Охрана труда в медицинских учреждениях

Юрий Михайлов

В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном медицинском учреждении: стационаре, поликлинике государственном и частном медицинском учреждении: стационаре, поликлинике, аптеке, специализированном предприятии и т. п. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда. В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года. В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда медицинского учреждения, особенности обеспечения охраны труда отдельных категорий работников, организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов. Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц медицинского учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений. Книга адресована руководителям медицинских учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, обучающимся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», индивидуальным предпринимателям, а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда.

Оглавление

  • Р АЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Охрана труда в медицинских учреждениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Р АЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности 1 , включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)). Общая организация охраны труда в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда 2 , нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти).

Руководство организацией охраны труда возлагается на руководителей соответствующих медицинских учреждений. На основе перечисленных актов руководитель медицинского учреждения организует разработку, утверждает, вводит в действие локальные нормативные акты по охране труда — положения, правила, инструкции (в том числе должностные) и т.д., обеспечивает контроль за их надлежащим исполнением в процессе повседневной деятельности, в необходимых случаях — издает приказы (распоряжения) по отдельным направлениям (вопросам) охраны труда.

Для осуществления мероприятий по охране труда руководителем медицинского учреждения формируется локальная (корпоратив ная 3 система охраны труда. С ее назначением, составом, структурой и основными направлениями функционирования читатели могут ознакомиться, обратившись к следующей главе данного пособия.

ГЛАВА 2

СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Система охраны труда медицинского учреждения представляет собой сформированную ее руководителем упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников медицинского учреждения в процессе труда (рис. 2.1). Основу указанной деятельности образуют согласованные по цели, задачам, месту и времени мероприятия 4 , направленные на создание, поддержание и совершенствование в медицинском учреждении безопасных условий труда 5 , полностью отвечающих действующим требованиям охраны труда 6.

К органам управления указанной деятельностью в условиях медицинского учреждения следует отнести:

• службу охраны труда медицинского учреждения (специалиста по охране труда) 7;

• комиссию (комитет) по охране труда;

• комиссии, создаваемые медицинским учреждением на временной основе: для проведения аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т. п.

Рис. 2.1

— — организационные связи между компонентами системы

Общее руководство системой охраны труда осуществляет руководитель медицинского учреждения 8 . Непосредственная организация охраны труда (на соответствующих участках работы, рабочих местах) возлагается на должностных лиц медицинского учреждения, в том числе:

• начальника службы охраны труда;

• инженера (специалиста) по охране труда;

• председателя комиссии (комитета) по охране труда;

• председателей временных комиссий (в период их функционирования в медицинском учреждении);

• заместителей руководителя медицинского учреждения;

• начальников медицинских подразделений (отделений);

• начальников административных подразделений (начальника отдела кадров, начальника отдела труда и др.).

Далее рассмотрим основные направления функционирования корпоративной системы охраны труда. Подразумевается, что такая система медицинским учреждением уже сформирована, т. е.:

• определены (и закреплены в соответствующих локальных нормативных актах) назначение, состав и структура системы, а также основные направления ее функционирования (рис. 2.2);

• созданы органы управления, приняты (переведены) на соответствующие должности работники, обладающие достаточной квалификацией для непосредственной организации охраны труда в медицинском учреждении, и налажены требующиеся для функционирования системы организационные связи;

• определены (и доведены до сведения заинтересованных лиц) критерии для объективной и всесторонней оценки состояния охраны труда, а также требования, подлежащие исполнению работниками медицинского учреждения в процессе повседневной деятельности;

• спланированы и подготовлены к реализации мероприятия охраны труда;

Рис. 2.2

1 Включая общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

2 В соответствии с установленным порядком.

3 На основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4 С учетом передового отечественного и зарубежного опыта в работе по улучшению условий и охраны труда.

5 Через единую информационную систему охраны труда и по иным каналам.

• налажены сбор, учет, оценка и анализ данных, объективно и всесторонне отражающих состояние охраны труда в компании (в целом и на объектах (участках работы));

• организовано надлежащее финансирование мероприятий охраны труда 9;

• выполнены иные действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования системы.

Далее перейдем к рассмотрению содержания работы по обеспечению охраны труда. Как отмечалось выше, особая роль в ее организации принадлежит руководителю медицинского учреждения.

ГЛАВА 3

ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Полномочия руководителя медицинского учреждения в области охраны труда охватывают несколько взаимосвязанных направлений указанной деятельности. Первое из них — создание требуемых условий для эффективного функционирования системы охраны труда медицинского учреждения (рис. 3.1).

Сформированная система должна в конечном счете обеспечивать соответствие фактических условий охраны труда действующим в отношении медицинских учреждений нормативным требованиям.

