Путевые миниатюры

Н. В. Ловелиус, 2010

Доктор биологических наук, академик Петровской академии наук и искусств, судья международной категории по боксу Николай Владимирович Ловелиус хорошо известен тем, кто профессионально занимается проблемами биогеографии, экологии и боксом. Ему принадлежит более 200 публикаций, отражающих различные стороны активной научно-исследовательской работы. Предлагаемое вниманию читателей издание продолжает серию биографических публикаций Н. В. Ловелиуса. Первая книга – «Заполярные раздумья. Таймырский «этап» вышла в 2009 году. В «Путевых миниатюрах» Н. В. Ловелиус передает своеобразие нескольких поездок по различным регионам России, совершенных им в 2009 г., а также описывает навеянные ими воспоминания о значимых для него местах и людях. В стихотворной форме излагается отношение ко всему, что встречалось на пути, свое видение жизни России через призму опыта прожитых лет. Оригинальную форму передачи сюжетов автор дополняет широкой политрой фотографий из личного архива, позволяющих объемно представить глубину предложенных им событий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ловелиус Н. В., 2010

* * *

В знак глубокой благодарности за спортивную и житейскую науку моему тренеру по боксу Ростиславу Владимировичу Костылеву посвящается

Н. В. Ловелиус, Р. В. Костылев. Киев, 1972 г.

От автора

Полевой сезон 2009 года начался с практики студентов на географической станции в поселке Железо, который расположен в 150 километрах от Санкт-Петербурга в бассейне реки Луги. Тогда и родилась у меня идея описывать все события, которые я буду наблюдать в поездках по стране.

Запись таких событий началась еще в Железо в форме кратких рифмованных «зарисовок». Такой лаконизм давал возможность представления законченных эпизодов, происходивших в Железо, Хакасии, Бурятии и на Соловецком архипелаге в июне — августе 2009 г.

Немного истории. О Транссибирской магистрали мои первые впечатления начали складываться еще во время поездок на соревнования по боксу в составе сборной команды Приморского края «Трудовые резервы» в Ростов-на-Дону и Ордженикидзе (Дзауджикау) из Владивостока в 1952, 1953, 1954 годах. Поезд из Владивостока до Москвы шел тогда тринадцать суток. Мы тренировались на продолжительных остановках, на перронах вокзалов и в тамбурах вагонов. В то время дорога на соревнования и обратно занимала немногим более месяца.

Позже были поездки по этой магистрали в Монголию, Иркутск, Красноярск уже из Ленинграда (Санкт-Петербурга). В каждой из них были свои особенности, которые быстро забывались. Но поездка в поезде «Улан-Батор — Москва» (1991 г.) оказалась самой тяжелой по психологическому напряжению. В купейном вагоне только один я был русский, с нами ехали еще два монгольских пограничника, а остальные — монголы-спекулянты, торговавшие различным барахлом. На остановках в России пришлось наблюдать прохождение состава сквозь толпы покупателей. Торговля шла через окна и двери. Когда я не разрешил торговать из окна купе, где я работал за столиком, занимая нижнее место, возник скандал со спекулянтом, и только после вмешательства проводника и одного из пограничников удалось восстановить порядок.

Никогда не забуду, как в наше купе пришла бабушка, которая хотела купить для пятнадцатилетней внучки джинсы, и ее слова, обращенные к торгашу: «Господин, миленький, уменьши цену на пятьдесят рублей, я за тебя век молиться буду». Но торгаш не уступил. Бойкая торговля продолжалась до Новосибирска, а когда все распродали, началась пьянка с проститутками и сутенером.

Тогда я подумал: прокатить бы руководителей нашей страны по этому маршруту, чтобы стало им понятно, как живет народ России за пределами Садового кольца. Для меня это была самая оскорбительная в жизни поездка по родной стране, где хозяевами чувствовали себя иноземные спекулянты.

Последний раз по всей Транссибирской магистрали я проехал от Москвы до Владивостока в 2006 году, когда руководил практикой студентов факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена на Байкале, но таких ужасов, как в поезде «Улан-Батор — Москва» (1991 г.) больше не встречал.

В том же 1991 году я раньше других уезжал из Улан-Батора, и по этому случаю министр науки и образования Монголии академик АНМ Н. Ульзийхутаг и директор Института ботаники академик Ч. Дугаржав решили устроить в мою честь прощальный ужин. Но три дня назад мы провожали знатного американского гостя на базе экспедиции. Для организации этих проводов нам нужно было купить на базаре зелени, и начальник базы позвал меня съездить с ним для закупки. На базаре было так много людей, что мы едва протиснулись к прилавку. А когда мы вышли за пределы рынка, то я обнаружил, что из кармана курточки исчез мой полевой дневник. В нем содержалась вся информация о работе за полевой сезон и что-то около 30 тугриков. Для гостя из США такая малая сумма ничего не значила (в отличие от меня), и его проводы не были омрачены моим горем.

Когда пришло время нашего прощального ужина с высокими должностными лицами и учеными-ботаниками, опытный министр Н. Ульзийхутаг увидел мое тревожное состояние, вызванное утратой полевого дневника три дня назад. Объяснение причины моего плохого настроения вызвало у него сожаление, министр обещал найти и вернуть мне пропажу.

И каково же было мое удивление, когда аспирантка из Монголии, приехавшая на стажировку в Санкт-Петербург, привезла мне от Ульзийхутага утраченный полевой дневник! Моему ликованию не было предела. Слова глубокой благодарности академику Н. Ульзийхутагу я смог лично выразить во время конференции в Улан-Баторе в 2005 году. Каким образом был найден и возвращен этот дневник, для меня осталось тайной: ведь искать его было — что иголку в стоге сена.

Никаких неудобств или затруднений ни я, ни мои коллеги за десятилетия работы в разных районах Республики Монголия не испытывали. Дружественный народ исключительно красивой страны делал все возможное для комфортной организации жизни и работы сотрудников Советско-Монгольской (а сейчас Российско-Монгольской) комплексной экспедиции, которая продолжает успешно работать, хотя масштаб исследований существенно сократился.

В 2010 году деятельности экспедиции исполнится 35 лет. С российской стороны в течение многих лет ее возглавляет доктор географических наук П. Д. Гунин (Москва), научный руководитель экспедиции — Президент Русского ботанического общества, член-корреспондент РАН Р. В. Камелин (Санкт-Петербург).

Пережитые мною события еще раз убеждают в том, что дружественная нам Монголия — страна природных и людских контрастов.

Никакого сравнения с монгольской поездкой не выдерживают дороги 2009 года. Представление о них в форме поэтических миниатюр, как мне кажется, в полной мере раскрывается в сюжетах о Хакасии, Бурятии и Соловецком архипелаге. Мои размышления, может быть, окажутся не всеми принятыми, но я не сомневаюсь в том, что и события, и люди, изображенные на фотографиях и в тексте этого дневника, весьма узнаваемы.

Я бесконечно благодарен моим друзьям, коллегам и попутчикам, с которыми прожиты многие годы творческого сотрудничества в спорте, науке и жизни.

Сведения о большинстве упомянутых персонажей содержатся в разделе Комментарий.

Автор выражает глубокую признательность Владимиру Георгиевичу Егоркину — доктору философских наук, профессору РГПУ, — доброжелательно отредактировавшему этот текст и написавшему послесловие.

Хочу также поблагодарить издательство «Астерион» за многолетнее плодотворное творческое сотрудничество.

22 февраля 2010 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я