Мы – это то, что мы думаем. Язык, слова, смыслы, формируют наше мышление. Мы хорошо понимаем «функциональные слова»: «принеси», «встань», «сядь» и т. п. Неплохо разобрались в «профессиональных терминах»: «система», «процесс», «продукт». И почти ничего не знаем о словах, которые делают нас счастливыми или несчастными, а нашу жизнь наполненной или пустой. Какие это слова? Каков их смысл? Как ими пользоваться? Этому посвящена эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мысли эффективно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Эффективность
«Как мы думаем — так и живем». Процесс мышления опирается на слова и смыслы, которые эти слова содержат.
Никола́ Буало́-Депрео́, французский поэт и критик, однажды сказал: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Ясность мышления определяется четкостью смыслов, которыми человек оперирует. Если в чьей-то голове беспорядочно роится множество мыслей и слов, но при этом нет четкого понимания их значений и смыслов, то можно говорить об отсутствии ясности такого мыслительного процесса.
Слово «эффективность», например, произносится часто: «Я эффективно работаю»; «Мы — эффективная команда»; «У нас эффективная экономика»… Эти фразы то и дело звучат в повседневной жизни и особенно в рабочей обстановке. Между тем, произнося их, мало кто отдает себе отчет, что смысл слова «эффективность» заключается именно в соотнесении достигнутых результатов и затраченных ресурсов.
Фраза «Я эффективно работаю» подразумевает, что тот, кто ее говорит, понимает, каких результатов достиг (они измеримы, посчитаны, их можно перепроверить) и какие ресурсы на это потратил; в состоянии сравнить полученное соотношение (ресурсы — результат) с лучшими показателями как в собственной, так и в чужой деятельности (в том числе лидеров данной отрасли).
С любой другой точки зрения, кроме описанной выше, рассматривать эффективность бесполезно и принимать всерьез заявление «Я эффективно работаю» бессмысленно.
С этого простого примера начинается путь к освоению инструментов эффективного мышления.
Первое и главное условие на этом пути — дать четкие определения всем ключевым терминам, применяемым людьми.
Не понимая смысла слов, невозможно говорить об эффективном мышлении.
Итак, что же такое «эффективность»?
Эффективность (лат. «efficientia») — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ISO 9000:2015).
Как можно заметить, определение термина содержит в себе «формулу», смысл которой в соотнесении результатов с ресурсами; благодаря ей можно рассчитать коэффициент/показатель эффективности.
В менеджменте есть правило: управлять можно только тем, что поддается исчислению (это верно не только для экономики, но и для всех сфер жизни). Слово «исчисление» в данном случае позволяет применять термин «эффективность», включая в нем «действие». При невозможности его использовать он бесполезен, бездействен, лишен Жизни и отношения к ней.
С учетом сказанного можно сформулировать базовое «правило эффективного мышления»:
если слово невозможно применить, соотнести с формулой, «ясным» действием, оно не обладает смыслом, бесполезно.
Превращение слов и заложенных в них смыслов в формулы, позволяющие сразу «запустить их в действие», дает возможность опираться на эти слова, строить на них «ясную» проектную деятельность.
Если человек не знает, как «заставить» термин работать, он не сможет понять его смысл.
Так, если в организации слово «эффективность» все понимают по-разному или не задумываются о его смысле вовсе, то говорить об управлении эффективностью в такой организации крайне затруднительно.
Для дальнейшей работы со словами и их смыслами стоит разделить понятия, которые используются при построении бизнес-проектов, производственных систем и процессов, корпоративной культуры и отношений друг с другом на две условные категории:
1) слова системные, позволяющие описывать, создавать, реализовывать систему, технологию, процессы: «результативность», «эффективность», «качество», «система», «цель», «алгоритм», «процесс», «проект», «продукт», «управлять» и т. п. Приведенные термины хорошо описаны в международном стандарте ISO 9000, а также в исследованиях В. А. Рубанова, нашего современника, одного из наиболее ярких экспертов и исследователей в области семантических моделей в системном менеджменте;
2) слова-отношения, определяющие ключевые смыслы, формирующие личность как таковую; особенности восприятия самого себя, людей, природы и окружающего мира в целом. К такому типу терминов относятся «уважение», «достоинство», «честь», «Бог», «любовь», «свобода», «радость», «обида» и т. п.
Безусловно, лексика не ограничивается этими словами. Они были выбраны по причине своей «универсальности» — как часто употребляемые в самых разных профессиях, видах деятельности и взаимосвязях. В данной работе мы не будем рассматривать функциональные, бытовые, просторечные слова, соответствующие базовым действиям и операционным задачам («принеси», «подай», «налей», «встань» и т. п.); также мы не станем акцентировать внимание на специфических понятиях, характерных для конкретной отрасли или науки (медицины, юриспруденции, физики и т. д.), поскольку любая индустрия самостоятельно формирует определения и смыслы профессиональных слов, которыми она оперирует, и стремится делать это достаточно ясно, сообразно собственным целям.
У всех слов, попавших в смысловые группы, есть два общих свойства: они а) взаимосвязаны, «помогают» раскрывать друг друга; б) имеют смысл только при условии применимости (дают возможность ответить на вопрос «Что делать?» в случае использования того или иного понятия).
Правило. «Смысл» как термин призван ответить на вопрос «Зачем?», представляет собой четкий посыл к действию, применимому здесь и сейчас. Если понимание того, что следует делать, не наступило, смысл данного слова или сформулирован неверно, или требует дополнительного уточнения.
Для многих людей приоритетными являются слова-отношения: имен Подытоживая тему но они преимущественно определяют эмоциональный комфорт, обеспечивают состояние счастья, радости, удовлетворенности. Системные термины в рейтинге важности оказываются на втором месте (значительная их часть будет исследована ниже). Непонимание иерархии и сути понятий приводит к возникновению проблем, осуществлению действий, не имеющих логики и не отвечающих целям.
Исследования В. А. Рубанова (1991—1992 гг. начальник Аналитического управления КГБ СССР) и его коллег в области системных слов привели к выводу, что смыслы слов первичны по отношению к самим словам. Они — смыслы — предопределены и «упакованы» в термины, при этом взаимосвязаны, взаимозависимы, имеют конечную и замкнутую структуру (более подробно об этом можно почитать в трудах В. А. Рубанова).
Можно также предположить, что «смысловые» слова также конечны, взаимосвязаны, представляют собой целостную систему. Она частично будет рассмотрена в этой книге, но с точки зрения не столько теории, сколько практики развития эффективного мышления, чтобы вы смогли освоить инструменты работы с ними.
Как работают рассматриваемые нами категории слов и смыслов в проектах, бизнес-структурах? Ответ прост: в проектном управлении системные слова определяют подходы, правила, требования к структуре управления процессами, функциями, целями.
Слова-отношения формируют смыслы верхнего уровня, миссию компании, а также основы культуры взаимоотношений в коллективе, между членами команды и с внешними заинтересованными сторонами.
При этом следует отметить, что даже если человек для себя «прояснил» все основные слова, определил смыслы с позиции «практики их применения», в «глагольной форме», все эти смыслы пройдут проверку еще одним правилом:
какие бы действия этот человек ни предпринимал, они ведут всего лишь к двум результатам — разрушению или созиданию, которые, в свою очередь, проявляются в двух средах — во внешней (окружающем мире) и внутренней (в самом источнике действия — в индивиде).
Действие, ведущее к разрушению кого-либо из участников отношений, бессмысленно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мысли эффективно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других