Шути на ходу
Импровизация — это увлечение для ленивых. Для тех, кому тяжело ежедневно корпеть над написанием текстов шуток, проверять их на публике. Потом возвращаться домой, переписывать и снова проверять их на публике. А еще нужно текст учить. То ли дело импровизатор — вышел и пошутил над тем, что видит. Но даже если вы хотите стать великим импровизатором, все равно нужно иметь представление о том, как строятся шутки. Хотя бы для того, чтобы правильно их формулировать. Конечно, есть известные музыканты, сочиняющие крутые песни и при этом не знающие, как пишутся ноты. Но они знают приемы в музыке (форшлаги, бэнды, флажолеты), без которых невозможно играть красиво в полноценном объеме. Так и в комедии. Какие приемы бывают в юморе для создания шуток, можно знать наверняка или догадываться на интуитивном уровне. А можно не знать вовсе — в таком случае быть хромым в юмористическом плане. Так что я настойчиво рекомендую познакомиться с литературой о написании шуток, послушать ютуб-блогеров и, возможно, посетить мастер-классы. О том, как строятся шутки, Джуди Картер написала две книги: «Библия комедии», «Новая библия комедии». Почитайте для общего развития, если до сих пор этого не сделали. Вторая книга, на мой взгляд, легче воспринимается.
В шутках важна не только литературная составляющая, но и подача. Подача состоит из нескольких вещей.
Шутки нужно произносить четко и точно. Если мямлишь фразы, то это не про шутки. Это же касается заикания и запинания. Даже если шутка изначально была смешной и к месту, а вы ее не донесли зрителю чисто, уже не будет иметь никакого значения. Шутку про$рали. В такой момент можно иронизировать перед зрителем, как-то обыграть, что вы упустили шутку: это часть импровизации. Но вы же не будете делать это на своем выступлении несколько раз кряду, не так ли? Есть проблема — ее нужно решать.
Работайте над своей дикцией: зажмите пробку от вина четырьмя передними зубами и читайте скороговорки. Каждый день по пять минут. И уже через две недели увидите результат. Хватит терпения проделывать это в течение месяца — вы выйдете на новый уровень. Только не забывайте менять скороговорки, чтобы проработать все звуки.
Работайте над своим голосом. Правильная постановка дыхания необходима, чтобы голос был красивым, без зажимов. Получите консультацию у специалиста. Это можно сделать даже по видеосвязи. Я сам брал такую консультацию. Если вы идеальный — разрешаю этого не делать.
Работайте над интонациями. Вы можете говорить на тарабарском языке? «Жмух брохмас дуб-тан крык. Жыкмус слов том ромж». Это тарабарский язык. Вы можете начать говорить на нем прямо сейчас. Попробуйте. Теперь выберите персонаж с особой точкой зрения. Это может быть кто угодно: дворник, депутат, учитель. Произнесите предложение на тарабарском, как произнес бы персонаж. Затем ответьте на тарабарщине от лица другого персонажа с совершенно другой точкой зрения. Во время разговора на тарабарском просыпается эмоциональность в голосе. Попробуйте несколько сцен, заодно попрактикуетесь, как говорить нечто противоположное тому, что вы услышали. Посвятите этому упражнению пару минут в день и через пару недель выйдете на новый уровень.
Вывод. Стендап-импровизатор может и умеет на ходу формулировать шутку и подавать ее в зал. Поэтому изучайте приемы создания шуток. Практикуйтесь: рассказывайте шутки и анекдоты друзьям. Сделайте юмор образом вашей жизни.