Сияние снежной Карелии. В гостях у вепсов и карелов

Юлия Болгова

Зимнее путешествие по Карелии. 1300 км пути по русскому Северу. Насыщенный впечатлениями тур. Традиции, культура, история жизни вепсов и карелов. Чудесная и сказочная природа.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние снежной Карелии. В гостях у вепсов и карелов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фотограф Юлия Болгова

© Юлия Болгова, 2021

© Юлия Болгова, фотографии, 2021

ISBN 978-5-0053-2605-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Белое солнце восходит над снежной пустыней. Серебристые лучи солнца касаются земли. А его серебристые искры светятся в небе. Все пространство залито светом. Кругом бело, светло и сказочно-красиво. Ощущение полной свободы. Сладость счастья плавно и свободно растекается по телу. Сердце ритмично танцует. Душа поет песнь о любви.

Никого кругом. Ничто не препятствует тому, чтобы любоваться белой красотой, быть счастливым в этом видении и ощущениях. Затихнуть или замереть? Не шевелиться? Остановить время, чтобы сладость чувства не исчезла? Но как? Как задержать мгновение? Время стремится вперед. Солнце продолжает свое движение. Лучи исчезают. Искристое сияние чистоты и белизны смешивается с обыденностью.

Снежная королева пригласила меня в гости. Видимо захотелось ей показать свои владения, познакомить с северным краем. Предложение пришло неожиданно. Взбудоражило чувства, заинтересовало, увлекло в полет мыслей и образов. И я согласилась. Приняла предложение. Зачем отказываться? Не лучше ли попробовать новое, узнать на деле всю соль и сладость неизвестного. Неизвестное вполне может оказаться очень полезным и благостным. Не стоит опасаться неудач и не ожидать плохого. Почему плохое должно непременно случиться? Лучше расслабиться и испытать приятные чувства, неизбежно пробуждающиеся вместе с новой, приятной возможностью.

О путешествии в зимнюю Карелию я не мечтала. Была увлечена теплыми морями и поездками в южные страны. Много слышала о красоте природы Карелии. Видела фоторепортажи из мест далекого северного края. Любовалась сказочными снежными пейзажами карельской земли по фотографиям путешественников. И вот наступил день, когда вектор моего внимания сместился. К желтым пескам и знойным южным ночам добавился белый Север.

Тур по Карелии обещал быть насыщенным. За три дня предстояло проехать 1300 км по территории республики Карелия и захватить кусочек Ленинградской области. И познакомиться с культурой и традициями коренных народов края. Разве нет желания посетить древние крепости, монастыри, деревни в глубинках, древние города на Севере? Неужели не заманчиво увидеть популярные и зрелищные достопримечательности Карелии, отведать местную кухню, сделать фото у раздольного Онежского озера, превратившегося зимой в снежную пустыню?

Да, да, да!! Есть желание. Хочу.

Первый день путешествия.

Путешествие в Карелию стартовало от центра города Санкт Петербург. Я приехала к месту встречи из столицы России на поезде Москва — Санкт Петербург. Поезд прибыл на московский вокзал в 6.06 утра. А посадка в автобус начиналась в 6.30. Приехали туристы и из других городов. Пандемия ограничивала количество посадочных мест в автобусе. Семьи сидели парами, единичные путешественники занимали по два места. Комфортный автобус, очень приятный женщина экскурсовод, интересная программа настраивали на хороший эмоциональный лад. Хотелось смотреть по сторонам, впитывать новую информацию и наслаждаться поездкой.

Место посадки в автобус (возможно информация пригодится для будущих туристов): м. Площадь Восстания, Лиговский проспект, дом 10; около магазина «Буквоед».

«История вепсов и карелов. Два народа — две судьбы». С этой темы и началась экскурсия.

Вепсы. Кто они такие?

Вепсы — народ финно-угорской языковой группы и они являются коренным народом Карелии. Вепсов осталось очень мало. Вырубка леса, переезд молодежи из деревень в города, насильственный гнет меньшинств способствовали прекращению национальных, культурных мероприятий и искоренению вепсов.

Вепсы проживают на территории юга Карелии вдоль побережья Онежского озера, на западе Вологодской области и на востоке Ленинградской. Вепсы православные. Занимаются земледелием, животноводством, охотой, живут в небольших деревнях в отдаленных районах этих регионов. Их родной язык вепсский.

Карелы и финны — родственники вепсов.

Кто такие карелы?

Карелы живут в республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Их тоже мало. Небольшая часть карелов живет в Финляндии, Ленинградской, Мурманской и Тверской областях.

Карелы — народ с древними шаманскими корнями. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. Деревенский знахарь, умеющий лечить травами и заговорами, обычное явление в карельских глубинках.

Карелы — рыбаки, живущие возле рифов у Белого моря, охотники и простые жители лесов северной тайги, скотоводы и пастухи.

