Исламские финансы

Мухаммад Таки Усмани, 2023

Последние несколько десятилетий мусульмане пытаются строить свою жизнь в соответствии с исламскими принципами. Они отчетливо осознают, что политическое и экономическое доминирование Запада в течение нескольких веков значительно отдалило их от следования Божественному руководству, особенно в социально-экономической сфере. Таким образом, после получения политической независимости народы борются за возрождение исламской идентичности для организации общественной жизни в соответствии с исламским учением. Реформировать свои финансовые институты, привести их в соответствие с принципами шариата было огромным вызовом для мусульман. В ситуации, когда вся финансовая система основана на ростовщичестве, сложнейшей задачей стало построение финансовых институтов, свободных от ссудного процента. «Введение в исламские финансы» муфтия Таки Усмани – основополагающий труд современности, посвященный исламским финансовым принципам и договорам.

Оглавление

2. Мушарака

Слово «мушарака» имеет арабское происхождение, до словно — «разделение». В контексте бизнеса и торговли — совместное предприятие, в рамках которого все партнеры разделяют между собой его прибыли и убытки. Это является идеальной альтернативой ссудно-процентному финансированию, к тому же с хорошими возможностями улучшения процесса производства и распределения товаров и услуг. В современной капиталистической экономике ссудно-процентные отношения являются единственным инструментом, используемым в финансировании всех типов операций. Так как ислам запрещает ростовщичество, этот инструмент не может использоваться для создания денежных фондов с какими бы то ни было целями. Следовательно, мушарака может играть ключевую роль в экономике, основанной на исламских принципах.

Ссудный процент предопределяет фиксированную ставку дохода по займу, предоставленному финансистом, вне зависимости от того, получил должник прибыль или понес убыток, в то время как в рамках мушарака не может устанавливаться фиксированная ставка возврата инвестиций. Вместо этого возврат по мушарака основывается на действительном доходе, заработанном совместным предприятием. В ссудно-процентном финансировании финансист не может нести убытков, в то время как в мушарака он может понести убытки, в случае если совместное предприятие оказывается неспособным достичь необходимых финансовых результатов. Ислам определил ростовщичество как несправедливый инструмент финансирования, потому что его результаты несправедливы как для кредитора, так и для должника. Если должник терпит убытки, то со стороны кредитора является несправедливым требовать с него фиксированную сумму возврата; если должник, напротив, получает очень высокий доход, несправедливо то, что кредитор получает лишь малую часть от полученного дохода.

В современной экономической системе ключевую роль играют банки, которые предоставляют в качестве займов деньги своих вкладчиков промышленникам и торговцам. Если промышленник имеет только 10 миллионов собственных средств и получает 90 миллионов от банка, вступая в проект, сулящий огромные прибыли, это будет означать, что на 90 % проект был создан на деньги вкладчиков и только на 10 % — на собственные средства предпринимателя. Если этот проект принесет огромную прибыль, лишь малая ее часть — к примеру, 14–15 % — будет причитаться вкладчикам банка, в то время как оставшаяся будет получена промышленником, несмотря на то, что его реальный вклад составлял всего 10 %. Даже эта небольшая доля в 14 или 15 % будет возвращена промышленнику, так как она включается им в сумму затрат на производимую продукцию. В итоге получится, что вся прибыль, заработанная предприятием, будет получена лицом, чей собственный капитал не превышает 10 % от суммы инвестиций, в то время как люди, владеющие 90 % инвестиций, получат фиксированную ставку процента (не более), которая фактически будет оплачиваться ими же за счет роста цен на продукцию. В случае противоположной ситуации, когда промышленник становится неплатежеспособным, его собственные потери не превысят 10 %, в то время как оставшиеся 90 % лягут на плечи банка, а в некоторых случаях пострадают вкладчики. С этой точки зрения механизм ссудного процента является основной причиной дисбаланса в системе распределения, которая имеет неотъемлемую склонность благоприятствовать богатым в ущерб интересам бедных.

