Экономика одаренных личностей. Том 2

Валириан Мигаль, 2014

Автор в настоящем издании подробно исследует и всесторонне анализирует влияние современной экономической ситуации в России на изменение структуры и развитие общества. Представлены факты и даны оценки конкретных экономических моделей, в том числе зарубежных, способствующих всестороннему развитию и повышению уровня жизни своих народов. Изложены авторские рекомендации по ориентации российской экономики в целом и отдельных отраслей народного хозяйства на повышение внимания к развитию интеллектуального и культурного потенциала граждан России.

Оглавление

  • Введение
  • Отдел 1. Экономика одаренных личностей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика одаренных личностей. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Отдел 1

Экономика одаренных личностей

Глава 1. Одаренная нация

1.1. Одаренная нация

1. Одаренная личность

Исторически идея развития одаренности восходит к древнеязыческому идеализму россов, онаучена в заветах гениев России.

Выделены главные свойства, способности, потребности одаренной личности, позволяющие их целенаправленно формировать во всех областях и сферах воспроизводства. Всякому русскому человеку подвластна высокая система знаний. Но при этом, все способности самоосуществления личности должны стать идеальными.

Люди могут созидать основы будущего строя, лишь обладая творческой, преобразующей силой. Исключительна значимость в прогрессе общества прироста творческих способностей одаренных личностей.

Тип одаренной личности, как образ необходимой организации общества и структуры одаренной личности, предопределяет основные тенденции и закономерности общественного развития. Тип одаренной личности предполагает меру оценки, критерии, образцы, нормы и для общества и для отдельного человека, нормативность их развития.

Границы определения одаренности должны быть расширены. Одаренная личность — это такой идеал, который несет в себе значение нормы, досягаемого образца, не сверх человека, а свободного, творчески активного человека. Идеальное должно быть нормативным, то есть охватываться системой теории. Предполагается конкретная нормативная разработка целого комплекса экономических и социальных норм, определяющих деятельность и поведение одаренного работника.

2. Познание русских

Издревле пытлив был русский человек. Издревле тянулся он к знаниям, чтобы производить новые знания, чтобы осваивать мир, который открывал для себя. Ему присущи сверхъестественное наитие, озарения, ниспосланные свыше, и накопления культуры в печатном слове, в знаниях. Познание — важнейшая часть российского менталитета.

Среди духовных ценностей для русских особенно важно стремление к познанию. Тяга русскоязычного населения к творчеству и изобретательству есть высшая, почти религиозная, ценность в мировоззрении русских. Это национальный ресурс (культурно-генетический код народа, многовековой ген тяги к знаниям).

Им более близки и понятны процессуальные характеристики учения, цели, планы учебных действий. Для них неразделимы значимость широты и глубины знания, единство знания и этики.

У русских довольно высокий уровень развития критического мышления и понимания собственных стратегий обучения. Им свойственна развитая способность делать выводы, дедукция, интерпретация, оценка аргументации, а также общий индекс критического мышления.

В структуре познавательного стиля русских ведущей функцией является интуиция (иррациональная функция)… воображение… грезы… «внутренний голос» (Н. А. Бердяев), «интуиция всеединого сознания» (Ф. М. Достоевский), как иррациональная функция, мистика, Ф. М. Достоевский отмечал: русский человек находит свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия.

Второй важный элемент стиля познания: мышление, «широкий, всеоткрытый ум» (Ф. М. Достоевский), «испытующий ум и дар мыслительства» (А. П. Чехов), сила мыслительной функции.

Для русской цивилизации характерно преобладание интроверсии и интуиции (Т. А. Кирдяшкина, 2001). Русский человек так генетически устроен, что не может жить без мечты. Мечтающий, интуитивно находящий ответы на многие вопросы жизни, не желающий рационально и постоянно думать, но выдающий идеи мирового уровня. Русский периодически выдает интуитивные импульсы новых видений проблем (новое качество проблем — будущее в будущем).

Русские люди — мечтатели (живут в мире мечты), отчасти фантасты, стремящиеся к всеобщему и способные вырабатывать избыточно широкие и сверхобобщенные системы знаний. В то же время, для русских характерно и стремление к естественно научным знаниям. Им присуща приверженность к методам, характерным для научной деятельности.

Незаурядный творческий потенциал русских выражается в том. что получение новых знаний еще более усиливает жажду познания. Интуиция построена на большом объеме знаний, хранящихся в памяти в бессознательном состоянии. Значит, русский человек их накапливает (а говорят — он ленив).

Мера таланта русского народа и его дара — неуклонно созидать даже в невыносимых условиях; он творит, в большинстве случаев, безвозмездно; он не может не думать о высоком, непостижимом и бесконечном. Русский человек — генератор идей — вдохновенный, нерациональный.

А вообще, для русских характерен синтетический, интегративный подход к явлениям жизни. Ведущие качества русских, по сравнению с другими нациями — изобретательность, новизна, святая наивность. Русские любят фундаментальную науку. Для них более характерно продвижение в поле незнания: подвижность в нем — русская черта. «Ген поиска новизны» распространен в русской популяции.

Наш национальный гений устремлен ввысь, ему присущи идеальность и поиск. Русским свойственно страстное искание истины. Особая черта познания русских — к преображению. Для России генетически свойствен научно-поисковый стиль жизни, сочетающий в себе высокую духовность и трудолюбие, склонность к науке и творчеству со скромностью быта и условий труда.

Интеллект самое важное качество и достояние нашего народа. Что о нем думает акад. Н. П. Бехтерева: творческий потенциал в той или иной мере присущ большинству русской популяции. Русские — творчески плодотворная нация. Стремление к познанию истины есть природное свойство русского человека. В основе всякого ментального действия русского лежит его генетическая память на идею.

Средние популяционные значения коэффициента интеллекта у русских достаточно высокие (IQ 100–110 Е. А. Сергиенко).

Можно ли удержать в интеллектуальной узде самый непокорный в мире народ?

3. Духовность русских

Духовность русского человека порождена природой и местом его жительства, ей же соответствуют религиозные каноны православия (природа и вера). Генетический код духовных ценностей и приоритетов, представленных в русских традициях, есть духовное задание предков (задатки души) в русских людях. У русских среди наследственных факторов великую значимость приобрела духовная генетика. Это народ идей и стремления к наилучшему самоустроению, максимализму в их осуществлении.

Российской цивилизации присущ приоритет духовных ценностей над материальными. Эти свойства, качества русского народа позволили ему резко повысить интеллект и образование населения, развивать науку и искусство.

4. Русские — идеократический народ

Литературовед и историк Вадим Кожинов так говорит об особой роли идей в жизни Руси — России на самых разных этапах ее многовековой истории: стране всегда была нужна идея, объединяющая людей, все общество, общенациональная идея, истинно живая и плодотворная, рожденная в самом бытии народа… Без идеи, как свидетельствует ее тысячелетняя история, наша страна жить не может… Россия — страна идеократическая, она основана на власти идеи (условно выражаясь, держится на идее)… Именно в силу этой огромной власти идеи Россия совершала в прошлом неслыханные дела… Эта идеократичность обеспечила самые великие победы России (Вадим Кожинов).

