Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга

Михаил Кипнис, 2021

Книга представляет собой сборник игр, заданий и упражнений, которые успешно применялись автором на протяжении его более чем тридцатилетней практики. Их объединяет одно – все они являются лучшими авторскими разработками, без которых невозможно представить ни один психологический тренинг! Эти упражнения просты, эффективны и универсальны, их можно использовать в самых разнообразных тренингах для участников с самым широким возрастным, профессиональным и социальным составом. Руководство предназначено для всех, кто применяет игровые методы для развития личности и интеллекта, улучшения навыков эффективного общения и управления, усиления творческого мышления и повышения качества семейных отношений. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Умный самоучитель психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

«Ледоколы», «зажигалки», «контактеры»

Со времени занятия театром стало привычным начинать тренинг, групповую работу с того, что в тренерском жаргоне называют «движками», «активизаторами». На «модном» сегодня английском языке они называются «айсбрейкеры», «энерджайзеры». Ну, а по-нашему, — это знакомые и любимые «ледоколы» и «зажигалки».

Определим их цели и особенности!

«Ледоколы» — разминки, игры, упражнения и задания, призванные снять напряжение, психологический зажим, создать комфортную для участников и творческую атмосферу, разрядить обстановку.

«Зажигалки» — разминки, игры, упражнения и задания, которые представляют собой катализаторы физической и эмоциональной активности, заряжают на действие, пробуждают аппетит к групповой работе. Упражнения на физический и эмоциональный «разогрев» участников.

По моему личному восприятию, «ледоколы» отличаются от других видов разминок тем, что в них много внимания уделяется атмосфере, духу встречи, созданию возможностей для яркого начала групповой работы. Упражнения такого типа — это пробный камень для всего тренинга: насколько участники готовы к совместной работе, насколько они контактны, возникает ли между группой и тренером общий язык?

«Будем знакомы!», «Это возможно!», «Здесь тебе рады», «Расслабься, не дрейфь!», «Ты не один» — вот примерные идеи разминок-ледоколов. Дополнительная цель — создание атмосферы спонтанности, сотворчества, соревнования, игры.

«Зажигалки» («энерджайзеры») — это более активная форма, более жесткий ритм, более высокая интенсивность. Не «Подключайся!» или «Просыпайся!», а «ЗАЖИГАЙ!!!». В этих упражнениях определяется и закладывается энергетический ресурс группы.

«Алфавит»

Цели:

▶ сломать «лед» настороженности;

▶ снять напряжение, скованность, неловкость первой встречи.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: до 10 минут.

Это упражнение хорошо проводить следом за заданием, в котором группа сидела в кругу. То есть тренеру уже будет понятно, что количество стульев в кругу соответствует количеству участников тренинга.

— Я прошу всех расположиться таким образом, чтобы ваше «место» в круге соответствовало алфавитному порядку ваших имен.

Этот стул (тренер показывает на произвольно выбранный стул в круге) — точка отсчета. От него вправо по часовой стрелке вы рассядетесь «по алфавиту». Не бойтесь общаться, задавать вопросы, уточнять имена — только таким образом вы сможете успешно выполнить задание!

Начали!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий просит каждого из присутствующих (начиная со «стартового стула») громко и четко назвать свое имя. Группа проверяет соответствие порядка мест участников алфавиту.

«Кузнечики»

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: скотч для обозначения линий старта и финиша, по два стула (желательно — легких, пластмассовых) для каждой команды.

Время: от 10 минут.

Группа делится на 2–3 подгруппы-команды. Каждая команда выстраивается в колонну друг за другом на линии старта. В 10–12 метрах тренер обозначает линию финиша. На каждую команду дается по два стула.

Первый участник становится на один стул, второй стул ставит перед собой. Перескакивая со стула на стул («Кузнечики»!) и передвигая стулья вперед, он, не касаясь земли ногами, должен как можно быстрее достичь противоположного края комнаты (линии финиша). Обратно стулья несут бегом и передают следующему игроку в команде.

