Роботы Чернобыля

Михаил Буков

Эта книга о ликвидаторах и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986 года. Она о мужественных людях и робототехнике, о моих товарищах – инженерах НИИ и работниках АЭС. Более 30 лет я отдал ЛПА на ЧАЭС. Я участник всех тех событий на ЧАЭС. Это рассказы моих товарищей тех, кто выжил в том аду техногенной катастрофы.Книга может быть полезна всем, кто интересуется событиями на ЧАЭС 1986 года, робототехникой, дозиметрией. Молодым людям – «Сталкерам».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роботы Чернобыля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Авария на ЧАЭС 1986 года

Город Припять, Киевская область. Чернобыльская АЭС. 26 апреля 1986 г.

Время: 1:23.

На 4-м энергоблоке ЧАЭС произошел взрыв, который разрушил реактор. При этом погибло два человека. Сценарий аварии: неконтролируемое возрастание мощности реактора перешло в тепловой взрыв ядерной природы. От перегрева ядерного топлива разрушились тепловыделяющие элементы (твэлы) в нижней части реактора, пар вырвался в реакторное пространство, давление резко возросло, что вызвало разрушение реактора в целом, в частности, отрыв верхней защитной плиты (схемы Е), которую работники станции называли «Елена».

Во время взрывов над четвертым энергоблоком взлетели раскаленные куски ядерного топлива и графита. Часть из них упала на крышу машинного зала, начался пожар. Около 50 тонн ядерного топлива — гремучей смеси — выбросило взрывом в атмосферу и понесло ветром на Белоруссию и Прибалтику. Еще около 70 тонн топлива из периферийных участков активной зоны было выброшено на крышу машинного зала 4-го энергоблока и на пристанционную территорию.

Два месяца занял первый этап сооружения «Укрытие»: готовили пространство для строительных работ и конструкции «саркофага», создавали инфраструктуру (бетонные заводы, транспортные коммуникации, бытовые условия).

23 мая 1986 г.

Время: 14:40.

На 4-м блоке вспыхнул пожар, продолжавшийся около 7 часов. Тушили 268 пожарных. Катастрофа могла повториться.

15 июля — 30 ноября 1986 г.

Сооружение «саркофага» (объект «Укрытие»). Одних строителей на этой смертельно опасной стройке было около 90 тысяч человек! Вместе с подготовкой объект возвели всего за 206 дней и ночей.

Только в 2006 году дата 14 декабря — день принятия в эксплуатацию защитного сооружения (объекта «Укрытие») — Указом Президента Украины был назван днём чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Мы его называем — «День ликвидатора».

Авария на 4 блоке ЧАЭС

Главной задачей, на то время, были работы по дезактивации территории станции. Самое грязное место — это кровля 4-го энергоблока и вентиляционная труба №2. Все это было завалено остатками топлива, графитовых сборок и разрушенных трубопроводов. Дозы зашкаливали — более 10 тысяч рентген (100 Зв). Крыша машинного зала была тоже частично разрушена, и в него попало множество радиоактивного материала. Основной задачей было сбросить в развал или с крыши вниз наиболее радиоактивные фрагменты. Работали на кровле, в основном, солдаты — «партизаны» под командованием генерала Тараканова. Время работы было строго ограничено, поэтому каждый день их проходили тысячи. Все это курировала группа дозиметрической разведки Ю. Н. Самойленко. Заместителем был В. М. Стародумов, начальником штаба — В. И. Голубев.

«Биороботы»

Немного о первом этапе. Кроме того, что я видел, читал и слышал от своих товарищей, дополнил своим рассказом Самойленко Ю. Н., с которым я повстречался позже, уже в 2013 году, после «Дня Ликвидатора». Он рассказал, что 1982 году работал на Смоленской АЭС, участвовал в пуске 1-го блока, затем готовились к пуску 2-го. В 1985 году перевелся на Ростовскую АЭС (которая только строилась), мотивируя тем, что хочет поработать на блоках ВВР. Проработав месяца три-четыре, попал на курсы главного командования в Обнинске под Москвой. Сразу же после аварии на ЧАЭС, после 26 апреля 1986 года, его вызвали в Москву и дали задание организовать вывоз отработавшего топлива с первого и второго блоков Чернобыльской АЭС. Было решено вывезти его в ХОЯТ на Ленинградской АЭС.

На кровле 4 блока ЧАЭС были применены робототехнические средства. То был первый этап работ с дистанционно-управляемыми механизмами (роботами). Немецкий полицейский робот «Joker», радиоуправляемые бульдозеры, но самыми живучими оказались специальные транспортные роботы — СТР. Штаб отряда дезактивации находился на третьем этаже АБК-1. Вначале их было

16 человек, некоторые проработали недолго, превысив допустимые дозы облучения. Я лично знал только пятерых, тех, кто потом работали в СП «„Комплекс“»: Ю. Н. Самойленко, В. М. Стародумов, В. И. Голубев, А. Ющенко и С.Ю.Саверский.