Следующее направление — организация мероприятий, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья работников медицинского учреждения в процессе труда. Меры, осуществляемые руководителем медицинского учреждения в рамках организационного обеспечения охраны труда, представлены на рис. 3.2.

Важной составляющей полномочий руководителя медицинского учреждения в рассматриваемой сфере является правовое обеспечение охраны труда — организация разработки, утверждения и внедрения локальных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Уточним, что принятие таких актов производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного работниками органа) 10.

Рис. 3.1

1 В первую очередь — финансовое и кадровое.

2 Для эффективного функционирования корпоративной системы охраны труда.

Отдельно следует упомянуть о полномочиях руководителя медицинского учреждения по поддержанию взаимодействия с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики 11 и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по следующим основным вопросам:

1) предоставление перечисленным органам в установленном по рядке информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

Рис. 3.2

1 Не допускаются к работе лица, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

2 Подтверждается декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия.

3 Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

4 В необходимых случаях — доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи.

5 В соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 217-ФЗ в 2009 г. и в плановый период 2010 — 2011 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ.

6 В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 213 ТК РФ). Не допускаются к исполнению трудовых обязанностей работники, не прошедшие обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований, освидетельствований).

2) обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц перечисленных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3) организация исполнения предписаний должностных лиц уполномоченных органов, а также рассмотрение представлений органов общественного контроля в сроки, установленные ТК РФ и иными федеральными законами.

Руководитель медицинского учреждения использует свои полномочия и для соответствующего реагирования на нештатные ситуации в области охраны труда, а также предупреждение таких ситуаций. Эти полномочия подразумевают:

1) организацию систематического контроля за состоянием усло вий труда на рабочих местах, а также за соблюдением работниками медицинского учреждения обязанностей по выполнению установленных требований охраны труда;

2) проведение в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда;

3) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, со хранению жизни и здоровья работников медицинского учреждения при возникновении таких ситуаций, включая оказание пострадавшим первой помощи;

4) в необходимых случаях — расследование и учет в установлен ном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Руководитель медицинского учреждения вправе делегировать часть своих полномочий по управлению охраной труда подчиненным.

ГЛАВА 4

ПОЛНОМОЧИЯ ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

4.1. Полномочия начальника службы охраны труда медицинсного учреждения

Начальник службы (отдела, бюро) охраны труда — «правая рука» руководителя медицинского учреждения в вопросах организации охраны труда. В его ведении находится весьма широкий спектр вопро сов: от координации деятельности, осуществляемой в рамках системы охраны труда до руководства подчиненным подразделением и ее персоналом.

Основные направления работы начальника службы охраны труда медицинского учреждения представлены на рис. 4.1. Подробнее содержание полномочий начальника службы охраны труда освещается в его должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении 2 12 к настоящему пособию.

Рис. 4.1

4.2. Полномочия специалиста по охране труда

Специалист по охране труда выполняет, по сути, функции службы охраны труда медицинского учреждения в тех случаях, когда ее формирование по тем или иным причинам признано нецелесообразным. При этом выполнение отдельных полномочий, обычно возлагаемых на специалиста по охране труда, может быть делегировано подчиненным ему работникам 13.

Основные направления работы специалиста (инженера) по охране труда представлены на рис. 4.2. Подробнее содержание его полномочий освещается в должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении 2 14 к настоящему пособию. Там же представлен пример должностной инструкции специалиста 15 , которому делегированы полномочия по осуществлению контроля за состоянием указанной работы в медицинском учреждении.

Рис. 4.2

3 При наличии последних.

4.3. Полномочия начальника подразделения в области охраны труда

Полномочия по непосредственному руководству охраной труда работников медицинских и административных подразделений возлагаются на начальников этих подразделений. Основные направления работы начальника медицинского отделения (в области охраны труда) представлены на рис. 4.3, а начальника отделения кадров — на рис. 4.4. Подробнее содержание соответствующих полномочий освещается в разделах должностных инструкций, примерные тексты которых представлены в приложении 2 16 к настоящему пособию.

Рис. 4.3

1 В том числе при производстве работ повышенной опасности.

2 В том числе по вопросам соблюдения ими правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Рис. 4.4

3 То же — при переводе на другую работу и в иных случаях, когда требуется удостовериться в том, что выполнение такой работы не противопоказано работнику по состоянию здоровья.

4 В частности, дополнительных отпусков за работу с тяжелыми (вредными, опасными) условиями.

5 Включая учет работников, выполняющих работы с тяжелыми (вредными, опасными) условиями, работников в возрасте до 18 лет и женщин, работников, здоровью которых нанесен ущерб вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, и т. п., и оформление соответствующим категориям работников необходимых документов (справок и др.).

6 В частности, за своевременностью и полнотой прохождения медицинских осмотров и психиатрических обследований работниками.

