Библия сквозь решетку. Книга для тюремного служителя

Михаил Воронов

Тюремные застенки никогда не вдохновляли ни на подвиг, ни на особое сострадание. Но там, за колючей проволокой, не просто преступники и не просто подлецы и негодяи. Там, за крепчайшими стенами чуждого свободным людям мира, томятся люди. Люди, за которых на кресте Голгофы умирал наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Как посеять в этих ожесточённых сердцах семя живого Евангелия? Об этом и не только в этой книге, полезной, как для добровольцев, так и для профессионалов тюремного служения.

Оглавление

Библейский взгляд:

Многие факторы, имеющие воздействие на формирование и на процесс жизни личности человека, светской (мирской) наукой определяются, как эксклюзивные, присущие только этому миру, на самом деле можно обнаружить уже на страницах Библии, священной книге всех христиан. Неискушенный взгляд стороннего наблюдателя может этого не заметить, но при пристальном рассмотрении этого утверждения обнаруживается, что уже с первых слов библейского повествования, все три ранее упомянутых фактора присутствуют здесь во всей своей полноте.

Ветхий Завет

До момента грехопадения через непослушание Богу, человек жил в Эдемском саду. Там была очень ясно очерчена среда обитания: Книга Бытие 1:26—31 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

Изначальный замысел Творца определил и устройство внутреннего мира Эдемского сада, и субординацию подчинённости, и задачи для самого человека, и авторитет Самого Себя, как Бога, Сотворившего всё видимое и невидимое. Человек изначально мог пользоваться теми направлениями жизненного устройства, которые были изложены в послании Бога Отца. Практически полная свобода в действии, задачи, поставленные Творцом, ничем не ограниченное, прямое общение с Господом, всё это указывает на то, что человек имел полный спектр возможностей для роста во всех трёх исследуемых нами областях: В возможности взаимного воздействия на мир, взаимного воздействия на окружающую среду и развитие двусторонних отношений с Авторитетом, которым в Эдеме, безусловно, являлся сам Бог. После того, как перед человеком были поставлены задачи, Творец деятельно участвовал в жизни людей через щедрые даяния. Невозможно предположить, что человек сам по себе, без участия своего Отца, мог дать названия всем животным. Здесь прослеживается сверхъестественная мудрость, которую мог дать только Господь. Осознание гибельности одиночества, желание иметь общение с подобным себе существом у Адама, тоже не могло произойти без участия и водительства Духа Божьего, который свободно открывал Себя в делах Адама, в его поведении и в желаниях.

Бог изначально установил порядок коммуникации и совместного труда. Всё, что Господь сотворил, удостоилось наивысшей оценки Самого Творца: «Хорошо весьма!». В этих словах скрыта не просто констатация факта того, что работа закончена, в этих словах окончание фазы творения, посева долговременной перспективы роста сотворенного. Однако, процесс работы Творца, появление нового, в Библии не переходит в статичный процесс. Напротив, восклицание: «Се, творю всё новое!» подтверждает непрерывность творческой реализации задуманного, непрерывность переходных форм и роста сотворенного. Бесконечный, великий, непознаваемый Бог никогда не останавливается. В Боге и только в Нём сокрыта жизнь для всего, что движется и существует. Только у Него есть мудрость и в Нём раскрывается глубина познания сотворённого.

В этом простейшем отображении устройства Эдемского социума, как его видел Господь, видно полное единение Творца, творения и того, кто был обязан трудиться, охраняя, возделывая и владычествуя над порученным Богом объектом — Эдемским садом и его обитателями.

Здесь есть пища для размышления многим умам протестантской теологической и философской мысли, к школе которых причисляет себя и автор этой книги. Так ли всё прямолинейно, как мы привыкли себе представлять? Так ли всё упрощённо, понятно для читателя Библии? Безусловно — нет! Глубина, широта и высота божественного откровения для людей неизмеримо больше и величественней. Только фундаментальное познание этого величия, как и в начальной школе, начинается с азов, с алфавита, с прописных букв, с изучения таблицы умножения. Без изучения простейшего, никогда не наступит понимание сложного. Поэтому, принятие верой азов творения, азов мироздания, создаёт крепкий фундамент для развития откровения, полученного свыше в разуме человека, укоренение и расцвет не человеческой мысли и философского исследования творения, а Божьего, сверхъестественного познания мира. Именно через такой, развёрнутый подход, для нас открывается то, что произошло с человеком далее, после катастрофы грехопадения. Здесь, именно в этой части, особенно сильно раскрывается прямое воздействие Слова Божьего — Библии на человека.