Россия — страна идеократическая, на комплексе идей у нас держится все остальное: все государственные институты, вся хозяйственная жизнь. Они для нас или одухотворены некоей идеей — или мертвы и подлежат безусловному отвержению. Россия не может быть страной без идей, в иной форме она существовать не может. Это общество другого типа, не экономикократичное, а идеократическое.

Высокий дух, полет мыслей в неизведанное, дерзания может творить только народ-провидец. В русском этносе не ослаб духовный порыв, неудержимый исход к великим делам.

Русская идея — развитие людей до одаренности — абсолютно (исторически и эволюционно) верная. Она будет главенствующей в идеологии и государственной политике нашей страны и всего мира.

5. Многовековая идея — об одаренности русского народа

По мысли историка И. Я. Фроянова, русская идея об одаренности русского народа являет собой обобщение его многовекового опыта, формировалась длительное время творческими усилиями многих поколений в его многотрудной истории. Современное общество приветствует идею о развитии одаренности. Русская национальная идея — не только выживание и сохранение русской нации, но, главное, — ее развитие до одаренности. В развитии личности до одаренности сосредоточена вершина тысячелетней истории Руси-России, мерило всех ее ценностей.

Русскую идею необходимо перевести в область практических решений. Идея развития личности до одаренности становится объективной реальностью. Возникнет творчество и с ничтожными средствами, почти из ничего, будет строиться новая жизнь. По природе своей, духовно созидательные поиски русских бесконечны. Великое Прошлое русского народа породит его Великое Будущее. Русские ощущают себя творцами и «миростроителями».

Идея одаренности станет идейным знаменем русского народа. Ее отличает вселенский размах, ей чужда национальная ограниченность. Вселенское значение русской национальной идеи; она живет и ждет своего часа, чтобы заявить о себе в полную мощь (историк И. Я. Фроянов).

И появятся таланты, могущие теоретически претворить сокровенные мечты русского народа в концепции, проекты созидания, программы и планы. Реализация концепции об одаренности позволит расширить круг умственной деятельности всего народа, вовлечь его в творчество, утолить у русских жажду великих дел, помочь осуществлению их возвышенных мечтаний.

6. Генетическая одаренность русского человека

Русский дух — «гений» единого пространства, времени, климата, стихийных бедствий, православия, культуры. Высокий дух, гений, вдохновение, энтузиазм определены нам самой эволюцией, самим нашим естеством, заполненными в нас генетически. Природные основы русской духовности заключены в молекулярно-генетических механизмах ментальности. В генофонде русских сохранился уникальный компонент — кластер U4a, истоки формирования которого уходят в эпоху верхнего палеолита (более 20 тыс. лет тому назад): глубина генетической памяти, объем хранящейся в этой памяти информации, широта охвата генетической памятью рода.

Сохраняется в «тайной глубине» народа единый генетический код духовных ценностей и приоритетов, сохраняются сквозные идеи, одинаково представленные в русских традициях.

Этнокультурное бытие русского народа, духовные корни его этничности заложили духовные основы одаренности. Русским присуща духовная генетика и обусловлена она устройством мозга, полями интуиции, воображения, межполушарными взаимодействиями.

Выявлено сложное генетическое устройство мозга у русских, сложная его анатомия и морфология, что отражается в физиологии и психологии русских. Это генетически умный народ. У русских развиты ассоциативные зоны мозга, связанные с обобщениями, синтезированием, воображением, фантазированием, интуицией, поисками истины, научным творчеством, идеализированием.

Советский генетик Н. Дубинин отмечал: генетическая программа русского человека является эффективной в отношении его развития до одаренности. Черты гениальности заложены в строении мозга русского человека; они предопределены определенными соотношениями в развитии различных областей мозга. Это важный показатель прогрессивной эволюции мозга, эволюции в направлении гениальности.

Народ на генетическом уровне «хочет быть» одаренным. Все лучшее в народе скрыто, находится в потенции, резервы и масштабы которой неисчислимы. Гений нашего народа, его ум, здравый смысл, его легенды, мифы и сказки, его талант, терпения, мужество и жертвенность позволят ему выйти на стратегическую дорогу созидания. Прорыв России в третьем тысячелетии неизбежен. Она обладает всеми чертами нации, достаточными для прорыва. Великое Прошлое русского народа породит его Великое Будущее.

Характер, масштабы и пределы будущих социальных трансформаций исторически предопределены генным ментальным миром русских людей. Русский народ хранит генетический код своего развития до одаренности. Это тот оплот, в котором заложено будущее возрождение России. Развитие одаренности генетически соответствует российскому менталитету, оно им природно-генетически обусловлено. Воспитание одаренности в каждом является волей и желанием десятков миллионов людей в нашей стране.

1.2. Потенциал реализации одаренности

1. Потенциальная одаренность учащихся

Свыше 10 миллионов детей обладают хорошими задатками к развитию способностей. Широкий диапазон проявления разных степеней одаренности наблюдается у 50 % детей.

Одаренные дети составляют свыше 50 % (около 70 %) возрастной популяции. 70 % детей обладают разной степенью одаренности. У них выявлено около 100 типов одаренности.

Из более чем 50 % детской популяции выделено 3 основных уровня одаренности: особо одаренные дети, дети с высокой нормой, дети с хорошей нормой.

10–20 % учащихся обладают высшими показателями интеллектуальных и творческих способностей. Это актуально одаренные дети с особой одаренностью, способные к наивысшему развитию. Потенциальная гениальность составляет 10–15 % от особо одаренных детей.

20 % учащихся обладают высокой интеллектуальной и творческой одаренностью.

Число детей со скрытой одаренностью приближается к 15–20 % (≈25 %). Из них скрытой особой одаренностью обладают более 10 % детей.

Более 50 % детей обладают хорошей нормой одаренности, а также хорошими способностями. Из этой категории детей 20 % обладают хорошей нормой одаренности и 30 % детей — хорошими способностями.

Достигнув взрослости, потенциальной одаренностью обладают более половины населения страны (около 70 миллионов человек).

Каковы примерные (точно наукой о детской одаренности не установленные) количественные соотношения учащихся с различной степенью одаренности.

Каждый пятый ребенок — актуально одарен.

На 1 актуально одаренного ребенка приходится 10 детей со скрытой и потенциальной одаренностью.

На 1–2 миллиона актуально одаренных детей приходится 6–7 миллионов подростков со скрытой и потенциальной одаренностью (5,0–5,5 к 1). Из 10 актуально одаренных детей, став взрослым, может быть поистине талантливым 1 (гений от себя).

Потенциал разной степени одаренности у детей в России, в конечном счете, может составлять 9–10 миллионов учащихся.

Ниже приведена «пирамида» одаренности учащихся по уровням (на стр. 17).

До начальной школы доходит ≈ 60 % потенциально способных детей. К старшим классам остается значительно меньше (1–3 %).

Основные потери одаренных детей — в школе. В школе не выявляется около 6,0–7,0 миллионов детей, обладающих скрытой и потенциальной одаренностью. Для них требуется специальная организация обучения.

Перед школой должна быть поставлена задача — довести до максимальной численности актуально одаренных учащихся на каждом уровне, а также выявить скрытую одаренность, определиться с потенциальной одаренностью в каждом учащемся.

