Через все времена

Михаил Голицын

В далёком советском прошлом молодой парень Иосиф сталкивается с видениями о древнем и таинственном артефакте Хазарского каганата – «Воля Кагана». Для него это становится частью жизни, но ещё больше его удивляет то, что его внук Жорка тоже столкнулся с такими видениями. Вместе им предстоит разгадать тайну «Воли Кагана», преодолев при этом не малый путь генетической памяти, проявляющихся в видениях, и реальных поисках артефакта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Через все времена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4

5

Время экспедиции было выбрано сразу же после сдачи экзаменов. Иосиф и ещё десять человек, специалистов в разных областях и таких же разнорабочих, как и он, загруженные вещами, на автобусе отправились вверх по течению Дона. Им предстояло исследовать острова в районе станицы Раздорской. Руководитель экспедиции писал работу по теме казачества и им предстояло, помимо этнографической работы, провести изучение мест ранних стоянок казаков.

Прибыв на место, они поселились в палаточном городке, так как станица Раздорская не могла порадовать их общежитием или каким-либо другим местом для проживания. Но, так как на улице было лето, то палатки воспринимались всеми как лучше место нежели душные комнаты.

Иосиф, не имевший представления о том, что такое экспедиция и как всё организовано очень быстро влился в общее дело. Первым делом он вместе с одним из сотрудников университета на лодке отправился проводить рекогносцеровку местности. Мотора лодка не имела, так что пришлось Иосифу работать вёслами. Несмотря на то, что у них была карта, всё равно решили осмотреть всё, чтобы выбрать наиболее оптимальные места для исследования. Здесь, по мимо самого большого острова в этой части Дона — острова Поперечный, есть ещё несколько небольших, а противоположный берег был изрезан ериком, разливами реки, к тому же тут впадал в Дон ещё и Сухой Донец, а мелких ручейков, образованных от родников было не счесть. Небольшие передышки, связанные с выходом на берег, чередовались новой работой вёслами и часов через пять Иосиф уже изрядно устал, но не подавал виду. К тому же его товарищ по заданию обладал обширными знаниями в области географии и, не скупясь, делился ими с Иосифом. То на что раньше Иосиф бы и не обратил внимание, сейчас открывало ему новые особенности природы родного края. Он с жадностью впитывал эти знания, смотрел как обозначается всё на карте, как проводятся замеры нивелиром. Вечером спину и руки начинало ломить от «прогулки на вёслах», но всё же он держался.

Сидя у костра он слушал о чём говорят его коллеги. Большее из того, что он слышал, ему уже было известно, но, когда один из коллег пошутил про золото Степана Разина, Иосиф впервые за вечер задал вопрос.

— О, мой юный друг, — начал собеседник, — это очень интересная история. Думаю, кто такой Степан Разин вам рассказывать не нужно, как и то, что во время его восстания много было награблено, но после не было найдено. Так вот, существует версия, ну или назовите её легендой, сказкой, вымыслом, как угодно. И основывается она на том, что перед казнью его младший брат Фрол выкрикнул: «Слово и дело государево!», что означало, что он готов сотрудничать с государством и выдать им всё, что знал. Ну и, понятно дело, государству было интересно где же Разин спрятал золото. Разин же крикнул брату: «Молчи, собака». В результате Разина, как мы знаем, казнили, а вот Фролу казнь отложили. О словах Фрола доложили царю Алексею Михайловичу, ну а тот поручил проверить данные словами своим служащим. Вот и поехали на Дон царский стольник Григорий Косогоров и дьяк Андрей Богданов. Искали они искали по приметам Фрола клад, но в результате ничего не нашли. Ну и сейчас есть две версии: первая, Фрол хитростью и ложью хотел отодвинуть, ну или облегчить свою казнь; и вторая, его слова послужили знаком для верных людей, чтобы те перепрятали клады. Кто только клады эти не искал, и где только не искали, но «урочище на прорве под вербою, а та-де верба крива посерёдки» так и не нашли. Ну а станица Раздорская — одна из самых известных казачьих станиц, да и Разин с Пугачёвым тут бывали. Ну а где прятать сокровища, как не в самом центре земли казачьей?

Потом эту тему ещё долго обсуждали, что-то доказывали, спорили. А Иосиф сидел у костра и смотрел на огонь, представляя, как изменится отношение к нему со стороны студентов и преподавателей если он найдёт этот клад.

Но этому «если» не было суждено случиться. За всю экспедицию никакого клада они не нашли, а его роль сводилась в основном к физическому труду. Несмотря на это, из экспедиции он вынес не мало знаний, которые пригодятся ему в будущем. А пока после завершения работ он распрощался с коллегами и прямой дорогой направился домой в свою родную Хорошевскую.

