Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга

Михаил Кипнис, 2021

Книга представляет собой сборник игр, заданий и упражнений, которые успешно применялись автором на протяжении его более чем тридцатилетней практики. Их объединяет одно – все они являются лучшими авторскими разработками, без которых невозможно представить ни один психологический тренинг! Эти упражнения просты, эффективны и универсальны, их можно использовать в самых разнообразных тренингах для участников с самым широким возрастным, профессиональным и социальным составом. Руководство предназначено для всех, кто применяет игровые методы для развития личности и интеллекта, улучшения навыков эффективного общения и управления, усиления творческого мышления и повышения качества семейных отношений. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Умный самоучитель психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

«Я у себя есть!», или Самоидентификация, самосознание, самоприятие

Что значит «я»? «Я» бывают разные!

А. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Потеряли гвоздь — потерялась подкова,

Потерялась подкова — пала лошадь,

Пала лошадь — пропал всадник,

Пропал всадник — пропало письмо,

Пропало письмо — проиграна битва,

Проиграна битва — потеряно царство.

И все из-за потерянного гвоздя!

Джордж Герберт

Первопричиной духовного рабства человека является его невежество, и превыше всего — невежество по отношению к себе. Без познания себя, без понимания работы и функционирования собственного организма человек, не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя».

Георгий Гурджиев

Герои Александра Милна, знакомые кому-то в оригинале, кому-то в пересказе Бориса Заходера, достаточно давно были озадачены проблемами самоидентификации:

Винни-Пух: Я притворюсь, будто я маленькая черная тучка… Теперь я совсем как настоящая черная тучка… Ну, на кого я похож?

Пятачок: На медведя, который летит на воздушном шаре…

Винни-Пух: По-моему, пчелы что-то подозревают. Кажется, они не верят, что я черная тучка… Я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь!

Винни-Пух: Слушай, Кролик, это случайно не ты?

Кролик: Нет, не я!

И дальше:

Кролик: Что значит «я»? «Я» бывают разные.

Винни-Пух: «Я» — значит я, Винни-Пух.

Кролик: Ты в этом уверен? Хм! Действительно, Винни-Пух. А это кто?

Винни-Пух: Это — Пятачок.

Кролик: М-мда, действительно, Пятачок.

Второй эпиграф к разделу — слова Джорджа Герберта — английского поэта XVII века, которые хорошо иллюстрируют идею о том, что у каждой истории есть своя точка отсчета, своя «печка, от которой нужно вести танец…»

В нашей истории — истории группового тренинга — точкой отсчета является… участник группы.

Он — то особенное звено, то ни на что не похожее «событие», которое случается в ходе нашей встречи.

Он — тот изначальный кирпичик, из которого мы будем строить здание группового взаимодействия.

Он — та молекула, несущая уникальную информацию, из которой в ходе нашей работы будут создаваться цепочка ДНК всей группы.

Перефразируя древний танахический текст, поэтесса Рахель написала стихи под названием «Закрытый сад».[2]

Одна из задач тренера — отыскать тот ключ, который сможет приоткрыть ворота, калитку, дверцу в сад души.

Та же Рахель писала — «Только о себе рассказать умела…» А сколько из нас не могут «рассказать о себе», так как себя не знают. Порой «сад закрыт» не только от посторонних, но и от нас самих! И тогда существуем неосознанно, реактивно, «летим по воле волн…»

Тренинг помогает человеку перевести мысли, чувства, понимание о себе и о мире из бессознательного — подсознательного — в сознательное. Или — в ОСОЗНАННОЕ!

Об этом — слова Георгия Гурджиева, которые так же предваряют этот раздел.

Записки на полях
ЗАКРЫТЫЙ САД

Кто же ты? Протянутой рукой

Не найти протянутую руку.

И в глазах смущение — чужой,

Безразлично, равнодушно, глухо.

Человек не мой — закрытый сад,

Нет к немым дороги, стерты тропы.

Попытаться — посох сучковат,

Камень тверд, до истеченья срока.

Рахель Перевод — Леон Рушклион, stihi.ru/2014/01/24/8705

Научиться всматриваться в себя и в свою жизнь — это одна из важнейших возможностей стать значимым для себя. Минуты интимности с самим собой — это оазис аутентичности в мире, требующем стандартизации и похожести.

Из лекции профессора Офры Майзельс, Иерусалим, 04.11.2011[3]

«Алексей, апельсин, Амстердам»

Цели:

▶ освоить активный стиль общения и способствовать созданию в группе отношений партнерства;

▶ создать свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: не требуются.