Увеличить процент выявленных одаренных детей в общем числе детского населения России и довести его до 60,0–70,0 %.

Не только каждый одаренный ребенок должен стать одаренным взрослым человеком, но до нормального уровня взрослой одаренности можно практически развить любого здорового ребенка.

Развитие одаренности — тот путь, по которому Россия придет к своему возрождению.

Если бы все особо одаренные дети развивались в гении, их плеяда могла бы составить не менее 120,0 тысяч гениев.

Россия движется к порогу, когда будет рождаться большинство одаренных детей. Это закономерность (как норма). Массовое рождение одаренности.

Должны разрабатываться программы для одаренных по возрастам: учащиеся, молодежь (студенты и аспиранты), молодое научное сообщество.

2. Одаренная нация

Сущность и критерии развития способностей, оценки одаренности не абсолютны, различаются в каждом периоде истории. Законы, тенденции, этапы, стадии формирования одаренной личности есть ее объективные диалектически видоизменяющиеся состояния.

Мы далеки от утверждения о массовой одаренности, якобы успешно формируемой на основе определенной организации учебной и трудовой деятельности. Понятие «одаренная нация» имеет пока еще символическое звучание, чем практическое значение. И означает оно научное массовое человекотворение. Однако оно указывает на будущую реальную тенденцию движения: от развития одаренной личности — к формированию общества одаренных.

Возрастают частоты встречаемости генов одаренности в русском народе. Наборы (спектры) мутаций обусловливают одаренность русских, их обостренное абстрактное, отчужденное, вселенское мышление. Эволюция россов была обусловлена флуктуацией частот генов, ответственных за формирование «отрешенного» интеллекта. Для них характерен духовно-познавательный тип. Природа эволюционно заложила хорошую норму одаренности у русских. Частота гена одаренности в русской нации быстро нарастала. Нормальная (без патологии) генетическая программа русского человека является полноценной в отношении его развития до одаренности. Природа русского человека в норме несет в себе одаренность. Одаренностью наделены многие, а мера ее выраженности различна (но различия не слишком значительные).

Признаки одаренности нации? — Ее массовое творчество, великие массовые достижения. Одаренной нацией слыл и желает быть наш народ. Каждому в реальной жизни и помыслах надо осознать себя одаренной личностью. Россия беременна одаренностью. Родящиеся младенцы — таланты. Но русский народ — не идеал. Понятие одаренности русского народа — гораздо шире и глубже, чем его мировоззрение. Оно включает в себя не только всю духовно-нравственную сферу русского человека, но и его генетику, морфологию и физиологию. Главные элементы бытия русского человека — наитие, познание, интуиция, духовность, поэтизация жизни.

Возможно ли воспроизводить одаренную нацию? Сколько необходимо воспроизводить одаренных людей, чтобы больше становилось талантливых людей. Взращивание талантов — важнейшая государственная проблема. Нация нуждается в выдающихся людях. С одаренностью связаны надежды на прорыв нации в будущее. Взращивать талант на всех этапах его жизни — дело общественное. В свою очередь, цель тогда реализуема, когда имеет четкие критерии оценки, показатели, сроки, временные периоды исполнения. Вполне осуществимо воспроизводство одаренной нации русских людей посредством воспитания в течение нескольких поколений.

С получением образования в 20–30-е годы XX века креативность популяции в СССР резко возросла, что обеспечило успехи в науке и в освоении космоса в 50-х годах прошлого века. Это говорит о высоком уровне одаренности русских детей и взрослых.

3. Об условиях развития одаренности

Можно ли создать условия, в которых гении и выдающиеся таланты появлялись бы «массово», большими ассоциациями и даже «прослойками». Тогда все потенциальные задатки (таланты и дарования) в каждом человеке должны выявляться, применяться и развиваться.

Все индивиды, имеющие биологические предпосылки одаренности, должны быть в конечном итоге выявлены и им обеспечены материальные условия для развития их одаренности. Вся скрытая и потенциальная одаренность должна быть выявлена, развита и реализована.

Если бы каждый потенциально одаренный ребенок «стал» одаренным взрослым — можно ли было бы считать русскую нацию одаренной? Имея в виду утверждение В. И. Панова — о «всеобщей одаренности детей». Авторы склонны к той точке зрения, что русскую нацию можно считать одаренной.

Оценка нереализованного интеллектуального потенциала, биологической предопределенности русской нации к одаренности, недопущение потерь одаренных оптимистична и лежит в русле прогрессивного эволюционного генезиса развития человеческой популяции. А потому — одаренной России быть!

Потенциал одаренных детей и взрослых, в конечном итоге, может составлять 40,0–45,0 миллионов человек. А это уже одаренная нация. Россия — биологически интеллектуальная страна (идеократический народ). Объективная, абсолютная, биологически генетическая детерминация одаренности русских (как нации), исторически, природно, экономически обусловленная.

Одаренность, в том числе и потенциальная одаренность, присуща более половине населения страны (≈ 80 миллионов человек). Вполне возможно обнаружить и развить все потенциальные ресурсы одаренности, сделать 80 миллионов человек одаренными.

Как приблизить число актуально и потенциально одаренных взрослых к предельному биологическому потенциалу (количеству биологически одаренных в русской нации)? Каков % одаренных личностей в народонаселении? — 40–50 % или же больше? Возможно ли воспроизводить одаренную нацию? — Интеллектуальный и нравственный потенциал русского народа огромен. Авторы и пытаются приблизиться к его определению, качественному и количественному.

4. Потенциал реализации одаренности

Народонаселение России составляет ≈ 150,0 миллионов человек. Потенциальная численность лиц в трудоспособном возрасте оценивается в ≈ 70,0 миллионов человек. Один трудоспособный из 2-х человек населения.

Повышенным уровнем интеллекта (IQ ≈ 100–110) обладают 25,0 миллионов человек. Коэффициентом интеллекта IQ ≈ 100–110 обладает каждый шестой житель страны. Это нижний порог одаренности. Лица с интеллектом IQ ≈ 100–110 относятся к повышенному среднему уровню интеллекта (согласно кривой нормального распределения интеллекта). Подавляющее большинство людей в России обладает хорошим интеллектом. 70,0 миллионам человек свойствен уровень интеллекта IQ свыше 100. Это слой людей с повышенными средними и высокими способностями, что дает возможность их обладателям достичь достаточно высокого уровня развития.

Людей с уровнем способностей выше среднего (IQ ≈ 110–120) — это средневысокий уровень — около 25,0 % (≈ 21,0–22,0 миллиона человек). Эти 25,8 % населения способны творить новое. Лица с IQ ≈ 115 (средневысокий уровень интеллекта) обладают повышенным уровнем интеллекта. На 6,3 человека приходится 1 личность подобного уровня (≈ 22,0 миллиона человек). Это творческие работники с хорошими способностями. Средневысоким уровнем интеллекта обладает каждый десятый житель страны. Эти личности могут творить. Это — среднеодаренные личности.

Лишь 16,0 % населения имеют и превышают уровень интеллекта в 115 баллов (≈ 12,0 миллионов человек). Средневысокий уровень интеллекта присущ каждому тринадцатому человеку. Это творческие работники с хорошими способностями. Хорошей считается норма IQ ≈ 110–119. У 20,0 % людей заложены природные возможности творчества. Около 30,0 миллионов могут творить при обеспечении благоприятных условий. Это высококвалифицированные специалисты.

