Информатика: введение в информационную безопасность

А. А. Молдовян, 2004

Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и утвержденным Министерством образования примерным образовательным программам дисциплины «Информатика» («Математика и информатика») для высших учебных заведений, ведущих подготовку бакалавров по целому ряду гуманитарных, естественно-научных и технических направлений. Оно охватывает содержание федерального образовательного компонента (раздела программы этой дисциплины) по основам информационной безопасности и защиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну. Издание адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 553000 «Системный анализ и управление» и 553500 «Защита окружающей среды». Авторы выражают надежду, что представленный материал окажется полезным и студентам других, в частности гуманитарных и социально-экономических, направлений и специальностей, а также преподавателям дисциплины «Информатика».

Оглавление

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информатика: введение в информационную безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Элементы информационной грамоты

Стало очевидно, что техника управления и техника связи неотделимы друг от друга и что они концентрируются не вокруг понятий электротехники, а вокруг более фундаментального понятия «сообщение».

(Н. Винер)

Одно из значений понятия «грамота», данных в энциклопедическом словаре, — наличие знаний в какой-либо области. Рассматривая задачу целенаправленного изучения и эффективного использования информации в практической деятельности современного общества, В. А. Герасименко в своей монографии «Основы информационной грамоты» назвал в качестве системообразующих понятий информационной грамоты информацию, информатику и информатизацию. В качестве центрального предмета изучения он указал информацию «как атрибут объективного мира, имеющий теоретическое и практическое значение для современного общества»[14].

Следствием продолжающейся научно-технической революции явилось повышение значимости «информационного измерения» человеческого общества[15]. Интенсивное внедрение средств информатизации, телекоммуникации и связи в жизнь человека и связанная с этим глобализация процессов общественного развития существенно увеличили зависимость общества, отдельных сфер его жизнедеятельности от процессов производства, распространения и использования информации, а также обусловили превращение ее в объект разнообразных общественных отношений. Глобализация сегодня дает средства для информационного и финансового воздействия на партнеров и конкурентов в локальном, региональном и глобальном масштабах. Целью таких воздействий является измерение распределения произведенных реальных благ в пользу тех, кто разрабатывает, имеет и применяет соответствующие технологии для таких воздействий.

Современная цивилизация практически полностью зависит от состояния ее техносферы, основу которой составляют высокотехнологичные производства и так называемые критические системы. Это обстоятельство является источником одной из основных коллизий современности: с одной стороны, высокие технологии обеспечивают жизнедеятельность человечества и его прогрессивное развитие, с другой стороны, являются источником техногенных катастроф, угрожающих не только безопасности человечества, но и самому существованию цивилизации.

Состояние безопасности эксплуатации критических систем, к которым относятся энергетические (особенно атомные), военно-технические, транспортные, финансовые системы, системы связи, государственного управления, экологически опасные производства и др., сегодня во многом определяется состоянием компьютерной инфосферы таких систем (ЭВМ, программных средств и компьютерных данных). Вместе с тем существует множество факторов угроз безопасности самой компьютерной инфосферы. Термин «компьютерная инфосфера» ввел в научный оборот Б. Н. Пальчун. Они совместно с Р. М. Юсуповым предложили проект Конвенции о запрещении военного и иного враждебного использования методов и средств воздействия на инфосферу[16].

Принятый в Российской Федерации Государственный стандарт, устанавливающий классификацию и перечень факторов, воздействующих на защищаемую информацию, насчитывает таковых порядка восьмидесяти[17]. Учитывая это обстоятельство и роль «человеческого фактора» в обеспечении режима информационной безопасности, необходимо не только пропагандировать преимущества использования новых информационных технологий, но и разъяснять общественности опасности, связанные с этим, акцентируя внимание, прежде всего, на аспектах поддержания нормального функционирования аппаратного и программного обеспечения.

Информационная безопасность наряду с технологической имеет и гуманитарную составляющую, которая включает проблемы, связанные с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, духовным обновлением России. Уже созданные и перспективные информационные технологии и средства позволяют практически неограниченно контролировать и управлять информационным взаимодействием людей. Невозможность доступа к истинной информации и максимально расширенный доступ к искаженной, тенденциозной информации — два современных приема воздействия на сознание массового потребителя этой информации. В настоящее время к тривиальной дезинформации добавляются более изощренные средства воздействия на индивидуальное и групповое общественное сознание. Все более жесткий характер приобретает борьба за лидерство при формировании общественного сознания. Тенденции общественного развития свидетельствуют, что значение этих факторов в XXI веке будет усиливаться.