Игра заканчивается, когда первая из команд закончит эстафету.

«Магниты»

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: звуковоспроизводящая аппаратура.

Время: до 10 минут.

У слов «меня к нему тянет», «он меня отталкивает» может быть, оказывается, не переносный, а вполне-таки прямой смысл. Мы вполне ощутим его, если предложим группе упражнение «Магниты».

Исходное положение — участник обхватывает себя руками (прикрывая локти ладонями), закрывает глаза. Именно в такой позе участники будут двигаться все упражнение.

Ведущий включает музыку и просит начать движение.

Время от времени ведущий будет подавать команды трех видов:

◼ Однополюсные!

◼ Разнополюсные!

◼ Размагнитились!

Команда «Однополюсные!» требует от участников, встретившихся при движении, отпрянуть друг от друга, как происходит с одинаково заряженными магнитами.

По команде «Разнополюсные!» участники-магниты «прилипают» друг к другу и продолжают движение до следующей команды в таком «склеенном виде»!

При команде «Размагнитились!» между встречающимися участниками не происходит никакой интеракции. Они просто расходятся и продолжают спонтанное движение.

Финальной сценой упражнения может стать один клубок склеившихся магнитов — реакция на команду тренера «Все пары — однополюсные!»

Еще раз напоминаю, что движение в ходе всего упражнения происходит в «основной позе» — обхватив себя руками и закрыв глаза!

«Эврика!!!»

(с этой игрой я впервые познакомился на тренинге Наташи Зицер — психолога и группового тренера)

Цели:

▶ развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление;

▶ способствовать знакомству и раскрепощению участников группы.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: карточки.

Время: до 10 минут.

Ведущий крупно записывает на карточке загаданное им слово. Обращаясь к группе, он говорит:

— Я приглашаю вас поучаствовать в увлекательном «эвристическом штурме», в конце которого вы, как Архимед, сможете воскликнуть — «ЭВРИКА!», «Нашел!» На карточке я записал загаданное мной слово. Это имя существительное. То есть отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», нарицательное в единственном числе.

Чтобы отгадать его, вам придется:

◼ подумать и представить, что там может быть написано;

◼ высказывать по очереди вслух ваши предположения о том, на что «может быть похоже» это слово, что оно может обозначать.

У каждого в группе есть шанс оказаться в роли Архимеда, хочу только попросить об одном — каждый участник группы может предложить только один вариант отгадки. Кроме того, до конца игры он должен запомнить свое предположение, чтобы потом «защитить» свою версию.

Итак, я готов принимать ваши идеи!

◼ Это — душа…

◼ Это — настроение…

◼ Это — живое существо…

◼ Это — любовь…

◼ Это — природное явление…

Когда предложения иссякнут (или все участники сообщат о своих идеях), ведущий показывает группе карточку со словом. И начинается второй, еще более интересный этап — каждый должен найти оправдание своей версии, почему она так или иначе связана с загаданным словом!

Предположим, загаданное слово — «птица». Тогда «защита» версий может выглядеть примерно так:

◼ Это — душа, потому что душа стремится ввысь, как птица. Недаром душу сравнивают в сказках с птицей…

◼ Это настроение, потому что, как и птица, наше настроение то взлетает, то падает вниз, оно изменчиво.

◼ Это живое существо. Я был прав. Никто ведь не оспорит очевидного факта?!

◼ Это любовь… Потому что жизнь без любви — как птица без крыльев. Без этого исчезает романтика, остается один быт.

◼ Это — природное явление, ведь птица — часть природы…

«Стулья — в круг!»

Цели: развитие внимательности и быстроты реакции.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: однотипные стулья (желательно — легкие, пластмассовые) для каждого участника игры.

Время: до 10 минут.

Группа стоит в кругу. Перед каждым — стул. Держать его нужно за спинку, наклонив в сторону центра круга так, чтобы задние ножки висели в воздухе, а упор приходился лишь на две передних ножки.

