Новодвинская школа-интернат 1984-1999 годы

Михаил Васильевич Гудаев, 2021

Уважаемый читатель! В книге мои воспоминания о работе в этой школе-интернате, моих коллегах по работе, воспитанниках. Я взял только тот период, когда сам работал в этой школе-интернате. Рассказывать о других годах считаю, что не вправе. Разное было за эти пятнадцать лет. Как говорят, были и победы, но были и поражения. Не просто, когда тебе доверено столько детских судеб, всегда принять правильное решение. Одно могу с уверенностью утверждать, что все годы отдавал полностью себя работе, люди видели это и ценили.

Оглавление

Страницы истории

Интернатные учреждения в нашей стране

Одной из острых проблем человеческого общества на протяжении последних столетий является проблема детей, оставшихся без родителей. Казалось бы, материнский инстинкт заложен самой природой. Даже животные заботятся о своих детёнышах до тех пор, пока те не окрепнут и не смогут самостоятельно заботиться о себе и добывать еду. Откуда же берутся дети без родителей в человеческой среде?

Причин оказывается много. Это войны и революции, которыми особенно богат XX век, различные природные катаклизмы, сопровождающие нас почти постоянно. Примеров здесь можно приводить огромное множество. Возьмём хотя бы нынешние события, уже XXI века. Разразившаяся во всём мире эпидемия коронавируса, унёсла за какой-то один месяц уже так много человеческих жизней. Умирают родители и страдают дети. Есть и другие причины, когда дети остаются на улице при живых родителях: пьянство и алкоголизм, осуждение родителей за совершённые преступления и т.д. На мой взгляд, это ещё большая трагедия для ребенка, нежели та когда он остается без родителей из-за их смерти. Говорят, что в мире сейчас насчитывается более двухсот миллионов детей-сирот.

Проблема детей-сирот была присущей и остается таковой до сих пор как в дореволюционной России и бывшем Советском Союзе, так и в нынешней Российской Федерации. Правда говорят, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние шесть лет у нас в стране сократилось вдвое — с 87 604 в 2014 году до 44 429 в 2019 году. Очень бы хотелось в это верить.

Детские дома (воспитательные дома) впервые появились в России в 1705 году возле города Новгорода.

На территории Архангельской губернии оказание помощи обездоленным детям осуществлялось в двух формах: инновационной (учрежденческой), предполагающей воспитание сироты в специально созданных учреждениях закрытого типа (воспитательных домах, сиротских домах, приютах) и традиционной (семейной), предполагающей определение детей в приемные семьи или назначение им опекунов. Ведущей формой была учрежденческая.

Ещё в 1840 году было создано Архангельское Губернское Попечительство детских приютов, которое занималось детскими приютами на территории губернии. Возглавлял его губернатор.

Сиротские учреждения открывались не только государственными ведомствами, но и частными лицами и благотворительными обществами на всей территории губернии. Наиболее значимыми, например, из них были Воспитательный сиротский дом, Александровский (Архангельский) приют и другие.

Вот что пишет в своей работе про эти учреждения Брутова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

“Воспитательный сиротский дом, открытый в 1777 году купцом П.Ф. Бурениным на собственные средства, функционировал до 1866 года с десятилетним перерывом в 1828 — 1838 годах. Принятые на воспитание мальчики получали образование в городских школах, а девочки — в сиротском доме.

Помимо этого мальчиков отдавали в ученики мастерам для обучения ремеслам, причем особое внимание уделялось овладению ими торговым ремеслом. Для этого 18 — летних юношей отправляли на один год в такие города, как Рига, Ровель, Петербург, для овладения практическими навыками.

Ситуация изменилась в начале XIX века под влиянием реформ Николая I, вследствие которых все учреждения социально-педагогической поддержки детей принимают сословный характер. В сиротский дом стали принимать на воспитание сирот и детей бедных родителей купеческого, мещанского сословия, детей разночинцев и бедных чиновников. Воспитанники находились в учреждении с 7 до 11 — 12 лет, а затем переводились в другие образовательные учреждения, на заводы, фабрики, к частным ремесленникам для овладения ремеслом, торговлей согласно своей сословной принадлежности. Сироты, отличившиеся в науках, могли поступать в гимназии.

Только к концу XIX века Правление сиротского дома разрешило принимать на воспитание незаконнорожденных детей, детей крестьян и неимущих родителей, причем последняя категория питомцев принималась по заявлению отца или матери, которое не только рассматривалось на заседании правления индивидуально, но и подвергалось тщательной проверке со стороны городового. Вызвано такое решение было несколькими причинами: мнением общества, требовавшим обучения всех без исключения детей; традиционным для Севера представлением о необходимости образования подрастающего поколения; недостаточным количеством учреждений социально-педагогической поддержки детей различных категорий на территории губернии”.

