирование направлено прежде всего на защиту жизни и здоровья граждан, животного и растительного мира, охрану окружающей среды. Например, названное министерство устанавливает порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию, формы декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов, правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технических регламентов, формы сертификата соответствия продукции нормам технических регламентов, порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации, находящимся в ведении Минпромэнерго России[23].

Федеральное агентство по атомной энергии, руководство которым осуществляет Правительство РФ, самостоятельно принимает нормативные правовые акты, предусматривающие порядок государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; порядок выдачи сертификатов на технические средства, используемые в системе физической защиты; порядок определения производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, занятым в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации[24].

Отдельными функциями по принятию нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасных условий труда, например правом решать вопросы режима рабочего времени и времени отдыха[25], федеральные органы исполнительной власти наделены федеральными законами либо постановлениями Правительства.

Так, согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным Трудовым кодексом[26].

Некоторые федеральные органы исполнительной власти устанавливают особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»[27], разрешившим им определять указанные особенности по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Особая роль в системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, принадлежит федеральным органам исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в области условий труда.

Под функциями указанных органов по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов[28].

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, являются федеральные службы. Федеральные агентства вправе осуществлять функции по контролю и надзору лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ[29].

К числу федеральных органов исполнительной власти, наделенных контрольными и надзорными функциями в области охраны труда, относятся:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда (ч. 2 ст. 216 ТК РФ). Кроме того, указанным органам полагается осуществлять свою деятельность в этой области во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Такое взаимодействие может способствовать повышению эффективности их управленческой деятельности в области охраны труда. Например, весьма плодотворным может быть взаимодействие с Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). Названная федеральная служба, руководимая Правительством РФ, является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны[30]. Указанная статистическая информация содержит, в частности, данные о численности занятых в экономике; об удельном весе работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая женщин; о производственном травматизме, в том числе со смертельным исходом; о профессиональной заболеваемости и другие сведения о работниках и условиях их труда.

В установленном порядке Росстат представляет статистическую информацию Правительству РФ, иным органам государственной власти органам местного самоуправления[31]. Данная информация может использоваться ими как в целях осуществления нормотворческой деятельности, так и для осуществления управленческой деятельности в области охраны труда.

Ценной для осуществления управления охраной труда является также информация по вопросам стандартизации. Стандартизация проводится для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности, содействия соблюдению требований технических регламентов и др. (см. ст. 11 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»)[32].

Функции национального органа по стандартизации[33] осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Названное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору. Однако Ростехрегулирование осуществляет утверждение национальных стандартов, их официальное опубликование и учет; ведет учет правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; осуществляет ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, единой информационной системы по техническому регулированию, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и другие действия. Тем самым оно обеспечивает субъектов государственного управления охраной труда информацией, необходимой им для осуществления эффективной управленческой деятельности в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 216 ТК РФ).

Так, федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями по принятию нормативных правовых актов по охране труда, устанавливают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов определенные правила поведения в области охраны труда, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, тем самым реализуют свои властные полномочия по управлению охраной труда и на региональном уровне.

Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда (ч. 1 и 2 ст. 44 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

Что касается полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий, то эти полномочия устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 6 Закона Архангельской области от 10 ноября 2005 г. № 11006-03 «О государственном управлении охраной труда на территории Архангельской области» к полномочиям администрации Архангельской области в сфере охраны труда отнесены:

реализация на территории Архангельской области единой государственной политики в сфере охраны труда;

принятие постановлений, распоряжений администрации области об охране труда;

разработка проектов социально-экономических целевых программ Архангельской области и краткосрочных целевых социально-экономических программ в сфере охраны труда и представление их администрации области для внесения в Архангельское областное собрание депутатов;

обеспечение развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны труда и другие полномочия.

Названный Закон определил также полномочия исполнительного органа государственной власти Архангельской области по труду и возложил на него:

осуществление государственного управления охраной труда на территории области;

организацию взаимодействия с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами прокуратуры, профессиональными союзами, объединениями работодателей в решении проблем охраны труда;

координацию работы исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления области в сфере охраны труда;

участие в установленном порядке в разработке и реализации социально-экономических целевых программ области и краткосрочных целевых социально-экономических программ в сфере охраны труда;

разработку совместно с другими субъектами управления охраной труда мероприятий по улучшению условий труда и многие другие полномочия (ст. 7 Закона)[34].

Статьями 9—12.2 Закона г. Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве» (с посл. изм.)[35] определены не только полномочия Правительства Москвы по государственному управлению в области охраны труда, но и соответствующие полномочия специально уполномоченного органа Правительства Москвы по труду, а также отраслевых органов исполнительной власти г. Москвы, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1 ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новое законодательство об охране труда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Российская газета. 2003. 5 августа.

6

Проект концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004–2015 гг.». С. 15.

7

Раздел II Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.) // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.

8

Пункты 1, 5.1, 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898; № 44. Ст. 4359.

9

См. Положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы, утв. постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 291 // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1151.

10

См. пункт 6 постановления Правительства РФ от 22 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2314.

11

См. статью 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

12

СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

13

См. статьи 3 и 4 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

14

В связи с полномочиями Правительства РФ по формированию федеральных целевых программ следует отметить, что последняя Федеральная целевая программа улучшения условий труда с финансированием из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования РФ утверждалась в 1997 г (см. постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1409 «О Федеральной целевой программе охраны труда на 1998–2000 годы» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5317.

15

См. пункт 2.1 Типового регламента о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

16

См. пункт 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

17

См. пункт 83 Раздел V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2005 г. № 1712-р // СЗ РФ. 2005. № 43. Ст. 4449.

18

Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2005. № 3. С. 46.

19

См. Приложение к Комментарию к Трудовому кодексу. М.: Профиздат. 2006. С. 959.

20

СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.

21

См. подпункты 2 и 4 п. 8 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

22

См. интервью с министром МЧС России С. Шойгу // Российская газета. 2006. 22 декабря.

23

См. пункты 5.2.12—5.2.17 Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2566; № 38. Ст. 3803.

24

См. пункты 1, 2, 5.2.1–5.2.14 Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. № 316 // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2779.

25

Установление рациональных режимов труда и отдыха отнесено к одному из средств обеспечения безопасных условий труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

26

Например, в соответствии со ст. 329 ТК РФ Минтранс России приказом от 20 августа 2004 г. № 15 утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Российская газета. 2004. 10 ноября), а приказом от 18 октября 2005 г. № 127 — Положение об особенностях режима рабочего времени водителей трамвая и троллейбуса (Российская газета. 2005. 7 декабря).

27

СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4952.

28

Подпункты «а» и «б» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.

29

Пункты 4 и 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 15 февраля 2007 г.).

30

См. пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3346.

31

См. пункт 5.3 названного выше Положения.

32

СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. I). Ст. 5140.

33

См. пункт 5.4.6, 5.4.7, 5.4.17.1–5.4.17.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.

34

См.: Охрана труда и социальное страхование. 2006. № 6. С. 57.

35

Вестник Мэрии Москвы. 2001. № 16; Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 3.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я