В седьмой том вошли мэзэки (народные шутки) татарского народа. Том снабжён вступительной статьёй, словарём непереведённых слов, указателем использованных источников. Рассчитан на фольклористов, литературоведов, историков и этнографов, преподавателей и учащихся, а также на широкий круг читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мэзэки (народные шутки) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I
Властелины, суд и правление
1. Если бы государство не было слепым…
Хромой Тимур вторгся в Поволжье и взял город Булгар, захватил много злата-серебра и пленных. «Есть ли среди захваченных мудрецы?» — спросил он. Ему рассказали, что есть в этом городе слепой поэт, великий мудрец. Тимур повелел привести его к себе.
Слепой поэт, играя на домбре, пел о знаменитых булгарских батырах, воспевал роскошь Булгара. С удивлением прослушав его, Хромой Тимур спросил, как его зовут.
— Моё имя — Давлет*, — ответил поэт.
Хромой Тимур был остроумным человеком. Он усмехнулся:
— Так, значит, государство слепым оказалось?
— Да, — согласился поэт, — если бы государство не было слепым, не досталось бы оно хромому.
2. Кто дурень
Однажды хан и Джиран-чичен* выехали верхом на конях в степь. Была осень. Ветер гнал перекати-поле. Желая испытать остроумие Джирана, хан приказал ему:
— Ступай, догони перекати-поле и узнай, куда направляется, где думает остановиться.
Джиран погнал коня, поравнялся с перекати-полем и остановил его рукояткой камчи. Быстро наклонился к нему, будто о чём-то спрашивая, и вернулся обратно к хану с ответом:
— Он сказал: ты ли дурень, что навязался с вопросом, хан ли дурень, что послал с вопросом. Куда перекачусь — знает ветер, где заночую — знает лощина.
3. Которого отца привести?
Жил-был во времена ханов тархан* Курай. Любил он выставлять себя очень богатым человеком. Однажды он сказал своему работнику:
— Отныне мой приказ такой: как только я велю тебе что-нибудь поднести гостям, ты спроси: «Которое принести?» Спросишь так, и гости подумают, что много всякой всячины.
Работник ответил:
— Повинуюсь, мой тархан. Теперь, если вы прикажете что-нибудь принести, я буду спрашивать, как вы велели.
Однажды тархан созвал гостей. Когда все приглашённые собрались, тархан приказал работнику:
— Ступай, приведи сюда моего отца.
Работник подумал немного и спросил:
— Которого отца привести?
4. Делящему три гуся, да и то мало
В давние времена вышли на охоту ханский сын, сын бея* и сын бедняка. Настреляли они за целый день лысуху, чибиса и трёх гусей. Просят ханского сына поделить добычу. Нет, не умеет. Тогда к сыну бея обращаются. У него тоже не хватает смекалки.
— Давай ты дели, — велят они сыну бедняка.
— Что ж, поделю, — соглашается бедняцкий сын. — Разделим по совести вот так: ханскому сыну — лысуху, сыну бея — чибиса, делящему — трёх гусей, да и то мало.
И он забрал себе трёх гусей, а его спутники остались с разинутыми ртами.
5. Почему они не едят плов?
Бухарскому эмиру* донесли:
— В нынешнем году в Поволжье недород, люди голодают, мрут от голода.
Услышав эту весть, эмир удивился:
— Почему же они не едят плов?
6. Как движется ишак?
Один мурза*, ехавший верхом на чистокровном скакуне, повстречал старца, который ехал на ишаке.
— Как передвигается ишак? — спросил мурза.
Старец, не раздумывая, ответил:
— На коне.
7. И я пропал, и царю не сладко
Вот однажды начали в деревне взимать подать, кто был не в состоянии заплатить, у тех описывали имущество, складывали в караульное помещение. Стали забирать подушку у дядюшки Мокыта. Вцепился он в свою подушку, и та порвалась, только перья по воздуху летят. Подушку всё-таки отняли, унесли. Дядюшка Мокыт идёт по улице, ладонями по ляжкам хлопает, приговаривает:
— И я пропал, и царю не сладко!
— Как так? — спросили у него.
— А вон, глядите: царь докатился до того, что даже моей рваной подушке рад!
8. Кто из нас царь?
