Анакампсис

Михаил Русанов

Книга, которую Вы держите в руках, посвящена возвращению к правде и Истине в церковной жизни. Она обращается ко всем верующим, особенно священнослужителям и трудящимся в храме, и отличается правдивостью, откровенностью и открытостью для читателя. Если Вам интересно, что происходит с нашей Церковью и Вы неравнодушны к Ее судьбе, то тезисы, озвученные ниже, обязательно найдут отклик в Вашей душе.

Оглавление

С. И. Фудель. У стен Церкви

© Михаил Русанов, 2022

ISBN 978-5-0053-6944-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Каждой исторической эпохе свойственно, критикуя современные порядки, описывать упадок нравов как нечто доселе невиданное. Мы не можем утверждать, что то, что имеем сегодня, не было никогда ранее. Напротив, «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Эккл. 1:9). В этом контексте проблемы, которые есть в Церкви, не новы, им как минимум две тысячи лет. Список духовных искушений был и будет неизменен от начала и до конца существования мира. Остальные проблемы бывают разные по своей форме. И исторически мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами и новыми вызовами, которым должны дать достойный ответ.

Видение современных церковных проблем открывается верующему не сразу. Чаще всего осознание, что мы идем в чем-то не правильным путем, происходит не у прихожан, а у церковнослужителей при накоплении достаточного количества информации, спустя годы церковного служения. Автор книги много раз встречался с тем, что люди, являющиеся прихожанами, монахами, священнослужителями десятки лет, порой совершенно не обладают информацией о реальном положении вещей во внутрицерковных делах.

Церковь — весьма закрытая структура. Несмотря на внешнюю открытость, у нее, подобно айсбергу, существует подводная сторона (двойник, как выражается С. И. Фудель) особенности которой можно увидеть только изнутри, будучи плотно и глубоко с нею связанным. Тем не менее нет ничего тайного, что не стало бы явным (Лк. 8:17), и любая неправда рано или поздно оказывается на поверхности.

Дабы никого не смутить, священноначалие старается создать для внешних идеализированную картину Церкви, ведь о Ее проблемах не принято говорить открыто. Как ни странно, в литературе можно найти не так много размышлений, рассматривающих эту тему, если не брать во внимание небольшое количество монографий и несколько анонимных страниц в социальных сетях. Причиной отсутствия достаточного количества трудов по критике церковной структуры является именно боязнь тех немногих разбирающихся церковнослужителей наложения на них всевозможных прещений (дисциплинарные меры, повышение налогов, отправление служить на далекий деревенский приход или вовсе запрет в служении).

Для обладающих реальным пониманием происходящего остается два пути: 1) поднять бунт и быть готовым к притеснениям, забыть про церковную «карьеру», поставить под угрозу в том числе свои финансы; 2) следить только за своим спасением и молча делать свое дело, совершать богослужение, лавировать в непростых ситуациях с руководством. И именно второе является для них более верным.

Интересно знать, почему святые люди, зная проблемы Церкви, не часто выступали в активное и открытое обличение укладов, традиций, нравов. Здесь можно перечислить три причины:

1. Они боролись в первую очередь с безнравственностью, грехом, т.е. с корнем этих беззаконий.

2. Обладающие мудростью святые каждый на своем месте делал все, что мог, максимально осторожно. Мы не можем до конца знать все об их борьбе.

3. Открытое обличение неправедного священноначалия и церковной системы обычно грозит запретом в служении, а это явилось бы искушением для духовных чад.

Само понятие Церкви многогранно и имеет несколько значений. С одной стороны, Церковь — это богочеловеческий организм, Тело Христово. Церковь Ликующая, Небесная — собор святых и ангелов, пребывающих со Христом и Ему служащих. С другой стороны, есть Церковь Земная, Воинствующая — сообщество людей спасающихся, организующих иерархические структуры. Первая из них обладает теми свойствами, которые мы ежедневно слышим за Литургией в Символе Веры: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Вторая есть все те люди, которые крещены, веруют и участвуют в Таинствах со всеми своими достоинствами и недостатками.

В данной книге речь ведется именно о Ее земной составляющей, при этом все описанное первостепенно касается именно Русской Православной Церкви, затрагивая отдельными частями общецерковную проблематику.