В исламе, напротив, имеется ясно очерченный принцип для финансиста. В соответствии с исламскими принципами финансист должен определить, будет ли он предоставлять сумму денег в долг для оказания помощи заемщику из соображений гуманности или же он хочет получить прибыль. Если он хочет помочь должнику, то должен воздержаться от каких-либо претензий на сумму, превышающую размер изначального долга, так как его целью является лишь помощь. Если же финансист хочет иметь долю в его доходах, обязательно, чтобы в этом случае он разделял и убытки предпринимателя-заемщика. Следовательно, доход финансиста в мушарака связан с действительным доходом, который получает предприятие. Чем больше доходы предприятия, тем выше доходность финансиста. Если предприятие получает огромные прибыли, то они не могут быть исключительно достоянием промышленника, но будут распределены между людьми в лице вкладчиков банка. С этой точки зрения мушарака имеет ориентацию на то, чтобы приносить пользу всем людям, а не только богатым слоям населения.

Это основные мировоззренческие мотивы, объясняющие, почему ислам предлагает мушарака в качестве альтернативы ссудно-процентному финансированию. Несомненно, полное внедрение мушарака в качестве универсальной модели финансирования включает в себя множество практических проблем. Иногда высказываются предположения, что мушарака является устаревшим инструментом, не способным удовлетворять разнообразные цели финансирования быстро совершаемых операций. Это предположение объясняется ограниченностью необходимых знаний о принципах мушарака. В действительности ислам не предписывает особые формы или методы мушарака. Вместо этого установлены достаточно широкие рамки, внутри которых может воплощаться множество различных форм и методов. Новая форма или метод не могут быть отклонены просто по той причине, что они не имеют прецедентов в прошлом. Каждая новая форма может быть принята шариатом в той степени, в которой она не нарушает главных принципов, основанных на Священном Коране, Сунне или единогласном мнении исламских правоведов. Следовательно, необязательно, чтобы мушарака воплощалась в традиционной форме.

Текущий раздел содержит многостороннее рассмотрение основных принципов мушарака и путей воплощения этой модели в практику современного бизнеса и торговли. Целью данного исследования является представление мушарака в качестве современной модели финансирования без нарушения основных принципов финансирования по нормам ислама. Мушарака описана со ссылками на труды по исламскому праву, рассмотрены основные проблемы, с которыми можно столкнуться в процессе ее использования в современных условиях. Надеюсь, что это краткое изложение откроет исламским правоведам и экономистам новые горизонты для размышления, поможет внедрить принципы подлинной исламской экономики.

2.1. Понятие мушарака

Мушарака — термин, который часто упоминается в контексте исламских методов финансирования. Его значение более узко, нежели значение термина «ширкат», который широко используется в исламском праве. Поясним каждый термин.

Ширкат означает «разделение». В теории исламского фикха он подразделяется на два вида:

1. Ширкат уль-милк — совместная собственность двух или более лиц на то или иное имущество. Такого рода ширкат достигается двумя путями. В первом случае он возникает в результате самостоятельного решения сторон. Например, если два или более лица приобретают оборудование, то оно будет находиться в совместной собственности, отношения между хозяевами относительно этой собственности называются «ширкат уль-милк». Эти отношения возникают в результате их собственного выбора, так как люди решились на покупку оборудования совместно.

Но есть случаи, когда ширкат такого вида возникает непроизвольно, без какого-либо намеренного решения сторон. Например, после смерти человека все его преемники наследуют его имущество, которое переходит в их совместную собственность, как непроизвольный результат смерти этого человека.

2. Ширкат уль-акд — партнерство, осуществляемое путем взаимного договора. Для краткости это может быть переведено как «совместное коммерческое предприятие».

