Информатика: введение в информационную безопасность

А. А. Молдовян, 2004

Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и утвержденным Министерством образования примерным образовательным программам дисциплины «Информатика» («Математика и информатика») для высших учебных заведений, ведущих подготовку бакалавров по целому ряду гуманитарных, естественно-научных и технических направлений. Оно охватывает содержание федерального образовательного компонента (раздела программы этой дисциплины) по основам информационной безопасности и защиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну. Издание адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 553000 «Системный анализ и управление» и 553500 «Защита окружающей среды». Авторы выражают надежду, что представленный материал окажется полезным и студентам других, в частности гуманитарных и социально-экономических, направлений и специальностей, а также преподавателям дисциплины «Информатика».

Оглавление

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информатика: введение в информационную безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Информация — обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления.

(Н. Винер)

Современная информатика — бурно развивающаяся научная и учебная дисциплина. Ее целью является системное изучение информации в интересах информационного обеспечения деятельности общества, а многие «точки роста» расположены на стыке различных научных дисциплин. Отличительная ее особенность как учебной дисциплины в том, что благодаря интенсивному развитию технической базы, происходящему в настоящее время, непрерывно меняется не только технология, но и общий подход к освоению элементов информатики. Учебная дисциплина «Информатика» относится к обязательным учебным предметам и способствует фундаментализации образования. Изучение вузовского курса информатики должно быть направлено не только на приобретение знаний и освоения умений в соответствии с государственными образовательными стандартами, но и на формирование мировоззрения и системного мышления у обучающихся.

Вопросы информационной безопасности относятся к области как теоретической, так и прикладной информатики. Наряду с техническими и технологическими аспектами эти вопросы включают элементы государственной информационной политики и управления, информационного права и института тайн, защиты персональных данных, конфиденциальности деловых отношений и др. Тематика, связанная с информационной безопасностью и защитой информации, является сравнительно новым разделом вузовского курса информатики. Сегодня вопросы информационной безопасности включены в требования к профессиональной подготовленности выпускников вузов, нашли отражение в действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования и утвержденных Министерством образования России примерных образовательных программах[1].

Жизнедеятельность общества строится на основе многосторонних информационных взаимодействий социальных институтов и отдельных граждан. Информационные процессы лежат в основе эволюционных изменений окружающего нас мира. Начиная с середины прошлого столетия, информационное обеспечение принимает все большее значение, сопоставимое с обеспечением веществом и энергией. Информационные ресурсы стали одним из решающих факторов развития личности, общества и государства, возросла ценность знаний. Накопление критической массы активных потребителей информационных продуктов придало информации экономическое содержание, превратило информацию в полноценный товар на рынке экономически развитых стран. Ежегодный объем мирового информационного рынка составляет триллионы долларов. (При этом весьма заметную долю рынка информационных технологий составляет рынок средств информационной безопасности.) Фирмы информационной индустрии существенно потеснили традиционных промышленных гигантов в мировых рейтингах как по обороту капитала, так и по доходам. В информационной сфере занята значительная часть современного общества[2].

Процесс практической реализации достижений информатики получил название информатизации. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества приобретают новые качества, прежде всего, — гибкость, динамичность. В последние десятилетия в развитых странах осуществляются программы информатизации, способствующие продвижению к информационному обществу. В 2002 году в Российской Федерации была принята и осуществляется Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (со сроком реализации до 2010 года)[3]. Основными целями реализации программы являются создание условий для развития демократии; повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий; обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. В современных условиях все более и более важным условием эффективного обеспечения жизнедеятельности общества и его членов становится всеобщая информационная грамотность. От уровня информационной грамотности работников в решающей степени зависит успех или неуспех развития информатизации[4].

События последних десятилетий в значительной степени изменили политический и социально-экономический облик международного сообщества. Современные информационные технологии, средства информатизации, телекоммуникации и связи все активнее входят в нашу жизнь. Их внедрение практически во все сферы человеческой деятельности приводит к коренному изменению образа жизни и качества труда людей. Состоянием информационных процессов определяются сегодня потенциальные возможности развития основных сфер жизни общества, а также повышения обороноспособности и безопасности страны. Обеспечивая беспрецедентные возможности накопления и использования информации, информационные технологии и средства информатизации одновременно создают фундаментальную зависимость от их функционирования всех сфер жизнедеятельности общества и государства: экономики, политики, культуры, обеспечения национальной и международной безопасности. Целевое воздействие на информационные ресурсы государства в явной или неявной форме может стать одним из источников угроз его безопасности[5].

Развитие автоматизированных систем обработки данных, позволяющих в считанные секунды передать огромные объемы данных через национальные границы и континенты, поставило на повестку дня вопрос о защите неприкосновенности частной жизни, применительно к персональным данным. «Информационная власть» обязывает пользователей данных как в частном, так и в публичном секторах нести социальную ответственность. В связи с этим уже в 1980 году Совет Организации по экономическому развитию и сотрудничеству (ОЭРС) принял специальный меморандум и разработанные группой правительственных экспертов рекомендации о неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными. А 28 января 1981 года была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных[6].

Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает все более конкретное политическое, материальное и стоимостное выражение. Информационная сфера все более превращается в арену международного и межрегионального соперничества, острейшей конкуренции в бизнесе, противоправных действий криминальных структур, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государства. Поэтому, несмотря на всю открытость и свободу циркуляции информации, есть области закрытые, относящиеся к государственной тайне. Доступ к такой информации во всех странах охраняется законом, который направлен на обеспечение должной безопасности государства.

В Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 года, подписанной в числе восьми ведущих стран мира и Россией, констатируется, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Однако, как показывает история, каждый этап развития социума порождает новые риски, новые проблемы. Наряду с положительными результатами глобальная информатизация влечет за собой целый ряд негативных проявлений и проблем мирового масштаба. В последние десятилетия во всех странах возникла и прогрессирует компьютерная преступность. Появились новые виды преступлений, основанные на возможности несанкционированного и неправомерного доступа к информации. Это компьютерные вирусы, «логические бомбы», программы, допускающие неправомерный доступ в информационные сети с целью «электронной кражи» денег, распространения порнографии, а также «электронный» шпионаж.

По данным Национального центра защиты инфраструктуры США (NIPC — National Infrastructure Protection Center), в настоящее время еженедельно регистрируется до 50 новых разновидностей компьютерных вирусов, засылаемых через сеть Интернет. По оценкам экспертов, в странах «семерки» средний ущерб от одного компьютерного преступления (значительную часть их составляют злоупотребления в кредитно-финансовой сфере) достигает $450 тысяч, а ежегодные потери США и Западной Европы — соответственно $100 миллиардов и $35 миллиардов. Несут убытки и российские коммерческие структуры, недооценивающие вопросы компьютерной (в более широком смысле информационной) безопасности[7].

При современном уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования для террористических действий. В октябре 1996 года, например, был взломан Web-узел ЦРУ, а 5 марта 1997 года взломан сервер NASA в Центре управления космическими полетами. Имел место факт засылки компьютерного вируса в систему управления Игналинской атомной станцией[8]. В разных странах, в том числе и в России, имеют место случаи вербовки хакеров криминальными группировками. Вследствие этого возросла потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия и обострились проблемы информационной безопасности[9]. Страны — участницы Хартии согласились с необходимостью поиска эффективных политических решений возникающих в киберпространстве актуальных проблем, в том числе защиты прав личности и обеспечения безопасности[10].

Значение и ценность информационных ресурсов предопределяют необходимость их адекватной защиты. Свои информационные ресурсы защищает каждое государство. Эксперты отмечают, что сбор экономической информации о конкурентах и защита собственных информационных ресурсов — главные задачи обеспечения безопасности экономик. Поэтому еще в 1994 году в первом пункте Указа Президента России «Об основах государственной политики в сфере информатизации» отмечалось, что основными направлениями государственной политики являются «формирование и защита информационных ресурсов как национального достояния»[11]. В рыночной конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение (добывание, приобретение) конфиденциальной информации самыми различными способами, вплоть до промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки. Сегодня в мире реального бизнеса промышленный шпионаж как сфера тайной деятельности по добыванию, сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, охватывает все сферы рыночной экономики. Установлено, что до половины объема охраняемых сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа[12].

Информационные технологии позволили сделать огромный скачок в накоплении информации. Однако информация, накапливаемая, хранимая и обрабатываемая в различных автоматизированных системах, является достаточно уязвимой как с точки зрения опасности ее искажения или уничтожения (нарушения физической целостности), так и с точки зрения доступа к ней лиц, не имеющих на то полномочий. Западные специалисты, например, заявляют, что в случае полного рассекречивания компьютерной информационной сети, большая часть компаний будет разорена конкурентами за очень короткий промежуток времени. Разглашение сведений, подпадающих под категорию «тайна», может нанести существенный вред безопасности или репутации государства, юридического или физического лица. Поэтому законодательно предусматриваются меры защиты информации, незаконное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, создают специальные службы, обеспечивающие ее защиту[13].

Одной из важных особенностей массового использования информационных технологий является то, что для эффективного решения проблемы защиты государственного информационного pecypca необходимо рассредоточение мероприятий по защите данных среди массовых пользователей. Информация должна быть защищена в первую очередь там, где она создается, собирается, перерабатывается, и теми организациями, которые понесут непосредственный урон при несанкционированном доступе к данным. Поэтому, как показывает практика, знание основ информационной безопасности и защиты информации необходимо сегодня всем, без исключения, сотрудникам государственных организаций и коммерческих фирм, всем работающим с компьютерной техникой.

Оглавление

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информатика: введение в информационную безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Примерная программа дисциплины «Информатика»: Издание официальное. — М., 2000.

2

Информационное общество: Информационные войны, Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. — СПб., 1999.

3

http://www.gov.ru/

4

Весьма примечательно, что в структуре программы «Электронная Россия» на первом месте стоит «совершенствование государственного регулирования и правового обеспечения». Это чрезвычайно важно не только для развития информационного законодательства страны, но и для воспитания правовой культуры в этой сфере (прим. рецензента).

5

Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. — М., 2003.

6

Волчинская Е. К. Защита персональных данных: Опыт правового регулирования. — М., 2001. С. 12–45.

7

Гусев В. С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб., 2004. С. 258.

8

Приходько И. Я. Информационная безопасность в событиях и фактах. — М., 2001.

9

Васенин В. А. Информационная безопасность и компьютерный терроризм // Научные и методологические проблемы информационной безопасности: Сборник статей / Под ред. В. П. Шерстюка. — М., 2004.

10

Окинавская хартия глобального информационного общества. — Окинава, 2000.

11

Указ Президента РФ от 20 января 1994 года № 179 // Российская газета. 1994. 29 янв.

12

Ярочкин В. И. Информационная безопасность: Учебник для вузов. — М., 2003.

13

Северин В. А. Правовое обеспечение информационной безопасности предприятия: Учебно-практическое пособие. — М., 2000.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я