После грехопадения устройство социума сотворенного мира коренным образом изменилось. Произошло трагическое разъединение. Теперь все оказались разъединены грехом. Творение — под проклятьем, человек — мёртв по грехам и преступлениям, Бог — единственный живой, истинный и святой. Таково положение дел после грехопадения. Именно это состояние зафиксировано на страницах Ветхого Завета. Человечеству предлагается принять констатацию этого факта для того, чтобы искать выход. Если человек принимает верой то, что он разделён грехом с Богом, то дальше Господь открывает ему путь воссоединения.

Даже оппоненты протестантского взгляда на содержание Библии, замечают основные постулаты учения о разделении человека с Богом путём грехопадения, то тем более на этих позициях стоят и последователи протестантского учения о грехе и о спасении. Таким образом, нет никакой возможности, даже полностью неверующим наблюдателям, списать своё непонимание этих истин на отсутствие информации. Это ещё одно подтверждение безусловного воздействия текстов Библии не только на узкую часть верующих, но и на всё общество людей.

Христианство, вслед за иудаизмом, продолжило многовековое влияние на философскую мысль ведущих учёных своего времени. Это воздействие оказалось крайне полезным в части разрушения многих заблуждений и извращения божественного откровения, обращённого к человечеству. Один из исследователей возможного воздействия Ветхого Завета на философскую мысль древних мыслителей, Сергей Поздняков пишет, что на учение Платона о бессмертии души, возможно, оказали влияние тексты Ветхого Завета. Эти данные недостаточно изучены, но уже сейчас можно предположить, что общение философской мысли между эллинами и иудеями присутствовало в мировой истории.

Иерей Максим Мищенко, один из христианских исследователей Библии, прямо указывает на философское содержание некоторых книг Ветхого Завета наряду с духовным. «Рассматривать «учительные» книги стоит как «философские книги Ветхого Завета», как специфический библейский жанр в священном каноне. Лишь по форме они могут быть философскими, так как в своем содержании они имеют премудрость. Впрочем, по слову Зигабена, Византийского богослова и экзегета, «мудрость есть самый лучший и высший предмет философии». Но все-таки в своей основе учительные книги стоят на законе, как и исторические книги, и являются органической частью Священного Писания. Так, если в законоположительных книгах описывается, как дается закон, а в исторических, как закон воплощается в истории (внешней жизни) то в учительных книгах говорится о том, как закон должен исполняться во внутренней жизни, в поведении среди людей. С другой стороны, книги мудрых отличаются от законоположительных тем, что приходят к нормам закона через рассмотрения жизненных ситуаций и наблюдением за миром (как бы от противного) «там она прямо от Бога, здесь — от человека».

Таким образом, уникальность влияния текстов Ветхого Завета на мировоззрение древних — налицо. История сотворения, история появления человека, история грехопадения и многовековое ожидание спасения в лице Мессии, просто не могло не отразиться на историческом, ментальном и физическом фоне развития человечества. Легенды о мудрости Израильских правителей, слухи и свидетельства о многих чудесах, которые Бог являл для Своего народа, пробуждали интерес к иудаизму, как к религии, и как к философски — этической форме мыслительных процессов. Перевод на греческий язык книг Ветхого Завета оказал огромное влияние на человеческое сообщество.

И. С. Вевюрко в труде под названием «Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли» пишет следующее: «Канон Септуагинты является единым целым не только как исторически сложившееся Священное Писание христиан, но и в качестве культурного факта, который состоялся в общих чертах еще до появления христианской религии.

Язык Септуагинты, рассматриваемый, как религиозный феномен, есть особым образом сформированный язык пророческого слова, молитвы и богословия, изучение природы которого во многом проясняет, как исторически, так и логически, феномен и специфику сакральных языков христианства, в том числе церковнославянского.

Через последующие переводы Септуагинта оказала кардинальное влияние на развитие ряда национальных культур Европы и Азии, включая отечественную. Изучение этих переводов, отражающих разные редакции библейского текста, имеет большое значение не только для истории самой Септуагинты, но и для научного исследования Библии вообще. Оно не менее важно для понимания религиозного мышления соответствующих эпох, включая мотивацию переводчиков и собирателей священного текста».

Для полноты оценки воздействия Библии, в частности, книг Ветхого Завета, на развитие человечества в целом, нельзя не обратить внимание на влияние библейских текстов на все сферы жизни древнего, средневекового и современного мира.