“Александровский детский приют был открыт 21 апреля 1841г. на средства 17 архангельских мещан. Воспитанники в этом приюте обучались бесплатно, а за вольноприходящих учениц родители или благотворители платили по 12 руб. в год. Девочек обучали женскому рукоделию, чтению, письму, краткому катехизису, священной истории, первым четырем правилам арифметики и рисованию узоров для шитья гладью. В 1850 году началось строительство собственного здания. Но недостроенное строение сгорело при пожаре 1851 года, а новое одноэтажное деревянное здание было возведено лишь в 1854 году. С 1895 года Архангельский детский приют стал называться Александровским, кроме того, в марте 1885г. при нем был открыт интернат для девочек на 20 мест. Общее число воспитанников постоянно увеличивалось, и если в 1840 — е годы их число составляло около 43 человек в год, то в 80 — е годы XIX века превысило 100 человек”.

Интернатные учреждения в нашей стране получили бурное развитие в начале XIX века, среди них: пионерские дома, сельскохозяйственные и другие кооперативы. Во всех этих учреждениях было до 90% сирот.

Детский городок имени Третьего Интернационала. Здесь в органы детского самоуправления избирались дети с 8 лет, была продумана организация праздников, обращали внимание на спокойствие, общую сплоченность в работе коллектива, здесь работали воспитатели, учителя и клубные работники.

В пионерских домах 100% пионерского состава не младше 12 лет, максимальная наполняемость 80 человек, работали на принципах пионерской организации.

Кооперативные детские дома существовали на средства профсоюзные и от занятости родителей по их инициативе.

К 30 — м годам сформировались такие учреждения, как: дома ребенка, детские дома, школа-детский дом, смешанные детские дома, дома для правонарушителей.

В 1940 году и в годы войны организовывались детские дома на оккупированной территории. Война сделала много детей сиротами. Чаще называется цифра — 680 тысяч.

К концу 1945 года только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов и в них воспитывались 17 тысяч детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции. В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи.

В 1950 году в стране было 6543 детских дома, где жило почти шестьсот сорок тысяч детей. В 1956 г. по решению правительства для детей сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959 — 1965 гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В Архангельской области к середине восьмидесятых годов XX столетия сложилась и успешно работала система сиротского обучения и воспитания. В одиннадцати школах-интернатах (три из которых для детей-сирот: Архангельская, Северодвинская и Новодвинская) проживало три тысячи четыреста учащихся. В одиннадцати детских домах находилось на воспитании три тысячи восемьсот детей, из них девятьсот детей дошкольного возраста. Финансирование и руководство этими учреждениями осушествялось областным отделом образования, заведовал которым в те годы Корнеев Александр Николаевич. Непосредственно при облоно был отдел, возглавлял который заместитель заведующего облоно Терехов Виктора Павлович.

Об истории Новодвинской школы-интерната

(Фотографии взяты из личного архива)

Первоначально называлась"Архангельская средняя школа-интернат № 2". Первые 225 учащихся прибыли в школу 14 января 1958 года. Открытие школы состоялось 17 января 1958 года. Днём рождения учебного заведения считается 12 марта 1958 года. В 1958 году сделала свой первый выпуск 25 человек.

В 1959 и 1962 года были построены спальные корпуса, а в 1967 году новый учебный корпус школы — интернат. В отдельные годы количество воспитанников доходило до 600 человек.

Решением Архангельского облисполкома от 12.06.1980 года школа была переименована в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотни и сотни детей из всех уголков Архангельской области получили здесь образование, школа для них была родным домом.

В 1989 году проведен капитальный ремонт одного из жилых корпусов, в 1995 году начато строительство новой столовой, намечен капитальный ремонт второго жилого корпуса.

В 2001 году школа-интернат была закрыта, а на ее базе было открыто Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом (для детей школьного возраста), которое функционирует и по сегодняшний день.

Директора Новодвинкой школы-интерната

Захаров Владимир Иванович (1923 — 2018 гг.) — первый директор школы-интерната. Работал в этой должности с 1957 по 1961 гг. и с 1965 по 1974 гг.

(Кадр из видеоматериала Новодвинского телевидения. Автор монтажа фото М.Гудаев)

Имя Владимира Захарова в Новодвинске знает каждый. Он всю свою сознательную жизнь посвятил детям. Трудовая деятельность Владимира Захарова насчитывает более 40 лет педагогического стажа.

