Люди и дороги в моей жизни. Уроки судьбы

Н. В. Ловелиус, 2015

Материалы этой книги собирались автором много лет. Дневниковые записи, бережно сохраняемые в условиях научных экспедиций и в поездках автора по миру в качестве судьи международной категории по Олимпийскому и французскому боксу – её основа. Стремление рассказать о своих наставниках, друзьях и коллегах в спорте и науке, душевная боль о безвозвратно ушедших, о тех, кому не были вовремя сказаны слова признательности и благодарности, переплетаются в сюжетах книги. Огромное уважение к автору испытывают его друзья в науке и спорте. Можно спорить о результатах его научной деятельности. Но бесспорно: они есть. Можно не соглашаться с его жизненной позицией, но она ясно сформулирована и определяет его поведение, отношение к людям. Быть понятым, сказать слова благодарности своим наставникам, друзьям и коллегам, познакомить их всех-всех друг с другом, поместив фотографии и очерки в один небольшой томик – для этого написана эта книга. Ранее им были опубликованы книги: «Заполярные раздумья» (2009), «Путевые миниатюры» (2010), «Таймырский маршрут продолжительностью в сорок один год» (2010), «Разговор с дневником. Юбилейный 2010-й год» (2010), «Таймырский север. Дневник событий» (2014). В них автор раскрывает особенности жизни на Крайнем Севере и те проблемы, которые решают коренные жители и исследователи Заполярья. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Географический факультет Ленинградского государственного педагогического института

Меня не очень радовало приближение учебного года в Педагогическом институте, куда я был зачислен на первый курс географического факультета без права на общежитие. Эта нелепость была связана с тем, что мне пришлось писать «клятву» на имя ректора Бабарыкина, чтобы увидеть себя в списках зачисленных студентов на первый курс. Мой приход к ректору с заявлением-клятвой не смогу забыть никогда. Наш разговор проходил в странной форме: большой руководитель смотрел в окно на памятник Чернышевскому, когда я обращался к нему с мольбами о зачислении студентом первого курса геофака. Мое заявление он подписал, не поворачивая головы, продолжая смотреть в окно.

Так получилось, что перед выездом на фестиваль я прошел собеседование с деканом географического факультета Борисом Николаевичем Симевским, которое было необходимо для зачисления тех, кто был с красным дипломом среднего специального учебного заведения. Этого было достаточно до тех пор пока не выяснили из анкетных данных, что я воспитанник детского дома и мне нужно общежитие. На основании отказа предоставить общежитие я не был включен в списки студентов до тех пор, пока не написал «клятву», что не буду претендовать на место в общежитии, хотя по существующему тогда положению мне не могли в нем отказать.

Перед началом учебного года первокурсников собрали для подготовки к выезду на целину и стали выяснять места проживания. Запись вел преподаватель топографии Николай Дмитриевич Никитин, когда он узнал, что у меня негде жить, он отправил меня к Борису Николаевичу Симевскому. Мудрый седовласый декан успокоил меня и пообещал что-нибудь придумать, когда мы вернемся с целины. И, действительно, после возвращения нашей бригады, состоявшей из четырёх выпускников ЛТФК и С «Трудовых резервов»: Вадима Петрова, Александра Кузнецова (со 2 курса), Александра Грачева и Николая Ловелиуса (1-й курс), за отличную работу на Целине, мы получили комнату в общежитии во дворе главного корпуса института на Мойке 48.

Студенты ЛГПИ в дороге на целину (1957 г.).

Стипендия у нас была 220 рублей, из которых 5 рублей платили за общежитие, а на оставшиеся деньги надо было питаться, одеваться, покупать письменные принадлежности и книги. Единственным выходом в этой ситуации была работа в свободное от учебы время, позволявшая заработать деньги на жизнь. После некоторых проволочек, в Ленинградском городском совете «Трудовых Резервов» мне дали почасовую работу тренера по боксу в ремесленном училище на Балтийской ул. 35, это у метро Нарвские ворота. Платили тогда мне 10 рублей в час, а всего давалось 40 часов в месяц, что позволяло выжить. Правда, первые несколько месяцев, пока Г.И. Шевалдышев не дал согласие представить мне работу в училище, меня выручали студентки одной из комнат общежития, которые питались коммуной и смогли меня взять к себе с моими 215 рублями. Саше Кузнецову и Вадиму Петрову помогали из дома, и они не испытывали особых трудностей.