Ширкат уль-акд делится на три вида:

а) ширкат уль-амвал, где все партнеры инвестируют

капитал в коммерческое предприятие;

б) ширкат уль-амал, где партнеры объединяются, чтобы оказывать некоторые услуги для своих клиентов; плата, взимаемая с клиентов, распределяется между ними в соответствии с согласованным соотношением. Например, если два лица договариваются предоставлять услуги пошива одежды для своих клиентов при условии, что доход, полученный таким образом, поступит в общий фонд, который должен распределяться между ними в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, независимо от объема фактически выполненной работы каждого партнера, такое партнерство и будет называться ширкат уль-амал, его еще называют ширкат ут-такаббул, ширкат ас-санаи или ширкат уль-абдан;

в) ширкат уль-вуджух. В этом случае партнеры не осуществляют собственных вложений в предприятие. Все, что они делают, — закупка товаров с отсрочкой платежа и продажа их за наличные. Прибыль, заработанная таким образом, распределяется между партнерами в согласованном соотношении.

Все эти виды «разделения» или партнерства в терминологии исламского фикха называются «ширкат», в то время как термин «мушарака» не встречается в фикхе. Этот термин («мушарака») был введен в последнее время теми, кто писал на тему исламских методов финансирования; он обычно ограничен специфическим типом ширкат, а именно ширкат уль-амвал, где два (или более) лица инвестируют долю капитала в совместное коммерческое предприятие. Иногда он включает в себя ширкат уль-амал, где партнерство имеет место в сфере услуг.

Из этого обсуждения очевидно, что термин «ширкат» имеет более широкий смысл, чем термин «мушарака», в том значении, в котором используется сегодня. Последний ограничивается только ширкат уль-амвал, в то время как предшествующий включает все виды совместной собственности и партнерства. Рисунок 1 показывает различные виды ширкат и два вида, которые в современной терминологии называются «мушарака».

Поскольку мушарака является более значимой для целей нашего исследования и фактически представляет собой аналог ширкат уль-амвал, мы будем использовать это название, разъясняя в первую очередь традиционное понимание этого типа, затем дадим краткий обзор его применения в условиях современного финансирования.

2.2. Основные правила мушарака

Мушарака, или ширкат уль-амвал, — это отношения, установленные сторонами путем взаимного договора. Поэтому должны безусловно соблюдаться все необходимые условия для действительности договора. Например, стороны должны обладать правоспособностью для заключения договора; договор должен заключаться на основе добровольного согласия сторон, без какого-либо принуждения, обмана или введения в заблуждение и тому подобное.

Но есть определенные условия, которые свойственны исключительно договору мушарака. Они резюмированы ниже.

2.2.1. Распределение прибыли

Пропорция распределения прибыли между партнерами должна быть согласована во время заключения договора. Если подобная пропорция не определена, контракт не является действительным с точки зрения шариата.

Прибыль для каждого из партнеров должна определяться как доля от общей прибыли, фактически полученной от бизнеса, а не как процент от изначально инвестированного партнером капитала. Не допускается установка определенного размера прибыли для любого из партнеров или какой-либо ставки прибыли, определяемой исходя из размера его инвестиций.

Следовательно, если А и В вступают в партнерство и между ними достигнута договоренность, что А предоставляется 10 тысяч рупий в месяц как его доля в прибыли, а остальное пойдет к B, партнерство является недействительным. Аналогичным образом: когда соглашение заключается в том, что А будет получать 15 % от вложенных им инвестиций, договор будет недействительным. Надлежащей основой для распределения должна быть согласованная доля фактической прибыли, получаемой бизнесом.

Если фиксированная сумма или определенный процент от инвестиций были согласованы между партнерами, то необходимо, чтобы в договоре было четко указано, что это будет обусловлено окончательным расчетом в конце периода. Это означает, что любая сумма, полученная таким образом кем-то из партнеров, будет считаться «в счет будущих поступлений» и будет относиться к действительному доходу, который причитается партнеру в конце периода. Если в действительности прибыль не была получена или была получена в меньших размерах, чем ожидалось, сумма, полученная партнером, должна быть возвращена.

2.2.2. Ставка распределения прибыли

Является ли обязательным, чтобы доля в прибыли, причитающаяся каждому из партнеров, соответствовала доле вложенного им капитала? По этому вопросу среди исламских правоведов существуют разногласия.

