Книга посвящена биографии Михаила Яковлевича Сорокина (1879-1955) – выдающегося полярного капитана, чье имя навсегда вошло в историю арктического мореплавания. Он командовал ледоколами «Святогор» («Красин») и «Ермак», принимал участие в плаваниях, сыгравших важную роль в истории освоения и изучения высоких широт. За свою жизнь М.Я. Сорокину довелось принять участие в пяти войнах. Его первым боевым кораблем стал крейсер «Аврора», на котором он участвовал в Цусимском сражении. Рассказ о судьбе М.Я. Сорокина дополняют важные документальные свидетельства – показания офицеров «Авроры»: данные ими Следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя. Автор от всей души благодарит за поддержку и предоставленные материалы капитана дальнего плавания, коллекционера и исследователя Ю.В. Сибирцева (г. Санкт-Петербург). В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штурман «Авроры» – выдающийся полярный капитан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На «Авроре» в Цусимском бою
Крейсер «Аврора». Открытка начала XX века
В 1901 г. Сорокин закончил Бакинские мореходные классы. Перед началом русско-японской войны 1904–1905 гг. он служил помощником капитана грузо-пассажирского парохода «Тропик» Русского Восточно-Азиатского общества, на судах которого он плавал с 15 сентября 1901 г. по 15 апреля 1904 г.
29 апреля 1904 г. Сорокина зачислили в действующий флот (в 19-й флотский экипаж); 12 июля его произвели в прапорщики по морской части и перевели в 20-й флотский экипаж, а ровно через месяц назначили вахтенным начальником (с 22 мая 1905 г. — исполняющим должность младшего штурмана) крейсера «Аврора».
Крейсер в составе 2-й Тихоокеанской эскадры 2 октября 1904 г. вышел из Либавы на Дальний Восток под командованием капитана 1-го ранга Е. Р. Егорьева. Но, до того как корабль пришел к месту самого трагического сражения в истории Русского флота, ему и его экипажу предстоял тяжелый 224-суточный переход, который авроровцы с честью выдержали.
Во время сражения 14–15 мая 1905 г. «Аврора», следуя в составе крейсерского отряда адмирала О. А. Энквиста за головным крейсером «Олег», в начале дневного боя 14 мая прикрывала с востока колонну русских транспортов. С 14.30 до 16.30 корабль вел бой с превосходящими силами японского флота. Затем «Аврора» вместе с другими крейсерами ушла под защиту колонны русских броненосцев и прекратила бой.
Крейсер получил 18 попаданий снарядами калибром от 8 до 3 дюймов. Осколки одного из 75-мм снарядов попали в боевую рубку и ранили большинство из находившихся там офицеров. Командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев был смертельно ранен, командование кораблем принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам получивший серьезное ранение.
Во время сражения М. Я. Сорокин командовал вторым плутонгом крейсера. Михаил Яковлевич смог затушить пожар, возникший в батарейной палубе. Упомянул нашего героя в своих воспоминаниях судовой врач корабля В. С. Кравченко: «Правый перевязочный пункт был буквально изрешечен. И борт, и верхняя палуба были пробиты во многих местах. Если бы не коечная защита, то все крупные осколки, пронизавшие койки почти насквозь, очутились бы в наших спинах и вывели бы [из строя] 75-миллиметровое орудие со всей прислугой. Теперь же оказалось только пять легко раненных. Это было поистине чудесное спасение. 75-миллиметровое орудие, находившееся на левом перевязочном пункте, в то время, когда мы явились туда, ожесточенно стреляло.
— Куда Вы, куда Вы, доктор? — закричал мне прапорщик М. Я. Сорокин. — Идите на правый борт.
Санитары остановились в недоумении. Оказалось, что часть неприятельских крейсеров обошла нас с носу и взяла в два огня. Это был первый перекрестный огонь, и мы не расслышали команды: ʺОбоим бортам тревогаʺ».
Всего в бою было убито 10 человек (их всех похоронили в море) и 89 ранено (из них 6 — смертельно и 18 — тяжело). У Сорокина оказались повреждены барабанные перепонки. Последствия этого (глухоту) он ощущал всю жизнь.
Корабль получил повреждения корпуса и надстроек, частично вышла из строя система управления артиллерийским огнём, были разбиты одно 152-мм и пять 75-мм орудий. В ночь на 15 мая адмирал Энквист, предвидя полное поражение русской эскадры, принял решение увести оставшиеся у него три крейсера на юг. Следуя за флагманом, «Аврора» форсировала ход, в темноте оторвалась от преследования японских кораблей и после морского перехода 21 мая прибыла в порт Манилу на Филиппинах, где 25 мая 1905 г. была интернирована. После окончания войны крейсер 19 февраля 1906 г. вернулся на Балтику.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штурман «Авроры» – выдающийся полярный капитан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других