Техники коучинга высокой эффективности

Михаил Викторович Дернаковский, 2017

Книга в простой и доступной форме описывает практическое использование коучинга и его техник. В ней вы найдете различные задания и упражнения, которые помогут в индивидуальной работе с клиентами: обнаружить то, что ограничивает реализацию их потенциала, и найти решения, которые позволят его реализовать.

Оглавление

Техника 6. Модель GROW

GROW — Goal (цель), Reality (реальность), Opportunities (возможности), Ways (пути)

Модель GROW предложена сэром Джоном Уитмором в его книге «Коучинг высокой эффективности» (“Coaching for performance”) в 1992 году. Она служит основой для проведения сессий коучинга. Модель GROW представляет собой систему вопросов, которая поможет вам построить структуру коучинговой сессии. Буквы GROW значат следующее: Goal (цель), Reality (реальность), Opportunities (возможности), Ways (пути)

Успешность применения модели GROW основана на том, что она помогает клиенту получить четко определенные результаты при выполнении описанных ею шагов. Другое преимущество этой модели заключается в том, что клиент является активным участником процесса определения проблем и поиска решений. Применение модели GROW полезно, поскольку, чтобы быть эффективным в работе, коучу не нужно быть экспертом в каждой конкретной ситуации клиента.

Как использовать модель GROW

1. Расскажите о модели GROW своему клиенту. Модель GROW задает определенную рамку общих вопросов, которые помогают клиенту осмыслить свои цели, больше узнать о преградах, возможных вариантах, без необходимости для коуча давать советы или направлять беседу в заданном векторе. Модель GROW напоминает шаги, которые вы предпринимаете при планировании путешествия. Работа начинается с того, куда клиент хочет попасть (цель) и того, где он находится сейчас (реальность). Затем клиент рассматривает различные «маршруты» — способы реализации цели (возможности) с учетом возможных препятствий. И, наконец, клиент принимает решение относительно того, готов ли он отправиться в это «путешествие» в данных обстоятельствах, при доступных ресурсах и требованиях к «маршруту» (путь).

2. Попросите клиента ответить на вопросы из этапа «Цель коучинга», они приведены ниже. При выполнении этого этапа вы можете задавать вопросы сами или можете предложить ответить на эти вопросы письменно в качестве домашнего задания с тем, чтобы обсудить их на следующей сессии. Для уточнения важных для клиента целей мы обычно используем модель SMART из предыдущего упражнения. В процессе сессии с клиентом мы определяем две цели: Цель коучинга — важная для клиента цель, которую он бы хотел реализовать в своей жизни. И цель самой сессии, то есть то, что клиент хотел бы получить непосредственно в процессе работы с коучем по завершении данной встречи.

3. Попросите клиента ответить на вопросы из этапа Цель сессии, они приведены ниже. При выполнении этого этапа вы можете задавать вопросы или можете предложить какие-либо варианты результатов сессии, которые могли бы быть важными для клиента, опираясь на свой опыт коуча. По результатам этого этапа у коуча и клиента должен быть заключен контракт на сессию (устно или письменно).

Необходимо отметить, что цель сессии, с точки зрения стандартов ICU, может находиться на разных уровнях:

поведенческий уровень, когда результатом сессии может быть какой-либо план действий для клиента и когда клиент четко понимает, что ему делать по достижению своей цели, а от чего стоит воздержаться;

уровень способностей, когда коуч помогает клиенту наработать какой-либо навык, например, как спарринг-партнер, отработать с клиентом навык проведения важных переговоров, важной презентации, прохождения собеседования или разговора с начальством;

уровень убеждений, верований и ценностей, когда коуч помогает клиенту поменять свое отношение к событию, к себе или окружающему миру, если это помогает клиенту двигаться к важной для него цели, причем данный процесс не является психотерапией, клиент работает сам, коуч предлагает методологию;

уровень миссии и смысла жизни, когда клиенту важно разобраться в нужном ли он направлении идет по жизни, в чем ее смысл.

Работа коуча на уровнях убеждений, верований, ценностей и миссии клиента мы называем в ICU трансформационным коучингом, так как в его основе лежит понимание клиента того, что чтобы достичь своей цели ему, порой, необходимо развить внутри себя какие-то новые качества или новый взгляд на вещи. Иными словами измениться. То есть, чтобы человек стал успешным предпринимателем, ему нужно не только составить успешный бизнес-план и найти нужную нишу, но и развить внутри себя качества и ценности необходимые предпринимателю или, другими словами, внутренне стать успешным предпринимателем.

Выход на тот или иной уровень за пределы поведенческого коучинга мы называем петлей, так как, независимо от того, на каком уровне коуч работал с клиентом, мы возвращаемся на уровень поведения и спрашиваем в конце сессии, что теперь клиент будет делать. Так как любое осознание на уровне ценностей, верований или миссии предполагает осознанное клиентом изменение поведения.

4. Попросите клиента ответить на вопросы из этапа Reality Реальность, они приведены ниже. Мы используем этап анализа реальность сначала для уточнения цели коучинга. Потом опять анализируем реальность клиента, но уже концентрируемся вокруг цели сессии.

5. Попросите клиента ответить на вопросы из этапа Opportunities Возможности, они приведены ниже. При выполнении этого этапа вы можете задавать вопросы сами или можете предложить ответить на эти вопросы письменно в качестве домашнего задания с тем, чтобы обсудить их на следующей сессии. Процесс поиска новых возможностей выглядит следующим образом. Сначала необходимо создать абсолютно безопасную для клиента атмосферу, выразить ему поддержку, восхищение, сделать искренний комплимент. Далее мы идем по следующим этапам:

1. Свой опыт (когда клиент ищет аналогичные решения задачи у себя в прошлом);

2. Чужой опыт (когда клиент анализирует способы решения его задачи другими людьми или ищет эти способы решения в открытых источниках, например, в интернете);

3. Креативность, когда клиент при поддержке коуча придумывает новые решения. Причем, сначала эти решения могут быть нереалистичными, например, в мозговом штурме, сначала люди могут высказывать самые необычные фантастические решения, но постепенно, двигаясь по ассоциативной цепочке, от оригинальных и необычных, мы переходим к вполне реальным решениям.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я