Когда обдумываю жизнь свою,

Много нового о себе узнаю.

Неважно, что беден был мой стол:

Меньше потерял я, чем нашел.

Были в ней, — радости, а порой неудачи,

Об этом не сожалею, не плачу.

Удачней мог прожить, быть может…

Давно прошедшее сердце не гложет.

Шрамы оставляют лишь потери друзей…

Воздать им должное хочу поскорей!

Книги свои, как правило, посвящаю им,

Не помню зла от тех, кем был прежде гоним.

В прошлое ушло — давать всем сдачи

Сейчас времени не хватает решать задачи.

Понимаю — потеря времени всего дороже,

И тратить его впустую, совсем негоже.

Что было, того не вернуть назад…

Тогда сквозь дебри пробивался наугад,

Сил своих расходовал огромную массу,

А судьба дарила порой дикую гримасу.

Уроки прошлых лет не пропали даром:

Жизнь научила противостоять ударам.

Преодолевая сотни любых неудач,

Нужно успеть решить еще много задач.

Александр Кузнецов и автор перед выездом на соревнования по лыжам (ЛГПИ. 1959 г.)

Из нашей комнаты без работы остался на первом курсе только Саша Грачев и его, как и меня, выручали девочки из другой комнаты в своей коммуне. Помогать нам было некому. Саша сильно переживал, что тренерской работы по лыжам нигде не было. Спустя много лет, я могу сказать в тысячный раз: «Спасибо!» тем милым студенткам старших курсов, которые спасли нас от ухода из института на первом курсе, помогая выжить в трудное время.

Географический факультет размещался на ул. Большая Посадская, дом 26, на Петроградской стороне, и каждый день мы ездили туда на занятия. Тренировки я проводил три раза в неделю в вечернее время. Первый курс достался мне очень тяжело, так как общая подготовка в техникуме не давала необходимой базы для нормальной учебы в институте. Занятия на первом курсе требовали огромных усилий, особенно тяжело было с неорганической химией, и только благодаря организации дополнительных занятий удалось восполнить этот пробел на первом курсе. Получилось это совсем нестандартно: по окончании очередной лекции преподаватель попросила всех остаться, кому не все было понятно. Когда она услышала, что я ничего не понял, то невольно воскликнула: «Как же вы попали в институт?» После моих объяснений были назначены дополнительные занятия со мной и другими студентами, и на экзамене по химии я получил оценку 4.

Студенты ЛГПИ им. А.И. Герцена на демонстрации. (1958 г).

Особым вниманием пользовались у нас лекции по общему землеведению, которые читал профессор Леонид Павлович Шубаев. Мне нравился его образный язык, по поводу которого студенты даже любовно шутили, что Леонид Павлович все сравнивает «с оглоблей от телеги». Самым большим успехом пользовался у студентов Евгений Владиславович Максимов, читавший курс географии зарубежных стран. На лекции к нему приходили с большим интересом в связи с тем, что он всегда находил время рассказать о своих проведенных путешествиях в горные районы в прошедшее лето.

Евгений Владиславович настолько мастерски передавал атмосферу исследовательских маршрутов, что каждому из нас хотелось быть в них с ним рядом. Поэтому в каждый очередной полевой сезон у него был конкурс среди желающих ехать в горы вместо полевой практики. Кроме Евгения Владиславовича горными исследованиями на кафедре физической географии занимался Леонид Федорович Сидоров, но к нему тянулось меньшее число студентов, хотя районом его исследований неизменно был Памир.

Нельзя не отметить, что географический факультет, был укомплектован тогда великолепными специалистами своего дела, и нам посчастливилось слушать их лекции, работать на практических занятиях и полевых практиках под их мудрым руководством. Историческую геологию преподавал А.С. Гинсберг, динамическую — А.А. Каденский, физическую географию читали профессора: А.М. Алпатьев, А.М. Архангельский, А.Д. Гожев, доценты: З.К. Виноградова, Ж.М. Белорусова, Г.В. Машкова, А. Степанов, ботанику читал профессор В.В. Аникиев, зоологию беспозвоночных вела Е.Н. Фролова. Каждый из них обладал колоссальным опытом и знаниями, которые они передавали нам в своих лекциях и на практических занятиях. Большая часть из моих наставников и учителей ушла из жизни, но память о них будет вечно жить в сердце до конца моих дней.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я