По мнению имама Малика и имама аш-Шафии, для действительности мушарака является обязательным, чтобы каждый из партнеров получал такую долю прибыли, которая была бы в точности пропорциональна размеру его инвестиций. Следовательно, если лицо А инвестирует 40 % в общий капитал, то оно должно получать 40 % от общей прибыли. Любое противоречащее этому соглашение, которое наделяет его правом получать больше или меньше 40 % от общей прибыли, делает мушарака недействительной.

С другой стороны, по мнению имама Ахмада, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестированном капитале, если это согласовано между сторонами по доброй воле. Следовательно, дозволено, чтобы партнер, который вложил 40 % в общий капитал, получал 60 % или 70 % от общей прибыли, в то время как другой партнер, вложивший 60 % капитала, получал 40 % или 30 % от общей прибыли.

Третье, компромиссное, мнение представлено имамом Абу Ханифой. Он утверждает, что доля в прибыли может отличаться от доли в общем объеме инвестиций при обычных обстоятельствах. Однако если какой-либо из партнеров поставил в качестве условия, что он никогда не будет принимать участие в работе для мушарака и будет оставаться «спящим» партнером на весь период мушарака, то в этом случае его доля в прибыли не может быть выше его доли в общем объеме инвестиций.

2.2.3. Распределение убытков

Относительно убытков все исламские правоведы единогласны во мнении, что каждый партнер должен принимать их на себя строго в соответствии с долей его инвестиций. Следовательно, если партнер инвестировал 40 % от общего капитала, то он должен принять на себя 40 % убытков, не больше, не меньше, и любое условие, противоречащее этому, делает контракт недействительным. Это мнение единогласно принято всеми правоведами

Таким образом, по мнению имама аш-Шафии, ставка доли как в прибылях, так и в убытках должна полностью соответствовать доле человека в инвестициях. Как считают имам Абу Ханифа и имам Ахмад, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестициях в соответствии с соглашением партнеров, однако убыток должен распределяться между ними строго в соответствии с долей капитала, инвестированной каждым из них. Этот принцип упоминается в известном высказывании:

البح على ما اصطلحا عليه و الوضيعة على قدر المال

«Доход определяется по соглашению сторон, но убыток всегда обусловлен долей в инвестициях».

2.3. Сущность капитала

Большинство исламских правоведов считают, что капитал, инвестируемый каждым партнером в бизнес, должен быть представлен в ликвидной форме. Это означает, что контракты мушарака должны основываться на вложении денег, а не товаров. Другими словами, долевой капитал совместного предприятия должен иметь денежное выражение. Ни одна часть долевого капитала не может быть представлена в натуральном выражении.

Однако по этому вопросу имеются и иные точки зрения.

По мнению имама Малика, не является обязательным условием для контракта мушарака, чтобы капитал был представлен в денежной форме. Допустимо, чтобы участник делал вклад в натуральной форме, но его доля должна быть определена в денежном эквиваленте, согласно рыночным ценам на момент заключения контракта. Такого же мнения придерживаются и некоторые правоведы ханбалитской школы.

Имам Абу Ханифа и имам Ахмад полагают, что для мушарака вложения в натуральной форме неприемлемы. Их позиция подкрепляется двумя аргументами. Во-первых, они объясняют, что товар одного из участников всегда отличается от товара другого участника. К примеру, если участник А вложит в развитие бизнеса один автомобиль, а вложением участника Встанет другой автомобиль, тогда каждый из автомобилей будет являться исключительной собственностью первоначального владельца. Поэтому, в случае продажи автомобиля участника А, выручка от реализации и должна принадлежать участнику А. У участника В нет никаких прав заявлять о своей доле в вырученных средствах. Отсюда следует: если собственность одного партнера отличается от собственности другого, ни о каком партнерстве речи быть не может. Напротив, если инвестируемый капитал каждого участника имеет денежное выражение, этот долевой капитал неотличим, потому что денежные единицы не отличаются друг от друга, в результате чего образуется общий фонд, а партнерство получает свое существование.

