Сексуальная эволюция. Любовь без секса или секс без любви?

Муза Конина, 2019

Перед вами необычная книга об эволюции сексуальности – трансформациях, которые произошли в психологии любви и секса. Как менялось отношение к сексу на протяжении истории? Почему понятия любви и секса все больше отдаляются друг от друга? Какие мифы о мужской и женской сексуальности существуют? Почему мы выбираем определенный типаж партнеров, из-за чего отношения развиваются по похожим схемам? Является ли беспорядочный секс патологией? Может быть, мы очень скоро дойдем до стадии «роботолюбви» или выйдем на сверхновый уровень чувственности? Книга, в которой Муза Конина, клинический психолог, психотерапевт, исследует чувственность во всех ее проявлениях, станет для любознательного читателя проводником в мир секса, приблизит к разгадке тайны сексуальности, поможет разобраться во внутренних механизмах собственной чувственной жизни. Автор не боится сложных тем и острых углов, емко и понятно освещает вопросы сексуальной жизни, которые являются злободневными, но неловкими для многих людей.

Оглавление

Из серии: #Psychology#KnowHow

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сексуальная эволюция. Любовь без секса или секс без любви? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

История беспорядочного секса

Постоянный перебор сексуальных партнеров приобрел социальный масштаб. Чуть более полувека назад беспорядочный секс, промискуитет, изучали как отклоняющееся поведение, как проявление тяжелого расстройства личности.

Промискуитет — это хаотичная, беспорядочная сексуальная жизнь. Наличие сексуальных контактов с пятью разными партнерами в течение года считается условной нижней границей промискуитета.

Сегодня беспорядочный секс — социальная норма, мейнстрим сексуального поведения. Или, как называли этот новый тренд журналисты, — «апокалипсис знакомств».

Как получилось, что беспорядочный секс уже никого не удивляет? Психологи начали изучать промискуитет в середине прошлого века. Со временем случайные связи, наряду с сексом в постоянных отношениях, признали значимой для человека стратегией сексуального поведения. Однако сама по себе практика беспорядочного секса имеет столь же давнюю историю, как и сам человек.

Секс в Античности. Загадки Платона

Мой интерес к психологии сексуальности начинался больше двадцати лет назад. Я училась на журфаке и не расставалась с книгами. Постоянно носила с собой какую-нибудь, особенно важную для меня, и писала на полях. У подножия памятника Михаилу Васильевичу, на Моховой, я истрепала страницы «Пира» до дыр. Но в причинах античного гомосексуализма так и не разобралась.

Отчего мужская страсть такая великая?

Почему мужчины любят женщин меньше, чем друг друга?

По какой причине женщин так мало ценят?

На мои вопросы Платон отвечал молчанием. Но ответы были… между строк. Я могла бы догадаться, если бы немного отвлеклась от мужчин и подумала о женщинах. О них у Платона почти ничего не сказано. Так же, как и у многих других античных авторов.

Почему? Да потому что женщины были заперты дома, малообразованны и не сильно интересовали мужчин. Возможностей для интеллектуального развития и социальных свобод было несколько больше у античных поэтесс и у гетер. Поэтессы часто вступали в гомосексуальные — лесбийские — связи. Гетеры пользовались расположением мужчин и вели более разнообразную сексуальную жизнь, нежели большинство женщин. Жены предназначались для продолжения рода. Любовь к ним считалась низменной.

Являются ли социальные преимущества мужчин перед женщинами одной из вероятных причин гомосексуализма?

Можно ли предположить, что проституция была более заманчивым женским жизненным сценарием в Греции?

Разгадав загадку античной гомосексуальности и мужского превосходства, я тут же разобралась в соотношениях образованности и страсти. Разве не очевидно, что в условиях культа интеллектуального и физического развития к такому ограниченному и малообразованному человеку, как женщина, страсть не возникнет? Страсть, а с ней сексуальное, поэтическое и философское наслаждение, закономерно стали мужским достоянием. Гомосексуальные отношения рождали, развивали и хранили все ценности античной культуры.

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь — одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна — любовь одна…

(Зинаида Гиппиус)

С женой мужчина решал свои биологические задачи. С возлюбленным — пылким юношей — проживал чувственность и страсть. Сексуальная жизнь мужчины была разделена между разными людьми. Сексуальная жизнь женщин была более цельной, то есть сосредоточенной вокруг одного партнера — мужа. Но эмоционально женщина была расщеплена. Она вынуждена была делить чувства мужа с любовниками и/или любовницами последнего.

Легенда об андрогинах, великих людях, отражает тоску человека по цельности через метафору страсти. Цельный человек — андрогин — обладает абсолютной сексуальностью. Неделимая страсть заключена в себе самой и дает человеку огромную силу. Цельный человек велик и совершенен, он может взойти на небо и свергнуть богов! И боги признают его силу, они его боятся! Расщепление сексуальности ослабило человека и сделало его беспомощным.

