Штурман «Авроры» – выдающийся полярный капитан

Н. А. Кузнецов, 2021

Книга посвящена биографии Михаила Яковлевича Сорокина (1879-1955) – выдающегося полярного капитана, чье имя навсегда вошло в историю арктического мореплавания. Он командовал ледоколами «Святогор» («Красин») и «Ермак», принимал участие в плаваниях, сыгравших важную роль в истории освоения и изучения высоких широт. За свою жизнь М.Я. Сорокину довелось принять участие в пяти войнах. Его первым боевым кораблем стал крейсер «Аврора», на котором он участвовал в Цусимском сражении. Рассказ о судьбе М.Я. Сорокина дополняют важные документальные свидетельства – показания офицеров «Авроры»: данные ими Следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя. Автор от всей души благодарит за поддержку и предоставленные материалы капитана дальнего плавания, коллекционера и исследователя Ю.В. Сибирцева (г. Санкт-Петербург). В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Неизвестная «Аврора»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штурман «Авроры» – выдающийся полярный капитан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На «Авроре» в Цусимском бою

Крейсер «Аврора». Открытка начала XX века

В 1901 г. Сорокин закончил Бакинские мореходные классы. Перед началом русско-японской войны 1904–1905 гг. он служил помощником капитана грузо-пассажирского парохода «Тропик» Русского Восточно-Азиатского общества, на судах которого он плавал с 15 сентября 1901 г. по 15 апреля 1904 г.

29 апреля 1904 г. Сорокина зачислили в действующий флот (в 19-й флотский экипаж); 12 июля его произвели в прапорщики по морской части и перевели в 20-й флотский экипаж, а ровно через месяц назначили вахтенным начальником (с 22 мая 1905 г. — исполняющим должность младшего штурмана) крейсера «Аврора».

Крейсер в составе 2-й Тихоокеанской эскадры 2 октября 1904 г. вышел из Либавы на Дальний Восток под командованием капитана 1-го ранга Е. Р. Егорьева. Но, до того как корабль пришел к месту самого трагического сражения в истории Русского флота, ему и его экипажу предстоял тяжелый 224-суточный переход, который авроровцы с честью выдержали.

Во время сражения 14–15 мая 1905 г. «Аврора», следуя в составе крейсерского отряда адмирала О. А. Энквиста за головным крейсером «Олег», в начале дневного боя 14 мая прикрывала с востока колонну русских транспортов. С 14.30 до 16.30 корабль вел бой с превосходящими силами японского флота. Затем «Аврора» вместе с другими крейсерами ушла под защиту колонны русских броненосцев и прекратила бой.

Крейсер получил 18 попаданий снарядами калибром от 8 до 3 дюймов. Осколки одного из 75-мм снарядов попали в боевую рубку и ранили большинство из находившихся там офицеров. Командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев был смертельно ранен, командование кораблем принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам получивший серьезное ранение.

Во время сражения М. Я. Сорокин командовал вторым плутонгом крейсера. Михаил Яковлевич смог затушить пожар, возникший в батарейной палубе. Упомянул нашего героя в своих воспоминаниях судовой врач корабля В. С. Кравченко: «Правый перевязочный пункт был буквально изрешечен. И борт, и верхняя палуба были пробиты во многих местах. Если бы не коечная защита, то все крупные осколки, пронизавшие койки почти насквозь, очутились бы в наших спинах и вывели бы [из строя] 75-миллиметровое орудие со всей прислугой. Теперь же оказалось только пять легко раненных. Это было поистине чудесное спасение. 75-миллиметровое орудие, находившееся на левом перевязочном пункте, в то время, когда мы явились туда, ожесточенно стреляло.

— Куда Вы, куда Вы, доктор? — закричал мне прапорщик М. Я. Сорокин. — Идите на правый борт.

Санитары остановились в недоумении. Оказалось, что часть неприятельских крейсеров обошла нас с носу и взяла в два огня. Это был первый перекрестный огонь, и мы не расслышали команды: ʺОбоим бортам тревогаʺ».

Всего в бою было убито 10 человек (их всех похоронили в море) и 89 ранено (из них 6 — смертельно и 18 — тяжело). У Сорокина оказались повреждены барабанные перепонки. Последствия этого (глухоту) он ощущал всю жизнь.

Корабль получил повреждения корпуса и надстроек, частично вышла из строя система управления артиллерийским огнём, были разбиты одно 152-мм и пять 75-мм орудий. В ночь на 15 мая адмирал Энквист, предвидя полное поражение русской эскадры, принял решение увести оставшиеся у него три крейсера на юг. Следуя за флагманом, «Аврора» форсировала ход, в темноте оторвалась от преследования японских кораблей и после морского перехода 21 мая прибыла в порт Манилу на Филиппинах, где 25 мая 1905 г. была интернирована. После окончания войны крейсер 19 февраля 1906 г. вернулся на Балтику.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Неизвестная «Аврора»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штурман «Авроры» – выдающийся полярный капитан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я