По сигналу ведущего начинается игра.

По команде «Раз!» — все оставляют свои стулья и переходят на один шаг вправо. Сделать это необходимо очень четко и быстро, чтобы успеть подхватить стул своего соседа справа до того, как он станет на пол всеми четырьмя ножками!

По команде «Два!» — переходим влево по часовой стрелке. Задание — то же.

По команде «Три!» нужно успеть сделать полный оборот вокруг на 360 градусов и успеть подхватить стул, чтобы он опять-таки не опустился на 4 ножки (или вообще не упал внутрь круга).

Те, кто не успел подхватить свой стул (или стул встал на все 4 ножки, или упал), выходят из игры.

Круг оставшихся игроков сжимается, и игра продолжается до выявления победителя.

«Китайский осел»

Цели:

▶ проведение нестандартного знакомства участников тренинга;

▶ поощрение включенности в групповую работу;

▶ развитие концентрации внимания, спонтанности и быстроты реакции;

▶ создание в группе активной игровой атмосферы.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: до 15 минут.

Вполне возможно, что, прочитав название этой игры, кто-то недоуменно поднял бровь, кто-то рассмеялся, а кто-то — раздраженно поморщился… Сразу же объяснюсь: название упражнения не обозначает ровным счетом ничего. Игра, придуманная мной много лет назад, родилась с уже готовым, неизвестно откуда свалившимся названием. За прошедшие годы она стала настолько популярной, что изменить ее имя на что-то нейтральное и не требующее постоянных вводных объяснений не представляется возможным. Так что придется принимать упражнение, как оно есть, вместе с уверениями в лояльности и уважении и к китайскому народу, и к ослам как легитимным представителям животного мира…

— Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Начнем с того, что каждый громко и внятно скажет свое имя. Всем вам необходимо запомнить как можно больше имен партнеров по игре. Готовы? Итак: Михаил… (Вслед за ведущим по очереди каждый называет свое имя. Важно, чтобы тренер следил за внятностью и громкостью произношения, чтобы каждому из стоящих в кругу было слышно и понятно сказанное имя.) Спасибо! Теперь начнем игру.

Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя… Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры!) не забыть порядок действий: хлопок в ладоши — указание на игрока — называние его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, ошибка в имени приводит к поражению. Такой игрок выходит из круга, садится внутри него. Так что, постепенно, в кругу образуется целая «ослиная ферма».

Упражнение можно продолжать до последнего участника — победителя. А можно, по желанию тренера, остановить игру в любое время, если группа слишком велика. Не забываем приветствовать аплодисментами победителя либо участников, дошедших до промежуточного финала.

Проводить упражнение «Китайский осел» желательно в следующем порядке:

1) объяснение правил;

2) круг имен — каждый громко и внятно представляет себя, называя имя;

3) пробная игра, дающая возможность размяться и проверить понимание игроками правил и позволяющая ведущему уточнить задания, установить приемлемый для упражнения темп;

4) игра на выбывание.

«Мои острова»

Цели:

▶ выяснить ожидания участников от тренинга, причины их участия в групповой работе;

▶ способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;

▶ воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, самость «иного», толерантное отношение и приятие личностных различий.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: листы А4 или другого формата с названиями «островов», стулья, доска или флип-чарт для записи, маркеры.

Время: от 20 минут до часа. В зависимости от количества участников группы и задач, стоящих перед тренером.

Игра интересна как методика, которую я применяю, чтобы прояснить ожидания от тренинга, обнаружить групповые ценности, предпочтения, установки. С ее помощью можно провести «экспресс-тестирование», помогающее уловить ситуацию и настроение участников встречи. А можно, по желанию тренера, потратить больше времени на рефлексию, чтобы «копнуть поглубже», дать участникам возможность большего самораскрытия и осмысления сделанного выбора.