Когда природа была рассечена пополам, каждая половина стала желать другую половину: обнимаясь руками, сплетаясь друг с другом, они жаждали срастись и уже умирали от голода и бездействия, потому что не хотели ничего созидать друг без друга. И, как только одна из половин умирала, оставшаяся искала другую половину и сплеталась с ней, будь то половина прежде цельной женщины, которую мы теперь называем женщиной, или мужчины. И так опять кто-нибудь гибнул.

Платон. Пир

Пронзительный гимн человеческой потребности в абсолютной, цельной любви. Но такая любовь недостижима, а иллюзия ее получить ведет к патологической страсти и гибели. Платон первый описывает модель эмоционально зависимых отношений. Партнеры объединяются в пару, удушая друг друга своими желаниями безраздельного обладания. Любовная связь обречена. После гибели одной пары образуется следующая созависимая пара. Но и она обречена на смерть.

Легенда об андрогинах имеет продолжение в первой научной концепции психосексуальности. Зигмунд Фрейд показал, что все люди по природе бисексуальны, то есть их в норме влечет к партнерам обоих полов. Ограничения являются результатом принятия социальных норм.

Линию андрогинии продолжает исследователь сексуальности Альферд Кинси — американский биолог и сексолог, основатель института по изучению секса, пола и воспроизводства, носящего сейчас имя Кинси. Исследования Кинси в области человеческой сексуальности оказали большое влияние на социальные и культурные ценности. Кинси предложил расположить абсолютную гетеросексуальность и абсолютную гомосексуальность как две крайние точки на одной шкале всех возможных промежуточных вариантов.

Современная наука изучает мужские (маскулинность) и женские (феминность) психологические особенности у человека вне зависимости от пола. Человек может обладать разными сочетаниями двух комплексов качеств — мужских и женских.

Женщин с преобладанием мужских качеств называют маскулинными.

Мужчин с преобладанием женских качеств называют феминными.

Но в соответствии со шкалой Кинси существуют мужчины и женщины с дефицитом мужской и женской сексуальности — асексуалы.

Женщин и мужчин с сильно развитыми мужскими и женскими качествами называют андрогинами.

Любой реальный мужчина и любая реальная женщина обладают сочетанием мужских и женских качеств. В каждом из нас вне зависимости от биологического пола может быть больше мужского или женского.

Женщин с преобладанием мужских качеств называют маскулинными.

Мужчин с преобладанием женских качеств называют феминными.

Асексуалы — это мужчины и женщины с дефицитом мужской и женской сексуальности.

Любые мужчина и женщина обладают сочетанием мужских и женских качеств.

Древний мир дал нам еще одну историю, без которой не обходится ни одни разговор о сексе, — историю страсти Эдипа, убившего своего отца и ставшего мужем своей матери. Это история о формировании сексуальности и влиянии ранних младенческих отношений на способность к сексуальному удовольствию во взрослой жизни.

В каком-то смысле мать — первая возлюбленная ребенка. Сосание материнской груди и тактильный контакт с ее телом вызывают у младенца комплексное удовольствие, которое переживается как сексуальное. Смысл эдипова комплекса развития заключается в необходимости отпустить мать. Отступить, проиграть, признать право отца обладать ею.

Для того чтобы перестать быть частью чужих отношений, важно принять тот факт, что взрослая сексуальность устроена иначе, чем детская. В каком-то смысле это и есть первый отказ от своей цельной — пока еще детской — сексуальности. До сих пор мать была единственной возлюбленной своего ребенка. Эмоционально откликалась на все его чувственные и сексуальные проявления. С небольшими исключениями: эрекцию, возникающую в ответ на тактильный контакт, — матери часто игнорируют.

Питер Фонаги — психоаналитик, доктор наук, автор психотерапевтических методов работы и собственной комплексной теории психосексуального развития. Исследования Питера Фонаги показали, что мать в значительной степени точнее и интенсивнее «отражает» все другие реакции ребенка, нежели сексуальные.

Сексуальность мальчика остается пограничной областью психики, которая требует контакта с другой женщиной, которая увидит, почувствует и откликнется на всю его мужскую страсть целиком. Контакт с другой женщиной необходим для того, чтобы обрести свою страсть, свой секс, свою отдельную реальность. Не «отпустив» мать и не интегрировав всю свою зрелую сексуальность в единое комплексное переживание, мужчина продолжает быть «пограничной» частью чужих любовных отношений и будет присутствовать только фрагментарно в своих любовных связях.

Последнее время появляется много исследований и психологической литературы, связывающей дефицит мужской поддержки в семье с незрелостью мальчиков, которые воспитываются одинокими матерями. Созревшие мужчины продолжают жить с мамами, не создают семьи и испытывают разные сложности в поддержании стабильных сексуальных отношений с постоянными партнершами.

Секс в Средние века. Жены и ведьмы

Эпоха Средневековья известна как «темное» время в истории сексуальной культуры. Под запрет попадает любое сексуальное удовольствие, и возможно, только необходимость продолжения рода оставляет сексу официальное право на существование.