Во-вторых, это объясняется тем, что в контрактах мушарака предусмотрены ситуации, в которых стороны вынуждены прибегнуть к перераспределению вложенного капитала между партнерами. Если долевое вложение осуществлялось в форме товара, тогда такое перераспределение невозможно, ведь к этому моменту товары могут быть проданы. Если капитал выплачивается по стоимости товара, а его стоимость могла и возрасти, возникает ситуация, при которой один из партнеров получит всю прибыль, поступившую в результате коммерческой деятельности, из-за повышения стоимости инвестированных товаров, следовательно, второй партнер останется ни с чем. Верно и обратное: если стоимость этих товаров упадет, появляется вероятность, что один партнер вдобавок к прибыли от своих инвестиций получит и определенную часть от исходной цены товара (стоимость которого упала), принадлежавшего другому партнеру2.

3. Имам аш-Шафии выбрал нечто среднее между двумя вышеизложенными позициями. Он поясняет, что товары бывают двух видов: дават уль-амсаль и дават уль-кимах.

Дават уль-амсаль — это товары, которые в случае их уничтожения могут быть заменены аналогичными по качеству и количеству. К таким товарам относятся, к примеру, пшеница, рис и т. д.: если со 100 килограммами пшеницы что-то случится, то их с легкостью можно заменить другими 100 килограммами пшеницы аналогичного качества.

Дават уль-кимах — товары, которые нельзя заменить аналогичными. К таким товарам относится, к примеру, рогатый скот. Каждое животное имеет индивидуальные характеристики. Если кто-то убьет овцу одного из партнеров, он не сможет заменить ее аналогичной. Придется выплатить стоимость овцы.

Имам аш-Шафии объясняет, что товары первого типа (дават аль-амсаль) могут быть вложены в мушарака в качестве доли партнера в капитале, в то время как товары второго типа (дават аль-кимах) не могут выступать в качестве доли в капитале.

Делая подобное различие между товарами типа дават уль-амсаль и товарами типа дават уль-кимах, имам аш-Шафии отвечает на второе ограничение «участия товарами», упомянутое имамом Ахмадом. В случае с товарами вида дават уль-амсаль перераспределение капитала может принимать следующий вид: каждому партнеру даются товары, схожие с инвестированными товарами. Однако первый аргумент все еще остается без ответа для имама аш-Шафии.

Для того чтобы дать ответ на него, имам Абу Ханифа говорит, что товары, попадающие под категорию «дават-уль-амсаль», могут считаться частью долевого вложения только в том случае, если их (товары) смешали таким образом, что партнеры не смогут определить их принадлежность и отличить один от другого.

Значит, если один из участников сделки захочет вступить в контракт мушарака, используя в качестве вложения какие-либо товары, то, в соответствии с мнением имама Малика, он может сделать это без каких-либо ограничений, при этом его доля в мушарака должна определяться текущей стоимостью товара на момент заключения контракта. По мнению имама аш-Шафии, это может быть сделано только в случае, если товары относятся к категории «дават-уль-амсаль».

Согласно позиции имама Абу Ханифы, если товары относятся к категории «дават уль-амсаль», то мушарака можно осуществить при условии, когда товары каждого из партнеров можно смешать между собой. А если товары относятся к категории «дават уль-кимах», то они не могут составлять долю в капитале.

Представляется, что точка зрения имама Малика более понятна и целесообразна и отвечает современным требованиям бизнеса. По этой причине это мнение может быть принято как руководство в работе.

Учитывая все вышесказанное, мы можем резюмировать, что долевой капитал в контрактах мушарака может быть представлен как в денежной форме, так и в форме товара. В последнем случае рыночная стоимость товара должна определять размер взноса каждого партнера в общий капитал.

2.4. Управление мушарака

Обычно мушарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнерством и работать для него. Однако партнеры могут согласиться, что управление будет осуществляться только одним из них и ни один другой партнер не должен вмешиваться. В этом случае пассивный компаньон может рассчитывать лишь на прибыль, эквивалентную его инвестициям, а норма прибыли, предназначенная данной стороне, не должна превышать долю вложенных им инвестиций, о чем уже говорилось ранее.

Таким образом, если все партнеры решают совместно работать на предприятие, каждый из них рассматривается как представитель интересов остальных участников в решении всех деловых вопросов, а любая проделанная работа любым из участников в рамках обычной хозяйственной деятельности считается уполномоченной всеми партнерами по бизнесу.