Дом встретил его как обычно радостно, да и сам он спешил побыстрее рассказать семье о своём первом опыте экспедиции, учёбе и жизни вообще. Вечером, когда все дела были закончены, мать накрыла стол на улице и после плотного ужина, за чаем Иосиф начал рассказывать о своих приключениях. История с кладом Разина никого не поразила и не вызвала восхищение, наверное, кроме самого Иосифа никто не воспринял её как реальность. А вот увлечение изучением родного края и истории людей, живших здесь, все оценили высоко. Особенно этому был горд отец, хотя Иосиф и не понимал, чем изучение этой местности важнее изучения Сибири или Урала, но спорить не стал, а, видя интерес к этой теме, начал пересказывать всё, что читал у Гумилёва. Кто такой Лев Гумилёв никто из семьи не знал, но то, как он относился к кочевникам, жившим на этой земле, как старался собрать их историю по крупинкам и какое место отводил им в истории всем очень понравилось. Вечерняя беседа плавно перетекла в ночную и, когда уже звёзды во всю блестели на небе, дед пошёл домой, а сам Иосиф улёгся спать на улице. Наверное, тем, кто вырос в горах или у моря никогда не понять тех, кто вырос в степи. Иосиф не был ни на море, ни в горах, но он немного пожил в городе, шумном и суетливом, и сейчас, приехав домой, он наслаждался этой тишиной, запахом трав, льющимся, словно волны, он слышал, как пели птицы, как шумел ветер в кронах деревьев. Он вдыхал полной грудью этот родной, но немного позабытый воздух. Он смотрел в небо и видел звёзды, тут они были другими, роднее что ли, или может быть ближе, а может тут они просто светили ярче. Как бы то ни было, здесь он ощущал атмосферу дома, летнего времени, полного приключений и событий. Он лежал и вспоминал своё детство, как купались в реке, как играли с ребятами, как долго тянулось лето. Странное дело, а ведь в детстве всё так долго: и лето, и зима, и учёба, и любая неделя тянется и тянется. Наверное, потому, что в детстве ты ещё не ощущаешь время, нет забот и дел, которые нужно обязательно успеть и закончить. А может быть потому, что в детстве нет того багажа знаний и опыта, поэтому каждый новые день приносит новые эмоции, новые познания и это делает каждый день запоминающимся и длиннее. Вспоминая своё девство, мысли Иосифа невольно подняли из памяти сон, после которого его товарищи погибли на реке. От этого воспоминания холодок пробежал по коже и стало как-то неприятно и немного страшно. Страшно не от того, что приснилось и, что случилось, а от того, что он же мог быть с ними, и сейчас бы не лежал под звёздами, а давно превратился бы в прах. Странно всё это: это отражение, этот сон. Кто он вообще этот человек, привидевшийся ему? Откуда он знает будущее? И будет ли он предупреждать об опасностях ещё? Ответов на эти вопросы Иосиф не знал. Но всё же где-то в глубине души верил и надеялся, что этот человек будет оберегать его от опасности. Постепенно усталость сковала его веки и сон окутал сознание.

День за днём, проведённых в заботе и хозяйственных хлопотах, вернули сознание Иосифа от мечтающего студента к трудящемуся казаку. Всё это не было ему в новинку, но и в то же время, пока он был занят делами, не было времени, чтобы мечтать и планировать, не думалось о кочевниках и теориях их происхождения, не крутились в голове термины и определения.

В конце лета домой пришла телеграмма, адресованная Иосифу, в которой его новый товарищ и руководитель предлагал ему отправится на раскопки в район хутора Карпов, там, где река Сухая впадает в Дон. От такого предложение глупо было отказываться, да и место это было километрах в тридцати от Хорошевской, так что Иосиф даже долго думать не стал, а собрав вещи, попрощался с родителями и на ближайшем автобусе укатил к назначенному месту.

Раскопки предполагалось вести на изгибе реки. Там при распашке земель под пшеницу был вырыт человеческий череп, а приехавшие на место сотрудники милиции, определив на глаз его древность, сообщили об этом в университет, где из незанятых сотрудников наскоро решили сформировать группу.

Прибыв на место, Иосиф увидел, что кроме него, руководителя есть ещё два человека из числа студентов, учащихся на последнем курсе. В общем компания была не самая большая и возможность участия в физическом труде в минимальном размере была нулевая. Так что лопата опять стала для Иосифа надежным другом.

Август хоть и является последним месяцем лета, но прохладнее от этого не становится, к тому же отсутствие какого-либо полога на месте раскопок делало день ещё жарче. Иосиф и двое других студентов под чутким руководством куратора откидывали землю с вычерченной площади. Кидая лопатой землю, Иосиф понимал, что телеграмма была не признанием его заслуг в образовании или последней экспедиции, а всего лишь возможность найти ещё одни рабочие руки. Но, ничего не поделаешь и он продолжал кидать землю до самого вечера. Заночевали в Карпове, где местные жители любезно предоставили кров. А на следующий день опять преступили к раскопкам. На этот раз лопаты уже сменились на небольшой савок, тонкий мастерок и щётку.

То, что они раскопали оказалось не древним захоронением в понимании учёных, а отдельной могилой, древней, совершённой без обряда (этот вывод сделали на основании того, что в могиле и рядом с ней не нашли никаких ритуальных предметов, с которыми погребали покойных), к тому же, судя по глубине, могилу делали наспех, не глубокую и даже не прикрытую камнем. Рассматривая скелет, они заметили, что со спины в грудной клетке у него остался обломок стрелы с наконечником. Конечно, от времени и обломок стрелы, и её наконечник превратились в остатки, но всё же по всему можно было сделать вывод, что убит этот незнакомец был выстрелом из лука в спину. Что ж, обычная смерть в степи среди кочевников. А учитывая способ захоронения, то покойник не был знатным человеком, да и о смерти его особо никто не печалился, возможно и не хоронили даже, а просто присыпали землёй. В общем надежда на историческое открытие не оправдалась. Руководитель охладел к находке и принялся заполнять документы, а Иосифу с ребятами были указано на упаковку фрагментов скелета в коробки. Чем они и занялись. Собирая части скелета, Иосиф увидел вдавленный в землю маленький каменный амулет, чем-то похожий на наконечник стрелы. Поддев его ножом, он взял его в руку: каменный, тяжёлый, видимо был перевязан верёвкой крест на крест и носился на шее. Находка не была чем-то особенным или редким. Очень часто кочевники носили различные амулеты и обереги, причём сделаны были они как из камня, так и из кости, металла, дерева. Понимая, что его находка не прольёт свет на жизнь и смерть этого кочевника, Иосиф положил её в карман.

Конец ознакомительного фрагмента.

4

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Через все времена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я