Раскладываем на полу заранее приготовленные листы, на которых крупно написаны названия островов. Каждый раз их названия должны соответствовать задачам тренера. Хотим выяснить ожидания от групповой встречи? Тогда возможными островами станут:

◼ «Тусовка»,

◼ «Возможность познакомиться»,

◼ «Себя показать и других посмотреть»,

◼ «Провести свободное время»,

◼ «А чем еще заняться?!»,

◼ «Мне интересен групповой тренинг»,

◼ «Я здесь случайно»,

◼ «Люблю узнавать новое»,

◼ «Мне любопытно»…

Если задача — провести экспресс-тестирование настроений, царящих в группе, то темы изменятся. Наверное, будет на нашем архипелаге

◼ «Остров Энергии и Кайфа»,

◼ «Остров Неуверенности»,

◼ «Остров Сомнений»,

◼ «Остров Творчества»,

◼ «Остров Одиночества»,

◼ «Остров Поиска Новых Приключений»,

◼ «Остров Тишины»,

◼ «Остров Радости»,

◼ «Остров Недоверия»,

◼ «Остров Культурного Шока»,

◼ «Остров Грусти»…

Важно, чтобы всегда, невзирая на «тематический подбор» островов, один из плакатов был без названия — с большим вопросительным знаком. Это — «неназванный» вами остров, его имя определят те, кому не достаточно оказалось предложенного на выбор перечня.

Итак, мы раскладываем на полу плакаты, громко называя имена островов, затем просим членов группы «заселить» архипелаг.

Теперь вся команда может отправиться в круиз. Есть время пройти рядом с каждым из островов, подумать, прислушаться к внутренним ощущениям, понять, какой из островков «резонирует», вызывает в душе особенные чувства, принять решение и… сойти на избранный пятачок земли.

Так возникнут обжитые острова. Где-то будет один-два человека. Где-то — целая группа островитян. Какие-то из плакатов можно убрать — эти «острова» не привлекли внимания участников тренинга.

Следующий этап заключается в том, что все островитяне рассаживаются в тесный кружок в границах своих землевладений, рассказывают о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, отвечают на вопросы любопытствующих соседей.

Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает население. Последним этапом будет коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.

ЗАВЕРШЕНИЕ

◼ Обсуждение того, как каждый остров воспринимает метафору своего названия.

◼ Кто из островитян показался вам неожиданным в своем выборе или оценках побудивших его причин?

◼ Нашли ли вы на своем острове родственную душу? Почему?

◼ Если бы у вас было право второго, дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?

«Восточный рынок»

Цели:

▶ знакомство, сокращение дистанции в общении;

▶ снижение чувства напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;

▶ обращение внимания участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Размер группы: 15–20 человек.

Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Время: от 10 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный базар»?

◼ Крики…

◼ Запах еды и пряностей…

◼ Яркость, буйство красок…

◼ Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! А вот, как описал чувственность и яркую энергетику восточного рынка известный израильский писатель Амос Оз:

…Была невероятная притягательность в этих переливающихся через край и растекающихся вокруг базарах, завораживающих и искушающих так, что перехватывало дыхание и плавилась душа. Коленки дрожали от обилия овощей, фруктов, сыров, сдобренных разными приправами, от острых запахов и кушаний, дерущих горло, потрясающих, чуждых, чужих, странных, дразнящих, возбуждающих… И эти алчные руки, которые щупают, роются, погружаются в потаенную глубину этих груд из фруктов, зелени, красных перцев, пряных маслин… И изобильная нагота этой мясной плоти, болтающейся на крюках, окровавленной, обнаженной, от которой поднимается пар, лишенной кожи и не знающей стыда… И все это разнообразие приправ, пряностей, специй, доводящее едва не до обморока, все это разнузданное и околдовывающее многоцветье горького, острого и соленого. А над всем этим еще и необузданный аромат кофе, проникающий до самых печенок, и запахи, поднимающиеся от всяких стеклянных сосудов, наполненных напитками всех цветов с кусочками льда и дольками лимона. И эти крепкие базарные грузчики, смуглые, взлохмаченные, обнаженные до пояса, мускулы играют под кожей, подрагивая от напряжения, потные тела их лоснятся под солнцем.

