Люди и дороги в моей жизни

Н. В. Ловелиус, 2015

Материалы этой книги собирались автором много лет. Дневниковые записи, бережно сохраняемые в условиях научных экспедиций и в поездках автора по миру в качестве судьи международной категории по Олимпийскому и французскому боксу – её основа. Стремление рассказать о своих наставниках, друзьях и коллегах в спорте и науке, душевная боль о безвозвратно ушедших, о тех, кому не были вовремя сказаны слова признательности и благодарности, переплетаются в сюжетах книги. Огромное уважение к автору испытывают его друзья в науке и спорте. Можно спорить о результатах его научной деятельности. Но бесспорно: они есть. Можно не соглашаться с его жизненной позицией, но она ясно сформулирована и определяет его поведение, отношение к людям. Быть понятым, сказать слова благодарности своим наставникам, друзьям и коллегам, познакомить их всех-всех друг с другом, поместив фотографии и очерки в один небольшой томик – для этого написана эта книга. Ранее им были опубликованы книги: «Заполярные раздумья» (2009), «Путевые миниатюры» (2010), «Таймырский маршрут продолжительностью в сорок один год» (2010), «Разговор с дневником. Юбилейный 2010-й год» (2010), «Таймырский север. Дневник событий» (2014). В них автор раскрывает особенности жизни на Крайнем Севере и те проблемы, которые решают коренные жители и исследователи Заполярья. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Предисловие

Чем дальше мы уходим от своего детства, тем меньше остаётся документов и людей — современников событий, коснувшихся каждого из нас.

От воспоминаний ещё что-то осталось, но документов из юности почти нет, особенно у тех, кто воспитывался в детских домах. У меня чудом сохранилось Свидетельство об окончании начальной школы в Дмитриевском детском доме и две фотографии, пережившие перемещения по общежитиям и коммунальным квартирам. Следует отметить, что огромную роль в заботе о детях войны сыграло советское государство, создавшее систему детских домов, а ещё 75 лет назад систему ремесленных училищ «Трудовые резервы» и средних учебных заведений.

На мою долю выпало пройти перечисленные уровни государственного воспитания и образования через различные его формы: дневного, вечернего, заочного обучения в сочетании с ранней трудовой деятельностью.

Свидетельство об окончании начальной школы образца 1949 года

Моё описание в известной мере является характерным для нашего поколения — поколения Юрия Гагарина. Трудовой стаж, таких как я детей, начинался с 13 лет. К огромному сожалению, моих товарищей из ремесленного училища и детского дома сейчас в живых остались единицы.

Сохранить память и рассказать о сложных дорогах и людях, формировавших меня как личность, с самого начала было целью многолетнего ведения дневников. Многие эпизоды и этапы моей биографии опубликованы в книгах, написанных по материалам дневниковых записей, начиная с первой экспедиции 1963 года.

Но до этого пришлось дойти самому и не сразу. Теперь сожалею, что не научили меня этому раньше.

Сейчас, когда я преподаю на географическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, то советую студентам не расставаться с дневником и фотоаппаратом, так как то и другое сейчас доступно каждому. Это может быть основой накопления полезных сведений и их обобщения. Когда-нибудь и их архивные документы могут стать исторически значимыми предметами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я