Время: около 10 минут.

ХОД ИГРЫ

Незамысловатая и веселая игра-знакомство, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

◼ первое слово — его имя,

◼ второе — блюдо (желательно — которое он любит!),

◼ заключительное слово — название города.

«Соль» игры в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

ЕСТЬ ВОПРОС?!

Определите, что дает вам возможность чувствовать себя:

• сильным и уверенным в себе;

• творческим;

• живущим полной жизнью;

• способным совершать поступки;

• самостоятельным;

• наполняющим смыслом свою жизнь;

• ответственным человеком?

В чем ваша аутентичность (природное, естественное состояние вашего «Я»)?

«Из чего сделан я?»

Душа — это то, что делает траву травой, дерево — деревом, а человека — человеком. Без нее трава — сено, дерево — дрова, а человек — труп.

Григорий Сковорода

Цели:

▶ тренировка самопознания и самопрезентации с помощью ассоциативного мышления;

▶ развитие творческих способностей и умения участников тренинга соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

▶ тренировка навыков эффективной презентации.

Размер группы: оптимально — 12–15 участников. Это пожелание связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: перечислены ниже.

Время: 15–20 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

На столе — разнообразные материалы:

◼ воск,

◼ нитка шерсти,

◼ стекло,

◼ камень,

◼ дерево,

◼ кусок прозрачного полиэтилена,

◼ резинка,

◼ металл (проволока, пластинка железа…),

◼ алюминиевая фольга,

◼ вата,

◼ вода,

◼ масло.

Все эти материалы (кстати, ведущий тренинга не обязательно должен использовать именно эти, он может принести в группу иные предметы и материалы), кроме прямого своего назначения и применения, имеют метафорическую, образную составляющую.

Вспомним, с какими качествами ассоциируются железо, сталь?

Как метафорически может рассказать о человеке его сравнение с камнем? С водой?

На какую метафору натолкнет вас легкая, как пух, вата?

Из чего «вы сделаны»? На что похож ваш характер? Ответьте на этот вопрос.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

◼ Почему я так представляю себя? Какие жизненные ситуации могут объяснить мой выбор?

◼ Каково взаимоотношение между «моим материалом» и «материалом» других?

◼ Хотелось бы мне быть другим? Почему?

Кстати! Материалы для тренера
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА

В один из дней пришел к учителю его ученик и обратился с приветствием и со словами:

— Учитель, все говорят, что я глуп, невнимателен, что из меня в будущем не выйдет толку. Мне не хотелось бы так прожить свою жизнь. Скажи мне, что могу я сделать, чтобы изменить себя и мнение о себе?

— Друг мой, я сейчас занят решением своей проблемы, — ответил Учитель. — Готов ли ты подождать, пока я освобожусь?

— Естественно, готов, — смиренно ответил мальчишка.

— Хотя, если ты хочешь, ты можешь помочь мне в решении моей задачи, тем самым ускоришь и мой ответ на твою проблему…

— Я готов, Учитель, — упавшим голосом ответил мальчик, понимая, что не в его силах оказать Учителю помощь.

— Вот кольцо, — сказал Учитель, стягивая с пальца украшение и передавая его собеседнику. — Беги на рынок и продай его. Но не вздумай продавать его меньше, чем за золотой. Чем выше будет цена сделки, тем лучше. Продай и возвращайся поскорее, займемся твоим делом!

Вскочил мальчишка на лошадь и помчался на рынок. От продавца — к продавцу, от покупателя к покупателю ходил он, в попытке выполнить поручение Учителя. Были те, кто, видя кольцо и слыша запрашиваемую за него цену, откровенно смеялись, были те, кто крутили пальцем у виска, давая понять всю нелепость просьбы. Один старик готов был дать за кольцо серебряную монету, но мальчишка, помня наставление Учителя, не согласился на сделку. В конце дня. утомленный безрезультатными усилиями, вернулся наш герой к Учителю.

Тот услышал рассказ о безуспешной продаже и сказал:

— Видишь ли, день твой прошел не зря. Ты пытался узнать цену этой вещице, и потерпел неудачу. Но цену тебе давали профаны, не знающие истины и не понимающие в украшениях. Теперь выполни мою следующую просьбу. Отправляйся к придворному ювелиру. Кто, как ни он, сможет профессионально оценить это кольцо. Но сколько бы ювелир ни давал тебе за украшение, не смей продавать его. Узнай о цене и возвращайся!