Царь поехал в город. Встретил по пути крестьянина, к себе посадил, чтобы тот дорогу показывал. В дороге крестьянин говорит:
— Увидеть бы царя. Да как его опознаешь?
Царь отвечает:
— Увидя царя, все люди снимают шапки и падают на колени. Так и опознаешь.
Въехали они в город. Все люди поснимали шапки и бухнулись на колени.
Крестьянин молвил:
— Только мы с тобой в шапках остались. Стало быть, один из нас царь.
9. Царь и предсказатель
Царь спросил у предсказателя:
— Когда я умру?
— В праздник.
— Откуда ты знаешь?
— Ясно без всякого знания. День вашей смерти станет самым радостным из всех больших праздников, — ответил вещун.
10. Секрет в том, как скажешь
Однажды царь увидел во сне, что у него выпали зубы. Толкователь снов ему объяснил:
— Все твои дети, все твои родичи умрут раньше тебя.
Царь разгневался, приказал заключить вещуна в темницу. На другой день пригласил толкователя снов из другого города. Тот объяснил сон так:
— Будешь жить ты дольше всех своих детей и всех своих родственников.
Обрадовался царь этим словам. Наградил снотолкователя множеством подарков, деньгами и взял к себе на службу.
11. Кому досталось царство
У одного царя было несколько сыновей. Царь, состарившись, созвал сыновей своих и сказал:
— Кто окажется самым отъявленным лентяем, тому достанется царство.
Каждый на свой лад стал доказывать, какой он лентяй. Один из сыновей сказал:
— Когда я ложусь спать, мне лень закрывать глаза.
Говорят, царь оставил царство этому сыну.
12. «Знакомство»
Как-то раз вышел царь на прогулку со своими приближёнными. Отстал он где-то от своих, один остался. Встретился ему старик. Царь спрашивает у него:
— Ты откуда, старче?
— Из этого города я.
— Каковы правители этого города? — спросил царь.
— Правители наши ужасно жестокие, притеснители, — ответил старик.
— А что про царя скажешь?
— В нашем городе ещё не было столь гнусного тирана. Спалил город своим гнётом.
Царь сказал:
— Узнаёшь меня, кто я?
— Нет, не узнаю, кто ты?
— Я царь этого города.
— А кто я, меня ты узнаёшь? — спросил старик.
— Нет, не узнаю.
— Я, — сказал старик, — меджнун*, сын такого-то. Беснуюсь, как сейчас видишь, два раза на дню.
Царь засмеялся и ушёл.
13. Нет худа без добра
Когда один из царей подготовился к войне, прибыл воин и сказал:
— О мой повелитель! У врагов наших тьма-тьмущая воинов. Если каждый выпустит по одной стреле, то всё небо закроют.
Царь ответил:
— Очень хорошо. Будем сражаться в тени.
14. Вот где диво!
Утром заходит к царю визирь* и докладывает:
— В наш город прибыл фокусник. Сказывают, глотает нож целиком.
Царь ответил:
— Это не диво. А вот один из моих визирей целый мой флот «проглотил». Вот это действительно диво.
15. Какой совет даёт памятник?
В Петрограде есть памятник Петру Первому. Одной рукой он на сенат показывает, а другою — на Неву-реку.
Подходит к памятнику один человек и долго разглядывает.
— Что разглядываешь? — спрашивают у него.
Он отвечает:
— С умом был человек, который памятник этот строил. Руками показывает: чем в сенат своё прошение подавать, лучше в этой реке утопиться.
16. He нашлось мелочи
Один дядька, прибыв в Петербург, спрашивает у матроса:
— Где тут вокзал?
Матрос указал на полицейского:
— Спроси вон у того чурбана.
Дядька, не успев сообразить что к чему, подходит к полицейскому и спрашивает:
— Чурбан, где вокзал?
— Ах, ты такой-сякой, оскорбляешь человека на посту. Плати штраф!
— Сколько?
— Три рубля.
— За одно-то слово?
— Так точно!
Дядька вынимает из кармана десятку и протягивает полицейскому.
— Нет мелочи для сдачи, — говорит полицейский.
— Нет так нет, чтоб тебе провалиться. Чурбан, чурбан, а на рубль — собака!
И дядька ушёл.