Родился 5 апреля 1923 года. Родом из Костромской области, из небольшой деревушки Заболотье. В 15 лет поступил в Галичское педучилище. Но после выпускного, жизнь Владимира Ивановича, резко поменялась. Началась война. В огненные годы дипломированный педагог служил пулеметчиком, награжден Орденом Славы 3-ей степени.

После войны Владимир Иванович приехал в поселок Ворошиловский (ныне — город Новодвинск), стал преподавать историю в 80-ой школе (ныне — первой). Затем 10 лет отработал в 75-ой. Сейчас это вторая школа. Сначала был завучем, потом директором. В 1957 году Владимиру Захарову поручили открыть и организовать работу новой школы-интерната для детей-сирот, многосемейных и нуждающихся в государственной поддержке в обучении и воспитании.

Завершил свою педагогическую деятельность директором коррекционной (пятой) школы. Находясь на заслуженном отдыхе, многие годы, Владимир Иванович продолжал активно интересоваться жизнью детей, участвовал во многих школьных и городских мероприятиях, в том числе по патриотическому воспитанию молодежи. В 2010 году ему присвоено звание «Почетный житель Новодвинска».

Ившин Виктор Иванович (1928 — 2013 гг.). Работал директором школы-интерната с 1961 по 1965 гг.

Родился 18 декабря 1928 года в селе Шеговарское Шенкурского района Архангельской области. Окончил Шенкурское педагогическое училище в 1946 году, исторический факультет Архангельского педагогического института в 1950 году. Работал учителем истории в Коношской средней школе, директором школы № 82 Архангельска, заведующим отделом Исакогорского райкома КПСС.

С 1960 года — директор школы № 83 г. Архангельска, затем был директором школы-интерната № 2 поселка Первомайский, заведующим Исакогорским роно города Архангельска (1966-1977 гг.), директором школы № 76 (1977-1988 гг.), учителем школы-интерната № 1. Это был человек высокой чести и достоинства, искренне преданный своей профессии, пользующийся большим уважением коллег и учеников. Уделял большое внимание трудовому обучению и воспитанию учащихся.

Заслуженный учитель РСФСР (1977). Награжден медалью, знаком"Отличник народного просвещения".

Махалов Вадим Павлович. Работал директором школы-интерната № 2 города Новодвинска с 1974 по 1979 гг.

Романенко Валентина Алексеевна. Работала директором школы — интерната № 2 города Новодвинска с 1979 по 1982 гг.

Захаров Геннадий Федорович. Работал директором школы-интерната города Новодвинска с 1982 по 1983 гг.

Киселева Маргарита Абрамовна. Работала директором школы-интерната города Новодвинска с 1983 по 1984 гг.

Гудаев Михаил Васильевич. Работал директором школы-интерната города Новодвинска с 1984 по 1999 гг.

Родился 15 ноября 1946 года в деревне Койда Мезенского района Архангельской области. Образование высшее. САФУ им. М.В. Ломоносова (бывш. АГТУ и ПГУ) в 1976 году, физико–математический факультет. В 1975 — 1976 годах работал инструктором отдела пропаганды и агитации Ненецкого окружного комитета КПСС в городе Нарьян-Маре. В 1976–1984 годах — директором Шоинской средней школы. (300 учащихся, из них 200 — в пришкольным интернате) в посёлке Шойна, полуостров Канин. Декабрь 1977 года–январь 1978 года — курсы повышения квалификации по научным основам управления школой при Калининском государственном университете. 1984 год (март–май) — курсы повышения квалификации на факультете директоров средних школ при Вологодском государственном институте.

1984 — 1999 годы — директор Новодвинской школы–интерната для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1993 год (сентябрь–октябрь) — курсы повышения квалификации при Архангельском областном ИППК. 1993 год (22 октября) — присвоена высшая квалификационная категория руководителя школы. 1995 год — награжден значком “Отличник народного просвещения”. 1999 — 2000 годы — методист кафедры научных основ управления в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования.

С 2011 года не работает по причине пенсионного возраста и инвалидности. Создал свой сайт — Grandkid.ru. Основная тематика сайта — о нашем Северном Крае и Малой Родине, мемуары. В 2018–2020 годах опубликовал книги в ЛитРес Самиздат. Москва: “Канин”, “Канин-Шойна. Воспоминания”, “Канина Земля”, “Шойна. 1941–1945 годы”, “Канинская-Шоинская школа”, “Дороги жизни нашей”, “Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба”, автор данной книги.