Карелы говорят на карельском, финском и русском языках. Карельская письменность не раз подвергалась реформам и в конце-концов утвердилась форма письменности на основе латиницы.

Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях и относятся к X—XI векам. Карелы заселяли северо-запад реки Ладога. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До XVII века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерский.

Карельское княжество являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Этому району помогал укрепляться Новгород, который играл важную роль в обороне от шведов.

Из-за многочисленных военных сражений в регионе люди часто мигрировали, а территория делилась. В XVI веке часть Карелии отошла к шведам. Жителям захваченных земель пришлось менять веру и они обратились в католиков. Некоторые православные жители карельского края бежали в Тверскую область. В результате Северной войны в XVIII веке Швеция потерпела поражение и Россия забрала свои территории. В XX веке перемены продолжились. По договору 1940 года Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. А в 1944 году советская армия вновь заняла район. И после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.

Малочисленный карельский народ терпел многочисленные лишения. Близко расположенные с Карелией европейские государства часто нападали на Карелию. Сельские жители страдали от поборов, налогов и голода. Московское и Новгородское государства тоже обижали карелов. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола и советской власти. Восстание, конечно, подавили. А многие жители Карелии вынуждены были скрываться вдали от родины.

Рыбная ловля и охота — основные занятия карелов в мирное время. Мясо, рыба, шерсть и молоко всегда были у карелов. Производство одежды из шкур животных, лыжи, сани, лодки, плоты — привычные занятия для карел. Выращивание овощей, посев зерновых, сбор лесных ягод, грибов и растений — естественный и привычный труд для северного народа.

Жили карелы вдоль берега водоемов. Строили деревни из прочных и теплых деревянных домов. Рядом с жилыми помещениями, внутри одного строения делали загоны для домашних животных. Постройки были одноэтажные и крупные, вытянуты в длину. Крыши покрывали тонкими досками, а окна делали небольшими и узкими, с закрывающимися ставнями, чтобы тепло могло сохраниться на долгое время. Дверной проем был невысокий, а порог, наоборот, строили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями и красивыми балкончиками.

Баня была у каждой семьи. И размещали ее на самом берегу водоема в удалении от дома. Для того, чтобы хорошо помыться, требовалось много воды, а носить ее далеко затруднительно.

Изначально карелы были язычниками и почитали домовых. Верили в банника — духа и хранителя бани. Чтобы не злить его, важно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Внутри каждого дома стояла печь. Ее строили недалеко от входа. Дымоход отсутствовал. Поэтому топили печь «по-черному». Дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Позднее карелы стали строить печи с трубой.

В центре жилища ставили стол и скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках.

Когда появлялся ребенок, к потолку подвязывали деревянную люльку.

Каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. Женщины ткали и шили, праздничную одежду украшали декором с вышивками и лентами.

Традиционный женский костюм включал в себя холщовую рубаху свободного покроя, длинную широкую юбку, передник или сарафан, тонкий пояс, платок на голову и лапти.

Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в сапоги. Свободная рубашка подпоясывалась ремнем. Ремень имел кованные ножны. Сверху надевался кафтан. Зимой носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы, валенки.

Внешне карелы похожи на русских. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием «веси». Это прибалтийско-финская этническая группа, которая селилась между Онежским и Белыми озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица.

Современные карелы высокие, стройные, статные. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, лоб высокий, волосы русые, глаза голубые и серые.

Изначально карелы были язычниками и поклонялись духам. Природные явления для карелов имели магическую силу: водным миром правили водяные, русалки, а повелителями ветров считались четверо братьев по сторонам света. У каждого из братьев был свой характер. Южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Дух огня представлялся карелам мужчиной с рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих нужные правила. Сжечь посевы, например. Верили карелы и в мифические сущности — кикимор, леших.

Был у карелов и культ поклонения деревьям. Деревья, как животные и все остальное, имели по мнению карелов души. Деревья необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил специальные обряды, просил у лесных хозяев разрешение на вырубку. Спиленные деревья лежали в лесу сорок дней. Считалось, что после этого срока они умерли. Существовали священные рощи, в которых люди молились и встречались там для общения. Рубить деревья в таких местах было запрещено.

У карелов существовал интересный обычай, называемый карсикко. Это обрубка, отделение части от целого. Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от дерева отрубают ветки в определенном порядке. Либо оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или, наоборот, очищают от них ствол, оставив одну-две ветки в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам: приход гостя, свадьба, смерть, привлечение удачи на рыбалке и охоте. Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, то оставляю две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из родителей ветка отрубалась. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был не женат, две, если у него имелась жена. Кареллы делали целые леса карсикко, где совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или оставляли письмена. И такое дерево становилось наподобие иконы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние снежной Карелии. В гостях у вепсов и карелов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я