Максимальное развитие потенциальных способностей до одаренности возможно у каждого третьего из числа тех, кто может творить в жизнедеятельности. А это 30,0-40,0 миллионов человек.

Носителями новых идей и знаний выступают одаренные личности. Инновации заложены в генах русского человека. У 20,8 % людей заложены природные возможности творчества. Около 30,0 миллионов могут творить при обеспечении благоприятных условий.

Нужны прорывы вперед, к новым идеям, теоретическая работа на опережение, предвидение, прогнозы.

В будущем численность лиц, обладающих высшим образованием, может приблизиться к 45,0 миллионам человек. Численность лиц с высшим образованием, обладающих потенциальной одаренностью, может составить 30,0 миллионов человек.

Личностное и профессиональное развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. На двух специалистов с высшим образованием приходится одна одаренная личность. Каждый четвертый из потенциально могущих работать имеет высшее или же среднее специальное образование, а оптимально должен иметь каждый второй. Удельный вес выявленных одаренных взрослых среди лиц с высшим и средним специальным образованием составляет ≈ 55,0 %, а оптимально должен составлять 70,0–80,0 %.

Число гармонически развитых человек может составлять ≈ 30,0–35,0 миллионов. Число гармонически развитых личностей среди потенциальных работников составляете около 50,0 %. Из 2-х потенциальных работников один гармонически развит. Один гармонически развитый приходится на 5 человек народонаселения. Общество должно стремиться не только к созданию условий для расцвета выдающихся талантов, но и для гармонического развития всех своих членов — социальной базы талантов. Гармонизация развития людей должна носить массовый, общенародный характер.

Лица с уровнем интеллекта IQ > 120 относятся к личностям с высоким уровнем интеллекта. Высокоразвитые личности составляют 10,0 % от населения страны (≈ 10,0 миллионов человек).

Уровень интеллекта IQ ≈ 115–130 считается выше среднего. Лица с IQ ≈ 120–129 баллов имеют высокий интеллект. Около 10,0 % населения можно условно причислять к выявленным одаренным личностям. Их прослойка в населении страны составляет около 10,0 миллионов человек. Каждый двадцатый житель страны обладает высоким интеллектом, это высокоразвитые, одаренные личности. Профессионалы высокой квалификации обладают интеллектом IQ ≈ 130.

Удельный вес выявленных одаренных взрослых среди лиц с высшим и специальным образованием составляет ≈ 55,0 %. Выявлены взаимосвязи: 1 одаренный взрослый приходится на 2 человека с образованием; 1 одаренный взрослый — на 3 гармонически развитых работника; 1 одаренный взрослый — на 7 потенциальных работников. 1 одаренный взрослый развивается из 15 человек населения.

Выявленные отечественными специалистами данные по одаренности говорят о том, что одаренные взрослые составляют ≈ 50,0 % от числа школьников или ≈ 10,0 миллионов человек, почти ≈ 100 % из числа потенциально одаренных детей. Из 1 потенциально одаренного ребенка в одном поколении вырастает 1 одаренный взрослый.

В 80-е годы XX века говорилось о том, что у 5,0 % населения России одаренность достигает своего оптимального развития. А это 7,5 миллионов личностей (Я. А. Пономарев). Повторим миф о «глобальной одаренности». Потенциальная одаренность разной степени присуща 35,0–40,0 миллионам русских людей. Потенциальной способностью к развитию личности (потенциальной одаренностью) обладает каждый четвертый житель России. Имеется ввиду общая и специальная одаренность. Потенциальная одаренность есть психофизиологические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не реализованный в данный период страны.

Эффективность использования интеллектуального ресурса человека и всего общества возможна только на базе развития одаренности. Качество потенциальной одаренности русской нации велико. Различные типы способностей и потенций можно развить до высокой степени у 30,0 % русской популяции. Высокие способности присущи 55,0–65,0 миллионам человек. Для России возможна жизнедеятельность для 45,0 миллионов высокоразвитых личностей. Подавляющее большинство людей в России обладает хорошим интеллектом. Потенциал одаренных детей и взрослых, в конечном итоге, может составлять 40,0–45,0 миллионов человек. А это уже одаренная нация.

По биологическому признаку русскую нацию можно считать одаренной. Доля потенциально одаренных личностей в населении высока — ≈ 40–45 % и больше. Возможно ли воспроизводить одаренную нацию? — Если бы каждый потенциально одаренный ребенок «стал» одаренным взрослым русскую нацию можно было бы считать одаренной. Потенциальная одаренность разной степени присуща четверти русских людей ≈ 40,0 миллионам человек. Биологической потенциальной одаренностью обладает почти половина населения страны (≈ 45,0 миллионов человек). Почти 70,0 % детей обладают разной степенью одаренности.

Обратим внимание на такие взаимосвязи: число потенциально одаренных граждан относится к численности умственно здорового населения как 1 и 2. Один человек обладает потенциальной одаренностью из 3-х своих сограждан. Каждый четвертый может высоко развить свои способности из задатков. Каждый пятый человек имеет задатки к творчеству (≈ 30,0 миллионов человек).

Потенциальная одаренность должна выявляться до 40 лет (определение специфики деятельности, возрастание и усложнение знаний, накопление и обработка научного материала). «Последний» срок перерастания потенциальной одаренности в актуальную не позднее 45–50 лет (до 45–50 лет накапливаются знания; после 45–50 лет личность творит новые знания).

Исходя из мифа о «глобальной одаренности» потенциальной одаренностью могут обладать 40,0–45,0 миллионов русских людей. Это говорит о том, что в России реально значительно повысить процентное содержание в обществе людей с выдающимися творческими способностями. Качество потенциальной одаренности русской нации велико. Умы и интеллекты в России есть. Пришло время создавать эффективные системы обучения талантливых детей, поощрения и развития одаренности.

Оценка нереализованного интеллектуального потенциала ужасает. Страна теряет большой % одаренных по разным причинам. Из 50,0 миллионов человек, потенциально имеющих возможности к развитию хороших способностей, обладают во взрослом состоянии проявившейся одаренностью 10,0 миллионов человек. И это из 8,0–9,0 миллионов детей с явной и потенциальной одаренностью; из 10,0 миллионов детей одной возрастной группы, имеющих способности к развитию в одной какой-либо области. Из 4–5 одаренных детей вырастает в условиях теперешней России 1 одаренный взрослый.

Трансформация актуальной и потенциальной детской одаренности во взрослую одаренность крайне мала. B. C. Юркевич: только 5–6 % особо одаренных детей становятся крупными учеными и достигают значительных результатов в науке, а это 50,0–90,0 тысяч талантливых ученых (по версии авторов). Из 18–20 особо одаренных детей вырастает 1 крупный (талантливый) ученый. В России большинство особо одаренных детей (≈ 95,0 %) не развиваются в гениев.

Количество потенциально одаренных детей больше актуально одаренных ≈ в 10–15 раз. В России на 1 актуально одаренного ребенка приходится 6–7 потенциально одаренных. Биологически в России 10,0 миллионов одаренных детей в одной какой-то области. И практически в одной возрастной группе.