Климчук Людмила Кирилловна (28.02.1931 — 20.11.2005 гг.). Работала директором школы-интерната города Новодвинска с 1999 по 2001 гг.

Педагоги–ветераны школы–интерната города Новодвинска и публикации в СМИ о некоторых из них

На каждом празднике, посвящённом юбилею учреждения, собравшиеся вспоминали ветеранов, тех, кто начинал в пятидесятых годах работать в школе — интернате и тех, кто много лет отдал работе в этом учреждении. Многие из них уже находились на заслуженном отдыхе, но были и те, кто в восьмидесятые и девяностые годы ещё продолжали трудиться здесь.

Среди имён ветеранов назывались следующие имена: Ялоза Ольга Александровна, Захарова Нина Анатольевна, Бурсина Вера Васильевна, Тропина Анна Георгиевна, Беляева Мария Васильевна, Никулина Лидия Ивановна, Помешкина Мария Федоровна, Калинина Татьяна Ивановна, Березкина Галина Георгиевна, Маргина Тамара Федоровна, Серпухин Леонид Григорьевич, Гурьева Рена Яковлевна, Анисимова Валентина Федоровна, Тимчак Нина Михайловна, Зенкова Валентина Николаевна, Мищерякова Александра Михайловна, Селиванова Валентина Ивановна, Цветкова Валентина Афанасьевна, Шумилов Михаил Васильевич, Лодыгина Галина Фёдоровна, Загоруйко Людмила Васильевна и многие другие.

В память обо всех ветеранах Новодвинской школы-интерната размещаю в книге выдержки из публикаций, найденные мною в архивах городской газеты “Новодвинский рабочий” в разные годы. С каждым из тех, о ком напечатано в этих статьях, мне посчастливилось встречаться. Они были частыми гостями в коллективе педагогов и детей в годы моей работы.

Нет причины для кручины

(Материал из газеты “Новодвинский рабочий” от 8 ноября 2003 года)

“Удивительно энергичная для своих 80 лет, быстрая в движениях и открытая в общении, эта женщина подкупает своей доброжелательностью и чувством юмора. С первых минут встречи она как бы"подпитывает"собеседника своим оптимизмом и верой в торжество справедливости.

На Архбуме ее знали как директора Первомайского Детского дома, который Ольга Александровна Ялоза возглавляла с 16 февраля 1959 года по 1 сентября 1960 года. А затем Детдом закрыли, детей перевели во вновь образовавшуюся школу-интернат и педагогов тоже. С этого времени, в течение 26 лет, работала она там, сначала учителем начальных классов, потом — воспитателем. Всех своих учеников помнит и следит за судьбами тех, кто и сегодня живет в Новодвинске. С коллегами по детдому и школе — нтернату поддерживает дружеские отношения и по сей день, хотя уже около 20 — ти лет она — на пенсии.

Однако пик ее общественной активности пришелся на первую половину жизни, пока она трудилась в сельской глубинке, где каждый учитель — на виду. Работая учителем начальных классов в Приозерном (теперь — Каргопольском) районе, она, по ее же словам, была"и швец, и жнец, и на дуде игрец".

А трудовая деятельность началась у нее еще раньше: едва закончила десятилетку — грянула война. И вчерашние выпускники через две недели приступили к работе в колхозе. В течение всех лет Великой Отечественной она, как одна из немногих в колхозе со средним образованием, исполняла функцию агитатора, пропагандиста и писаря одновременно. В ее услугах и помощи люди нуждались постоянно. Многим помогла она оформить документы на получение пособий как семьям фронтовиков. А сколько было печальных случаев, когда, едва успев выхлопотать эти документы, семья фронтовика получала"похоронку" — и приходилось добиваться нового пособия, по утрате кормильца.

Еще совсем юная, Ольга занималась сбором денежных средств в фонд обороны, когда вся страна жила под одним девизом:"Все — для фронта, все — для победы!"Подписывала людей на государственные займы. Она же руководила у себя в колхозе сбором теплых вещей для фронтовиков, отправляли посылки в действующую армию.

Есть у нее медаль"За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", которую она получила за большую общественную работу. Есть и еще пять медалей."Не зря трудилась", — говорит с улыбкой.

Когда приехала на Архбум — от общественных дел"отдыхала", все внимание отдавала детям. Но по-прежнему с пониманием относилась к сбору средств в различные фонды, на нужды детей.

Так уж получилось, что в комсомол и в партию не вступила, считала себя беспартийным большевиком, но жизненным принципам человека общественного, деятельного осталась верна навсегда: честная во всем, принципиальная, требовательная к себе и другим, нигде"не споткнулась","не наследила".

