Мэзэки (народные шутки)

Сборник

В седьмой том вошли мэзэки (народные шутки) татарского народа. Том снабжён вступительной статьёй, словарём непереведённых слов, указателем использованных источников. Рассчитан на фольклористов, литературоведов, историков и этнографов, преподавателей и учащихся, а также на широкий круг читателей.

Оглавление

Из серии: Татарское народное творчество в 15 томах. Том

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мэзэки (народные шутки) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I

Властелины, суд и правление

1. Если бы государство не было слепым…

Хромой Тимур вторгся в Поволжье и взял город Булгар, захватил много злата-серебра и пленных. «Есть ли среди захваченных мудрецы?» — спросил он. Ему рассказали, что есть в этом городе слепой поэт, великий мудрец. Тимур повелел привести его к себе.

Слепой поэт, играя на домбре, пел о знаменитых булгарских батырах, воспевал роскошь Булгара. С удивлением прослушав его, Хромой Тимур спросил, как его зовут.

— Моё имя — Давлет*, — ответил поэт.

Хромой Тимур был остроумным человеком. Он усмехнулся:

— Так, значит, государство слепым оказалось?

— Да, — согласился поэт, — если бы государство не было слепым, не досталось бы оно хромому.

2. Кто дурень

Однажды хан и Джиран-чичен* выехали верхом на конях в степь. Была осень. Ветер гнал перекати-поле. Желая испытать остроумие Джирана, хан приказал ему:

— Ступай, догони перекати-поле и узнай, куда направляется, где думает остановиться.

Джиран погнал коня, поравнялся с перекати-полем и остановил его рукояткой камчи. Быстро наклонился к нему, будто о чём-то спрашивая, и вернулся обратно к хану с ответом:

— Он сказал: ты ли дурень, что навязался с вопросом, хан ли дурень, что послал с вопросом. Куда перекачусь — знает ветер, где заночую — знает лощина.

3. Которого отца привести?

Жил-был во времена ханов тархан* Курай. Любил он выставлять себя очень богатым человеком. Однажды он сказал своему работнику:

— Отныне мой приказ такой: как только я велю тебе что-нибудь поднести гостям, ты спроси: «Которое принести?» Спросишь так, и гости подумают, что много всякой всячины.

Работник ответил:

— Повинуюсь, мой тархан. Теперь, если вы прикажете что-нибудь принести, я буду спрашивать, как вы велели.

Однажды тархан созвал гостей. Когда все приглашённые собрались, тархан приказал работнику:

— Ступай, приведи сюда моего отца.

Работник подумал немного и спросил:

— Которого отца привести?

4. Делящему три гуся, да и то мало

В давние времена вышли на охоту ханский сын, сын бея* и сын бедняка. Настреляли они за целый день лысуху, чибиса и трёх гусей. Просят ханского сына поделить добычу. Нет, не умеет. Тогда к сыну бея обращаются. У него тоже не хватает смекалки.

— Давай ты дели, — велят они сыну бедняка.

— Что ж, поделю, — соглашается бедняцкий сын. — Разделим по совести вот так: ханскому сыну — лысуху, сыну бея — чибиса, делящему — трёх гусей, да и то мало.

И он забрал себе трёх гусей, а его спутники остались с разинутыми ртами.

5. Почему они не едят плов?

Бухарскому эмиру* донесли:

— В нынешнем году в Поволжье недород, люди голодают, мрут от голода.

Услышав эту весть, эмир удивился:

— Почему же они не едят плов?

6. Как движется ишак?

Один мурза*, ехавший верхом на чистокровном скакуне, повстречал старца, который ехал на ишаке.

— Как передвигается ишак? — спросил мурза.

Старец, не раздумывая, ответил:

— На коне.

7. И я пропал, и царю не сладко

Вот однажды начали в деревне взимать подать, кто был не в состоянии заплатить, у тех описывали имущество, складывали в караульное помещение. Стали забирать подушку у дядюшки Мокыта. Вцепился он в свою подушку, и та порвалась, только перья по воздуху летят. Подушку всё-таки отняли, унесли. Дядюшка Мокыт идёт по улице, ладонями по ляжкам хлопает, приговаривает:

— И я пропал, и царю не сладко!

— Как так? — спросили у него.

— А вон, глядите: царь докатился до того, что даже моей рваной подушке рад!