(Цит. по: Амос Оз. Повесть о любви и тьме. Тель-Авив: Едиот ахронот, 2005. С. 61)

Итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. Он в разной культуре, в разных странах — различен. Но всегда — символ общения, деятельности, активной жизни.

…Каждый получает лист бумаги и карандаш/ручку. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их, в свою очередь, опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре карточки. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво напишем свое имя и, если в группе есть участники с одинаковыми именами, то, кроме имени, еще и первую букву фамилии. Теперь каждую «записку» по отдельности сложим дважды текстом внутрь. Должны получиться записки одинакового формата!

Подготовленные записки тренер собирает в большую шляпу (или прозрачный пакет, корзинку), обходя участников группы.

— Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный рынок. По моему хлопку вам нужно побыстрее добраться до записок и найти все восемь записок с вашими именами, которые вы написали! Сделайте это любым, приемлемым для вас способом! Для этого у вас будет всего пять минут! Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

Начали!

Тренер выкладывает в центре комнаты горку собранных записок, тщательно перемешав их.

…Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка». Закрывая «рынок», объявляем имена трех победителей игры.

ИТОГИ ИГРЫ

◼ Кто же оказался самым успешным посетителем нашего рынка? Встречайте аплодисментами трех победителей игры! (Тренер объявляет имена первых собравших по восемь записок со своими именами.) Расскажите, как вам удалось выиграть? Какую тактику игры вы выбрали? Активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

◼ Что вам понравилось, а что — нет в прошедшей игре?

◼ Как вы ведете себя в сходных жизненных ситуациях, когда есть цейтнот, когда не определено четко, что можно, а что нельзя, когда у партнеров есть разные личные интересы? Находите ли вы сходство между вашим поведением в игре и тем, какой вариант сценария вы проигрываете в реальной жизни?

«Фруктовый салат»

Цели: разогрев, знакомство.

Размер группы: 10–15 человек.

Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников.

Время: от 10 минут.

В Израиле эта популярная игра, идеально подходящая для разогрева и начального знакомства, называется «Фруктовый салат».

Группа сидит в кругу. Ведущий, обходя участников, дает каждому имя-название фрукта. С его помощью игроки превращаются в:

◼ апельсин…

◼ банан…

◼ абрикос…

◼ персик…

◼ сливу…

◼ ананас…

Не стоит давать в кругу более пяти-шести наименований. Хорошо играть, когда каждый фрукт представлен хотя бы 2–3 игроками (больше — лучше!).

Когда все получили «имя», из круга произвольно убирается один стул, тот, кто сидел на нем, становится ведущим. Он выходит и объявляет:

— Готовим фруктовый салат из ананасов! (Все «ананасы» вскакивают и меняются местами. Тот, кто остался без стула, «готовит фруктовый салат», предположим, из апельсинов…)

Как правило, веселая толкотня и неразбериха создают хорошее настроение, буквально «разогревают» публику.

Теперь я предлагаю второй этап игры, гораздо более нагруженный смыслом. Имя этого этапа — «Пусть встанет тот, кто…»

Забудем о фруктовом салате, хотя принцип участия в игре останется сходным: люди с общими признаками, качествами обязаны встать и поменяться местами. Оставшийся без места — водит. Но!!! Серьезное отличие от предыдущей игры в том, что ведущий будет называть какие-то вещи не случайным образом. Его задание должно быть связано с его собственными привычками, пристрастиями, умениями, размышлениями (вот и элемент знакомства, игровой опыт самораскрытия!)

— Пусть встанет тот, кто любит домашних животных! (Так может начать тот, кто сам любит домашних животных.)

Все любители животных меняются местами. При этом ведущий стремится усесться на любой из освободившихся во время перехода стульев.

