Анакампсис

Михаил Русанов

Книга, которую Вы держите в руках, посвящена возвращению к правде и Истине в церковной жизни. Она обращается ко всем верующим, особенно священнослужителям и трудящимся в храме, и отличается правдивостью, откровенностью и открытостью для читателя. Если Вам интересно, что происходит с нашей Церковью и Вы неравнодушны к Ее судьбе, то тезисы, озвученные ниже, обязательно найдут отклик в Вашей душе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анакампсис предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II

Нужна ли Церкви богослужебная реформа?

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

Ис. 1:13

2.1 Духовное развитие в храме

Среди всех религий и конфессий нет службы Богу более красивой, торжественной, праздничной, многосоставной, как наше православное богослужение. Это стало одной из ярких особенностей нашей Церкви. И даже древнегреческое слово ὀρθοδοξία у нас переведено как «правильное славление», в то время как его лучше было бы перевести «правильное мнение».

Посещение богослужений считается в Церкви обязательным, и это небезосновательное требование. Это особая часть нашей жизни, где мы откладываем все мирское попечение ради самого главного — своего духовного развития во Христе.

Однако наверняка многие из читателей или смутно ощущали, или осознавали ясно и отчетливо, что не вполне получают то, за чем они приходят в храм. Это принято списывать на личное нерадение, слабую волю, искушение диавола, что, без сомнения, имеет место. Но есть и другие факторы, о которых не принято говорить с высоких амвонов, и именно этим проблемам посвящена эта глава.

Те наблюдения и выводы, которые озвучены ниже, основаны исключительно на практике церковной жизни. Автор делает попытку выявить те проблемы и вызовы, с которыми мы встречаемся на богослужении, и ответить на вопрос: нужна ли Церкви богослужебная реформа?

Целью данной главы не является подробный анализ богослужебных практик и их актуальность, но лишь желание обозначить основные вехи данного вопроса. Им еще предстоит глубокое литургическое исследование и рассмотрение специальными богословскими комиссиями.

2.2 Зачем нужен храм

Зачем верующему нужно богослужение в храме? Этот вопрос встает еще более остро после заявления патриарха Кирилла, произнесенного в начале периода пандемии коронавируса, что и «…без посещения храма можно спастись»16.

Первая причина, приходящая на ум, что в храмах совершаются Таинства Церкви. Однако Таинства могут совершаться и в других местах: Елеосвящение возможно на дому; Крещение в реке, как делали в первые века; а Евхаристия служиться на мощах мучеников в любом месте под открытым небом. Аналогично и другие Таинства. Известно, что первые христиане не имели храмов, поэтому совершали Евхаристию в домашних условиях. Просто молиться можно и дома. Более того, любой православный может служить службы мирянским чином (о чем знают не все миряне).

Храмы в современном понимании — здания, в которых совершаются богослужения, — стали появляться только в конце II века. До этого времени верующие собирались для совершения Агапы по своим домам или в любом подходящем помещении. В связи с этим имеет смысл не сам храм, а собрание верующих.

Первые христиане собирались вместе, имея несколько целей:

— исполнить слова Христа об Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Участие в других Таинствах и обрядах (на тот момент только зарождавшихся);

— больше узнать о своей вере от апостолов и их преемников и получить практическое наставление в обыденной жизни;

— учиться молитве и творить ее совместно «едиными усты и единым сердцем»;

— быть знакомым с другими христианами, пребывать в единомыслии и мире; чувствовать свою принадлежность общине, общей вере, общему делу (психологический фактор).

Казалось бы, современные христиане преследуют те же самые цели посещая храма, однако существуют существенные различия:

1. Сегодня верующие причащаются раз в две-четыре недели или реже, в отличие от первых христиан, причащавшихся за каждой Литургией/Агапой.

2. Узнать о вере на службе можно только на проповеди за Литургией, потому что за другими богослужениями она больше не произносится, синаксарии не читают, а службу на церковнославянском языке сложно понимать. При этом проповедь имеет зачастую формальный характер несистематического изложения высоким стилем неглубоких вероучительных истин.

3. Создается видимость общей молитвы, но по факту атмосфера в храмах к молитве не всегда располагает (об этом подробнее ниже). Из-за того что среднестатистическому прихожанину ничего не понятно, что происходит на службе, каждый молится сам по себе, как умеет.

Современный храм, как и во все времена, остается местом встречи человека и Бога. Однако богослужение, совершаемое в храме, теряет ряд важных функций, бывших в нем изначально. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

2.3 Причастие — не награда, а лекарство

Первые христиане причащались без специальной подготовки за каждой Литургией/Агапой. При этом случаи неподобающего отношения к Телу и Крови (1Кор. 11:20—29) еще в апостольское время показали необходимость создания правил подготовки для принятия Тела и Крови Христовой.

Благоговейное отношение ко Причастию возрастало, тем временем как требования становились все жестче. Практика евхаристического поста — полного воздержания от пищи перед причастием — окончательно сложилась только в IV веке и закреплена 50-м правилом Карфагенского Собора. До этого христиане без зазрения совести вкушали пищу накануне службы или во время собрания (формат Агапы). А традиция обязательной подготовки — только с XI—XII веков. Далее, во время Литургии перед выносом Чаши стали читаться молитвы (с XI—XII веков), а верующие неукоснительно постились. Постепенно молитв стало так много, что их стали обязывать читать дома, чтобы не затягивать богослужение (XIII—XIV века).

Начиная с IV века в Церкви постепенно сложился уклад, по которому большинство верующих стали причащаться раз в год. По канонам такой человек должен быть отлучен от евхаристического общения. В Российской Империи и вовсе из Причастия сделали некоторую формальность, через которую каждый гражданин проявлял свою лояльность к вере и власти, обязательно причащаясь не менее чем раз в год.