8. Кто из нас царь?

Царь поехал в город. Встретил по пути крестьянина, к себе посадил, чтобы тот дорогу показывал. В дороге крестьянин говорит:

— Увидеть бы царя. Да как его опознаешь?

Царь отвечает:

— Увидя царя, все люди снимают шапки и падают на колени. Так и опознаешь.

Въехали они в город. Все люди поснимали шапки и бухнулись на колени.

Крестьянин молвил:

— Только мы с тобой в шапках остались. Стало быть, один из нас царь.

9. Царь и предсказатель

Царь спросил у предсказателя:

— Когда я умру?

— В праздник.

— Откуда ты знаешь?

— Ясно без всякого знания. День вашей смерти станет самым радостным из всех больших праздников, — ответил вещун.

10. Секрет в том, как скажешь

Однажды царь увидел во сне, что у него выпали зубы. Толкователь снов ему объяснил:

— Все твои дети, все твои родичи умрут раньше тебя.

Царь разгневался, приказал заключить вещуна в темницу. На другой день пригласил толкователя снов из другого города. Тот объяснил сон так:

— Будешь жить ты дольше всех своих детей и всех своих родственников.

Обрадовался царь этим словам. Наградил снотолкователя множеством подарков, деньгами и взял к себе на службу.

11. Кому досталось царство

У одного царя было несколько сыновей. Царь, состарившись, созвал сыновей своих и сказал:

— Кто окажется самым отъявленным лентяем, тому достанется царство.

Каждый на свой лад стал доказывать, какой он лентяй. Один из сыновей сказал:

— Когда я ложусь спать, мне лень закрывать глаза.

Говорят, царь оставил царство этому сыну.

12. «Знакомство»

Как-то раз вышел царь на прогулку со своими приближёнными. Отстал он где-то от своих, один остался. Встретился ему старик. Царь спрашивает у него:

— Ты откуда, старче?

— Из этого города я.

— Каковы правители этого города? — спросил царь.

— Правители наши ужасно жестокие, притеснители, — ответил старик.

— А что про царя скажешь?

— В нашем городе ещё не было столь гнусного тирана. Спалил город своим гнётом.

Царь сказал:

— Узнаёшь меня, кто я?

— Нет, не узнаю, кто ты?

— Я царь этого города.

— А кто я, меня ты узнаёшь? — спросил старик.

— Нет, не узнаю.

— Я, — сказал старик, — меджнун*, сын такого-то. Беснуюсь, как сейчас видишь, два раза на дню.

Царь засмеялся и ушёл.

13. Нет худа без добра

Когда один из царей подготовился к войне, прибыл воин и сказал:

— О мой повелитель! У врагов наших тьма-тьмущая воинов. Если каждый выпустит по одной стреле, то всё небо закроют.

Царь ответил:

— Очень хорошо. Будем сражаться в тени.

14. Вот где диво!

Утром заходит к царю визирь* и докладывает:

— В наш город прибыл фокусник. Сказывают, глотает нож целиком.

Царь ответил:

— Это не диво. А вот один из моих визирей целый мой флот «проглотил». Вот это действительно диво.

15. Какой совет даёт памятник?

В Петрограде есть памятник Петру Первому. Одной рукой он на сенат показывает, а другою — на Неву-реку.

Подходит к памятнику один человек и долго разглядывает.

— Что разглядываешь? — спрашивают у него.

Он отвечает:

— С умом был человек, который памятник этот строил. Руками показывает: чем в сенат своё прошение подавать, лучше в этой реке утопиться.

16. He нашлось мелочи

Один дядька, прибыв в Петербург, спрашивает у матроса:

— Где тут вокзал?

Матрос указал на полицейского:

— Спроси вон у того чурбана.

Дядька, не успев сообразить что к чему, подходит к полицейскому и спрашивает:

— Чурбан, где вокзал?

— Ах, ты такой-сякой, оскорбляешь человека на посту. Плати штраф!

— Сколько?

— Три рубля.

— За одно-то слово?

— Так точно!

Дядька вынимает из кармана десятку и протягивает полицейскому.

— Нет мелочи для сдачи, — говорит полицейский.

— Нет так нет, чтоб тебе провалиться. Чурбан, чурбан, а на рубль — собака!

И дядька ушёл.