И вновь вскочил на коня мальчишка и поскакал в сторону дворца правителя на площади. Нашел ювелира, протянул ему кольцо и спросил, сколько можно получить за это украшение? Ювелир взял в руки увеличительное стекло, свои инструменты и через несколько минут сообщил оторопевшему от удивления мальчику:

— Скажи своему Учителю, что если он продаст кольцо сегодня, то получит за него 59 золотых. Но если он потерпит с продажей еще несколько лет, то цена увеличится на четверть…

Не веря в то, что услышал, помчался ребенок назад. Приехав к Учителю, протянул ему кольцо и рассказал о словах ювелира.

Возвращая кольцо на палец, Учитель сказал:

— Кажется мне, что я дал тебе ответ на твой вопрос. — Ты — как то кольцо, с которым пришлось тебе повозиться по моей просьбе. В тебе есть многое, ты ценен сам по себе. Надеясь, что тебя должны понять и оценить многие, если не все в твоем окружении, ты поступаешь так же, как когда предлагал кольцо профанам на рынке. Только истинный специалист своего дела знает настоящую цену.

Каждый из нас похож на это кольцо — уникален и ценен своей неповторимой ценностью.

Хватило бы любопытства обратиться к людям вокруг, чтобы понять, чего стоишь.

Хватило бы терпения не спешить продавать сокровище за бесценок, найти того ценителя, который сможет по-настоящему сказать, чего мы стоим.

Хватило бы проницательности, вглядеться в сокровище, чтобы почувствовать, чем, в действительности, обладаешь!

«Линия раздела»

(это упражнение позаимствовано мной у Поля Грифина — автора и руководителя американского молодежного проекта City at Peace. Мы с удовольствием работали вместе в рамках этой интересной программы, созданной Полем и в Израиле, и в США)

Цели:

▶ тренировка самопознания;

▶ проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации;

▶ преодоление барьеров коммуникации.

Размер группы: оптимально — до 20 участников. Это пожелание связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: цветной скотч для разметки игрового поля.

Время: 15–20 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

«Линия раздела» может быть общегрупповым заданием, а может пройти — по решению тренера — лишь с небольшой группой участников-добровольцев. От всех, кто готов принять участие в «Линии раздела», требуется откровенность, прямота, а значит, — немалое мужество.

Если речь идет о команде добровольцев, то они выстраиваются лицом к остальным участникам встречи и оказываются стоящими перед проведенной на полу линией, разделяющей их — небольшую (8–10 человек) группу добровольцев — от участников-зрителей.

Ведущий обращается к группе с вопросами. После каждого вопроса следует продолжительная пауза, дающая возможность решить, каков будет ответ на него. Всякий раз, когда участники упражнения готовы дать положительный ответ, вместо слова «Да!» они просто пересекают линию раздела. При отрицательном ответе — остаются на месте, не переступая через «границу».

После каждой серии вопрос-ответ следует просьба ведущего ко всей группе:

— Посмотрите, кто пересек черту, кто остался на месте! Что вы чувствуете, сделав выбор, или наблюдая за чьим-то выбором со стороны?

Для примера приведу серию вопросов, на которые отвечали американские тинэйджеры, жители Вашингтона:

◼ Чувствуешь ли ты себя взрослым?

◼ Часто ли ты испытываешь чувство одиночества?

◼ Чувствовал ли ты себя глупым?

◼ Случалось ли, что кто-то из взрослых обманывал тебя?

◼ Можешь ли ты свободно выражать свои мысли и чувства?

◼ Бывал ли ты задержан полицией?

◼ Случалось ли, что кто-то из взрослых словом или делом ограничивал твою свободу?

◼ Часто ли у тебя есть причины гордиться собой?

◼ Возникала ли у тебя мысль о самоубийстве?

◼ Считаешь ли ты себя успешным человеком?

◼ Думаешь ли ты о Боге?

◼ Боишься ли ты одиночества?

◼ Случалось ли тебе по-настоящему бояться за свою жизнь?

◼ Есть ли в этом мире человек, который тебе дорог?

◼ Живешь ли ты с ощущением, что тебя любят?..

Уверен, что у любого тренера будет немало своих вопросов, которые он захочет задать группе. «Линия раздела», как правило, гарантирует серьезный настрой на непростой разговор о смысле жизни, о том, какой путь мы в ней выбираем. При кажущейся простоте, она служит своеобразным камертоном, проверяющим группу и ее участников.

«Я…, но я не…»

Цели:

▶ проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации;

▶ преодоление барьеров коммуникации,

▶ работа над осознанием иррациональных убеждений, разрушением стереотипных установок.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: бумаги и ручки для записей.