Нет возможности пропустить без внимания такую важную составляющую часть Библии, как пророчества. Во все времена люди стремились узнать, что их ожидает в близком или далёком будущем. Цари платили целые состояния для того, чтобы узнать, как строить царства, как и с кем дружить и торговать, а с кем воевать. От этих знаний зависели целые цивилизации, но только Библия имеет никем не превзойдённый количественный и качественный список пророчеств, как записанных, так и исполнившихся.

Исследователь библейской истории и текстов, Джош Макдауэл в своей книге «Неоспоримые свидетельства», запечатлел замечательное исследование того, что написано в Библии, критику текстов и исполнение пророчеств:

«Во Второзаконии говорится, что истинное пророчество — лишь то, которое сбывается. Не следует забывать, что это лишь необходимое, но не достаточное условие — иными словами, слова, которые сбываются, не обязательно исходят от Бога. Когда лжепророк делает предсказание, которое сбывается, это может быть искушением Божьего народа. Моисей установил чёткий богословский критерий истинности всех будущих пророков: даже если предсказания пророка, не повинующегося закону Моисееву, сбываются, пророк этот — ложный».

Очень строгий подход к определению истинного и ложного пророчества объясняется тем, что от пророческих высказываний зависело не только благосостояние народа, но и его жизнь. Жизнь целых городов и даже государств.

«Многие критики пророческих предсказаний склонны считать, что они были сделаны «задним числом», то есть уже после предсказанных событий. К несчастью для этих критиков, предсказания пророков содержат ясные указания на время, когда они появились. Именно поэтому мы и имеем дело с таким чудом, как пророческие предсказания.

Высказываемое критиками Библии предположение того, что все события и даты были «причёсаны» в последующие за пророчествами годы, сами не выдерживают критики. В настоящее время основная масса пророчеств, касающихся конкретных городов и стран, уже проверены, и доказаны археологическими исследованиями. Вот примеры критики и апологетики книги пророка Иезекииля:

В своей книге «Археология и библейская история» Джозеф П. Фри пишет, что когда он впервые проходил курс библиоведения, ему сказали: «критики не притрагивались к Книге Иезекииля, и что её подлинность представляется бесспорной… Однако в последние годы её стали подвергать нападкам, которые, как указывает У. Ф. Олбрайт, совершенно неоправданные. По его мнению, нет никаких причин, чтобы не вернуться к первоначальному, более консервативному мнению».

Известный исследователь Э. Дж. Янг делает следующие наблюдения над Книгой Иезекииля: «Вышеприведенный обзор даёт представление о том, насколько разнообразной критике в последнее время подвергалась Книга Иезекииля. Так называемые проблемы, встречающиеся при изучении этой книги, проще всего решить на основе традиционного взгляда, а именно: что сам Иезекииль целиком написал всю эту книгу».

Янг ссылается далее на двух других учёных, Х-Х. Роули и С. Р. Драйвера. «В 1953 году, — пишет он, — в защиту целостности книги выступил Роули, убедительно показавший несостоятельность теорий, „относящих либо самого пророка, либо его литературного создателя к периоду после изгнания“. Эта работа Роули — превосходное введение к изучению современной критики Иезекииля».

«Драйвер, — добавляет Янг, считал, что „никаких критических вопросов не возникает в связи с авторством этой книги, которая целостна от начала до конца и несёт на себе безошибочный отпечаток работы единого разума“. И действительно, существуют веские основания считать Иезекииля единственным автором книги. Она автобиографичная — повествование всюду ведётся в первом лице единственного числа. Она оставляет сильное впечатление того, что создана одной личностью. Далее, многие из пророчеств относятся к конкретному времени и пространству. Схожесть хода мысли и композиции на протяжении всей книги служат дальнейшим доказательством того, что над ней трудился один человек. Таким образом, мы можем с уверенностью считать её автором Иезекииля. Интересно отметить, что он же считается главным создателем книги в недавних комментариях Кука».

Даже столь краткий анализ лишь одной из многих пророческих книг Библии, ярко доказывает то, что, по аналогии подхода к исследованию, и другие книги Библии исследованы в не меньшей степени.

Генри Моррис в книге «Библия и современная наука» делает весомое замечание по поводу археологических данных и Библии: «Разумеется, до сих пор существуют трудности в приведении археологических данных в полное соответствие с Библией. И в то же время ни одна из них несерьёзна настолько, чтобы нельзя было надеяться на её будущее преодоление в свете новых исследований».