Валерий Михайлович Стародумов в 1986 году работал в г. Свердловске главным инженером комбината по переработке РАО. В Чернобыль на аварию его вызвали правительственной телеграммой.

После окончания работ по зачистке кровли 01 октября 1986 года отряд из трех человек, в том числе Валерий Стародумов, поднял флаг на самой верхней точке трубы №2.

За организацию работ по дезактивации на ЧАЭС в 1986 году Юрию Николаевичу Самойленко было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В. И. Голубев награжден орденом Ленина. В.М.Стародумов был представлен к награде.

Пообщался я с еще одним из участников тех событий — радиолюбителем Члиянцом Георгием Артемовичем. Он мне рассказал о тех событиях с робототехникой, которым я стал последователем, то есть принимал участие во втором этапе работ. Они были первым этапом работ с роботами на крыше аварийного 4-го блока:

«Среди ликвидаторов оказалась и группа радиолюбителей — добровольцев. Летом начали поступать в распоряжение Штаба по ликвидации последствий аварии (ЛПА) всевозможные (в подавляющем своем большинстве радиоуправляемые) роботы: сначала импортные (в основном, немецкие), а затем и отечественного производства. Hо ни один из них не был по своему основному функциональному назначению специально предназначен для удаления радиоактивного ««мусора»» (вперемешку со строительным — ТВЭЛы, графитовые блоки), который ««выплеснулся»» в ночь аварии на поверхность кровли машинных залов 3-го и 4-го реакторных блоков. В основном, все поступающие роботы закреплялись за предприятием ««Белоярскатомэнергоремонт»» (БАЭР), которое базировалось непосредственно в самом Чернобыле (на так называемом ««острове»» — в цехах и помещениях находившегося там до аварии завода по ремонту всевозможных речных судов) и при котором было создано подразделение с условным названием ««РОБОТОТЕХНИКА»». Там же мы и жили. По ходу попыток эксплуатации роботов параллельно производилась и их доработка (для выполнения роботами необходимых работ). Чуть позже из Ленинграда поступило несколько экземпляров так называемых ««луноходов»», которые прямо на месте начали модернизироваться их разработчиками — представителями ««оборонки»», совместно со специалистами БАЭР и HПО ««Энергия»». Были установлены: дополнительная вращающаяся телевизионная камера, перемещаемая вверх-вниз, ««грейдерная лопата»», обхватывающий робот — специальный каркас с кольцом ««захвата»» наверху — для возможности его периодической доставки вертолетом с ««базы»» на крышу ЧАЭС и обратно, а это — свыше 15 км, и др.). Были доставлены и несколько других моделей роботов (в основном, колесные,

но один из них — гусеничный, который работал на дизтопливе) одного из ленинградских HИИ Министерства образования. Практически все они активно в работе не использовались. За исключением маленького робота — «„разведчика“», который пробрался к разрушенному реактору и измерил дозу излучения (ее величина была «„снята“» с системы регистрации робота), но сам робот «„запутался“» в своем кабеле и его пришлось там оставить навсегда. У нас было два гусеничных робота. Чтобы их различать, обслуживающий персонал электросваркой на плоскости ковша робота сделал соответствующие надписи — «„Вася“» и «„Федя“» (маленькие бульдозеры, работающие на двигателях внутреннего сгорания). Одного из «„двойников“» — гусеничного робота «„Васю“», который заглох на крыше, пришлось столкнуть в «„развал“» (тогда «саркофаг» только начал сооружаться).

Как бы то ни было, но работы по очистке крыши 4-го блока робототехническими механизмами велись довольно успешно. Самым результативным и работоспособным, готовым для работы в высоких радиоактивных полях, был прототип лунохода — СТР. Где-то в ноябре 1986 года на одном из заседаний Правительственной комиссии прозвучала информация, о том, что с крыши уже снято 96 тонн

радиоактивного мусора и строительных конструкций. Я возразил, сказал, что осталось еще около 17 тонн. Через несколько дней приехали люди из КГБ и прокуратура. Мы поднялись на крышу. Работали серьезные дозиметристы, провели замеры по мною указанным точкам. Информацию передавали визуально руками, подобие морской азбуки. Когда поняли, что дозы очень высокие — все удалились из опасной зоны. Работы по дезактивации крыши 4-го блока продолжились».

На фото: участок робототехники — Г. Охрименко, А. Калинин, М. Корнилов, А. Пудовкин, М. Котлов, В. Голутвин, В. Башлаков, С. Дубровский, С. Костромитин, Г. Члиянц. Чернобыль, 1986 год

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роботы Чернобыля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я