Время: 15–20 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение на разрушение когнитивных стереотипных установок. Участникам предлагается самостоятельно записать как можно больше высказываний о себе, построенных по принципу:

◼ Я мужчина, но я не агрессивный.

◼ Я пришел учиться новому, но я не глуп.

◼ Я еврей, но я не верю в Бога.

◼ Я женщина, но я не люблю украшений.

◼ Я блондинка, но я не наивна.

◼ Я инвалид, но я не нуждаюсь в жалости.

В завершении упражнения тренер может обсудить мысли и чувства участников по поводу собственных высказываний и того, что они услышали от других.

◼ Что подтолкнуло их к выбору именно таких формулировок?

◼ С кем они ведут очный или заочный спор? Кому испытывают необходимость что-то доказать?

◼ Насколько знакома им подобная ситуация «по жизни»?

«Своя рубашка ближе к телу!»

Цели:

▶ стимулирование самоанализ и навыки самопрезентации;

▶ преодоление барьеров коммуникации;

▶ углубление знакомства, создание доверительных отношений между участниками тренинга;

▶ приобретение опыта в определении «личных границ» самораскрытия, умения определять, что уместно, а что нет, в групповой встрече.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: листы бумаги формата А4, ножницы — несколько пар, маркеры для оформительских работ, клейкая лента или степлер (скоросшиватель) со скрепками.

Время: 40–60 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ
Первый этап

Тренер предлагает участникам задуматься о том, что бы они могли рассказать о себе другим участникам тренинга. Каждому предстоит самостоятельно определить «границы уместного самораскрытия», доверия, которое вызывают товарищи по группе, тренер.

Это необходимо сделать прежде, чем группа перейдет к выполнению задания тренера.

Задание: на одном листе формата А4 напишите что-то о себе (маркерами, крупно), что вы можете рассказать без проблем, с легкостью. На втором листе — запишите, пожалуйста, что-то о себе, что вам не так просто обнародовать, что требует определенной смелости, решимости, большего доверия.

Второй этап

Теперь каждый «сошьет» для себя рубашку. Даже для тех, кто никогда не занимался шитьем, это не составит труда!

Берем один лист А4 и разрезаем его на две вертикальные полоски. Затем берем подготовленные листы с текстом. Первый и второй лист поворачиваем друг к другу «спинками». К верхнему краю листов прикрепляем степлером вырезанные полоски бумаги — это своеобразные «лямки», «подтяжки».

Все, рубашка готова. Надеваем ее так, чтобы первое наше сообщение оказалось на груди, а второе — на спине.

Третий этап

После того, как рубашки «сшиты» и надеты, тренер предлагает участникам в течение 10–15 минут походить по комнате, познакомиться с тем, что сообщают о себе товарищи, задает вопросы, отвечает на вопросы.

Четвертый этап

Группа занимает свои места, не снимая «рубашек».

Тренер предлагает кому-то начать и рассказать о том, что написано у него на груди и на спине, почему именно эти вещи написаны, как он чувствует себя в своей «рубашке».

Следом за первым участником тренер приглашает других членов группы подключиться к разговору по ассоциации с уже прозвучавшими рассказами, второй участник «присоединяется» к услышанному, а затем рассказывает о своем выборе текстов.

ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе завершения задания тренеру уместно предложить участникам рассказать о своих впечатлениях о групповой работе, о том, насколько комфортно они ощущают себя сейчас.

◼ Что показалось вам важным, необычным, созвучным в рассказах товарищей?

◼ Видите ли вы группу так же, как это было еще час назад? Как изменилось (если это произошло) ваше отношение к себе и к другим?

◼ Чем этот опыт может оказаться полезным лично для вас? Для групповой динамики?

«Спрошу у зеркала…»

Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы быть.

Джордж Элиот

Цели:

▶ исследование на практике принципа «зеркальности», рассмотрение его особенностей и влияния на самовосприятие, межличностную коммуникацию;

▶ стимулирование самоанализа и навыков самопрезентации;

▶ углубление знакомства, создание доверительных отношений между участниками тренинга.

Размер группы: не имеет значения.

Ресурсы: листы и ручки.