17. Хворь пройдёт, привычка останется
Земскому начальнику встретился на пути крестьянин с телегой. Крестьянин дороги не уступил, и кучер стал браниться. Крестьянин говорит:
— Эй, дружище, я бы посторонился, да никак нельзя. Коня я недавно купил у земского начальника. Не приучен он дорогу уступать.
18. Что говорит карман
Однажды два человека пришли к казию*. Ответчик незаметно, чтобы другие не видели, показывает на свой карман. Казий подумал, что там есть деньги, и объявил этого человека невиновным.
После суда казий говорит этому человеку:
— Ну, давай свои деньги!
— Какие деньги?
— Так ведь ты же сам показывал на свой карман!
— А-а! В кармане у меня лежал камень. Я решил, если ты объявишь другое решение, этим камнем треснуть тебя по башке.
19. Кто превратился в овцу?
Много лет пас пастух овец бая* и, поскольку никакой пользы от него никогда не видел, замыслил одно дело и пришёл к судье:
— Я продам полстада, деньги поровну поделим, ты меня защити на суде.
Судья изъявил согласие и предупредил:
— О чём ни спросят тебя на суде, ты отвечай только: «Мэ-э-э…»
Пастух так и поступил. Не добившись от пастуха ни слова, судья обратился к баю:
— Сколько лет он служит у тебя пастухом?
— Двадцать лет, — отвечает бай.
— Многовато, — проговорил судья. — За это время он сам в овцу превратился, и ты ничего от него не получишь.
Когда суд закончился, судья позвал пастуха:
— Я тебя защитил, давай деньги поделим.
— Не ты ли сам сказал, что я в овцу превратился? А с животного взятки гладки!
20. Книга бессильна
Когда один мулла* исполнял должность казия, у него спросили:
— Таксир*, корова забодала насмерть другую корову. Что делать?
— Владелец бодливой коровы должен возместить стоимость жертвы, — отвечал казий.
— А если бодливая корова принадлежит казию?
Казий прокашлялся и сказал:
— На этот вопрос книга не даёт ответа.
21. Что говорит книга в зелёном переплёте?
В одной деревне жили вместе русские и татары. Был в деревне и мулла. У околицы стояли его необмолоченные стога. Рядышком стог русского Ивана.
Однажды Иван видит: корова муллы разворошила его стог, жуёт. Иван прогнал корову и направился к мулле. По дороге думает:
— Постой-ка, если правду скажу, не заплатит за снопы. Скажу обратное.
Пришёл он к мулле и говорит:
— Моя корова потравила твой стог, что будем делать?
Мулла раскрыл книгу в красной обложке и дал ответ:
— Наша книга говорит: за один сноп надо два снопа платить. Заплатишь.
— Тогда пойдём, снопы посчитаем, — предложил Иван.
Отправились. Пришли на место. Иван спохватился:
— Ах, мулла абзый*, оказывается, не моя, а твоя корова потоптала мои снопы. Что будем делать?
Мулла не растерялся:
— Пойдём прочитаем, что говорит книга в этом случае.
Пришли обратно к мулле. Мулла раскрыл книгу в зелёной обложке:
— Наша книга говорит: надо стог городить!
22. Приговор доведён до конца
Однажды бык одного человека засунул голову в бочку соседа и никак не мог вытащить обратно. Этот человек и сосед пошли к судье.
Судья велел сначала отрезать быку голову, потом разбить бочку и вытащить бычью голову.
— Теперь никто никому не должен? — спросил судья.
23. «Барабанщики»[45]
До революции у одного помещика работали барабанщиками на молотилке трое татар. Однажды напились они и в полицию угодили.
Следовaтeль расспрашивает каждого из троих по очереди:
— Где работаешь?
— У Минахмета бая, — отвечает первый.
— Кем?
— Барабанщиком.
Следователь занёс показание в протокол и стал задавать вопросы следующему:
— Где работаешь?
— У Минахмета бая, — отвечал второй.
— Кем?
— Барабанщиком.
Третий также сказал, что работает у того же бая барабанщиком. Следователь несказанно удивился, вскочил с места и заорал:
— Шайтан вас забери! Что это за оркестр? Вы все в нём барабанщики!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мэзэки (народные шутки) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других