Тот, кому не досталось стула, выходит в центр и начинает новую задачу:

◼ Пусть встанет тот, кто любит путешествовать!

◼ Пусть встанет тот, кто боится высоты!

◼ Пусть встанет тот, кто чувствует себя счастливым…

«Диаграмма»

Цели: помочь участникам лучше узнать друг друга.

Размер группы: 10–15 человек.

Ресурсы: не требуются.

Время: от 10 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Представьте, что из одного угла комнаты в другой проведена воображаемая ось. Левый ее конец выражает наименьшую степень проявления какого-либо качества или процесса, то есть близок к «нулю». Правый же, наоборот, выражает высшее проявление некого качества, признака, процесса и соответствует «ста процентам». Предлагаю восьми или десяти участникам заняться построением живого графика…

Спасибо, что вы откликнулись на мое предложение принять участие в этом задании. Все, что от вас потребуется, — это внимательно слушать вопросы, а затем, в соответствии с вашими ответами, распределиться на этой воображаемой оси.

Если, к примеру, задан вопрос «Любите ли вы шоколад?», то люди, к сладостям абсолютно равнодушные, займут левый угол комнаты. Законченные сластены соберутся в правом углу. Остальные же распределятся на оси, занимая места от 0 до 100 в зависимости от степени своей привязанности к шоколаду…

Звучит вопрос. Идет распределение игроков по воображаемой оси. Затем ведущий уточняет числовой эквивалент выбранной точки: соответствует ли ответ двадцати процентам или тридцати, или, скажем, восьмидесяти пяти?

После этого участников диаграммы просят прокомментировать свою позицию и отношение к поставленному вопросу или проблеме.

Темы могут быть и серьезными, и шуточными. Можно и самим участникам предлагать вопросы для подобной диаграммы.

С помощью вопросов можно получить обратную связь от участников группы:

◼ Нравится ли вам атмосфера нашей встречи?

◼ Чувствуете ли вы себя достаточно свободно?

◼ Ваши ожидания от сегодняшней встречи, насколько они позитивны?

◼ Насколько вы готовы раскрыться в группе?

◼ Готовы ли вы к началу тренинга?

«В котле с кипящей водой нет спокойного места!»

Цели: активизировать участников тренинга через проявление физической активности.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: звуковоспроизводящая аппаратура.

Время: до 10 минут.

«В котле с кипящей водой нет спокойного места» — так гласит китайская пословица. Когда вода кипит, то пузырьки заполняют все пространство котла.

Так же поступим и мы. Представьте, что это комната — котел. А вы — пузырьки кипящей жидкости. Они все время находятся в движении и постоянно заполняют все пространство котла. В нем нет мест без пузырьков.

Ваша задача, как только зазвучит музыка, двигаться в ее ритме по комнате, следя за партнерами и за тем, чтобы в каждый момент времени все «пузырьки» равномерно занимали все пустые места.

Когда музыка замолкает — это сигнал немедленной остановки и совместной проверки того, заполнен ли наш котел равномерно, или в нем есть лакуны, пустые пространства?

«Цифра-группа»

Цели:

▶ активизировать участников тренинга через проявление физической активности;

▶ мобилизовать внимание участников, сконцентрировать его на партнере;

▶ создать атмосферу коллективного сотрудничества и веселой игры.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: до 10 минут.

— Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!

Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.

Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент по соседству.

Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение!

Увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний и столкновений с товарищами! «Семь!» Уже прозвучала цифра, быстрее распределяемся по группам! Молодцы, эта семерка справилась первой! Эта группа закончила второй, а эта задержалась. В «остатке» у нас оказалось два человека. Прекрасно! Видно, что вы поняли законы и правила игры. Попробуем еще раз!