Время: 30–60 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

— Я прошу вас сесть в парах таким образом, чтобы ваш партнер оказался совершенно незнакомым для вас человеком. Или хотя бы малознакомым. (Разбивка по парам)

…В течение двух минут сконцентрируйтесь на вашем партнере… Смотрите ему в глаза, попытайтесь «настроиться» на его волну. Все происходит молча…

…Попытайтесь интуитивно пролистать страницы его жизни, добравшись до его детства. Возраст — 4–6 лет… Представьте вашего героя как можно более полно. Пусть это будет позитивный взгляд… Как он выглядит? Его одежда? Окружение? Родители, друзья, подруги? Его настроение? Чем он любит заниматься? Особенности характера и поведения?..

Постарайтесь прочувствовать вашего собеседника и сейчас, когда время на подготовку подошло к концу, пусть каждый напишет все, что ему удалось «вспомнить о другом». Запишите, пожалуйста, все мысли, которые пришли вам в голову о детстве вашего партнера.

Теперь опять сядьте в парах и прочитайте, что у вас записано друг о друге. Большая просьба — не комментируйте услышанное о себе. Слушайте молча, а в конце поблагодарите того, кто набрался смелости отправиться в путешествие в ваше прошлое, в ваше детство!

Давайте вновь соберемся в круг. Я прошу каждого прочесть свои записи вслух, но… Читая, изменяйте, пожалуйста, имя собеседника на свое собственное имя. То есть прочтите нам рассказ так, как будто бы он написан не о нем, а о вас!

(Круг рассказов)

Давайте обсудим то, что произошло с вами до сих пор. Ваши мысли и чувства, — поделитесь ими с группой!

— Мне было сложно держать зрительный контакт с собеседником. Была неловкость от того, что вторглась в его личное пространство!

— Занятная авантюра. Не пойму пока что, но было очень занимательно поймать себя на таком «психологическом перевертыше».

— Сначала задание показалось глупым. Даже диким: как я могу представить этого лысого мужчину, наверное, уже дедушку, ребенком?! Откуда мне знать, как он был одет? Сначала решила саботировать задание тренера, но потом, от нечего делать — не смотреть же на собеседника впустую! — принялась фантазировать. Ну и нафантазировала… о себе!

— Скорее всего, я написал множество стереотипов. Не знаю… Как-то все это непривычно. Нужно осознать, что произошло…

— Итак, друзья, мы с вами на самом деле провели эксперимент, который должен объяснить вам, дать почувствовать на практике, что такое «теория зеркального “Я”».

Принцип зеркальности обнаружен Чарльзом Хортоном Кули — социологом и психологом, написавшим свои основные труды в первой трети ХХ века. Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Кули предположил, что «Я» состоит из «Я-чувств», которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других людей. Они — зеркало для нас. На наше представление о себе влияет то, как:

◼ мы думаем, что окружающие воспринимают нас;

◼ мы чувствуем себя в связи с ожидаемыми/воображаемыми реакциями на нашу личность;

◼ мы хотели бы восприниматься социальным окружением.

Проще говоря, наше понимание себя — это процесс, а не застывшая матрица, данность, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется.

Каждый из нас, таким образом, активно манипулирует решениями других, отбирая их (к кому из них следует прислушиваться, а к кому — нет), оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те отражения, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Наше принятие или непринятие других, то, что в окружающих нам нравится или же нас раздражает — это «отражения» того, что мы принимаем или отвергаем сами в себе.

Это понимание должно помочь нам заняться благоустройством собственной «территории», а не заниматься улучшением, перевоспитанием, совершенствованием других. И тогда желание отдалиться, отказать в общении сменяется концентрацией на собственном умении обустроить собственную жизнь. А это, как правило, сопровождается приятием, пониманием, уверенностью и самоуважением.

«Волшебный магазин»

(Я. Морено)

Цели:

▶ продемонстрировать многообразие подходов и взглядов на проблему выбора;

▶ творчески переосмыслить реальность;

▶ предложить группе инструмент символической проективной диагностики проблем и конфликтов;

▶ развить гибкость и чувство толерантности;

▶ провести тренировку преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между идеалом и реальностью.

Размер группы: до 20 участников. Это пожелание связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: все, что поможет создать особую таинственную театральную атмосферу: театральные «выгородки», «прилавок», весы, счеты, парик, куски цветной материи, коробки, склянки, пакеты и т. д.

Время: от 30–40 минут до часа.

ХОД ВСТРЕЧИ

Игра, предложенная в свое время Якобом Морено, предлагает нам перевести метафору магазина на вполне конкретный язык экономики: свойства и характеристики личности — это наши ресурсы, и чтобы чем-то обладать, нужно за это «заплатить» определенную цену.

Наши ценности подвергаются проверке на прочность: что мы готовы сделать для достижения поставленной цели, для того, чтобы жить «по принципам»?