У нее и сейчас позиция активного человека, истинного интеллигента: не хныкать, не стонать, не жаловаться. Она умеет жить по средствам, довольна своей пенсией.

"Смолоду себя закалила: спортом занималась, потом военруком была в школе, на сборы ездила. И вообще стараюсь больше двигаться, даже сейчас, осенью и зимой, дома не засиживаюсь, коллег по детдому и школе-интернату навещаю: Лидию Ивановну Никулину, Зинаиду Петровну Кириллову, Анну Георгиевну Тропину, еще двух-трех своих подруг. Есть у нас тесный круг общения. Летом на"девичники"собираемся: кто пирогов напечет — к тому и идем на чай. И дни рождения не забываем".

Сейчас Ольга Александровна живет вдвоем с сыном, который заботится о том, чтобы у нее все было в достатке.

Выбивает ее из колеи и вызывает"усталость от жизни"то, что в мире покоя нет: землетрясения, наводнения, оползни, катастрофы всякие, когда шахты рушатся, самолеты разбиваются, аварии на дорогах происходят с гибелью людей в огромных количествах — каждый день."Когда людям плохо — я не могу оставаться спокойной: мне тоже плохо. А на свою жизнь обижаться не могу: ни в чем не нуждаюсь. Нет причины для кручины".

Автор — Р. Дулова

Ученики помнят её

(Материал из газеты Новодвинский рабочий от 25 марта 2004 года)

“23 марта отметила свой юбилей милая, доброжелательная женщина Вера Васильевна Бурсина, ветеран педагогического труда Новодвинской школы-интерната. 80 лет! Годы учебы, труда, огорчений и радости.

В 1943 году, по окончании учебы в Каргопольском педучилище, 19-летняя Вера была направлена завучем в детский дом №1 Приозерного района, где она проработала три года. Летом была послана на курсы военруков в Няндому.

На курсах были одни женщины (мужчины на фронте). С утра уроки военного дела, вечером — строем на разгрузку вагонов. Потом — в казармы на ночь:

С 1946 года — снова работа в Приозерном школьном детском доме. Но жизнь не стоит на месте. Детские дома стали расформировывать, деревни"умирали". Облоно распределило учителей и воспитателей этих детдомов в другие школы области. Таким образом, Вера Васильевна попала в школу-интернат №2 города Архангельска (позднее Новодвинская школа-интернат, а теперь Новодвинский детский дом). Здесь она проработала до выхода на пенсию в 1979 году.

В Приозерном районе Вера Васильевна встретила свою"вторую половину"и прожила с мужем более 50 лет. Она всегда делила свое душевное тепло и ласку между своими детьми, которых было четверо, и детьми школы-интерната. А то, что душевного тепла у Веры Васильевны достаточно, подтверждает и такой факт: она прожила 40 лет со свекровью, и отношения были дружеские.

Все четверо детей получили высшее образование, хорошо работают, воспитывают уже своих детей и внуков. У нашей юбилярши 8 внуков, есть и правнуки.

В. Бурсина, как говорят, — учитель от Бога. Ни один ребенок не оставался без ее внимания ни на уроке, ни в пионерском лагере, ни в походах за грибами и ягодами, ни на внеклассных занятиях, ни на экскурсиях в города Ворошиловград и Краснодон. С завидным упорством, терпением, доброжелательностью добивалась прочных знаний у учеников, подсказывала, какие умения и навыки могут пригодиться в самостоятельной жизни. Некоторые ученики и сейчас навещают ее.

За свой труд Вера Васильевна награждена медалью"За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", медалью"К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина", медалью"Ветеран труда", юбилейными медалями к датам победы.

Сейчас она живет с младшей дочерью Анной. И дочь, и внучка окружают ее вниманием и заботой. Старшие дети, внуки и правнуки навещают ее и помогают.

Здоровья и благополучия желаем Вам, уважаемая Вера Васильевна!“

Авторы — О.Ялоза, Э.Сивкова, по поручению совета ветеранов педагогического труда.

Её счастливая миссия

(Материал из газеты Новодвинский рабочий от 21 сентября 2002 года)

“80-летний юбилей… Отметить такое событие в своей жизни дано не каждому. Возраст, достойный гордости. Полная оптимизма, нерастраченной доброты и веры во все лучшее в людях, встречает Анна Георгиевна Тропина эту дату.

