Тверская Карелия. Заметки на полях

Михаил Викторович Дронь, 2019

Книга представляет собой сборник статей, посвящённых актуальным проблемам истории тверских карел, карельскому возрождению на тверской земле, вопросам региональной политики и местной жизни и, самое главное, возможности придания субъектности Тверской Карелии в составе Российской Федерации в виде республики или административно-территориальной единицы с особым статусом в составе Тверского региона. «Хранить верность своей земле, своим корням и своим традициям, словно стойкий оловянный солдатик из сказки Ганса Христиана Андерсена, даже если весь остальной мир сходит с ума от «свободы, равенства и братства».

Оглавление

Тверские карелы и африканеры. Исторические параллели

Ещё древние греки обратили внимание на то, что сопоставление двух и более объектов — явлений, идей, результатов исследований и т.п. — позволяет выделить в них общее и различное, способствуя более лучшему и глубокому пониманию каждого из объектов. На ниве исторических исследований наиболее полно воплотить этот метод удалось знаменитому древнегреческому писателю Плутарху в его бессмертном произведении «Сравнительные жизнеописания».

Что ж, попробуем и мы, вслед за Плутархом, сравнить историческую судьбу двух, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга народов — тверских карел и африканеров, проживающих даже на разных континентах и разделённых тысячами километров. Внимательный читатель на этом месте недоумённо спросит себя, что же общего между тверскими карелами и потомками голландских колонистов в Южной Африке — африканерами? И ответ на этот вопрос будет неожиданным: общего так много, что порой даже складывается впечатление, что оба народа проживали одну судьбу, написанную по схожему сценарию.

Но начнём по порядку.

Немногие знают о том, что в Южной Африке вот уже почти 400 лет проживает белый европейский народ — африканеры, представители которого являются в основной своей массе потомками голландских, немецких и фламандских протестантских крестьян-переселенцев. Собственно, самоназвание народа — африканеры, Afrikaners, с языка африкаанс так и переводится: «африканцы». В русской историографии африканеры больше известны под именем «буров», от нидерландского слова boeren — «крестьяне», хотя они себя так никогда не называли.

Первые голландцы прибыли в Южную Африку в 1652 году, основав на оконечности Мыса Доброй Надежды город Капстад, или по-английски Кейптаун, и Капскую колонию, которой управляла Голландская Ост-Индская компания. Затем, к волнам голландских переселенцев, в XVII-XVIII веках добавились иммигранты из других европейских стран, спасавшихся от религиозных преследований у себя на родине: французы-гугеноты, немцы, фламандцы, валлоны и другие. В ходе наполеоновских войн, воспользовавшись тем, что Голландия была оккупирована войсками революционной Франции, Капскую колонию в 1810 году захватила Великобритания, и почти сразу же британские власти попытались превратить свободных крестьян Каапа в новых англичан, введя многочисленные запреты на использование нидерландского языка и принуждая местных переселенцев переходить в лоно англиканской церкви, чем спровоцировали длительный конфликт с нидерландоязычной общиной региона. Постепенно конфликты между британской администрацией и африканерами возросли и участились, что привело к «Великому треку» — исходу на восток, в ходе которого более 15 тысяч белых фермеров-африканеров покинули восточные районы Капской колонии и переселились в долины рек Оранжевая и Вааль, создав на новых землях, не подконтрольных британцам, две крестьянские республики: Оранжевое свободное государство и Трансвааль (дословно — Заваалье).

Уже начало истории африканеров поражает сходством с историей тверских карел. Это и время начала переселения на новую родину — XVII век; и схожие обстоятельства Великого трека африканеров и переселения карел в Бежецкий Верх — религиозные гонения и национально-экономическое притеснение на старой родине; да и сам характер переселения, когда и у африканеров, и у тверских карел в результате мощного колонизационного потока образовались два центра нового расселения, сгруппированные вокруг речных систем: у африканеров — это долины рек Оранжевая и Вааль, а у тверских карел — долины рек Медведицы и Мологи. Оба народа, вплоть до начала XX века, оставались в большинстве своём крестьянскими, в немногих городах Капской колонии, Оранжевого свободного государства и Трансвааля проживали преимущественно англичане и другие иностранцы, точно так же, как в Бежецке, Красном Холме и Весьегонске горожанами являлись преимущественно русские.