— Я хозяин волшебной лавки, — говорит тренер, занимая место у воображаемого прилавка необычного магазина. Этот магазин мы обозначаем стульями, столиком, этажеркой в углу, на которую помещаем разнообразные оказавшиеся под рукой предметы. Вывеска «Волшебная лавка» очень поможет созданию антуража и усилит настрой участников.

— Я пробуду в магазине чуть больше получаса, но за это время многие из вас смогут купить то, что им было бы важно приобрести для улучшения собственной личности, вашей жизни, умений, стремлений, пожеланий. Цена, которую я запрошу, будет высока, но разве не дорогие вещи вы собираетесь приобрести?! Я приглашаю первых покупателей…

Иногда участники встречи воспринимают идею волшебной лавки с некоторым замешательством. Но уже первые посетители лавки — самые смелые — снимают страх перед неожиданным метафорическим заданием.

Участники активно приступают к купле-продаже. Здесь «по бартеру» можно обменять бутылочку счастливых слез на фунт готовности эмоционального самораскрытия, ранимости, бессонных ночей. Любовь продается за отказ от привычной бутылочки пива в мужской компании и умение сделать ненавязчивый и искренний комплимент жене. Три фунта кокетства уходят по цене умения признать себя женщиной и отказа от постоянной проверки того, насколько «мое поведение соответствует принципам феминизма». Высокая цена была заплачена за «умение прощать».

Продавец запросил, с одной стороны, уверенность жены в собственной непогрешимости, с другой — понимание того, что мужчина — это не часть семейного интерьера, а самостоятельная личность со своими потребностями, запросами, ценностями…

Нелегко решалась проблема выбора будущей работы: та, которая наиболее интересна, или та, которая принесет наибольший финансовый успех…

Записки на полях

Мы должны благодарить Бога за:

•…Супруга, который каждую ночь стягивает на себя одеяло — потому что он спит с вами, а не ходит где-то по ночам.

•…Налоги, которые вы платите, потому что они значат, что у вас есть работа.

•…За беспорядок, который вам нужно разгребать после вечеринки, потому что он означает, что у вас есть друзья.

•…За одежду, которая становится маловата, потому что это значит — у вас достаточно еды.

•…За вашу тень, наблюдающую за вами в процессе работы, потому что это значит — вокруг вас много солнечного света.

•…За газон, который опять надо стричь, окна, которые снова надо мыть, канализацию, которая опять забита, потому что все это значит — у вас есть дом.

•…За постоянные жалобы на действия правительства, потому что они означают — у нас есть свобода слова.

•…За место для автомобиля, которое вы нашли в самом дальнем конце паркинга, потому что это значит — вы еще способны ходить, и мало того — у вас есть свой транспорт.

•…За то, что дама позади вас поет ужасно фальшиво — это значит, что вы еще способны слышать.

•…За гору грязного белья для стирки и чистого для глаженья — это значит, что вам и вашей семье есть что надеть.

•…За усталость и боль в мышцах в конце трудного дня — это значит, что вы еще можете поработать на славу.

•…За будильник, который снова будит вас ни свет и заря, потому что это значит, что вы еще живы.

Джордж Карлин, американский комик в жанре stand-up comedy, актер и писатель, обладатель четырех премий «Грэмми» и премии Марка Твена. Автор 5 книг, более 20 музыкальных альбомов, снялся в 16 фильмах

«“Кто я?” — управляемое воображение»

Ресурсы: набор рисунков, метафорических карт, фотографий с изображением животных, птиц, обитателей природы.

Эта упражнение требует возможности участникам удобно расположиться — сесть на стуле, кресле, на полу или лечь на матрасик. Важно, чтобы работе тренера и группы не мешали посторонние шумы и звуки. Можно при желании использовать негромкую медитативную музыку.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Сядьте удобнее. Почувствуйте, что вашему телу комфортно.

Мышцы могут расслабиться, никакая часть вашего тела не напряжена. Закройте глаза.

…Вы делаете глубокий вдох через нос и выпускаете воздух через рот. Еще несколько глубоких дыханий. Наполните легкие кислородом. Почувствуйте, как движется сообразно вашему дыханию живот и ребра. Положите руку на солнечное сплетение. Попробуйте почувствовать ее тепло. Присоединитесь к своему телу, своей сущности. Услышьте биение сердца, ток крови…

…Представьте себя на лоне природы… Пейзаж, который вы видите, вам очень нравится, он вам «по сердцу». Тропинка ведет вас вперед… Что вокруг вас? Поля? Горы? Морской берег? Где вы находитесь?