И бесконечные воспоминания рождают так зримо и образно картины далёкого прошлого…

19-летней девчушкой начала она свой трудовой путь после окончания Архангельского педучилища. Так уж получилось, что выпускной вечер у них не состоялся: именно в тот день началась война. И они всем своим выпускным курсом в"бальных"ситцевых платьицах весь вечер и всю ночь грузили на машины и вывозили в другой конец города имущество педучилища, освобождая здание под госпиталь. Таков был приказ военкома города Архангельска. А когда ехали в машинах, сопровождая груз, пели военные песни:"Если завтра война, если враг нападет…".

Потом был год работы в Заостровской школе Приморского района. А 1 сентября 1942-го началась ее педагогическая деятельность в будущем Новодвинске, где она живет уже ровно 60 лет (вторая дата, которую сейчас отмечает Анна Георгиевна), учителем начальных классов и военруком.

Как военрук, в числе еще нескольких молодых учителей из поселка Ворошиловского была командирована для обучения по программе снайперов при клубе Бакарицы. Туда они ездили по воскресеньям (обучение шло без отрыва от основной работы). Фактически была готова отправиться на фронт. И хотя до этого дело не дошло — войну она прочувствовала всем своим нутром. Видела, как фашистские самолеты бомбили больницу на Мхах, где лечилась ее мама. Всех больных срочно эвакуировали. И школа N 80, где она работала, тоже стала госпиталем, а уроки шли в старом деревянном доме на Первомайской — теперь им. Фронтовых бригад.

А первый день Анны Георгиевны в этой школе надолго запомнился и ей, и ее коллегам. Нуждавшаяся, как и все в то время, в самом необходимом, она уговорила закройщицу ателье перешить пальто: из старенького, детского, в котором она еще в 6-м и 7-м классах ходила. И вот в нем, облегающем, тоненькая, появилась в кабинете завуча:

— Я к Вам в школу!

— В какой класс?

— В четвертый!

— В четвертый? — удивилась завуч: с виду девочка вроде бы чуть постарше…

— Да, в четвертый! Вот приказ из облоно.

— Извините, я думала, что ученица.

Дали ей обещанный четвертый класс, а впридачу — военную подготовку у ребят — старшеклассников, затем — географию.

До сих пор помнит, как просила в парткоме комбината, чтобы ей по разнарядке"Правду Севера"выписали. Ведь она, как географ, обязана была на каждом уроке рассказать ребятам о положении на фронтах, о работе предприятий для нужд армии… Из старых учебников что возьмешь… Счастье, что у нее дома радио было.

Когда она начинала работать — в поселке была только одна школа, а когда уходила на пенсию — уже девять. Да и весь город рос, строился на ее глазах. Менялась жизнь, менялись школьные законы и правила… Не стало школьной формы… Многого не стало — такого родного и привычного.

Вот и, где она работала всю свою жизнь, до выхода на пенсию — тоже не та: теперь это — просто Детский дом, а учатся его воспитанники почти во всех школах города… А ведь Анна Георгиевна когда-то очень радовалась, что ее ученики и живут, и учатся в школе-интернате. Закончились занятия в 2 часа дня, пообедали ребята — и она может заниматься дополнительно с отстающими до 4-х часов, а то и до 5-ти: лишь бы они усвоили материал.

Сейчас она шутит:"Всю жизнь работала не за деньги, а за награды. Платили мало, зато Почетных грамот — не перечесть! Есть даже Почетная грамота от газеты"Пионерская Правда". Есть у Анны Георгиевны и медали:"За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945","За победу над Германией", медаль"Ветеран труда", юбилейная медаль"К 100-летию В.И.Ленина", юбилейные медали 30 лет, 40 лет, 50 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Личного времени она никогда не жалела для работы, для общественных дел. Зато на воспитание собственных детей времени не оставалось, но, слава Богу, выросли сознательными, дисциплинированными. Воспитывала собственным примером, то есть, как говорил Макаренко,"воспитывала даже тогда, когда самой не было дома".

А вырастили они с мужем, Леонидом Николаевичем Тропиным, четверых детей. Всем дали образование: двоим — высшее, другим двоим — среднее специальное. Хотя готовы были, даже при своих маленьких зарплатах, учить в вузе всех четверых.

А вот сама Анна Георгиевна жалеет всю жизнь, что так и не смогла высшее образование получить… Но — дело прошлое.

Теперь она гордится тем, что свою материнскую миссию выполнила. Да и миссию бабушки — тоже: у них с Леонидом Николаевичем восемь внуков, и всех восьмерых ей довелось понянчить… Всех стремилась лелеять и беречь… Старшей внучке уже 31 год, а младшему — 16. Уже есть правнуки — их четверо, одна — совсем большая, в 6-й класс ходит… Вот какая она богатая мама, бабушка и прабабушка!