Ю. Д. Бабаева отмечает кризисный феномен «невостребованного творчества» (по ее данным — это характерно для 65,0 % одаренных детей). 65,0 % детей хотят и могут творить (это одаренные дети разной степени). Лишь небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности.

Лица с интеллектом IQ ≥ 130 (высокий IQ) составляют 3,0–3,75 миллиона одаренных личностей (1 одаренная личность вырастает из 44 человек). Относятся к числу сверхразвитых личностей. 2,5–5,0 % населения имеют высокий интеллект (IQ > 130 баллов). А это 3,0–3,75 миллионов человек (Д. В. Ушаков). Интеллектуальный компонент способностей одаренных людей не намного превышает средний уровень. Достигают реализации своего потенциала ≈ 1,5 миллиона высокоодаренных личностей (один из 100). Достижение высших уровней самоактуализации имеет место у 1 % людей (≈ 1,5 миллиона человек). Достижение высших уровней базовых оснований личности (максимальная реализация сущностных свойств человека) при организации благоприятных условий развития оказывается доступным значительно большему числу людей. Все специалисты с высшим образованием заинтересованы в творчестве (могли достигнуть высоких результатов) и в гармоническом развитии. Это — одаренные люди.

Потенциальные ресурсы одаренности русской нации

5. Россия — колыбель талантов

Россия — колыбель талантов. Количество подающих надежды на талантливость среди населения России составляет около 3 %. А это 4,5 миллиона человек. Россия дала миру бесценные образцы научного, художественного и живописного творчества.

Сколько талантов в России? Очень много. Таланты, в большинстве, рождаются в провинции. Она духовная роженица. Большинство талантов имели и имеют свою милую малую родину.

6. Потенциальная талантливость русской нации

Достижение русского национального гения в различных областях общеизвестны. Они получили всемирное признание. При очень скромных ресурсах русские ученые продуктивно занимались исследовательской деятельностью, обеспечивая ее передовые рубежи в мире. Треть всех научных открытий в XX веке сделана российскими учеными.

Ученые Советского Союза разрабатывали около 80,0–85,0 % естественнонаучной тематики на уровне мировых достижений (акад. Н. П. Федоренко).

Безграничный энтузиазм творцов нескольких предыдущих поколений передастся последующим. Этот энтузиазм заложен в генетике русского человека. Былой дух подвижничества в науке, технике станет основой созидания, будет нести великий дух великой России. Российские ученые способны порождать гениальные мировые открытия, вносить вклад в мировое научное развитие.

Интеллектуальный потенциал русского народа огромен и лишь частично проявился в советское время. Русский народ — народ творческий, прорывной, богатый интеллектуальными идеями.

Авторы различают потенциальный интеллектуальный ресурс нации и базу его реализации (существующую и требуемую). В экономике одаренных личностей речь будет идти только о требуемой базе, соответствующей типу этой экономики.

Талантливые личности составляют приблизительно 3 % от населения страны (≈ 4,5 миллиона человек). Обладают коэффициентом интеллекта IQ ≈ 130–140 единиц. Относятся к числу сверхразвитых личностей ≈ 2,5–5,0 % населения, то есть 1 талант на 44 человека народонаселения. А это 3,0–3,75 миллиона человек.

Признаки потенциальной талантливости обнаруживаются у 4,5–10,0 миллионов. Россия — страна талантов и гениев. Повышение числа талантов в народе возможно до 10,0 миллионов человек (их можно воспитать).

У страны тогда открывается будущее, когда % творцов новых теорий и технологий в численности населения колеблется в пределах ≈ 1 % (1,5–2,0 миллиона человек).

Названное количество исследователей имеет высокий интеллект, их можно почти приблизить к потенциальной гениальности. Возможно готовить гениев от себя, как высокоодаренных личностей, в миллионные когорты.

Для успешности процесса повышения талантливоемкости русского народа «критическая масса» профессионального окружения (сотворчество одаренных людей) должна составлять не менее 30,0–0,0 миллионов творчески одаренных личностей. Из 4–5 одаренных личностей вырастает 1 талант. Из 18–20 особо одаренных детей вырастает 1 крупный (талантливый) ученый. Если бы вырастал хотя бы 1 талант из 5-ти одаренных детей, в России работали бы на благо Отчизны 2,0–2,2 миллиона талантов. Высокие таланты (достижение высших уровней самоактуализации) составляют ≈ 1 % населения. Эта когорта может насчитывать 600–750 тысяч талантливых ученых.

Генетики утверждают: генетических рождающихся талантов много (десятки миллионов). Развивающихся талантов во много крат меньше (≈ 2,2 миллиона человек), а реальных реализовавшихся талантов только несколько тысяч. Авторы не возражают против утверждения: массовую талантливость в русском народе в ближайшие десятилетия достичь (сформировать) невозможно. Государство должно создать идеальные условия для развития талантов, внедрения изобретений и открытий. Двигаться в направлении к талантливой популяции, постоянно увеличивая «выход» талантливых людей.

7. Генетический код гениальности русских

Генная мутация идет в направлении гениальности. Эволюционное подчинение ряда органов и функций иерархически высшей системе — гениальному мозгу. В нашу психику эволюционно заложен механизм самосовершенствования мозга при жизни личности.

Сформировалась однонаправленная эволюция мозга у всех людей — к гениальности. Прогрессивная эволюция мозга идет в направлении гениальности, как и развитие одаренной личности в направлении ее гениального типа. Путь развития гениальности объективно закономерен. Авторы утверждают: гениальность — явление типичное, а не уникальное, не помешательство, а особо сильные стороны мозга и психики человека.

Гении — это тип будущих людей. Нет альтернативы Гениальному Человеку. Абсолютизация развития человека до гения не является выдумкой досужего ума. Символ будущей человеческой цивилизации — одаренная личность, ее гениальность. Специфика каждого типа гениальности в величине соответствующих участков мозга при относительном недоразвитии других.

Огромное число людей — носители задатков гениальности. Сотни тысяч гениальных людей живут среди нас. Генетически в «юродивой» России много рождается гениев. Диапазон способностей и возможностей современного русского человека позволяет почти каждому быть потенциально гениальным. Уровень одаренности русских — высокий; IQ русских ≈100–110.

В России природно и духовно обусловлен огромный набор разнообразных генов гениальности в цивилизации. Генотипный фонд одаренности русского народа интеллектуально очень богат. Генотипы из народа (при благоприятных условиях) переходят в фенотип (талантливость, гениальность). Ген гениальности в русской популяции широко распространен.

Соотношение полезных и вредных генов в генофонде народов России значительно преобладает в пользу первых.

Авторы пытаются увидеть наиболее общие грани гениальности. В своей основе, будущее человечества определяется коллективным разумом всех типов гениев цивилизации. Только гении дают человечеству свое видение мира.

В будущем предвидится многократное возрастание интеллектуального генофонда страны. Русская гениальность (и ее носители) еще более масштабно и разительно проявятся в будущем. Русские гении видели в каждом человеке своего единомышленника и соратника (столь благовенным было их отношении к людям).

8. Потенциальная гениальность русских

Авторы в качестве «разграничителей» ступеней классификации ученых используют их коэффициент интеллекта (IQ), виды продукта, выдаваемого ученым, а также их численность.