Почувствуйте воздух, его запах. Какое это время суток? Ночь? День? А может, раннее утро?

Вам жарко, холодно, приятно? В какое время года происходит ваша прогулка? Как вы одеты?

Вы слышите, что вокруг вас бурлит жизнь. Это люди? Скорее, это представители животного мира: птицы, звери, насекомые…

Один или несколько появляются перед вами, чтобы рассказать, в чем ваша неповторимость, в чем заключаются особенности вашего я, чем вы похожи на них, тех животных или насекомых, или птиц, которые вступили сейчас в контакт с вами!

Услышьте издаваемые ими звуки. Услышьте то, что они сообщают вам, запомните полученное сообщение.

Присядьте на обочине, чтобы секунду передохнуть и сохранить впечатление от встречи.

Возвращаемся потихоньку обратно.

5, 4, 3, 2, 1… Откройте глаза!

ВТОРОЙ ЭТАП

Теперь тренер раздает «вслепую» каждому из участников карты или рисунки с изображением обитателей природы.

Он просит каждого всмотреться в изображение и понять, какие свойства, характеристики животного мы носим в себе? Что общего может быть у нас с полученным образом?

ОБСУЖДЕНИЕ

◼ Расскажите, что произошло во время вашего путешествия?

◼ Что услыхали вы от обитателей животного мира?

◼ Как вы сами можете интерпретировать карту-образ животного, который вам достался? Какую связь между вами вы видите?

◼ С каким чувством вы завершаете этот опыт управляемого воображения? Что этот опыт может дать вам?

◼ Кажется ли он значимым для вас? В чем это значение?/ Что мешает вам воспринять этот опыт как позитивный? Чего, на ваш взгляд, не произошло?

Кстати! Материалы для тренера

Работа группы в этом упражнении связана с обращением к бессознательному. Попытке через символ, образ, ассоциацию установить связи между интуитивным, предполагаемым, скрытым в подсознании и тем, что мы проживаем ежедневно в нашей практике.

Нередко участники группы хотят получить у тренера «разрешение», «подтверждение» своих интерпретаций, мыслей, метафор. Важно не поддаваться на эту просьбу о «поддержке», а оставить каждого из членов группы с его вопросами, его «эхом» — ведь каждая личность «резонирует» со своей системой образов, своим опытом.

Интересно, что еще Гёте считал, что человеку свойственно «слышать» то, что ему подспудно известно. «Известное», «знакомое» открывает нас восприятию. Когда мы знаем свое предназначение, свой путь, уверены в нем, то мы меньше зависимы от мнения и «разрешения» (а по сути — от «помех»!) других людей.

«Белая ворона»

У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление!

Французская поговорка

Цели:

▶ помочь участникам познакомиться в игровой непринужденной манере;

▶ потренироваться в анализе личности партнера с помощью оценки его внешнего вида, мимики, жестов, походки;

▶ развивать умения творчески соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

▶ обсудить преимущества и опасность стереотипов, предубеждения, ярлыков в коммуникации.

Размер группы: не более 12–15 участников.

Ресурсы: листы бумаги, ручки, булавки.

Время: около 20 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Приготовимся к игре таким образом: пусть каждый возьмет лист бумаги, карандаш и булавку. Встаньте в круг в затылок друг другу. Каждый аккуратно прикрепляет на спину своего партнера листок с помощью английской булавки. Готово?

Теперь можете рассредоточиться по комнате в свободном движении. Пока вы ходите и смотрите на встречных, я объясню вам задачу. Встретив кого-то из участников группы, определите образно, ярко суть его характера в одном-двух словах. К примеру, «воздушный шарик», «бульдозер», «приют мудрости», «белая ворона»… Постарайтесь быть точны, оригинальны, но не обидны! Найдя образное определение встречному, вы останавливаете его и записываете свой эпитет на листике за его спиной.

Время пошло! В вашем распоряжении 10 минут.

Когда время истекло, вновь группа становится в круг и каждый участник снимает со спины своего партнера листок и вручает его «хозяину».

ОБСУЖДЕНИЕ

◼ Каковы ваши впечатления от игры?

◼ Узнаете ли вы себя в полученных эпитетах? Что, на ваш взгляд, является точным попаданием?

◼ Что помогало вам найти определение для товарищей по команде? Что становилось критерием в поисках метафор? Расскажите им об этом!

◼ Как вы считаете, предубеждение, стигма, ярлык помогают или мешают в коммуникации? Приведите пример из вашего жизненного опыта. Из опыта вашего участия в нашей группе.