ГЛАВА 5

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Служба 17 охраны труда — самостоятельное подразделение медицинского учреждения, организующее работу по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Такая служба создается, если численность работников медицинского учреждения превышает 50 человек 18 . При принятии решения о создании службы охраны труда определяются:

• организационно-правовой статус подразделения;

• функциональное назначение подразделения;

• организационная структура подразделения;

• квалификационный и численный состав подразделения;

• полномочия подразделения.

Организационно-правовой статус службы охраны труда устанавливает место подразделения в системе управления деятельностью медицинского учреждения, его подчиненность определенным должностным лицам.

Как правило, службу охраны труда возглавляет специально уполномоченное должностное лицо — начальник службы. Место подразделения в системе управления деятельностью медицинского учреждения устанавливается в соответствии с одним из нижеследующих вариантов:

а) служба охраны труда наделяется статусом структурного подразделения с подчинением начальника службы непосредственно руководителю медицинского учреждения;

б) служба охраны труда включается в состав одного из структурных подразделений медицинского учреждения — например, управления (администрации) — с подчинением начальника службы руководителю этого структурного подразделения.

Функциональное назначение подразделения, его полномочия и организационная структура обычно определяются с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществля ющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда 19. Свои полномочия служба осуществляет во взаимодействии с:

• другими подразделениями и должностными лицами медицинского учреждения;

• комитетом (комиссией) по охране труда;

• уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов (иных уполномоченных работниками представительных органов), иными органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

• службой охраны труда вышестоящей организации (при наличии таковой);

• федеральными органами исполнительной власти и (или) органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда;

• территориальным органом государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

• в необходимых случаях — другими юридическими лицами и общественными организациями.

Основные функции службы охраны труда медицинского учреждения представлены на рис. 5.1. Вариант организационной структуры службы охраны труда медицинского учреждения представлен на рис. 5.2.

Квалификационный и численный состав подразделения устанавливаются на основании соответствующих квалификационных характеристик 20 к должностям работников, включаемых в штатное расписание службы, а также нормативов численности 21.

Рис. 5.1

Рис. 5.2

1 С полномочиями по подготовке проектов управленческих решений и локальных нормативных актов в области охраны труда.

2 С полномочиями по ведению информационной работы в области охраны труда.

3 С полномочиями по осуществлению контроля в области охраны труда.

4 С полномочиями по ведению консультативно-методической работы в области охраны труда.

Примерный квалификационно-численный состав службы охраны труда медицинского учреждения представлен в табл. 5.1.

О формировании службы охраны труда руководитель медицинского учреждения издает соответствующий приказ. Пример приказа представлен на рис. 5.3. Этим же приказом, как правило, утверждается положение о службе, в соответствии с которым в дальнейшем осуществляется регламентация повседневной деятельности подразделе ния, а также должностные инструкции его работников 22 .

Таблица 5.1

Рис. 5.3

1 Приложения к приказу не приводятся.

Бланк положения о службе охраны труда медицинского учреждения, примерный текст этого документа, а также справка о порядке его подготовки представлены в приложении 3 к настоящему пособию.

Отметим, что в медицинских учреждениях с относительно небольшим объемом задач в области охраны труда соответствующие полномочия могут быть возложены не на подразделение охраны труда, а на:

1) руководителя медицинского учреждения;

2) штатного работника — инженера или специалиста по охране труда;

3) штатного работника, совмещающего полномочия по фактически занимаемой должности с полномочиями специалиста по охране труда;

4) внештатного работника (в том числе представляющего другую организацию (учреждение) с соответствующей подготовкой в области охраны труда, привлекаемого к исполнению полномочий специалиста по охране труда на основании гражданско-правового договора или трудового договора, заключенного с ним как с совместителем.

ГЛАВА 6

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМИССИИ (КОМИТЕТА) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) работников (их представительного органа) на предприятии могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда (далее — комиссия (комитет)). Такой комитет может быть сформирован и в медицинском учреждении.

Состав комитета (комиссии) формируется на паритетной основе — из приблизительно равного числа представителей администрации и выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников) медицинского учреждения. Основными задачами комитета (комиссии) являются:

1) организация совместных действий администрации и работни ков по обеспечению в медицинском учреждении т ребований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

2) проведение проверок условий и охраны труда на рабочих мес тах и последующее информирование работников о результатах указанных проверок;

3) подготовка предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Свою работу комитет (комиссия) осуществляет во взаимодействии со службой охраны труда медицинского учреждения, в соответствии с положением о комитете (комиссии) (приложение 4 к настоящему пособию) и с учетом содержания раздела «Условия и охрана труда» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 — 2010 гг. 23 , которое в качестве приоритетов в указанной области рассматривает:

• определение мер по дальнейшему совершенствованию норм трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также механизма их реализации;

• разработку предложений по внесению изменений в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и налоговое законодательство;

• подготовку и обеспечение реализации программ действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, включая совершенствование:

— порядка проведения аттестации рабочих мест и обязательных профилактических медицинских осмотров работников;

— порядка установления страховых тарифов;

— системы государственного учета и отчетности производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и состояния условий труда;

• совершенствование системы бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды, спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;

• развитие и совершенствование системы обучения в области охраны труда отдельных категорий застрахованных работников за счет внедрения новых прогрессивных форм обучения (с учетом отраслевой специфики);

• формирование системы аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в зависимости от вида оказываемых услуг и видов экономической деятельности работодателя).

