Кодекс морально-усидчивого чиновника

Михаил Лашков, 2010

«Кодекс морально-усидчивого чиновника» представляет собой своеобразный свод основополагающих принципов государственной службы. Написан он в жанре литературно-политического коллажа, составленного по мотивам произведений Алена Алды, Ярослава Гашека, Энтони Джея и Джонатана Линна в свете изучения проблем, с которыми приходится сталкиваться нашим гражданам при соприкосновении с «Суверенной Российской Бюрократией».

Оглавление

1

Бюрократия как она есть

1.1. Бюрократия (от французского «bureau» — бюро, канцелярия и греческого «κράτος» — господство, власть) — само это определение означает «власть канцелярии»! То есть людей, действующих по предписаниям «начальства» и через предписания «подчиненным».

1.2. Бюрократия в России — это класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из «представителей» государственного управления — должностных лиц, непосредственно и исключительно подчиненных решениям центральной власти.

1.3. У граждан одно только слово «бюрократия» обычно вызывает ассоциацию с картинами канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с бездушием государственных и муниципальных служащих.

1.4. В дальнейшем мы объединим понятия «государственный служащий» и «муниципальный служащий», ибо для граждан не принципиально, какого уровня чиновник «решает» их жизненные проблемы, при этом осложняя их жизнь новыми проблемами.

1.5. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не Бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей государственных организаций и учреждений, обычные трудности, связанные с размерами организаций, поведением сотрудников, не соответствующим правилам и задачам государственного управления обществом.

1.6. В идеале, Бюрократия — это (согласно теории Макса Вебера) одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Однако его теория, как это часто случается на практике, не имела ничего общего с действительностью. В «действительности» все происходит не так, как должно происходить «на самом деле».

1.7. В России Бюрократия достигла высшего своего развития, подчинив «практически все» духовные, социальные и материальные аспекты жизни граждан опеке государственной власти.

1.8. При таком характере управления государственные органы уже не в состоянии совладать с обширным материалом поступающих данных и впадают в «абсолютный» формализм. Благодаря своей значительной численности и сознанию своего могущества Бюрократия заняла особое, исключительное положение: она чувствует себя руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне народа.

1.9. В итоге:

а) общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще безобразно, чем хорошо;

б) граждане вынуждены терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом нет надобности;

в) соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинство обывателя.

1.10. Сегодня Бюрократия «навечно» укоренилась в России и распространяет свое влияние на всю государственную службу, на власть судебную и законодательную.

1.11. В связи с постоянным расширением управленческих функций и административных задач бюрократии умножается и «многописание» форм государственного управления обществом. Но тем именно отличается Бюрократия от здорового строя администрации, что при последнем — «форма» соблюдается ради «дела» и в случае нужды приносится в жертву «делу», тогда как Бюрократия соблюдает «форму» ради нее самой и ей приносит в жертву существо «дела».

1.12. Подчиненные органы власти видят свою задачу не в том, чтобы с пользой действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы исполнять требования, предъявляемые свыше, то есть «отписаться», «выполнить ряд предписанных формальностей» и тем «удовлетворить высшее начальство».

1.13. Административная деятельность Бюрократии сводится к письмоводству и бумаготворчеству. Вместо фактического исполнения российские чиновники довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее руководство привыкает ставить своим местным органам требования, фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между бумагой и действительностью.

1.14. Вторая отличительная черта Бюрократии заключается в отчужденности чиновников от остального населения, в их кастовой «исключительности», граничащей с «неприкосновенностью». Поэтому независимо от того, из какой социальной группы граждане поступают на государственную службу, они, «едва получив должность», мгновенно чувствуют себя равно отчужденными от остальных граждан. Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач общества. Смыслом их жизни становится исполнение указаний начальства.

1.15. Как «представитель» реальной власти, которую государство распространяет на всех «без исключения» граждан, чиновник претендует на положение исключительное в сравнении с населением. Но так, как это притязание не находит себе достаточной опоры ни в выдающемся образовании, ни в политическом такте, ни в общественных заслугах чиновников, то оно и не принимает тех достойных форм, которые присущи истинному превосходству, умственному и нравственному.

1.16. В отношениях государственных служащих царит подобострастие к вышестоящим на иерархической лестнице, сдержанное обращение с «равными» коллегами и грубое — с подчиненными; в общественных отношениях чиновникам присущи: или полная отчужденность, или презрительное снисхождение к робкому обывателю.

1.17. Бюрократ — плохой член общества; общественные связи ему кажутся унизительными, подчинение общественному мнению для него невыносимо. Он вообще не имеет сограждан, потому что не чувствует себя ни членом общества, ни гражданином государства. Эти проявления кастового духа бюрократии, от которого вполне отрешиться могут лишь натуры исключительные, глубоко и гибельно влияют на отношение населения к государству.

1.18. Когда общество видит представителя государства лишь в лице бюрократа, который чурается граждан и ставит себя на какую-то недосягаемую высоту, когда всякое соприкосновение с государственными органами грозит лишь неприятностями и стеснениями, тогда и само государство становится для общества чем-то чуждым или даже враждебным. Сознание своей принадлежности государству, сознание, что составляешь живую часть великого организма, способность и стремление к самопожертвованию, одним словом, «чувство государственности» слабеет.