◼ Во многих случаях в ходе игры вы были не первыми, кто оставлял на листке участников свои впечатления. Как вы думаете, насколько удавалось вам «включить» собственное восприятие, а не впадать в зависимость от образов, метафор, оставленных на листах до вас другими?

ЛЕКСИКОН

Стереотип (от др. — греч. — твердый, объемный + — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т. д.

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее. (Википедия. Свободная энциклопедия)

«Приручи своих драконов!»

Взгляни страху в лицо, и ты избавишься от него.

Наполеон Хилл

…Подумайте еще раз о заветных желаниях, хранящихся в вашей душе. Взвесьте снова аргументы, придуманные вами в оправдание невозможности исполнения вашей мечты. Отбросьте их в сторону и настройтесь на то, что ваши желания исполнимы и воплощение их находится в ваших руках. Помните: вы — единственный, кто удерживает вас на месте.

Энтони Робертс

(в подготовке этого упражнения использованы материалы тренинга Всеволода Зеленина «ВДОХновение творчества». Тель-Авив, февраль 2014)[4]

Цели:

▶ познакомиться со своими «драконами» поименно, осознать, каков ущерб от их «кормления» я наношу собственной личности и возможностям самореализации во всех сферах жизни;

▶ позволить своему бессознательному рассказать нам о внутренних блоках, о панцирях сознания — наших драконах;

▶ определить и сохранить, «заякорить» в восприятии положительный Я-образ. Уметь сверяться с ним в минуты душевных кризисов и сомнений в собственных силах;

▶ провести тренировку преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между желаемым и действительным.

Размер группы: до 20 участников. Это пожелание связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: Лист распечатки с фрагментом книги Хосе Стивенса[5] — глава «Беглый взгляд на семерых драконов», блокноты и ручки для записи.

Важно, чтобы работе тренера и группы не мешали посторонние шумы и звуки. Можно при желании использовать негромкую медитативную музыку.

Время: от 40 минут до часа.

ХОД ВСТРЕЧИ

— Сегодня я хочу представить вам одну замечательную книгу: «Приручи своих драконов», ее автор — Хосе Стивенс. Эта одна из тех книг, которые могут помочь каждому из нас познакомиться с тем, что мешает жить, дышать свободно, добиваться поставленных целей, самореализовываться, ощущать радость и полноту жизни. Идея книги заключается в том, что каждый из нас прикармливает собственных Драконов — личные страхи, иррациональные убеждения, зависимости… Давайте назовем наших драконов «по именам»! (Тренер раздает участникам распечатку с главой из книги. Читает текст.)

Записки на полях
БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЕРЫХ ДРАКОНОВ
Дракон высокомерия

Страх перед собственной незащищенностью, уязвимость и страх перед возможным вынесением негативной оценки; завышенное представление о собственной значимости. Люди, испытывающие воздействие этого дракона, плавают от чувства напыщенности и собственной особенности до ощущения подавленности и полной никчемности. Их страхи выражаются в отчужденности, оторванности, стеснительности, притворстве, самолюбовании, ложном представлении о собственной значимости и критическом отношении окружающих. Они пытаются выглядеть совершенными и безупречными в глазах других людей, поскольку в детстве подвергались бесконечным сравнениям с завышенными стандартами.

Дракон самоуничижения

Страх перед собственной неполноценностью и плохой подготовленностью к жизненным испытаниям; заниженное самоуважение. Страх людей с этим драконом проявляется в их раболепствовании, пресмыкании, нескончаемых извинениях, робости, подавленности и самокритичном отношении. Они избегают критики окружающих, первыми подвергая себя критической оценке. В детстве подвергались давлению со стороны родителей и унижениям.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Умный самоучитель психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

«Ган науль» на иврите в буквальном переводе — «запертый сад», закрытый на замок. — Прим. М. Кипнис.

3

Офра Майзельс — клинический психолог, профессор и декан факультета образования Хайфского университета, председатель Педагогической комиссии Министерства просвещения Израиля.

4

Всеволод Зеленин — член координационного совета Интернациональной ассоциации тренеров НЛП, лауреат международных конкурсов, доцент кафедры отраслевой психологии и психологии управления Украинского Национального педагогического университета им. М. Драгоманова, тренер, консультант, специалист по организационному развитию. (См. www.zelenin.com.ua)

5

Джозеф Стивенс. Приручи своих драконов. Обрати недостатки в достоинства. СПб., «Питер», 2012.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я