После трех-четырех раундов останавливаем игру и ужесточаем правила:

— Пожалуйста, вспомните, как в горячке игры вы толкались, хватали друг друга руками, перетаскивая из группы в группу. Так вот, сейчас то же самое задание вы выполните, абсолютно не используя рук. Уберите их за спину! Тот, кто забудет об ограничении и начнет пользоваться руками при распределении по группам, приведет к проигрышу всю свою команду. Я вынужден буду расформировать группу, и ей придется объединиться уже с другими участниками. Понятно, что фактор времени будет работать против вас.

Все готовы? Начали!

Еще четыре-пять попыток, которые мы контролируем (насколько верно понято и исполняется задание, его быстрота и точность). Следим за тем, чтобы при распределении на группы участники не пользовались руками.

Объявляем последний этап:

— Вы уже научились быстро распределяться по группам, не используя при этом рук. Почти не толкаясь. Но шум, который вы производите, сравним с шумом реактивного самолета или восточного базара. Давайте попытаемся выполнить то же задание в абсолютной тишине. Единственное средство связи между вами — это взгляд партнера.

Надеюсь, что все запомнили: руками не пользуемся, они спрятаны у нас за спиной, не разговариваем и при этом максимально быстро разбиваемся на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой.

Начали!

Кстати! Материалы для тренера

Всем, кто работает с детьми определенного возраста, подростками знакомо: «Я не хочу репетировать с ним, я хочу со своим приятелем!», «Я не буду играть с девчонкой…», «Я не хочу сидеть с мальчишкой…». Сходные проблемы могут возникнуть и в подростковой аудитории, и даже в группе взрослых участников группового тренинга. Это, как правило, следствие зажима. Ощущение неловкости от первых встреч с незнакомыми людьми, излишней природной застенчивости…

Так вот, вышеприведенное упражнение практически избавляет вас от необходимости вникать в тысячу и одну причину субъективных несовместимостей.

Скажем, для следующего упражнения в тренинге вам необходимо, чтобы работала группа из четырех участников? Назовите цифру «четыре» (проследите за скоростью, спонтанным делением на группы!), и вы получите необходимые для работы четверки. Теперь можете начинать объяснение задания: все участники воспримут деление как неизбежную данность, не вызывающую споров.

С той же логичностью и тем же успехом вы решите проблему распределения большой группы на определенное количество подгрупп. Предположим, вам необходимо продолжить репетицию в четырех подгруппах. Вы знаете, что на площадке находится двадцать человек. Назвав в последнем раунде цифру «четыре», вы получите пять подгрупп по четыре человека.

«Что дальше?»

Цели:

▶ создание в группе атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

▶ помощь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

▶ подготовка группы к возможности открыто говорить об эмоциях и чувствах.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: легкий мячик.

Время: 10–15 минут.

ХОД ИГРЫ

Эта игра — своеобразный «проактивный тест». Правила очень просты. Тренер начинает предложение, тот участник, кому тренер бросает мяч, должен продолжить. Например:

Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием… (Бросает мяч участнику А.)

А. (ловит мяч и продолжает):…получить удовольствие от игры… (Бросает мяч участнику Б.)

Б. (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера):…познакомиться с теми людьми, с кем еще не удалось поработать вместе во время прошлых встреч… (Бросает мячик участнику Г.)

Г. (ловит мяч):…попытаться принять участие в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны…

Когда тренер хочет сменить ключевое предложение, он дает команде знак, получает от участников мяч и, по своему усмотрению, либо сам дает актуальное для него завершение предложения, либо задает новое предложение-ключ.

Можно предложить следующие предложения-ключи:

◼ Я радуюсь, когда…

◼ Мне хотелось бы, чтобы группа…

◼ Я горжусь собой, если…

◼ Я думаю, что друг — это…

◼ Когда я участвую в тренинге, я понимаю, что…

◼ Я радуюсь, когда слышу…

◼ Мне не хотелось бы чувствовать себя…

◼ Жизнь удалась, если…

◼ Настоящий интеллигент — это тот, кто…

◼ Самое страшное в жизни — это…

◼ Мне ужасно смешно, если…

◼ Я очень люблю…

◼ Мне трудно заставить себя…

◼ Терпеть не могу, когда…

ЗАВЕРШЕНИЕ

Это упражнение не требует особенного послесловия, но все же стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.