Исполнение пророчеств — могучее орудие защитника христианской веры. Как пишет Бернард Рамм, «враг христианства должен заставить замолчать все наши орудия, но нам достаточно ударить лишь из одного. И если он не сумеет со своей точки зрения объяснить все сбывшиеся пророчества, то все его возражения тщетны».

Автор цитатами из разных источников желает подчеркнуть особую важность именно пророческого и исторического содержания Библии. В этой информации кроется огромный потенциал положительного воздействия на исторический, нравственный и религиозный фон развития человечества. Зная, что было прежде нас, чем это закончилось или о чём произошедшее предупреждает ныне живущих, можно с достаточной долей уверенности планировать отношение к тому или иному событию. Можно сравнивать состояние общества с историческими свидетельствами и прогнозировать повороты в истории стран, сообществ и конкретных людей. Поэтому перечисление пророчеств, которые исполнились, чтение пророчеств, которые ещё только зарождаются в своём исполнении, чрезвычайно важно для научного обоснования принятия или отклонения предлагаемых путей развития.

Новый Завет

Ветхий Завет, слова Закона, на страницах Нового Завета названы «Детоводителем ко Христу» Гал.3:24 Таким образом, вся боль от грехопадения, все последующие беды человечества и всего творения, весь ужас ответственности за неподчинение Богу, должны были привести людей к поиску выхода, к смирению и раскаянию перед Творцом. Подобно тому, как напуганный грозой ребёнок спешит в объятия родителей, так и человеку должно было искать милости у Отца Небесного.

Пастор, доктор богословия И. Чекалов в своей статье «Этика Ветхого Завета в свете Нового Завета» писал: «Каждую из двух основных частей Библии — Ветхий и Новый Заветы — Церковь признает одинаково богодухновенной. Ап. Павел, обращаясь к Тимофею, пишет: «Все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим.3.16.

Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Как сказал один из теологов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом — раскрывается».

Итак, выводы из прочитанного сводятся к одному — основой процесса творения, развития взаимоотношений между Богом и человечеством, наказания за грехопадение и последующее прощение через искупительную жертву Иисуса Христа, является любовь Бога Отца. Любовь, которая никогда не перестаёт себя проявлять, любовь, которая является той вершиной, которую без Бога, без безусловного принятия Его повелений и помощи, человеку достичь не дано. Эта мысль красной лентой проходит через всю Библию.

Кроме всего прочего, Новый Завет вводит в лексикон философов и теологов новое определение — «рождение свыше». Ин.3:3 «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Через появление этого термина можно увидеть то, что было заложено в таинственных, непонятных многим поколениям верующих в Бога словах Ветхого завета, обещавших появление Искупителя, Того, Кто возьмёт на себя грех всего мира. Иов 19:25—26 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Книга пророка Исайи 53 глава: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Только Новый Завет открывает глубину и высоту этих слов. Открывает Имя Иисуса Христа, данное людям, чтобы обрести спасение души через рождение свыше, от самого Бога. Здесь раскрывается тайна того, что Бог не меняет жизнь человека, не исправляет её, для этого, в своё время, был дан Закон. Бог по вере в Иисуса Христа рождает, создаёт совершенно нового человека. Старый, ветхий человек обязан умереть во Христе, новое же творение — ожить в Иисусе. Это непременное условие наследования вечной жизни. Таким образом, все надежды на то, что Библия, как слово Бога просто способно сделать человечество лучше, лишены всякого основания. Библия рассказывает о том, как родиться новому, святому человеку и, как умереть человеку старому, грешному. Поэтому в последующих главах автор предлагает ознакомиться с данными исследования, доказывающими, что только радикальное принятие всего, что Бог говорит о рождении свыше, вера в непогрешимость и истинность текстов Библии, смысл которых открывает Дух Святой, дают верующему гарантию вхождения в Царство Бога Отца, в жизнь вечную.

Мера воздействия Нового Завета на человеческое сообщество трудно оценима вне контекста воздействия всей Библии. Если проводить раздельное исследование воздействия Ветхого и Нового заветов, то пытливый ум сразу столкнётся с единым целым, которое невозможно разделить. Поэтому все примеры отдельного влияния Нового или Ветхого заветов, следует принимать с достаточной долей условности, всегда принимая то, что Слово Бога не может быть разделено. Это единое, неизменное, живое откровение, данное Творцом для Своего творения.

Теперь, когда мы заложили фундаментальную часть нашего обзора и утвердились в непререкаемом авторитете Библии, становится возможным показательное исследование воздействие Слова Бога на жизнь и судьбу конкретных личностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия сквозь решетку. Книга для тюремного служителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я