2.5. Завершение мушарака

Контракт мушарака прекращает действовать в следующих случаях:

Каждая сторона имеет право прекратить действие контракта в любое время, предварительно уведомив об этом остальных участников.

В случае если активы бизнеса находятся в форме наличных денежных средств, все они будут пропорционально распределены между партнерами. В случае если активы не ликвидированы (не реализованы), партнеры могут принять решение либо о ликвидации активов, либо об их распределении или разделении между партнерами. При возникновении противоречащих решений (к примеру, один партнер голосует за ликвидацию, а второй — за распределение неликвидных активов) в силу вступает решение о распределении. Это объясняется тем, что после прекращения действия мушарака все активы переходят в совместную собственность, у совладельца появляется право их распределения или разделения, что означает: никто не может заставить его ликвидировать активы. При этом если активы находятся в форме, которая не может быть распределена или разделена, например оборудование, в этом случае необходимо продать это оборудование, а выручку от реализации распределить между сторонами.

2. Если один из партнеров умирает во время действия договора мушарака, этот договор автоматически прекращается. В этом случае его наследникам предоставляется право выбора: либо забрать долю умершего в бизнесе, либо продлить действие договора.

3. Если кто-либо из партнеров становится невменяемым или неспособным к совершению коммерческих сделок, договор прекращается.

2.6. Завершение мушарака без прекращения бизнеса

Если один из партнеров желает прекратить мушарака, а другой партнер или партнеры хотели бы продолжить бизнес, эта цель может быть достигнута обоюдным согласием. Партнеры, которые хотят вести бизнес, могут купить долю партнера, желающего выйти из партнерства, потому что выход из договора мушарака одним партнером не влечет за собой прекращения его действия для других участников.

Однако в этом случае стоимость доли выходящего из договора партнера должна быть определена обоюдным согласием. Если же у сторон возникают разногласия по поводу оценки стоимости доли и партнеры не могут договориться, покидающий партнерство вправе принудить остальных партнеров ликвидировать активы посредством их реализации и получить деньги или распределить непосредственно сами активы.

Возникает вопрос: могут ли партнеры поставить условие в момент заключения договора, что ликвидация активов посредством реализации или разделение бизнеса не могут произойти, если все или большая часть партнеров не пожелают этого, а тот партнер, который желает выйти из партнерства, должен будет продать свою долю другим участникам и не сможет принудить их ликвидировать или распределить активы?

Большинство традиционных трудов по фикху не дают ответа на этот вопрос. Тем не менее, представляется, что с точки зрения шариата не существует барьеров для того, чтобы поставить подобное условие при заключении договора мушарака. Это ясно разрешено некоторыми правоведами ханбалитского толка.

Это положение может быть узаконено, особенно в современных условиях, на том основании, что природа современного бизнеса в большинстве случаев требует продолжительной деятельности для его успеха, а ликвидация или раздел активов лишь из-за желания одного партнера могут нанести непоправимый ущерб остальным партнерам.

Если в какой-либо долгосрочный бизнес-проект была инвестирована большая сумма денег, то произвольное желание одного из партнеров ликвидировать или распределить его активы на ранней стадии развития проекта может пагубно сказаться как на интересах партнеров, так и на экономическом развитии общества. По этой причине подобное условие может быть оправданным, оно может быть подтверждено общим принципом, установленным хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا

«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешенное или разрешают запрещенное».

Итак, основные принципы договора ширкат уль-амваль или мушарака в его первоначальном и традиционном смысле сформулированы.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению основных моментов применения договора мушарака как одобренной методики финансирования в современных условиях. Но прежде необходимо ознакомиться с мудараба, являющейся еще одной типовой моделью финансирования, основанной на разделении прибылей. Поскольку правила финансирования в договоре мушарака и в договоре мудараба схожи, то и положения, связанные с их осуществлением, взаимосвязаны, поэтому целесообразно предварительно рассмотреть понятие «мудараба».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я