Жаль только, что встречает свой замечательный юбилей без мужа, которого похоронила почти полтора года назад…

Сама Анна Георгиевна признается, что никогда бы не подумала, что доживет она до 80-ти. А что удерживает ее от болезней, от дряхления — так это труд! Она всю жизнь трудилась. И даже на пенсии, как говорят, работает,"не покладая рук": на даче дел хватает… И вязать любила, и лоскутным шитьем увлеклась: всем дочкам и внучкам не по одному лоскутному одеялу подарила…

И сейчас по дому абсолютно все делает. Возрастную планку сама себе поднимала: сначала хотелось дожить до того времени, пока все ее дети на пенсию выйдут, чтобы быть спокойной за каждого: на хлеб к старости они себе все заработали… Дождалась: трое из четверых уже пенсионеры. А у нее — новая цель: дождаться, когда внуки и внучки все поженятся да замуж повыходят. Вот так и живет — за годом год, доброжелательная, спокойная, деятельная… Она и сейчас еще работает на общественных началах в Совете ветеранов педагогического труда. Главное для нее — быть никому не в тягость, ни для кого не обузой.

И сколько горожан, бывших учеников или просто друзей, позвонят ей утром 22 сентября, чтобы сказать теплые слова поздравления:"С юбилеем Вас, Анна Георгиевна! Счастья Вам, здоровья, благополучия!"

Автор — Р.Дулова

В её судьбе — история страны

(Материал из газеты Новодвинский рабочий от 10 февраля 2016 года. Из архивных материалов семьи Листовых. Автор фото — Михаил Гудаев)

Деревенское детство

Четвёртого июня 1919 года в Верхнетоемском районе в семье крестьянина-середняка Степана Филипповича и Марфы Семеновны Краснолобовых появилась на свет девочка. Её отец освобождал Север от интервентов. Получилось так, что он и его средний брат Семен сражались друг против друга.

Возвращение отца домой сохранилось в памяти уже самой девочки, которой в ту пору было всего 5 лет. Вот как она описывала это событие:"Сидела у открытого окна, а по дороге шли солдаты в длинных шинелях и серых папахах. К нашему дому свернул один солдат. Я сказала об этом маме и бабушке. Они обе выбежали навстречу, обнимались, плакали. Папа прожил дома только 2 недели, а потом с другом уехал на заработки в Карелию, в Чупу".

В школу Клава Краснолобова пошла в 1927 году, она уже знала азбуку, умела читать. Интересно, что всем ученикам 3-4-х классов давалось одинаковое поручение по ликвидации неграмотности населения: надо было научить читать, писать и считать по 2-4 человека из близкого окружения. Клава учила свою маму и тетушек, да еще и бабушка присаживалась поближе к ним на время занятий. Какие это были послушные ученицы! Взрослые женщины очень спешили научиться грамоте. Дело в том, что их мужья жили на заработках, на лесозаготовках в поселке Умба Мурманской области. А письма писать женщины не могли — грамоты не знали. Вот и говорили они юной учительнице:"Учи нас, Кланюшка, так, чтобы скорее самим писать, а то ведь стыдно кого-то просить обо всем писать, а сами-то хоть через букву напишем, поймут". Весной Клаве за эту работу подарили книгу и отрез ткани на платье.

Переезд в Умбу

В Пучуге, где жили Краснолобовы, была организована коммуна"Новая жизнь". Коммунаров из своих домов переселили в дом четырех раскулаченных братьев Русиновых. Семья Клавиных родителей была середняцкая, имела свою скотину: две коровы, лошадь, нетели, овцы. Мама девочки не пошла в коммуну, так как отец Степан Филиппович сообщил, что вызовет семью в Умбу и в деревне жить не будет. И в конце сентября 1931 года Клавдия переехала на новое место жительства и начала ходить в пятый класс. Класс был разделен на бригады по пять человек. Учебников было мало. Клава вслух читала материал по устным предметам, а потом по очереди все рассказывали.

А бригада — это и пионерское звено. Школьники ходили на лесобиржу — собирали доски, щепу, убирали территорию. Вместе катались на лыжах, коньках. В местном клубе несколько раз вместе с взрослыми играли в спектаклях. Продукты получали по карточкам. В школе кормили горячими обедами.

Летом 1934 года Клаву отправили в пионерский лагерь в деревню Тетерино Терского района Мурманской области. Это на побережье Белого моря, в 300 км. на восток от поселка Умба по южному берегу Кольского полуострова. Были среди пионеров гармонисты, чтецы, певцы и танцоры. Давали концерты для местных жителей. Ходили в поле, собирали разные травы. Вместе с рыбаками ловили рыбу на морских тонях, чинили рыболовные снасти, работали на сенокосе, собирали ягоды. Как вспоминала годы спустя Клавдия Степановна:"кипела настоящая работа, и никто не хныкал".