В. М. Еськов к важнейшей группе ученых относит творцов, разрабатывающих новые научные направления. Это двигатели развития страны и человечества. Их потенциально всего 3,0–5,0 % от всего научного сообщества. Активно работающие ученые (причисляемые им ко второй группе) создают и руководят научными школами. Это актуально одаренные ученые. Их число колеблется в пределах 10,0–12,0 %. Одаренные ученые развивают и саму систему образования и науку в целом.

У Ландау научная иерархия ученых (научные авторитеты) предстает как своеобразная школа «по достижениям». В ней разница между каждой новой ступенькой составляет 10 раз.

К выдающимся ученым Ю. А. Филипченко относит создателей важнейших российских научных школ и направлений, исследователей с мировым именем, а также крупнейших представителей отраслевой науки. Естественно, что творцы новых теорий, методов, новых путей мышления, новых парадигм, новых учений, научных школ, отличаются значимостью научных результатов (их научной ценностью).

Ниже мы приведем данные о различиях в степени одаренности ученых, внесших тот или иной вклад в развитие науки, искусства и т. п. В среднем показатель интеллектуальности гениев — от 115 до 210. Средний IQ для выдающихся творцов науки и искусства ≈170 (Н. В. Гончаренко). Потенциальные гении с коэффициентом интеллекта IQ > 140–150 составляют приблизительно 800,0 тысяч личностей или 0,5 % народонаселения. Согласно утверждениям М. Термана 1 потенциальный гений рождается на 180 или 250 человек, составляя ≈ 600,0 тысяч народившихся гениев. Из 250 человек может сформироваться 1 крупный ученый (для России ≈ 600,0 тысяч ученых).

В России можно выращивать в качестве руководителей научных школ 90,0–110,0 тысяч талантливых ученых. 1 гениальный творец вырастает из 3-х талантливых созидателей, достигающих хороших результатов (В. М. Еськов). Согласно утверждениям В. М. Еськова, удельный вес талантливых ученых в научном сообществе составляет ≈ 10,0–12,0 % (для России это 100,0–120,0 тысяч талантливых ученых, гениев от себя).

Интеллектом с уровнем IQ ≈ 145 обладает 1 человек на 700–740 или около 100,0 тысяч талантов и гениев. До степени гениальности (≈ 100,0 тысяч личностей) одаренность развивается только у 0,5 % от числа школьников. Только 5,0–6,0 % от особо одаренных детей составляют крупные ученые: ≈ 80,0 тысяч крупных ученых. Людей с очень высоким уровнем развития способностей насчитывается ≈ 0,1 % от народонаселении (≈ 100,0 тысяч человек). Это выдающиеся таланты и гении, обладающие наивысшей одаренностью, с коэффициентом интеллекта IQ > 150.

Выдающиеся таланты (≈ 100,0 тысяч талантов) — это крупные ученые (гении от себя). Активно работающие ученые (основатели научных направлений и школ) составляют численность в 100,0–120,0 тысяч. Эти ученые разрабатывают весьма значительные, но частные вопросы крупных проблем. Воспитание 100,0 тысяч гениев «от себя» — основополагающая цель общества и государства.

Из 3-х талантливых личностей мог бы вырасти один гений. Как близка степень их родства по одаренности? И лишь на 40 титулованных ученых приходится 1 гений. Потенциальная гениальность составляет 150,0–160,0 тысяч личностей. Если бы все особо одаренные дети развивались в гении, их плеяда могла бы составить 120,0 тысяч гениев.

Один одаренный ученый, добившийся хороших результатов, вырастает из 2350 человек народонаселения, составляя 50,0–60,0 тысяч. Один ученый приходится на 425 человек из 1 миллиона населения, т. е. из 2350 человек. Эта когорта гениев от себя составляет ≈ 63,0 тысячи гениев. Это знаменитые «современники», открывшие или объяснившие какое-то значительное явление.

К одаренным ученым, добившимся значительных результатов, относятся 35,0–10,0 тысяч (гении от себя). Это создатели новых научных направлений, составляют 3,0–5,0 % от всего научного сообщества. Они разрабатывают отдельные весьма важные проблемы. Ученые с более высокой степенью одаренности рождаются 1 на 4000 человек населения из 1 миллиона. Их количество составляет 37,0 тысяч гениев от себя. Ф. Гальтон считал, что из 1 миллиона населения рождается 250 выдающихся личностей. Коэффициентом интеллекта IQ > 150 обладает 0,04 % населения страны (≈ 30,0–35,0 тысяч гениев). 1 гениальный ученый приходится на 4300 человек. 3,0–5,0 % от числа особо одаренных детей развиваются в гениев (≈ 25,0–30,0 тысяч гениев от себя).

Согласно Ф. Гальтону, численное отношение гениальных ученых ко всему населению страны, как 1:10000. Из 10000 человек вырастает 1 крупный ученый. Для России — это примерно 15000 гениальных ученых. Это гении от Бога. Гениальные ученые составляют 2,0–3,0 % от всего научного сообщества. В России таких ученых рождается не менее 15,0–20,0 тысяч человек. Когорта гениальных ученых от Бога может составить ≈ 15,0 тысяч гениальных ученых. Это ученые, создавшие отдельные теории. Для сегодняшней России, при правильном духовном воспитании, индивидуальном обучении, личностном подходе можно было бы вырастить 15000 гениев от Бога. Потенциальные гении от Бога могут составить когорту в 15,0–20,0 тысяч выдающихся личностей. При благоприятных условиях могли бы развиться десятки тысяч гениев от Бога.

Значений коэффициента интеллекта в 166 баллов достигают сотые доли процента (≈ 7500 гениев, Д. В. Ушаков). Один гений такого уровня одаренности вырастает из 20,0 тысяч человек. Эти гении от Бога создают новые теории.

И лишь 0,0001 % народонаселения составляют развивающиеся взрослые гении (≈ 2700 гениальных личностей). Гении от Бога составляют отношение 17 человек к миллиону населения. Один гений с коэффициентом интеллекта IQ ≈ 160 вырастает из 30,0–32,0 тысяч человек народонаселения, составляя 2500 личностей. Эти гении от Бога обладают сверхвысоким уровнем интеллекта, их причисляют к создателям фундаментальных теорий.

Выдающиеся личности с коэффициентом интеллекта IQ > 160 вырастают 1 из 79,0 тысяч, составляя 1500 гениев.

Лета С. Холлингворс считает, что 6 гениев рождаются из 1 миллиона человек (≈ для России 900 гениев). 1 гений может вырасти только из 200,0 тысяч человек населения страны.

По мысли де Солла Прайса, число великих ученых (обеспечивающих фундаментальные сдвиги в науке) практически постоянно: от 5 до 10 на 1 миллион населения (для России ≈ 750–1500 великих ученых).

Мировая история рассказывает о феноменальной даровитости людей, которые встречаются не более одного в миллионе, даже в десяти миллионах. Это, в нашем понимании, «исторические личности» (Ф. Гальтон). Для России были бы желательны 150–170 выдающихся личностей.

А личностей с коэффициентом интеллекта IQ ≈ 175 рождается 1 личность на 3,48 миллиона человек, или ≈ 50 выдающихся гениев.