Секс был строго ограничен рамками брака, но и в браке были предписаны дни половых контактов и возможные для совокупления супругов позы. Миссионерская поза в это время была предпочтительна как наиболее подходящая для зачатия. Все позы сзади назывались «собачьими» и попадали под запрет. Поскольку продолжение человеческого рода стало самой важной задачей сексуальных отношений, резко возросла власть жены. Половая функциональность мужчины стала предметом внешнего внимания и контроля. Жена могла обвинить мужа в супружеской несостоятельности и требовать выполнения «долга». Появились те самые «мужские обязанности», в связи с чем средневековый мужчина озаботился своей сексуальной силой, брутальностью и маскулинностью.

В «темные времена» оказались ущемлены в первую очередь интересы мужчин, но именно на это время приходится начало процесса социального уравнивания полов. Несмотря на обилие сексуальных запретов, в это же время впервые проявляется интерес к женщине — и как к матери, и как к любовнице.

В Средневековье истерические проявления женственности приравнивались к дьявольским чарам. Мужчина, влюбившись в такую «ведьму», лишался своей эмоциональной независимости. Самых красивых, сексуальных, соблазнительных женщин стали объявлять ведьмами и сжигать на кострах.

Охота на ведьм была следствием мужского ужаса неопределенности и неконтролируемости страсти и попыткой удержать контроль над своей сексуальностью.

Одновременно с ростом власти в браке женщины — жены — рос страх перед сексуальной властью свободной женщины. Средневековая охота поначалу велась лишь на психически нездоровых «ведьм», сообщавших об особом мистическом опыте и связях с дьяволом. Постепенно ведьмами стали считать сексуально привлекательных женщин. Истерические проявления женственности, ставшие в это время массовыми, приравнивались к дьявольским чарам. Влюбившись в такую «ведьму», мужчина лишался своей эмоциональной независимости. Самых красивых, сексуальных, соблазнительных женщин стали также объявлять ведьмами и сжигать на кострах. Охота на ведьм была следствием мужского ужаса неопределенности и неконтролируемости страсти (которая объяснялась воздействием дьявольских чар) и попытками удержать контроль над своей сексуальностью.

Интересно, что вопрос о ведьмах возникает на рубеже Средних веков и Нового времени в споре между религией и медициной: куда может обращаться человек за помощью при психических расстройствах, какого отношения он заслуживает? Таким образом выясняли, считать ли этих женщин порождением дьявольской природы и подвергать церковным преследованиям либо относиться к ним как к психически нездоровым и оказывать медицинскую помощь. Однако массовые обвинения в колдовстве говорят не об эпидемии психических заболеваний, а об обострении социальной борьбы между церковью и медициной (наукой). Ж. М. Шарко, а вслед за ним З. Фрейд, представляют нерелигиозное учение о ведьмах. Они описывают истерическую природу явления, а затем показывают, что заболевание на самом деле является так называемой «культурной патологией», то есть приобретает масштаб эпидемии в результате вредного влияния строгих церковных запретов на сексуальную жизнь.

В патриархальном обществе женщина — это мать. Ведьма — это женская идентичность, альтернативная роли домохозяйки и матери, то есть роль, которая не вписывается в культурную норму. Феминистки видят в ведьме борьбу за свободу женщин от давления мужского миропорядка. Психоаналитики — образ стигматизированной женской сексуальности. Ведьма — это истеричка, страдающая от подавленной сексуальности.

Но, окутанная магической тайной и пронзенная трагизмом смерти, сексуальная привлекательность женщины только росла. Не случайно до сих пор мужчины часто называют ведьмами тех женщин, которые вызывают сильную, неконтролируемую страсть.

Я ведьма. Ведите меня на костер.

Ведь я отрекаться не стану.

И дух мой силен, и язык мой остер,

Пусть тело — болящая рана.

Я ведьма. Я в ваших глазах умереть

Решила по собственной воле.

Простите за то, что я жажду сгореть,

Иначе сгораю от боли.

Ответа я больше у вас не прошу,

Я чистого неба невеста.

Мечту я невинной туда уношу,

Ведь вам она здесь неуместна.

Мне больно, разрушена жажда дышать,

Мой рай — сожаленье пожарищ

И тысячей глаз. Вас в толпе не узнать,

Так смотрит отец и товарищ.

Я ведьма. Сожгите меня поскорей,

Сожгите, ведь я так желаю!

Лишь раз усомнитесь — и будет больней,

Пока я живая, жива я!

Я ведьма. Я та, что посмела любить,

Пытаться понять Вас. Простите.

Я ведьма. Убейте. Сумейте убить,

Иначе — любите!

Л ю —

б и —

т е!!!

(Муза Конина)

Секс в эпоху Возрождения. От Дон Жуана до пикапа

Эпоха Возрождения вернула человеку сексуальные свободы, утраченные в Средние века. Открытое проявление сексуальности все еще осуждается, но отдельные — скрытые — проявления «сексуальной свободы», в том числе супружеская измена, становятся нормой.

Появились новые герои — герои-любовники, а потом и любовницы. Дон Жуан — первый их них. Вслед за ним — Казанова, Ловелас, Вальмон, маркиз де Сад. Каждый последующий становится аморальнее и девиантнее своего предшественника (де Сад).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: #Psychology#KnowHow

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сексуальная эволюция. Любовь без секса или секс без любви? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я