Библия сквозь решетку. Книга для тюремного служителя

Михаил Воронов

Тюремные застенки никогда не вдохновляли ни на подвиг, ни на особое сострадание. Но там, за колючей проволокой, не просто преступники и не просто подлецы и негодяи. Там, за крепчайшими стенами чуждого свободным людям мира, томятся люди. Люди, за которых на кресте Голгофы умирал наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Как посеять в этих ожесточённых сердцах семя живого Евангелия? Об этом и не только в этой книге, полезной, как для добровольцев, так и для профессионалов тюремного служения.

Оглавление

Светский подход:

Так как подавляющее большинство исследований в области формирования личности человека проводилось и проводится государственными исследовательскими институциями, то самый большой информационный поток мы найдём именно из этих источников. Условно эти исследования можно разделить на три основные группы:

1. Воздействие окружающего мира (политически, социально, ментально).

2. Воздействие окружающей среды.

3. Воздействие личностей и авторитетов.

Воздействие окружающего мира (политически, социально, ментально).

Исследования воздействия на человека окружающего мира, в основном концентрируются на построении обобщенной модели жизни человека для последующего расчёта возможных последствий и руководства человеческим сообществом. Д. А. Леонтьев, один из исследователей природы человека, писал: «Человек свободен, он является не вещью среди вещей, а мерой всех вещей, он возвышается над природой, преобразуя ее и создавая свой особый мир — духовный, в котором он и черпает источники и детерминанты направленности своей жизнедеятельности. Внутренний духовный мир человека — это его сознание в самом широком смысле слова; внешний духовный мир, общий для всех людей, — это культура, созданная всем человечеством. Соответственно, то, что преимущественно интересует исследователя, стоящего на таких позициях, — это внутренний мир человека, познаваемый с позиции собеседника». Такой подход, который оттеняет человека, возвышает его над всем творением — не является чем-то новым в своём содержании. Он обосновывает разделения людей на нации, касты, государственные образования. В свою очередь, уже внутри этих наций, каст, государств, этот же подход оправдывает возвышение одного человека над другим, способствует выработке систем угнетения и эксплуатации человека человеком.

Одной из форм воздействия на формирование личности человека является политическая система государства, в котором человек родился, воспитывался и продолжает жить. Автору представилась уникальная возможность быть свидетелем перехода страны постоянного проживания из одной политической системы к другой. Родившись в Латвийской Советской Социалистической Республике, которая являлась частью социалистического политического лагеря, автор воспитывался на идеях социализма и коммунизма. Впитав в себя все оценки внутреннего и внешнего мира, предлагаемые системой, в которой тогда существовала ЛССР, устоявшись, как личность и гражданин своего государства, автор пережил вместе с сотнями миллионов людей развалившегося социалистического лагеря крушение всех, ранее воспринятых идей и устоев общества. Пережил и период построения новых оценок и возрождения забытых ценностей.

Оценивая разницу политических систем, разницу взаимоотношений и системы ценностей, можно с уверенностью сделать вывод, что любой человек подвержен глубокому воздействию политической системы, в среде которой он живёт. Политологи называют этот процесс — Политической социализацией личности. Лучше, чем политолог Г. Т. Тавадов и не скажешь: «Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации. Политическая социализация — это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентаций и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры. Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей».