Примечание: Но ведь, между тем, именно это чувство делает государство сильным в дни мира и устойчивым в минуты опасности.

1.19. Существование Бюрократии не связано с определенной формой правления. Она прекрасно чувствовала себя и во времена монархии, и в годы «социалистического застоя». Период же Российской Суверенной Демократии стал для Бюрократии периодом расцвета. Сегодня бюрократические формы управления обществом и административная централизация получили даже новую силу именно после реформ, приведших к созданию жесткой Вертикали Власти.

1.20. Побороть Бюрократию крайне трудно, если не сказать — невозможно. Любые изменения в государственном управлении, если только они вводятся в жизнь под эгидой Бюрократии, немедленно проникаются ее духом. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, ибо никакое конституционное собрание (например, Государственная дума) само не управляет и не может даже давать управлению устойчивое направление.

1.21. «Исключительное» положение российских государственных служащих приводит к тому, что некоторые радикально настроенные философы квалифицируют Бюрократию как «социального паразита», то есть «социальный слой, чья полезная функция — управление — приносит обществу меньше пользы, чем расходы общества по содержанию этого слоя». По их мнению, Бюрократия «объективно стремится к численному росту, который увеличивает степень ее паразитизма». Они указывают (со ссылками на исторические примеры), что максимальный вред обществу Бюрократия причиняет тогда, когда превращается из «управленца» также и в «собственника средств производства». Бюрократ может быть эффективным «менеджером», но не может быть эффективным «собственником», поскольку принцип функционирования бюрократии основан не на получении «прибыли», а на «освоении фондов», то есть трате выделенных средств.

1.22. Российская Бюрократия критикуется главным образом за:

а) подмену сущности деятельности ее формой, что открывает широкий простор для «имитации дела». Помимо снижения эффективности из-за пустой растраты ресурсов «имитация дела» унижает реально способных работников, видящих всю пустоту этой имитации;

б) неспособность наладить контроль качества деятельности в условиях, когда и действующее лицо, и контролеры подчинены одному и тому же руководству. В таких условиях возникает тенденция «не выносить сор из избы»;

в) склонность бюрократических систем к перерождению в «сверхлояльные» субъекты действующей Власти. В бюрократической системе есть все предпосылки для возникновения «культа начальственной должности», логичным следствием которого и является «сверхлояльность» ко всем(!) решениям и действиям вышестоящего начальства. Никаких предохранителей против этого в бюрократической системе нет;

г) стремление к бессмысленному росту бюрократического аппарата ради удовлетворения амбиций чиновников, даже в ущерб делу;

д) стремление распространить свой надзор и контроль, а в предельном случае — разрешительные функции на все стороны человеческой деятельности. В данной области отечественная бюрократия особенно преуспела, ибо основополагающим принципом Российской Суверенной Демократии является — подчинение Власти всего, что только возможно. Это унизительно и противоречит чести и достоинству людей — то, что, по мнению человека, есть его неотъемлемое натуральное право, вдруг оказывается объектом разрешительно-запретительной деятельности неких чиновников;

е) отсутствие предохранителей против подъема на достаточно высокие позиции заурядных, малоинтеллектуальных, посредственных, сереньких людей.

Примечание: Это еще один отличительный принцип российской Бюрократии — «Выживает среднейший»!

1.23. Таким образом, критика бюрократии обращает внимание и на неэффективность работы системы управления государством, и на вопросы ее совместимости с честью и достоинством личности.

1.24. В вопросах эффективности бюрократия сильно проигрывает «проектному» управлению, которое, по сути, применялось с древнейших времен в тактическом и стратегическом командовании войсками в военное время, а ныне также активно применяется в развитии бизнеса, рекламе и разработке инженерных изделий, в том числе программного обеспечения.

1.25. Единственная сфера, где бюрократия, казалось бы, незаменима — это применение законов в суде. Именно в юриспруденции форма действительно важнее содержания, а высокая эффективность (например, во временных рамках рассмотрения дел) имеет крайне низкий приоритет по сравнению, например, с «принципом законности». Однако и в данной области общественных отношений российская Бюрократия, как говорится, «отличилась», сумев внести в сознание граждан «незыблемость» таких понятий, как «телефонное право» и «избирательное правосудие».

Примечание: С точки зрения Бюрократии, это правильно. Ведь законы в России пишутся для народа, а не для тех, кто их пишет.

1.26. Общий вывод, который напрашивается сам собой, всего лишь повторяет слова графа Потемкина, сказанные задолго до описываемых событий: «Уничтожить бюрократию стало теперь невозможно, ибо уничтожение ее придется поручить тем же самым бюрократам. Но, даже уничтожив старую бюрократию, они тут же породят новую, еще более прожорливую, более выносливую и живучую»…

Примечание: Что можно добавить к сказанному?.. Разве только то, что, наверное, сегодня бороться с отечественной бюрократией не только невозможно, но и уже бессмысленно — по самым «скромным» прогнозам, количество чиновников в России скоро значительно превысит число оставшегося населения…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я