«Треугольник ожиданий»

Цели:

▶ дать возможность участникам сформулировать и высказать свои ожидания от встречи;

▶ помочь участникам лучше узнать друг друга;

▶ стимулировать осознанное участие в групповой работе и личную ответственность за происходящее на тренинге.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: листы с рисунком, ручки/карандаши, скотч.

Время: 15–25 минут.

На листах, которые получают все участники тренинга, нарисован треугольник. Задание: в каждой вершине нужно написать:

◼ чего я жду от себя,

◼ чего я жду от группы участников,

◼ чего я жду от тренеров.

Затем каждый читает, что он написал, и прикрепляет свой треугольник на стену.

Тренер предлагает подойти к Стене Ожиданий и еще раз просмотреть записи товарищей.

В итоге, тренер обобщает высказывания участников, проверяет, насколько можно говорить об общности интересов? Насколько конкретно и реально сформулированы ожидания? Он также, с помощью группы, комментирует личные ожидания участников «от себя» и их ожидания от тренеров.

«И раз-два-три…»

Цели:

▶ тренировать концентрацию внимания, фокусировку на задаче и на партнере;

▶ провести физический разогрев группы,

▶ развивать способности быстрого реагирования на меняющиеся условия;

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: 8–10 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Группа разбивается на пары. Задание, на первый взгляд, чрезвычайно простое: в каждой паре партнеры стоят лицом друг к другу и начинают счет от одного до трех. Счет идет «по кольцу» без остановок:

Первый: Один.

Второй: Два.

Первый: Три.

Второй: Один.

Первый: Два.

Второй: Три.

Когда первый этап освоен и не представляет больше сложности для игроков, тренер вводит дополнительное действие. Теперь вместо цифры «один» нужно будет молча присесть. Дадим парам насладиться освоением этого этапа. Затем вместо произнесения цифры «два» просим подпрыгнуть. (Вновь — 2–3 минуты на тренировку.) Последний этап — заменяем произнесение цифры «три» хлопком в ладоши. Начали!

Первый: приседает.

Второй: подпрыгивает.

Первый: хлопает в ладоши.

Второй: приседает.

Первый: подпрыгивает.

Второй: хлопает в ладоши.

Если вы считаете, что упражнение слишком простое, — проверьте на себе! Убедитесь на практике в его эффективности и веселом настроении, которое создаст в группе этот опыт кинестетической концентрации!

«Гром-торнадо-землетрясение»

Цели:

▶ способствовать физическому и эмоциональному разогреву участников;

▶ развивать способности быстрой реакции на изменение обстановки;

▶ дать толчок процессам командообразования.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: 5–7 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Группа разбивается на тройки. Двое из тройки берутся за руки, руки поднимаются вверх, изображая крышу дома. Третий участник заходит «под крышу», он — «жилец».

Когда ведущий произносит слово «Гром!», то все «жильцы» выбегают из своих домов и ищут новое жилище. Когда звучит команда «Торнадо!», то ураган уносит «крышу» и каждая ищет себе другого «жильца». Третья команда «Землетрясение!» приводит к полному разрушению «жилища», и в этом случае все тройки рассыпаются и создаются новые «дома» с «жильцами».

Кстати! Материалы для тренера

Даже если количество участников группы не кратно трем и у вас «в остатке» есть один-два человека, можно проводить эту игру. В такой ситуации «бездомные» должны перехватывать инициативу. При команде «Гром!» они могут занимать освободившиеся «жилища». А при команде «Землетрясение!» — создавать свой «дом» (либо опять-таки занимать место жильца нового «дома»).

Порой как раз этот вариант вносит в игру дополнительный азарт и накал борьбы «за место».

Оглавление

Из серии: Умный самоучитель психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я