Таким образом, мы можем утвердиться в том, что человек, находящийся в сообществе людей, не только подвержен внешнему, но и внутреннему, семейному воздействию. Впитывая различные политические штампы и лозунги, впитывая информацию, исходящую от окружающих, человек формирует своё отношение к государству, к религии, к людям. Избежать этого не удаётся и не удастся ни одному человеку. Нет ни одного примера, когда человек, которому довелось жить и развиваться вне человеческого сообщества, после своего спасения имел бы хоть какое — то понимание о социальных взаимоотношениях и о политических течениях. Эта информация человеком воспринимается только от общения с людьми, от других людей. Она может быть подвергнута трансформации из-за изменения политической среды, общественного строя и других переменных факторов общественного устройства. Это воздействие на человека описано политологом Е. Шестопал: «Действие любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, которые соответствуют целям системы. За исключением применения прямого насилия, когда гражданину уже не до рассуждений, все остальные меры из арсенала политического воздействия предполагают наличие у человека хотя бы минимального уровня знаний о политике, умения оперировать политическими категориями, наличия представлений и суждений о ней. Таким образом, между целями системы и поведением индивида лежит промежуточная „инстанция“ в виде политического сознания — массового и индивидуального».

Подтверждение исследованиями того факта, что человеческое сообщество подвержено различным манипуляциям, как со стороны власти, так и со стороны групп, заинтересованных в изменении настроений и убеждений в общественном мнении, позволяет предположить, что историческое развитие общества во многом зависит от его способности противостоять этому манипулирующему воздействию.

Илья Катков в своей статье «Манипуляция, как основополагающий инструмент политической власти», пишет:

«Так что же означает термин „манипуляция“? Большинство исследователей утверждают, что данное явление в широком понимании представляет собой скрытое управление адресатом со стороны инициатора, при котором последний достигает своих целей, нередко нанося ущерб адресату. Примечательно, что рассматриваемый феномен достаточно широко проник практически во все сферы жизни человека, начиная от института семьи, заканчивая властными институтами государства. Однако, наиболее явное применение инструментов для манипуляции, стоит искать именно в политике. Если углубиться более, то необходимо заострить внимание на таком понятии, как власть, которая представляет собой способность и возможность осуществить свою волю. Власть оказывает воздействие, заставляет и, в конце концов, манипулирует людьми посредством таких мощных орудий, как: статус, авторитет, право, религия, насилие».

В этом отрывке статьи можно обнаружить то, что и в воздействии окружающего мира человек может найти некий божественный, абсолютный смысл и руководство в жизни. Желание людей восстановить в своей жизни порядок и отношения, установленные некогда Богом, столь велико и столь вожделенно, что из-за кажущейся сложности восстановления этих отношений, политики и руководители имеют благодатную среду для манипуляций человеческим сообществом. Путь противостояния этим манипуляциям, воздействиям, остаётся неизменен — это вера в Бога, развивающаяся в веру Господу Иисусу Христу и Библия, как Слово Бога, открываемое Духом Святым. Если из этой цепочки удалить хоть одну составляющую, то мгновенно прерывается и связь с Богом. Вновь наступает хаос в жизненном устройстве и разрушение системы ценностей, основанной на Божественном откровении. Как ни странно, но именно светские, мирские власти, как никто другой, заинтересованы в этом духовном хаосе. Поэтому так кратковременны исторические заигрывания власть имущих с истинной верой. Эти заигрывания всегда заканчивались различного вида гонениями на верующих, которые требовали соответствия власти Божественным принципам всеми, доступными истинным христианам способами: Молитвой, трудом, личной святостью.

Воздействие окружающей среды

Среда обитания через природное окружение, казалось бы, не должна оказывать воздействие на современного человека, но при ближайшем рассмотрении, это оказывается не так. Влияние природных факторов иногда является решающим для формирования человеческих взаимоотношений и личностных убеждений.

Недостаток питьевой воды, отсутствие ресурсов и плодородных земель, всё это сильно влияет на людей, проживающих на этих территориях. Поэтому для противодействия внешнему воздействию среды опять-таки необходимы факторы внутренней уверенности, индивидуальной убеждённости в эксклюзивности и правильности своей системы ценностного мировосприятия. Доктор философских наук Ю. Олейников в своей статье о влиянии природных факторов на человека пишет: «Обращение к полемике о роли наследственности и среды в развитии человека показало, что в науке нет единства в определении каких-то количественных оценок влияния среды на процесс психофизического, а тем более социального развития человека. Такой оценки не может быть в принципе, поскольку окружающая среда человека — это практически весь мир, весь социум — природный Универсум, который бесконечно разнообразен, обладает бесконечным множеством предметов, явлений, процессов и т. д. и т. п., различным образом влияющих на все стороны развития и бытия человека и общества».