В таких условиях особенно актуальными становятся проблемы обеспечения информационной безопасности, т. е. обеспечения безопасности развития личности, функционирования общественных структур и органов государства в информационной сфере. Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая общественную практику прошедших лет, есть все основания дополнить перечень системообразующих понятий информационной грамоты, включив в их число и информационную безопасность[18].

1.1. Информация

Информация — универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

(Из документов ЮНЕСКО)
Феномен информации

«Информация есть информация, а не материя и не энергия» — это высказывание принадлежит выдающемуся американскому математику Норберту Винеру (1894–1964). Информация — основополагающее, чрезвычайно емкое, в высшей степени формально неопределенное понятие в силу его исключительности и многообразия проявлений. Информация является одной из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством-временем. Она связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие. Биологическим и в особенности социальным системам присущи информационные процессы — обмен информацией между компонентами системы, а также системой в целом и окружающей ее общественной средой. Информация составляет необходимое условие существования общества, а среда распространения сообщений является важным фактором общественного развития. Как подметил еще древнегреческий философ Платон, «границы человеческого общества определяются радиусом слышимости человеческого голоса».

Наличие среды обращения информации, обеспечивающей возможность формирования распределенного отображения движения объектов материального мира в «информационных моделях» индивидов, т. е. общественного сознания, является необходимым условием существования человечества как социальной общности. Эта среда образуется совокупностью естественной среды обитания и искусственной информационной инфраструктуры общества. В процессе эволюции человечества информационное пространство человека, изменяясь, увеличивало свои размеры, объем хранимой информации, интенсивность и мощность информационных потоков, циркулирующих в информационном пространстве. При этом наиболее резкие изменения возникали при появлении новых способов осуществления информационных процессов.

Живые существа, не обладающие речью, могут осваивать окружающий мир только на основании информации, поступающей непосредственно от их органов чувств — через первую сигнальную систему, а со смертью носителя этой информации приобретенные на протяжении жизни знания уходят в небытие. (К примеру, старый матерый волк не может передать большую часть своего жизненного опыта молодым волчатам — к счастью для овец.) В отличие от животных люди имеют возможность расширять свои знания опосредованно — за счет органов чувств и жизненного опыта других людей, причем уже в абстрактном, обобщенном виде. Начиная со стадии кроманьонца (то есть около 40–50 тысяч лет назад) человечество овладевает членораздельной речью, которая дала людям, в отличие от животных, вторую сигнальную систему, превосходящую первую сигнальную систему так же, как компьютер превосходит счеты. Информация, приобретаемая одним членом человеческого сообщества, может посредством слова передаваться другим людям и с помощью представлений, воображения и памяти усваиваться и применяться в дальнейшей жизни так, как если бы она была получена ими самими. Так, опыт одного становится опытом всех.

Информационное общение, в котором задействованы зрение и слух, — мощный фактор воздействия на людей и, что особенно важно, в сфере общественного мнения, которое во все времена было едва ли не главной движущей силой в организации жизнедеятельности человеческих общностей. Давно известно персидское изречение: «Рана, нанесенная огнестрельным оружием, еще может быть излечена, а рана, нанесенная языком, никогда не заживет».

Восприятие окружающего мира «глазами других людей», обучение за счет чужого опыта имеют опасные стороны, связанные с необходимостью полностью доверять источнику информации и учитывать возможность ее вольного или невольного искажения. Полученная в этом случае ложная информация попадает в память воспринимающего субъекта, формируя неправильный, а значит, неадекватный образ окружающего мира. Ибо, как говорил средневековый арабский мудрец Аль-Маварди, «не всякий осведомитель честен в своем сообщении»[19].

Высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации является социальная информация. К социальной относится информация, касающаяся, прежде всего, отношений людей, их взаимодействия, их потребностей, интересов и т. д. Основные виды социальной информации: экономическая, социально-политическая, научная, техническая, эстетическая, идеологическая. Социальная информация выполняет коммуникативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные, агитационно-пропагандистские функции[20].

Общество не может гармонично развиваться без производства информации, ее накопления и обмена информацией. Информационное общение составляет основу воспитания, образования, формирования личности. Информация, характеризующая различные сферы жизни и деятельности, формирует основу нашего мировосприятия, поведения, нашей реакции на действия, события, факты. Передаваемая людьми друг другу информация — это средство достижения благоприятных условий для развития отдельной личности и всего общества в целом. Информация является единственным средством доведения до человека содержания социальных и технических норм, предупреждения его о возможных негативных последствиях их несоблюдения. Особенность информации как идеальной субстанции, создающая возможность ее неограниченного тиражирования, придающая ей свойство бесконечно неисчерпаемого ресурса, предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря этому осуществляется постепенное наращивание знаний и передача их из поколения в поколение[21].