Святая Небесная Церковь не может иметь духовных или каких-либо других проблем. В то же время люди, входящие в Ее границы на земле, порой совершают ошибки и грехи, ведущие к принятию тех или иных неправильных решений, мешающих спасению человека. Однако вовсе не грехам человеческим и методам борьбы с ними посвящен данный труд. Об этом много написано святыми отцами, которые имели великий духовный опыт и достигли праведности. И тем более эта работа посвящена не описанию грехов отдельных церковнослужителей. В книге Вы не встретите ни одного имени, о котором автор отзывался бы отрицательно. Никто не безгрешен, у каждого есть свои недостатки, за которые он лично будет отвечать на Божьем суде.

Того, кто верит во Христа, невозможно искусить проблемами отдельных людей или структур Церкви; кто верит в священника или архиерея вместо Христа — бросит свою поверхностную веру. А неверующие в Бога — не верить от этого не перестанут. Главное в этом случае — не искусить колеблющихся (Мф. 18:6), специально для которых на протяжении всей книги подчеркивается: у Церкви есть проблемы, но спасение происходит только через Нее и только в Ней, какой бы Она (земная Церковь) ни была.

Рассуждая над тем, что мешает верующему человеку духовно развиваться, можно прийти к двум причинам:

— личное нерадение и слабая воля;

— дефект церковной системы.

Вполне очевидно, что большинство верующих с привитым им мировоззрением видят проблему в первом пункте, всячески оправдывая второй. Автор книги имеет необходимую информацию и опыт делать аргументированный вывод, что, помимо присутствия первого фактора, колоссальное значение имеет и второй.

Главная проблема книги звучит так, что церковная система перестает быть в полной мере Христовой. Мы слишком сильно возвели второстепенное в ранг важного. Увлекаясь красотой богослужения, соблюдением традиций и обрядов, произнося красивые проповеди о христианской жизни, мы переносим свое внимание от центральных вопросов на искусственный суррогат, затмевая им Самого Бога.

Когда человек приходит в храм, он стремится к поиску и познанию Истины. А мы, в свою очередь, не всегда умеем эффективно людям ее показать. У нас они не находят искомых примеров и не в состоянии разглядеть за церковными запретами и традициями — любовь и Самого Христа.

История Церкви имела несколько исторических периодов, и на каждом этапе и в каждое столетие ее внешняя форма (обрядовая сторона, устройство и структура, приоритеты развития) обрастала новыми элементами.

Необходимо подчеркнуть, что Церковь из века в век сохраняет свою правильную веру и является носительницей Истины, со времени своего основания. Она имеет в Себе Дух Божий, оберегается Им и освящается. Но чем дальше по времени, тем более люди пекутся о соблюдении внешней формы, чем следованию духу Евангелия. Эта внешняя форма претерпела колоссальные изменения с апостольских времен. С одной стороны, это естественный процесс, так как времена и обстоятельства меняются. Христианство прошло трудный путь от маленьких сообществ, гонимых и истребляемых языческой властью, до официальной религии огромных империй. С другой стороны, слишком сильный уклон в соблюдение внешнего сказывается на недостатке внутреннего. При этом недостаток Духа творит искаженные формы и получается замкнутый круг.

Сегодня мы, как никогда в истории человечества, подошли к той черте, подобно фарисеям времен Христа, когда доскональное соблюдение внешнего благочестия затмевает для нас Евангельское учение и самого Христа. Забываются фундаментальные принципы духовной жизни, именно те, о которых мы слышим в ежедневных чтениях Священного Писания в храмах. Из этого консерватизма рождается либерализм, который горше первого.

Любое религиозное учение нуждается в том, чтобы у него были ориентиры. В Церкви такую роль играют догматы, Соборы, авторитеты. Все это необходимо для того, чтобы не уклониться в неправильное учение, ересь.

Но мы знаем, что эти ориентиры не всегда верно выполняли свою роль. В истории Церкви были периоды, когда епископы, патриархи и даже соборы уходили в ересь. В ереси пребывали и целые Поместные Церкви, увлеченные туда своими священноиерархами. Были патриархи, которые были обличены Церковью в ереси — случаи в истории, когда их деятельность не была достаточно замаскирована перед верующими. Но были и те еретики, отдельные представители церковной власти, которые несознательно или порой специально и последовательно выполняли действия на вред Церкви, тщательно маскируя свои труды и принимая благочестивую маску. В этом случае их пагубное действие часто оставалось не устраненным и, входя в церковную практику, уводило паству от духовного развития.