Если рождается 1 великий гений на 10,0 миллионов человек, то в отечественной истории почти одновременно творили бы 15 гениев. Согласно классификации теоретиков по Л. Ландау: к ним относят создателей общецивилизационных учений. Их состав не может превышать 20–50 человек.

9. Нереализованный потенциал гениальности

В России рождается ≈ 3,5 миллиона потенциальных индивидов, несущих в себе гениальность. Огромное число людей — носители потенциальных задатков гениальности. Сотни тысяч, если не миллион, людей с гениальными задатками, живут среди нас. Почти каждый пятидесятый русский на генетическом уровне потенциально гениален. Родовой уровень одаренности русских — высокий; IQ русских колеблется между 100 и 110 баллами. Запас генов интеллекта и духовности составляет преобладающую часть генофонда популяции.

Возможно ли в России общество гениальных? Необычайно высока частота рождения талантов и гениев в русском народе. Россия — страна потенциальных гениев. Природные задатки практически у значительной части русского народа можно развить до гениальности.

На 5,0 тысяч человек потенциально рождается 100 биологических гениев, то есть 1 потенциальный гений рождается на 50 человек. Тогда в России биологически ежегодно рождается 3,5 миллиона гениев.

Самостоятельно (через труднейшие препятствия) развивающиеся гении составляют 150,0 тысяч.

Из миллионов родившихся потенциальных русских гениев (≈ 3,5 миллиона индивидов) самостоятельно развиваются несколько сотен тысяч (≈ 150,0 тысяч гениев от себя). Общество теряет огромную массу потенциально родившихся гениев, они не развиваются (из 25 потенциально родившихся гениев может развиться лишь 1 гений от себя). Возможно в десятки раз большее развитие гениев, поскольку в десятки раз наблюдается более частое появление биологических потенциальных гениев.

Признаки потенциальной гениальности при рождении обнаруживаются у 3,5 миллиона младенцев, самостоятельно развиваются у 150,0 тысяч личностей, реализуются в великие свершения только у сотен личностей.

Только малая доля народившихся гениев развивается в гениев. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Один гений реализуется на 1 миллион человек. Реализуется лишь 1 гений из сотен тысяч народившихся потенциальных (а, возможно 150,0 тысяч великих гениев). Один гений реализуется на 100,0 тысяч человек (≈ 1500 гениев). А могло быть 150,0 тысяч гениев. Не счесть количества не реализовавшихся не только гениев, но и талантов, дарований.

Теряются сотни тысяч гениальных ученых. Как отмечается в печати, половина гениев сходят в могилу неузнанными современниками. В России большинство особо одаренных детей (≈ 95,8 %) не развиваются в гениев. Если бы все «гениальные» учащиеся могли вырасти до взрослых гениальных творцов, в стране одновременно (в одном поколении) творили бы 150,0 тысяч гениев от себя и 10,0–15,0 тысяч гениев от Бога.

Биологически в России 10,0 миллионов одаренных детей в одной какой-то области. Если бы из этой массы одаренных детей хотя бы 0,1–0,2 % развились в гениев, в России одновременно творили бы 160,0–170,0 тысяч гениев (11 гениев на 1000 человек одаренных детей).

Если бы вырастал 1 талант из 5 одаренных детей, в России работали бы на благо Отчизны 2,0–2,2 миллиона талантов. В России, возможно, вырастить 1 гения на 10–20 талантов. В России не реализуется более 150,0 развивающихся гениев. В России могли бы трудиться более 160,0–170,0 гениев в одном временном интервале.

Обратим внимание на взаимосвязи: на 40 ученых, занимающихся научными исследованиями, приходится 1 гениальный ученый. На 24 талантливые личности приходится 1 гений от Бога. На 1 гения от Бога приходится воспитывать в упорном труде 15 гениев от себя. Из почти 4-х талантливых личностей мог бы вырасти 1 гений от себя. В России можно вырастить 1 гения из 2–3 талантливых личностей. Все эти «прикидки» сделаны авторами исходя из опубликованных данных многих ученых мира и отечественных, занимавшихся проблемами одаренности и гениальности. Материалы всех этих выдающихся исследований мировых и отечественных авторов приведены в первом томе «Одаренная нация».

Сколько гениев требуется для будущего возрождения России? — Для разработок крупных разделов фундаментальных теорий требуется, как минимум, 10,0–12,0 тысяч гениев (гениев от Бога). Разработка отдельных проблем фундаментальных теорий по всему их спектру требует участия в них не менее 30,0–35,0 тысяч гениальных личностей. Разрабатывать новые направления в науке, технике, медицине, сельском хозяйстве призваны 40,0–45,0 тысяч гениев. Только для эффективного функционирования экономики страны нужно взращивать около 80,0–90,0 тысяч гениальных творцов.

В России желательно выращивать в качестве руководителей научных школ ≈ 90,0–100,0 тысяч талантливых ученых (гениев от себя). 1 гениального творца можно вырастить из 2–3 талантливых созидателей, достигающих хороших результатов. Резкое повышение частоты развивающихся гениев и выдающихся талантов в России — возможно.

XX век дал десятки тысяч гениев на 1 миллиард жителей Земли, а реализовалось всего 650–1000 гениев. Как отмечал Дидро, один гений реализуется на 100000 человек. А могло быть 100000 гениев. Не счесть количества не реализовавшихся не только гениев, но и талантов, дарований (В. П. Ефроимсон). Различные типы способностей и потенций, можно развить до высокой степени у гораздо большей части популяции, включающей до 30 % (Рензули, Рис, 1997). Для России — это 40,0 миллионов одаренных в разной степени личностей.

Взрослая одаренность формируется во всех возрастах, вплоть до старших. С одной стороны, каждый одаренный ребенок должен стать одаренным взрослым человеком. До нормального уровня взрослой одаренности можно развить практически любого здорового ребенка. С другой стороны, очень часть из обычных детей вырастают одаренные взрослые, что свидетельствует о том, что в школе и высших учебных заведениях не выявлены дети, а затем и юноши с высоким уровнем психофизиологических ресурсов.

Оценки не реализованного интеллектуального потенциала позволяют прогнозировать успехи в различных сферах интеллектуальной деятельности. Тесты должны измерять то, чего еще нет, прогнозировать то, что должно быть, предсказывать будущие успехи.

Продолжаются поиски показателей, позволяющих прогнозировать будущие достижения. Не открыт еще надежный прогностический критерий будущих профессиональных достижений.

Потенциальные ресурсы талантливости русской нации

Социальная пирамида по одаренности включает такие уровни степени одаренности, как творческая личность, талант, гений — восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека. Гений венчает и завершает развитие творческой личности, таланта. Но общество не может состоять только из одних гениев.

Двигаться к гармоническому соотношению всех звеньев и уровней личностного развития (одаренность, талант, гениальность) и максимальному возрастанию численности личностей, к ним причисляемых. Закономерности соотношений между всеми уровнями продуктивной социальности выражают не любые соотношения, а количественно, генетически предопределенные. Количество гениев (их численность) зависит от всех нижележащих 6-ти уровней. Чем шире нижележащая база, тем больше численность гениев.