Информация — весьма специфическое явление в жизни человека и общества. С одной стороны, информация есть средство, обеспечивающее возможность адаптации человека и общества к условиям существования, средство накопления знаний об окружающем мире, на основе которых человек и общество выбирают линию поведения в целях удовлетворения своих потребностей, реализации интересов. С другой стороны, информация есть средство управления человеком, его поведением, деятельностью общественных организаций, органов государственной власти, функционированием технических систем. Большое значение для управления имеет достоверность и своевременность информации. Любые искажения поступающей в систему управления информации приводят к тому, что принимаемые решения оказываются в большей или меньшей степени ошибочными. Такие искажения могут быть как случайными, так и преднамеренными. В последнем случае эти сведения называются дезинформацией (именно на основе дезинформации Отелло задушил Дездемону, а Арбенин отравил Нину, хотя дезинформация в этих двух случаях была различного характера)[22].

Сознательно отобранная и целенаправленная информация обладает большой убедительной силой и способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, формировать взгляды и поступки людей. Значение информации как таковой, а также оперативного доступа к ней в рамках политической борьбы или экономической конкуренции, во все времена было априори победоносным фактором, как во внутренней жизни государств, так и на международной арене[23].

В. А. Герасименко, указывая, что назначение информации в самом общем виде может быть сведено к созданию условий для достижения двух целей: обеспечения устойчивости соответствующей организованной структуры (системы) и обеспечения развития этой структуры (системы), характеризует информацию как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы. Он отмечает, что чем сложнее система объективного мира, тем разнообразнее и сложнее те виды информации, которые необходимы для достижения в этой системе названных выше целей[24].

В повседневной жизни общества информация проявляется в форме сведений и сообщений, содержащих эти сведения. Эти два разнородных явления различаются свойствами и, как следствие, являются составляющими присущей человеку способности наращивать знания и передавать их из поколения в поколение. Сведения, являющиеся результатом отражения движения объектов материального мира в организме, физически выражаются в изменении хода и результатов химических преобразований веществ, составляющих данный организм, и в силу этого не могут быть обнаружены органами чувств других организмов, т. е. имеют духовный (идеальный, нематериальный) характер. Сообщения, образующиеся одними организмами для передачи сведений другим организмам, проявляются в виде последовательности знаков, воспринимаемых органами чувств однотипных организмов, и в этом смысле являются материальными.

Сведения и сообщения часто выступают в качестве объекта общественных отношений, формирующих информационную сферу общества.

Основную часть сведений человек получает с помощью зрения, в результате непосредственного наблюдения за окружающим миром. Другие возможности получения сведений об окружающем мире (слух, осязание и пр.), безусловно, также важны. Понятие «сведения» трактуется в русском языке как «знание, представление о чем-либо»[25]. Синонимом в английском языке может служить термин «knowledge». Особой разновидностью объекта наблюдения является сообщение, представленное в виде последовательности знаков. Понятие «сообщение» часто определяется как кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (букв алфавита), образующей некоторую упорядоченную совокупность. Английским синонимом является термин «communiсation» или «message».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информатика: введение в информационную безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. — М., 1996.

15

Термин «информационное измерение» использовал А. А. Стрельцов в работе «Обеспечение информационной безопасности России», вышедшей в МГУ в 2002 году — первой фундаментальной монографии, посвященной систематизированному исследованию теоретических и методологических основ обеспечения информационной безопасности России.

16

Юсупов Р. М., Пальчун Б. Н. Безопасность компьютерной инфосферы систем критических приложений // Вооружение, политика, конверсия. 1993. № 2, 3.

17

ГОСТ Р 51275─99 «Защита информации. Объекты информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения».

18

Вус М. А., Гусев В. С. О пропаганде знаний в области информационной безопасности // Методы и технические средства обеспечения безопасности информации: Материалы XII общероссийской научно-технической конференции 4–5 октября 2004 г. — СПб., 2004.

19

Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб., 1997. С. 9.

20

Афанасьев В. Г. Социальная информация. — М., 1994.

21

Полонников Р. И. Феномен информации и информационного взаимодействия. — СПб., 2001.

22

Мамиконов А. Г. Принятие решений и информация. — М., 1983. С. 15.

23

Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). — Минск, 2000.

24

Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. — М., 1996. С. 19.

25

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. С. 723.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я