К примеру, и доныне не анафематствованный патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис), бывший до этого также предстоятелем Константинопольской и Элладской Церквей. Являясь масоном и, по мнению многих исследователей, врагом Церкви, он последовательно возглавлял три Поместных Церкви, где при поддержке определенных западных сил совершил немало вреда, а самое главное, оставил после себя в разных Церквах команду сторонников, продолжающих его дело. Таким образом, отдельные неправильные элементы попадают и укореняются в Церкви на протяжении веков.

На это можно возразить, что все в Церкви движимо Духом Святым и нет ничего такого, что не уврачевалось бы историей. Как это было, к примеру, с арианством, которое в свое время захватило большую часть христианства, но было преодолено. Без сомнения, Церковь очищалась от всего наносного и очистится. Но иногда это очищение бывает огнем и мечем, как это было в ХХ веке в России. И возможно, то же ожидается и в нашем скором будущем, потому что выводов из истории дореволюционного периода мы не сделали. Часто мы ставим идеалом Церковь XIX века и принципиально стараемся воспроизвести Ее в современных реалиях, в чем совершаем роковую ошибку.

Не все верующие понимают и признают, что советские гонения были, кроме прочего, и свидетельством того, что наша Поместная Церковь слишком погрязла в непотребном, отвернулась от Евангельских истин, пошла по неверному пути. Мы забываем также и о том, что ответственность за предреволюционное поколение безбожников — также несет на себе и Церковь. Именно в Ее недрах воспитались люди, которые в будущем прикуривали от лампад и распинали священников на Царских Вратах храмов.

Сегодня, как и в предреволюционные годы, Церковь стоит перед вопиющей потребностью в изменениях. Лучшие дореволюционные умы сознавали эту проблему, но не успели реализовать перед лицом неизбежного краха и духовной гибели народа Российской империи. Будем откровенны и признаем, что причины колоссальных трагедий начала ХХ века кроются в том числе и в упадке духовной жизни Православной Церкви. Нами был получен очень жестокий урок, которой не был усвоен. Спустя столетие мы снова приходим к тому же самому. И если также не успеем что-то изменить, то непременно получим печальные последствия.

Новое недоверие народа к Церкви не только активно зреет в обществе, но и уже начинает выплескиваться наружу. Возможно, ситуация в скором времени может привести к массовому оттоку верующих. Благоприятный период, когда словно грибы повсеместно вырастают храмы, не может длиться долго.

Темы, выбранные для исследования — то, с чем автор последовательно и углубленно имел дело на протяжении многих лет. Делая непрерывные наблюдения и проводя анализ, огромными усилиями проходя через размышления и открытия, сомнения и разочарования, сформировался данный труд и те тезисы, которые приведены в главе «Итоги». В них рассматриваются проблемы и пути решения вопросов, связанных с современным церковным образованием, церковной иерархией, традициями и обрядами, а также богослужебные вопросы.

Можно много размышлять о том, как назвать одним словом ряд необходимых действий. Обновление, изменение, модернизм, реформация — на всех этих словах прочно закреплен ярлык «ересь и раскол». И в этом также исторически прослеживается трагедия любых церковных изменений. Рассуждая на тему церковных реформ, святой Иоанн Кронштадтский делает такой вывод: «Надобно ли из-за раскольников не делать нужных, благотворных преобразований в Церкви? — Надобно делать: иначе посмеются над нами демоны; ужели мы допустим одолеть себя их злобе? Да не будет»1. Также в последней главе книги содержатся размышления по поводу того, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

Название книги происходит от греческого слова ἀνάκαμψις, которое переводится как «возвращение» или «обратное движение». Именно это необходимо современной Церкви — возвращение правды, смыслов, первоначальной сути нашей церковной жизни.

Конечной целью книги является доведение до как можно большего количества читателей понимания того, что сегодня Церковь имеет конкретные проблемы, которые нужно решать. Секретом успешного выздоровления больного является правильно поставленный диагноз. Надеюсь, что для кого-то этот труд будет являться важным откровением для того, чтобы правильно понимать необходимый для Церкви качественный вектор развития. При этом автор не претендует на абсолютность своих выводов, все они являются субъективным взглядом, основанном на личном опыте церковной жизни.

Примечания

1

Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе п. 1551 // URL: https://books.google.ru/books?id=GIaNCwAAQBAJ&pg=PT539&lpg=PT539&dq (дата обращения: 08.09.2019 года).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я