Учёба и труд

А дальше была учёба в Мурманском педтехникуме. Помимо учебных часов Клавдия успевала активно заниматься в театральном и гимнастическом кружках, участвовала в лыжных соревнованиях.

На втором курсе некоторым студентам дали возможность поработать. Нашу героиню направили на ликвидацию безграмотности в отделение связи на Жилстрое. За эту работу получила она похвальную грамоту и 150 рублей, на которые купила себе демисезонное пальто.

Восемь студенток вечерами учились на медицинских курсах, в том числе и Клавдия Краснолобова. На выпускном вечере она получила два аттестата: учительский и медицинский.

После техникума приехала работать в Умбу в вечернюю школу учителем 3-го класса. По совместительству трудилась корректором в типографии"Беломорская волна". Потом была направлена в село Оленицы Терского района. Учила 1-3-е классы (по шесть учеников в каждом). В 1937 году опять трудилась в вечерней школе и литработником в газете. В июне 1941 года Клавдия поступила на первый курс Мурманского учительского института по специальности"русский язык и литература". Но начавшаяся война резко изменила жизнь.

Работа в школах

Клавдия Степановна в октябре 1958 года была назначена на должность директора школы № 97 нашего поселка. Она в воспоминаниях писала о том, что учителя, классные руководители посещали квартиры всех учащихся, знакомились с условиями их жизни. Шефом школы был строительный трест. По договоренности с управляющим этой организацией Людковским и начальником отдела кадров Тарасовым силами родителей и работников треста во дворе школы удалось построить слесарную и столярную мастерские для проведения уроков труда. За лето также успели отремонтировать спортзал. Все материалы для этого выделил трест.

В те годы положение в семье Листовых было тяжелым, так как очень болел Никифор Иванович. Клавдии Степановне приходилось бегать днем домой, чтобы сделать мужу укол. А 97-я школа была далеко от дома — на другом конце посёлка. Клавдия Степановна обратилась в Исакогорский районный отдел образования с просьбой перевести её в другое образовательное учреждение. Просьбу удовлетворили: Клавдию Степановну перевели на работу в среднюю школу-интернат № 2 (в этом здании сейчас располагается Новодвинская гимназия). Стала она учить русскому языку и литературе пятиклассников, вела кружок художественной самодеятельности. Почти все воспитанники играли в спектаклях, читали стихи, пели. И сама героиня моего повествования находилась в гуще общественной жизни: вскоре её избрали секретарем парторганизации, а через два года — председателем месткома. В 1964 году школу-интернат перевели в статус восьмилетней, а в поселке открылась новая средняя школа № 74 (ныне — № 4), куда Клавдия Степановна и перешла на работу.

Мне было очень интересно читать эту часть её воспоминаний еще и потому, что лично знаю тех, о ком велось повествование (сама училась в этой школе), и ситуации, которые характерны для школьных коллективов, мне тоже знакомы не понаслышке.

В нашем городе живут и здравствуют бывшие ученики Клавдии Степановны, которые — хочется верить — помнят свою учительницу. Закончила она свою трудовую деятельность в школе — интернате, выйдя на пенсию по состоянию здоровья в 1973 году.

И на заслуженном отдыхе Клавдия Степановна себе не изменила. По-прежнему много времени уделяла общественной работе. Часто выступала в школах города с беседами и лекциями. Была членом общества"Знание", лектором по военно-патриотическому воспитанию.

Встречи боевых друзей

Особое место в воспоминаниях Клавдии Степановны занимают встречи партизан Заполярья. Фронтовая дружба — это до конца жизни. Партизаны отрядов"Полярник","Большевик"и"Сталинец"многократно встречались в Архангельске, Мурманске, Москве, Кеми, Кандалакше, городе Полярные зори. Активно работал совет ветеранов партизан Заполярья, в Мурманске был создан партизанский музей. Как много значили эти встречи для всех участников!

Теперь документы Клавдии Степановны и Никифора Ивановича Листовых находятся в городском архивном отделе. Уверена, что они заинтересуют наших горожан.

А в семье бережно хранятся орден Отечественной войны I степени, медали"За отвагу","За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.","За оборону Советского Заполярья","Ветеран труда", юбилейные медали и знаки. Эти реликвии будут передаваться из поколения в поколение”.

Автор — Мария Игумнова, начальник архивного отдела городской администрации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я