Редкое причащение сформировало соответствующие традиции: обязательная исповедь перед причастием, недельный пост и вычитывание целого ряда молитв. Получалось, что верующие как бы отпадали от Церкви и снова в Нее возвращались через Исповедь и Причастие.

Спустя столетие в светской России вера перестала быть обязательной, а Церковь больше не является частью государственного аппарата. В храмы идти никто не заставляет, это делается в полной мере добровольно. Те верные, кто участвует в жизни Церкви, приступают к Чаше намного чаще, чем раз в год, но требования остались такими же строгими. Прихожане от службы к службе молятся за богослужением, но причащаются в лучшем случае раз в две недели. От некоторых священников даже можно услышать, что якобы частое Причащение — это страшный грех. А в отдельных храмах не причащают на Пасху по сложившейся в советские годы традиции.

Это не только не логично, противоречит заповеди Христа, но и вступает в резонанс с практикой первых веков. Христиане изначально причащались за каждой Агапой — четыре раза в неделю. При этом на протяжении первого тысячелетия никто понятия не имел, что перед Причастием необходимо неукоснительно что-то несколько часов «вычитывать» и продолжительно поститься.

Те правила допуска ко причастию, которые применялись к причащающимся раз в год, стали «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23:4) для современных православных, желающих чаще соединяться со Христом. Признаться, сами священники, требуя от мирян тщательной подготовки к принятию Святых Тайн, в большинстве своем накануне не постятся и не читают молитвы. Это не секрет: можно спросить у любого священника на исповеди, соблюдает ли он эти правила сам.

Будет не лишним вспомнить, что в некоторых других Поместных Церквах исповедь совершается не перед каждым причастием. Она не превращается в формальность, когда ты только вчера исповедовался перед Причастием, а сегодня снова, если собрался приступить ко Христовым Тайнам, выдавливаешь из себя грехи за последние восемь часов: «Согрешил осуждением… гневом… и объедением». Исторически Таинство Покаяния было соединено с Таинством Евхаристии искусственно.

В рамках данной книги автор старается не поднимать богословские вопросы, но позволю здесь выразить мнение, что чрезмерная любовь к обряду поставила в центр православной жизни — Евхаристию, в то время как ее сущность в покаянии. Покаянии не в значении исповеди у священника, а метанойи (μετάνοια — греч.) — перемена ума, раскаяние. Причащайся хоть каждый день — святым от этого не станешь. Смысл жизни — в очищении своей души. Мы стремимся попасть после смерти в рай, но не причастие нас приводит в райские обители, а то, насколько мы к этому внутренне готовы. Призыв участвовать в Евхаристии встречается в Библии только один раз — в Великий Четверг Христос повелел: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), в то время как тема покаяния проносится через все книги Священного Писания. Что важнее: вспоминать Христа или исполнять Его заповеди? Кто действительно любит Христа: тот, кто часто причащается, или тот, кто исполняет Его заповеди? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).

Евхаристия является лишь в той степени центром православной жизни, что все мы, верующие, собираемся вокруг нее и вместе соединяемся со Христом. Итак, человеку, для которого главное — покаяние, другими словами, работа над собой, — не страшны запреты ходить в храм, которые звучали во время пандемии коронавируса. Запрет ходить в храм страшен тому, кто живет обрядом и не представляет без него духовной жизни. Будем считать, что именно это имел в виду патриарх Кирилл в «знаменитой» проповеди, что по примеру святой Марии Египетской и без храма можно спастись.

В нашей Церкви уже устойчиво пребывает мнение, что священник является неким стражем, строго решающим, кто достоин соединения с Богом, а кто нет. Христос не давал никому таких регалий на Тайной Вечере. И откуда вообще взялось понятие, что ко святой чаше должны подходить люди, именно «достойные» причастия?

Когда говорят про недостойность причащения, обычно ссылаются на слова апостола Павла из Послания к Коринфянам (1Кор. 11:27, 29), при этом не учитывая, что в греческом варианте явно указано не про «недостойных», а про тех, «кто недостойно» причащается. В контексте главы ими были те, кто приходил на Агапу и неблагоговейно объедался и обпивался, когда другие недоедали. Именно они едят и пьют «в осуждение».

Здесь вспомним события Тайной Вечери. Христос прекрасно знал, какой грех задумал Иуда, Он видел его черную душу насквозь, но не сказал ему: «Ты сегодня недостоин причастия». Иуда вкусил Тела и Крови вместе с остальными апостолами, тем самым Господь разрешил причащаться всем своим ученикам, в то время как последствия такого вкушения бывают различны: апостолы приняли в себя Господа, а в Иуду тотчас же вошел диавол (Ин. 13:27).

Итак, известно, что верующие на протяжении первых веков не только причащались за каждой Литургией, но и самостоятельно причащались на дому, когда захотят, делая это иногда даже несколько раз в день. Об этом свидетельствуют древние авторитетные источники. Например, Тертуллиан пишет к одной женщине, у которой муж был язычник: «Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? [т.е. евхаристический хлеб]… (гл. 5)»17. Также святитель Василий Великий в IV веке повествует: «В Александрии и в Египте каждый крещеный (мирянин) имеет у себя причастие в доме и сам себя причащает, когда захочет» (Письмо к Кесарю 89-е. Русск. пер. 1849 г., ч. 6, стр. 220)18

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анакампсис предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5613859.html (дата обращения: 12.04.2020 года).

17

Алымов В. Лекции по Исторической Литургике // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskoj-liturgike/#0_38 (дата обращения: 25.09.2020 года).

18

Алымов В. Лекции по Исторической Литургике // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskoj-liturgike/#0_33 (дата обращения: 25.09.2020 года).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я