В медицинских учреждениях, где решение о создании комитетов (комиссий) по тем или иным причинам не принято, соответствующие полномочия могут возлагаться на уполномоченных профсоюзного комитета (иного представительного органа работников) по охране труда, избираемых в каждом структурном подразделении. Свою работу уполномоченные по охране труда осуществляют во взаимодействии со службой охраны труда медицинского учреждения и в соответствии с положением (приложение 5 к настоящему пособию) 24.

ГЛАВА 7

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст. 21 ТК РФ каждый работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, а при возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя 25 — незамедлительно сообщить об этом работодателю либо своему непосредственному руководителю. Содержание обязанностей работника в области охраны труда изложено в ст. 214 ТК РФ. Каждый работник медицинского учреждения обязан:

• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производ стве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя 26 . Обязанности работников медицинского учреждения в области охраны труда с учетом выполняемой ими в соответствии с трудовым договором трудовой функции, как правило, определяются соответствующими должностными инструкциями и инструкциями по охране труда.

ГЛАВА 8

ПРАВА РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

8.1. Реализация права работнина на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

В заключительной главе данного раздела рассмотрим права работника медицинского учреждения в области охраны труда. В качестве основополагающего среди них следует выделить право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Основные меры, направленные на реализацию этого права представлены на рис. 8.1. Право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантировано законом — в частности, ст. 220 ТК РФ. Условия труда, предусмотренные трудовым договором с работником медицинского учреждения, должны соответствовать требованиям охраны труда. На время приостановления работ в связи с приостановлением (временным запретом) деятельности медицинского учреждения вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок 27.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья 28 ему должна быть предо ставлена (на время устранения такой опасности) другая работа, которую работник может выполнять с учетом своей квалификации и состояния здоровья. Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем 29.

Рис. 8.1

1 От работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций.

2 Вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3 В соответствии с требованиями охраны труда и за счет средств работодателя.

4 Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5 Вследствие нарушения требований охраны труда.

6 В органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы.

7 В необходимых случаях — также в расследовании происшедшего с работником несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

8 Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (опасными) условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отказ работника медицинского учреждения от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, а равно и от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей (например, вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) работодатель обязан возместить потерпевшему причиненный вред.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Р АЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Охрана труда в медицинских учреждениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Под трудовой деятельностью в контексте настоящего пособия следует понимать совокупность действий работников медицинских учреждений с применением средств труда, необходимых для оказания гражданам медицинской помощи (услуг).

2

Утверждено приказом Минздрава России от 29 апреля 1997 г. № 126. См. приложение 1 к настоящему пособию.

3

См.: Михайлов Ю. М. Корпоративная система охраны труда. М.: Альфа-Пресс, 2009.

4

Правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарные, гигиенические, лечебные, профилактические, реабилитационные и иные.

5

То есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).

6

То есть государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ).

7

Создается (соответствующая должность вводится) в обязательном порядке работодателями, осуществляющими производственную деятельность, с численностью работников свыше 50 человек. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 217 ТК РФ).

8

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

9

В соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

10

В порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

11

См. ст. 216 ТК РФ.

12

Пример 1.2.

13

К примеру, инженеру по охране труда могут быть подчинены один или несколько специалистов по охране труда, выполняющих соответствующие полномочия на разных (обособленных территориально или функционально) объектах медицинского учреждения.

14

Пример 1.3.

15

Пример 1.4.

16

Примеры 1.5 и 1.6.

17

Отдел, бюро и т. п.

18

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда (введении должности специалиста по охране труда) с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 217 ТК РФ).

19

См., например: Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утверждены постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

20

См., например: Квалификационный справочник должностей служащих. Утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

21

См. например: Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утверждены постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

22

См.: Типовое положение о службе (инженерах) по охране труда органов управления и учреждений системы Минздрава России. Утверждено приказом Минздрава России от 29 апреля 1997 г. № 126.

23

Российская газета. 2007. 28 дек.

24

При избрании в медицинском учреждении двух и более уполномоченных по охране труда один из них назначается старшим уполномоченным.

25

В том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества.

26

В случаях, предусмотренных федеральными законами.

27

На это время работник с его согласия может быть переведен руководителем медицинского учреждения на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

28

За исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

29

Так, в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной (коллективной) защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я