17. Хворь пройдёт, привычка останется

Земскому начальнику встретился на пути крестьянин с телегой. Крестьянин дороги не уступил, и кучер стал браниться. Крестьянин говорит:

— Эй, дружище, я бы посторонился, да никак нельзя. Коня я недавно купил у земского начальника. Не приучен он дорогу уступать.

18. Что говорит карман

Однажды два человека пришли к казию*. Ответчик незаметно, чтобы другие не видели, показывает на свой карман. Казий подумал, что там есть деньги, и объявил этого человека невиновным.

После суда казий говорит этому человеку:

— Ну, давай свои деньги!

— Какие деньги?

— Так ведь ты же сам показывал на свой карман!

— А-а! В кармане у меня лежал камень. Я решил, если ты объявишь другое решение, этим камнем треснуть тебя по башке.

19. Кто превратился в овцу?

Много лет пас пастух овец бая* и, поскольку никакой пользы от него никогда не видел, замыслил одно дело и пришёл к судье:

— Я продам полстада, деньги поровну поделим, ты меня защити на суде.

Судья изъявил согласие и предупредил:

— О чём ни спросят тебя на суде, ты отвечай только: «Мэ-э-э…»

Пастух так и поступил. Не добившись от пастуха ни слова, судья обратился к баю:

— Сколько лет он служит у тебя пастухом?

— Двадцать лет, — отвечает бай.

— Многовато, — проговорил судья. — За это время он сам в овцу превратился, и ты ничего от него не получишь.

Когда суд закончился, судья позвал пастуха:

— Я тебя защитил, давай деньги поделим.

— Не ты ли сам сказал, что я в овцу превратился? А с животного взятки гладки!

20. Книга бессильна

Когда один мулла* исполнял должность казия, у него спросили:

— Таксир*, корова забодала насмерть другую корову. Что делать?

— Владелец бодливой коровы должен возместить стоимость жертвы, — отвечал казий.

— А если бодливая корова принадлежит казию?

Казий прокашлялся и сказал:

— На этот вопрос книга не даёт ответа.

21. Что говорит книга в зелёном переплёте?

В одной деревне жили вместе русские и татары. Был в деревне и мулла. У околицы стояли его необмолоченные стога. Рядышком стог русского Ивана.

Однажды Иван видит: корова муллы разворошила его стог, жуёт. Иван прогнал корову и направился к мулле. По дороге думает:

— Постой-ка, если правду скажу, не заплатит за снопы. Скажу обратное.

Пришёл он к мулле и говорит:

— Моя корова потравила твой стог, что будем делать?

Мулла раскрыл книгу в красной обложке и дал ответ:

— Наша книга говорит: за один сноп надо два снопа платить. Заплатишь.

— Тогда пойдём, снопы посчитаем, — предложил Иван.

Отправились. Пришли на место. Иван спохватился:

— Ах, мулла абзый*, оказывается, не моя, а твоя корова потоптала мои снопы. Что будем делать?

Мулла не растерялся:

— Пойдём прочитаем, что говорит книга в этом случае.

Пришли обратно к мулле. Мулла раскрыл книгу в зелёной обложке:

— Наша книга говорит: надо стог городить!

22. Приговор доведён до конца

Однажды бык одного человека засунул голову в бочку соседа и никак не мог вытащить обратно. Этот человек и сосед пошли к судье.

Судья велел сначала отрезать быку голову, потом разбить бочку и вытащить бычью голову.

— Теперь никто никому не должен? — спросил судья.

23. «Барабанщики»[45]

До революции у одного помещика работали барабанщиками на молотилке трое татар. Однажды напились они и в полицию угодили.

Следовaтeль расспрашивает каждого из троих по очереди:

— Где работаешь?

— У Минахмета бая, — отвечает первый.

— Кем?

— Барабанщиком.

Следователь занёс показание в протокол и стал задавать вопросы следующему:

— Где работаешь?

— У Минахмета бая, — отвечал второй.

— Кем?

— Барабанщиком.

Третий также сказал, что работает у того же бая барабанщиком. Следователь несказанно удивился, вскочил с места и заорал:

— Шайтан вас забери! Что это за оркестр? Вы все в нём барабанщики!

Оглавление

Из серии: Татарское народное творчество в 15 томах. Том

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мэзэки (народные шутки) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

45

Барабанщик — тот, кто работает у барабана различных механизмов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я