Вставай, страна огромная! Рассказы о героях и их подвигах

Михаил Борисович Смоленский, 2020

Эта книга о людях. Героических людях. О самых настоящих, а не придуманных героях. Это не правители и полководцы, вершившие судьбы государств и управлявшие жизнью сотен тысяч, а часто и миллионов людей. В этой книге рассказывается о 75 людях разных возрастов, разных военных профессий и званий, разных национальностей и разного пола, чьи действия и личные подвиги во время войны часто стояли за гранью человеческих возможностей и казались просто фантастическими, хотя были очень реальны. Были. Героев этой книги объединили любовь к Родине и ненависть к напавшему врагу, против которого они яростно воевали, зная, что их дело правое, победа будет за ними. И победа пришла. Великая Победа. Именно эти люди спасли мир от «коричневой чумы» нацизма, и память о них должна жить вечно. Автор искренне надеется, что эта книга будет достойным вкладом в нерукотворный памятник их именам и подвигам. Потому что, пока мы живы и помним, мы непобедимы. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вставай, страна огромная! Рассказы о героях и их подвигах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Старый бинокль

Немецкая группировка в Курляндии под ударами Красной армии доживала последние дни. На дворе апрель 1945 года. Единственная возможность для окруженных немецких воинских частей вырваться из котла и спастись — это выбраться морем на корабле. Но, кроме солдат, Курляндию хотели покинуть многие обычные мирные граждане, напуганные немецкой пропагандой о «зверствах» красноармейцев. Однако в открытом море никто не мог гарантировать им безопасности. Авиация и подводные лодки Балтийского флота уже полностью господствовали в акватории Балтийского моря, поэтому вышедший в море танкер «Геттеринг» сильно рисковал. На его борту было не горючее, а почти полторы тысячи человек: раненые немецкие солдаты и гражданские лица — старики, женщины, дети.

Богорад Свлмен Наумович

Берег уже едва виден, море спокойное, небо чистое. Капитан танкера, успокоившись, дал команду лечь на заданный курс, как вдруг перед его кораблем неожиданно всплыла советская подводная лодка. «Это конец», — мелькнула мысль у капитана. Его танкер не вооружен артиллерией, и даже солдаты на его борту без оружия. С лодки поступил сигнал: «Экипаж, пассажиры — в шлюпки и на берег. Капитану с судовыми документами прибыть на бортлодки». Капитан взял судовой журнал и цейсовский бинокль, с которым не расставался всю войну, — подарок отца, пронесшего его через всю Первую мировую войну. Это был его талисман, и он отдал его сыну, когда тот выходил в первое плавание.

Прибыв на субмарину, капитан готовился к худшему, но командир советской подводной лодки, ознакомившись с судовым журналом и убедившись, что судно покинуто всеми, дал команду торпедировать его. Взрыв — и танкер медленно погрузился в воды Балтики. А капитану было предложено на шлюпке догонять команду и пассажиров. На борту советской лодки как трофеи остались судовой журнал и бинокль.

Поступая подобным образом, капитан советской подлодки сильно рисковал. Потопить танкер из подводного положения было намного безопаснее. А вдруг это судно — ловушка? И на его борту оказались бы замаскированные орудия и вооруженные солдаты. Благородных рыцарей на флоте давно не было. Немецкие подводные лодки в рамках тотальной войны, объявленной Германией, топили всех без предупреждения, даже суда, шедшие под знаком Красного креста. В общем, поступок капитана был «рыцарский», и совершить его мог только очень благородный человек. Командир подводной лодки Щ-310, капитан 3-го ранга Семен Наумович Богорад был именно таким человеком.

Подводная лодка типа Щ (Щука)

Семен Наумович (по другим документам Самуил Нахманович) Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебске (Белоруссия) в рабочей еврейской семье. Первую свою профессию — литейщика — он получил в Витебской профтехшколе металлистов им. М.И. Калинина, после чего переехал в Ленинград и работал на различных кораблестроительных предприятиях города. Позже он поступил в Ленинградский морской техникум, который окончил в 1935 году. До августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства. В 1940 году был призван в Военно-Морской Флот. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова.

Великую Отечественную войну Семен Наумович Богорад встретил в должности помощника командира подводной лодки, на которой совершил несколько боевых походов, зарекомендовав себя как знающего и инициативного командира.

С марта 1944 года С.Н. Богорад — командир подлодки Щ-310 (3-й дивизион бригады подлодок Балтийского флота), которой командовал до конца войны. Под его командованием Щ-310 совершила три боевых похода, записав на свой боевой счет восемь потопленных и поврежденных судов противника. В марте 1945 года, всего за месяц до потопления танкера «Геттеринг», подлодка Щ-310 была награждена орденом Красного Знамени, то есть стала Краснознаменной. Высокий знак отличия. Сам капитан к этому времени был уже кавалером двух орденов Красного Знамени, ордена Ушакова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и ряда медалей — за потопленные вражеские корабли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вставай, страна огромная! Рассказы о героях и их подвигах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я