Отдельно стоит сказать о языках обоих народов, вот уж где сходство просто поразительное. Язык африканеров — африкаанс, является самым молодым языком германской группы индоевропейских языков, и сложился он примерно к концу XVII века на основе различных диалектов нидерландского языка. К началу своего переселения в Южную Африку голландцы ещё только складывались как нация, поэтому в Капскую колонию ехали даже не «голландцы», а скорее североголландские, южноголландские, зеландские, лимбургские, брабантские и фризские крестьяне и горожане, каждые со своим наречием и говором, и именно их уникальный синтез создал совершенно новый язык — африкаанс. Длительное время африкаанс развивался в бесписьменной форме и только в начале XX века получил долгожданное признание, собственную письменность и стал превращаться в литературный язык.

Тверской карельский язык сложился аналогичным образом. На пустующие земли Бежецкого Верха переселялись буквально со всех уголков Карельского перешейка, Ингерманландии, Олонии и Поморья, основную группу переселенцев составляли носители южнокарельского диалекта, но в то же время на тверские земли переселялись и северные карелы, карелы-ливвики, карелы-людики, вепсы и ижора. Тверская Карелия стала для карел, вепсов и ижоры по-настоящему Новой Карелией, где на основе всех карельских, вепсских и ижорских наречий и говоров сложился совершенно особый тверской карельский язык, а все прежние племенные различия исчезли, уступив место новой этнической общности — тверскому карельскому народу.

Развитие тверских карел было насильственно прервано после 1917 года и захвата власти большевиками, когда последовательно гражданская война, коллективизация, раскулачивание, Вторая мировая война и «укрупнение деревень» нанесли народу тяжелейшую рану, отправив тверской карельский народ в состояние комы, в котором он пребывает до сих пор. В этой связи, зная исторический путь африканеров в XX веке, мы можем примерно представить себе, как бы сложилась судьба тверских карел, если бы не февральский переворот 1917 года и большевистская «революция». При этом общий исторический фон для тверских карел был бы гораздо более благоприятным, чем для потомков голландских переселенцев в Южной Африке. Если тверские карелы в Бежецком, Весьегонском, Вышневолоцком и Новоторжском уездах Тверской губернии соседствовали с другим белым европейским народом — русскими, то африканеры вынуждены были развиваться в окружении всё более увеличивающегося притока чёрного африканского населения, находящегося на самом низком уровне культурного развития, если применительно к первобытным дикарям и каннибалам вообще можно говорить о какой-либо культуре.

Так вот, в первой половине XX столетия в Южной Африке началось массовое переселение крестьян-африканеров в города, и уже к середине века именно африканеры составляли большинство в городах Оранжевого свободного государства и Трансвааля, а также значительную часть населения в городах Каапа и Наталя — двух остальных провинций Южно-Африканской Республики и, по совместительству, бывших английских колоний. У африканерской общины появились «старые деньги» и африканеры, наряду с англичанами, составили промышленную и финансовую элиту Южной Африки. Признание языка африкаанс в начале XX века, закрепление его письменных норм и создание литературного языка привели к появлению на нём богатой литературы, и даже сейчас, спустя почти три десятилетия правления «чёрного большинства» и вытеснения африкаанс на государственном уровне новыми «чёрными» властями, этот язык является вторым по популярности в стране, после английского. Вместе с тем, переселение африканеров в города в течение XX века нисколько не сказалось на крестьянском укладе нации: крестьянство до сих пор составляет большинство народа и даёт основной естественный прирост белого населения в Южной Африке.

Сложно сказать, что происходило бы в карельских уездах Тверской губернии, если бы не трагические события 1917 года. История, как говорится, не знает сослагательного наклонения. Но определённые параллели мы провести можем. В книге «Тверская Карелия. Рождение нации» мы показали, что ещё каких-то сто лет назад Тверская Карелия, так же как Оранжевое свободное государство и Трансвааль, представляла собой динамично развивающийся регион, где каждые 50 лет происходило удвоение населения, свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века, и неуклонно росло благосостояние её жителей. В конце XIX — начале XX века в Тверской Карелии появляется слой предпринимателей, обладающих по современным меркам многосотмиллионными и даже миллиардными состояниями, которые становятся основой формирующейся торговой и промышленной национальной элиты, что создавало реальные предпосылки к появлению через несколько десятилетий в карельских уездах и вообще в Тверской губернии «старых денег».

С большой долей вероятности в первой половине XX века мы наблюдали бы массовое переселение карельских крестьян в Бежецк, Весьегонск и Красный Холм, где тверские карелы неизбежно составили бы если не большинство, то значительную часть городского сообщества, а также появление новых городов из числа крупных карельских сёл и железнодорожных посёлков — важных логистических центров той эпохи, что превратило бы города в ведущие интеллектуальные и образовательные центры народа. При этом здоровая основа любой нации — крестьянство, как и у африканеров сегодня, продолжало бы оставаться главным источником естественного прироста населения у тверских карел. Конечно, всё это только предположения, но предположения вполне обоснованные.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я