Формирование одаренных личностей включает характеристики выхода: качество формирования одаренных личностей и их количество. Средние и высокие способности присущи 110,0–120,0 миллионам человек. Развитие одаренности затронет как минимум 90,0 миллионов человек. Все количество одаренных личностей, талантов и гениев в России потенциально приближается к 60,0–70,0 миллионам человек.

Шаг новизны в коллективном научном творчестве: все общество — коллективный творец. Высокая интенсивность творческого взрыва, извержение творческой энергии во всевозможных формах — основные характеристики такого общества. Формирование качественно иной реальности с другими закономерностями включит совокупное знание всех членов общества. Текущие в человечестве процессы ведут к усилению коллективного разума (способов накопления, хранения, передачи информации), овладению все боле широким спектром условий среды и т. д., а не к преимущественному множению отдельных гениальных личностей. Будущее человечества определяется не способностями отдельных гениев, а коллективным разумом всех гениев цивилизации. Превратить словарь гениев в язык народа.

Всегда звучат голоса русских гениев в защиту родного отечества. В своих делах гений состоит настоящим, истинным патриотом своей страны. Он не может только одного: изменить своей Родине, своему народу, даже в самые драматические и трагические для него дни.

1.3. Общество одаренных личностей

1. Общество одаренных личностей

От Веры Православной к православному мировоззрению, а от него — к Ассоциации одаренных — к Одаренной Нации — таков путь искателей Истины на подступах к дверям Храма, к порогу русского спасения.

Авторами очерчены лишь контуры будущего социального устройства общества одаренных людей, его архитектоника, базовые основы, политическая система, возможности его развития. В них материализация идей всей науки о будущем. Изложены наиболее общие социальные конструкции в целостности.

Концепция общества одаренных личностей предполагает дальнейшее расширение научных разработок, обращенных непосредственно к человеку будущего, с тем, чтобы помочь русскому обществу увидеть свое будущее (русский путь в будущее). Формулировка законов, категорий будущего общества, выработка новых понятий, гипотетическое опережение этими понятиями помогает предвидеть основные экономические проблемы.

Русский народ исторически и генетически готов к развитию собственной одаренности, народ хочет (на генетическом уровне) быть одаренным. Широкое массовое движение к одаренности позволит (и потребует) включить в этот процесс всех трудящихся. В обществе одаренных людей, в большинстве русской популяции, произойдет нарастание все более значимых общих черт одаренности, составляющих основу типической характеристики одаренной личности. Закон развития одаренности будет постепенно раздвигать рамки своего функционирования. Все общество превратится в коллективного творца. Высокую интенсивность творческого взрыва, извержение творческой энергии во всевозможных формах породит новая социально-экономическая среда. Интенсивные процессы формирования одаренных людей будут захватывать все более широкие слои народонаселения (миллионные массы, затем десятки и сотни миллионов).

Без воспитания одаренного человека невозможно и построение нового общества. Назрела необходимость изменения и человека, и общества: изменять одновременно природу человека, строить новое общество (создавать его новые политическую и экономическую структуры). Структура одаренной личности и социально-экономическая структура общества теснейшим образом взаимообусловлены: поэтому столь одновременны перемены, преобразования в экономических и политических структурах, в наших личностных и поведенческих структурах, во всей системе ценностных ориентации человека. Интенсивность развития общества одаренных личностей будет зависеть от быстроты развития самого человека.

Человек изменяется значительно медленнее, чем, обусловливающие его тип, производственные отношения и производительные силы. Цена прогресса (слишком масштабные затраты на развитие одаренности в массовом масштабе) в развитии одаренной личности будет постоянно возрастать.

2. Этапы развития одаренных личностей

За два-три поколения можно вырастить одаренную нацию. В ней свершится тысячекратное возрастание числа гениев и талантов. Будут вдохновенно и масштабно работать несколько сотен тысяч гениев. Можно добиться развития и реализации 20–30 % своих потенциальных гениев и талантов и за несколько десятилетий вырваться в своем движении.

Воспроизводство одаренных личностей — так поставлен сегодня вопрос историей. Пройдет 10–15 лет, прежде чем система формирования одаренной нации начнет давать достаточно большой выход талантов, использовать созидающие ресурсы и силы талантов и гениев русской нации в науке, искусстве, производственной деятельности.

Двух-трех поколений хватит, чтобы нацию можно было характеризовать как одаренную. Пока наши лучшие национальные черты никак не складываются в цельную картину. Этот рисунок только задуман Богом и новая русская одаренная нация его воплотит.

Потенциал идей о воспитании одаренной нации в полной мере раскроется лишь через несколько десятилетий. Темпы изменения различных компонентов общественной системы по воспитанию одаренной личности, по всей вероятности, не будут одинаковы: техника может существенно меняться за 10–15 лет (к 2020 году), экономические отношения для своего существенного изменения требуют десятилетий (20 лет, к 2030 году), глубокие типологические свойства одаренной личности формируются лишь со сменой поколений (30 лет, к 2040 году). К 2040 году значительная часть одаренных людей начнет осуществлять свою деятельность в качественно новых материальных условиях жизни и производства (новой системе жизнедеятельности).

Преобразование России в страну, где граждане и государство совместно творят ее будущее, возможно в ближайшие 25–30 лет. Этап (25–30 лет) формирования одаренной нации отражает историзм приобретения большинством людей новых качеств и способностей. Первая половина XXI века — это эпоха становления общества одаренных личностей, период бурных перемен и эпохальных инноваций, которые преобразят все стороны жизни общества, изменят его облик (Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец).

Переход к обществу одаренных личностей есть длительный процесс, проходящий через ряд переходных, промежуточных форм. Авторы пытаются конкретизировать постепенность, поэтапность этого перехода, дать качественную и количественную характеристику фаз, этапов и периодов. Однако теоретически конкретно воспроизвести все основные экономические отношения общества одаренных личностей (выделение линий развития и групп диалектически связанных между собой блоков категорий) на будущих этапах не представляется научно обоснованным.

На формирование целостной одаренной нации потребуется век. Эволюционно приближается эра одаренных личностей, когда реализованная высокая одаренность и гениальность станут обыденным явлением. XXI век для русских — станет веком одаренного человека.

В связи с последующим развитием одаренной личности будет происходить и периодизация развития общества (стадии, формы, этапы). Вырисовывается лишь начало эпохи формирования одаренных личностей. Сама эпоха может занять несколько столетий. Авторы пытаются лишь концептуально ответить на основные вызовы будущей истории. Исторические периоды развития одаренной личности будут сменять друг друга. Концепция периодизации развития одаренности в массовом масштабе лишь только обрисовывается.

Новое качественное состояние будет порождать иные количественные закономерности (относительность параметров), вновь возникшее качество будет подчиняться новым законам и темпам количественных изменений. Будущие исторические этапы развития одаренной личности предполагают относительное ускорение развития одаренности в человеке. Биопсихическая природа человека — физиологические и психические возможности человека — отразят темпы их изменения. Предполагается, что каждый последующий этап развития одаренности по времени будет длиннее предыдущего, что отразит усложнение воспитательных задач. Кривая развития одаренной личности устремляется в бесконечность с экспоненциальным замедлением. Замедление качественного развития одаренной личности будет происходить в связи с усложнением и нарастанием масштабности решаемых задач.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Отдел 1. Экономика одаренных личностей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика одаренных личностей. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я