Из этого сообщения ярко высвечивается коллективная и индивидуальная сферы ответственности человека за среду, в которой он обитает. Такая информация редко используются для определения перспектив коррекции негативного воздействия на сообщество людей, живущих в тех или иных условиях. Стоит максимально приближенно к реальной среде обитания проводить исследования, в том числе и для миссионерских, церковных организаций. Это помогает здраво оценить перспективы воздействия тех методов и форм проповеди, которые будут иметь наиболее эффективное действие на исследуемой территории. В то же время, отрицание прямого влияния природных факторов, или поверхностное их изучение, приводит к печальным последствиям. Как пример, можно привести события недавнего прошлого. 1986 год, авария на Чернобыльской АЭС. Для многих сотен тысяч людей эта авария стала лакмусовой бумажкой их веры и устоев жизни. Те, кто был уверен в исключительной роли коммунистической партии и государства, были жестоко разочарованы. Те, кто надеялись на веру в Бога, как на охранную грамоту от всех бед, тоже пережили тяжелые минуты кораблекрушения в вере. Только те, кто через обращение к Иисусу Христу, как к Спасителю души, надеялись на жизнь вечную, получили укрепление в своей вере и развитие отношений с Отцом Небесным. Таким образом, воздействие внешней среды, природных факторов, как и факторов катастроф, проявило то, во что люди верят, на кого надеются. Разрушило, поколебало или укрепило их веру. Мотивировало людей на поиск правды и Истины, на переоценку ценностей и своего состояния.

Воздействие внешней среды создаёт в разуме человека желание поиска места, где ему будет хорошо и комфортно. Так появляется термин «зона комфорта». Из этой зоны, как правило, современных людей постоянно призывают выйти, но, судя по состоянию человеческого сообщества, этот выход — противоестественен для человеческой сущности. Священник А. Ткаченко в своей статье «Нужно ли выходить из зоны комфорта?» пишет: «Удовлетворенность своей жизнью и зона комфорта — вовсе не равнозначные понятия. Бомжу комфортно на городской свалке и неуютно в отеле „Hilton“. Но это не значит, что на свалке он чувствует себя счастливым человеком. Он, может, и ушел бы оттуда, но ни сил, ни желания, ни возможности для этого у него не осталось. При таком положении дел единственный вариант — превратить в зону комфорта то, что тебя окружает, то, где ты теперь живешь». Такая оценка влияния окружающей среды на способность человека к адаптации в существующем мире, даёт понимание того, почему многие люди не желают менять свою жизнь ни в лучшую, ни в худшую сторону. Человек просто смиряется со всем, что его окружает и не нуждается в переменах. Без сверхъестественного действия Бога, без обличения Духом Святым, без принятия Его силы, перемены в жизни человека, которые угодны Богу, невозможны.

К сожалению, человек не всегда ориентирован на восприятие и реализацию чистого Евангельского учения. Воздействие внешней среды пробуждает комплекс суеверий, выливающийся в принятие религий разного рода и толка. В религиозном комплексе, включающем идеи, представления, чувства и обрядовую сторону, наиболее живучими и цепкими являются религиозные традиции и обычаи. Материалы многих социальных исследований характера религиозного сознания современного верующего свидетельствуют о том, что культивирование религиозных традиций и обычаев может продолжаться и в том случае, когда религиозные представления и чувства оказываются в значительной мере разрушенными. Нередки случаи участия в религиозной обрядности абсолютно неверующих людей.

Воздействие личностей и авторитетов

Воздействие на человека никогда не ограничивается простейшими формами, такими, как: тепло или холодно, сытно или голодно. Сообщество людей имеет очень сложную структуру, но в ней есть закономерности, на которые стоит обращать внимание. Исследователь Ю. Сафронов пишет: «Личности присущи не только ее собственно индивидуальные, но особенные и общие черты в специфически данном ей взаимодействии. В индивиде проявляется жизнь общества. Это проявление экономического отношения личности к средствам производства, принадлежность ее к политическому, социальному целому, проявление духовной жизни общества в индивидуальном сознании. Всякое социальное целое — общество, класс, группа, к которым принадлежит индивид, прямо или опосредованно порождают в нем определенные проявления, т. е. качества и поступки, действия и мысли, потребности и привычки. Эти проявления жизни человека, его черты, свойства и есть компоненты личности. В своей координации и субординации они образуют специфическое целое — личность. Качественное своеобразие компонентов, а также характер их связей, структура у каждого человека различны».

Нет ни одного человека, на чьё развитие не оказали бы влияние упомянутые выше факторы. В данный момент рассмотрим воздействие личностей и авторитетов, которые окружают нас с момента рождения. Каждому знакомы воспоминания или свежие примеры из жизни, когда тем или иным образом, люди с реальным или мнимым авторитетом, способствовали формированию или изменению наших систем ценностей.

Г. Семигин в своей статье писал: «Авторитет социально — политический в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. В узком — одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование. Авторитет — комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета). Он обусловлен признанием со стороны других лиц и ограниченностью возможностей рациональной оценки и обоснования ими возникающих альтернатив. Авторитет основан на доверии к качествам и достоинствам его носителя. Авторитет приобретается, зависит от эффективности выполнения субъектом своих социальных функций и не сохраняется, если не подкрепляется последующей деятельностью. Эффективность авторитета во многом определяется взаимодействием его с другими формами осуществления власти. Авторитет связан со способностью лица или группы лиц направить деятельность и поведение человека, не прибегая к принуждению, насилию и т. д. В отличие от внешнего принуждения, опирающегося на постоянную возможность прямого применения силы (насилия), власть авторитета поддерживается моральными основаниями (нравственными качествами субъекта), рационально обоснованной системой правовых норм, обеспечивающей законность, а также харизмой политического лидера, наделяемого экстраординарными качествами (святости, мудрости и др.)».

Воздействие личностей и авторитетов на формирование человека, следует признать самым сильным из всех возможных форм внешнего воздействия. Пример силы авторитета родителей, в некоторых народностях достигающий статуса обожествления, является прямым доказательством этого утверждения. Принятие или противостояние факту воздействия этого фактора, также определяет формирование личностных и общественных признаков среди людей.

Для христиан информация о приоритете личностного воздействия на формирование человека очень важна. Через исследование этого фактора должна произойти полная переоценка всех методов и подходов в евангелизационных мероприятиях. Только пример частной, личной жизни, только свидетельство о новой жизни во Христе по принципу: глаза — в глаза, может и уже тысячи лет приносит настоящие плоды любви и веры — покаяние, обращение, рождение свыше. Для такого воздействия нет нужды строить огромные храмы, для такого способа распространения веры нет необходимости в театральных представлениях, для этого давления на общество не нужна светская, мирская власть. Всё происходит естественно и очень интимно. Открыто и без масок. От сердца к сердцу, от души к душе течёт истинное Евангелие.

Из опыта оценки факторов воздействия на формирование личности, можно смело сделать вывод, что авторитеты являются определяющей, основной силой этого процесса. Такая информация предлагает коренным образом переоценить надежды родителей и общества в целом на то, что учебные заведения, церковь или иные институты, могут заменить или противостоять воздействию на формируемую личность авторитетных друзей, ораторов, носителей формата поведения или примера жизни в обществе. Только став для личности примером для подражания, возможно оказать на её формирование решающее воздействие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия сквозь решетку. Книга для тюремного служителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я