Коллективная монография посвящена функционированию массмедиа в среде учащихся и преподавателей: выбору источников информации, режиму потребления, влиянию агентов социализации на взаимоотношения со СМИ, а также проблемам информационно-психологической безопасности всех участников коммуникационных процессов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медиа в образовательной среде. Коммуникации и безопасность детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Школьники и Интернет: использование сетевых ресурсов в учебном процессе[9]
А. В. Толоконникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
В вопросах информационной безопасности детей в Интернете все чаще речь идет о том, что важно не только оградить подрастающее поколение от подстерегающих его опасностей, но и научить грамотно пользоваться всемирной сетью[10]. Важную роль при этом играет направление школьников на позитивные и, главное, соответствующие их возрасту ресурсы — информационные, образовательные, развивающие, на которых они могли бы концентрировать свое внимание. В настоящей статье мы постарались описать, какую положительную роль может сыграть Интернет в учебном процессе, и дать краткий обзор тех ресурсов, которые используют российские школьники для образования и саморазвития.
Изучая особенности поведения детей, обучающихся в школе, целесообразно разделить их на три возрастные группы:
• начальная школа (1-4 класс, 7-11 лет включительно);
• основные классы (основное общее образование, 5-9 классы, 12-15 лет включительно);
• выпускные классы (среднее общее или полное образование, 10-11 классы, 16-17 лет включительно).
Подобная классификация соответствует трем ступеням общего российского образования[11] и соотносится с возрастной градацией, представленной в законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», включающем категории «6+», «12+», «16+» и «18+». Наличие данной маркировки упрощает подбор контента, соответствующего возрасту ребенка.
Потребности выделенных групп принципиально различны, однако в каждый из перечисленных периодов ребенок получает новые навыки работы с Интернетом, что последовательно ведет его к определенному уровню цифровой компетентности, высшей точки которой он, на наш взгляд, достигает в выпускных классах.
Начальная школа
Когда мы говорим о начальной школе, то сразу должны обратить внимание на рекомендации психологов относительно того, в каком возрасте и как детям следует взаимодействовать с различными технологичными устройствами, СМИ и Интернетом. Так, в руководстве для родителей, выпущенном Французской ассоциацией амбулаторных педиатров (AFPA), взрослым советуют вводить следующие ограничения:
• до 3 лет не допускать ребенка до телевизора и компьютера;
• до 6 лет оградить его от приставок и видеоигр;
• до 9 лет постараться обойтись без Интернета;
• до 12 лет ребенок должен использовать Интернет под контролем взрослых.
«Правило 3-6-9-12» поддерживают и другие европейские психологи, в частности международная исследовательская группа Familyandmedia, объединившая более десяти исследователей различных университетов Италии, Испании, Аргентины и Чили.
Таким образом, с точки зрения психологии, ни родитель, ни учитель не должны побуждать ученика начальной школы к самостоятельному изучению всемирной паутины, а, напротив, по возможности направлять и контролировать этот процесс.
Сегодня взаимодействие родителя с Интернетом в интересах ребенка начинается сразу после поступления последнего в школу. Федеральный государственный образовательный стандарт, на который с 1 сентября 2011 г. перешли все российские школы, подразумевает, что уже в начальных классах и учителя, и ученики активно используют в учебном процессе цифровое оборудование, компьютер и Интернет — для подготовки проектов (таких, как «Моя семья», «Родной город», «Профессии» и т. п.), а также для фиксации собственных наблюдений и опытов (например, демонстрируя в классе фотографии, отражающие красоту неба, воды или растительного мира).
Ряд учебников, в частности по иностранному языку, включает в себя аудиокурсы, значительное число которых можно не только купить на диске, но и найти в Интернете — по ссылке, предоставленной учителем. Это делает распространение таких материалов среди родителей более быстрым и удобным.
В 1-4 классах именно взрослый играет ключевую роль в вопросе поиска учебных материалов в Интернете, с одной стороны, помогая ребенку с другой — облегчая жизнь себе. Поскольку большинство российских школ учатся по одинаковым программам, то родители, участвующие в подготовке домашних заданий, создают в сети тематические сообщества, где без труда можно найти ответы на те задания, при выполнении которых у ребенка возникают затруднения: достаточно дословно ввести вопрос из учебника в строку поиска — и получить варианты решения (обычно они аккумулируются на таких пользовательских сервисах, как, например, «Ответы@Mail.Ru»). Впрочем, у подобного подхода есть и ряд минусов: информация на таких ресурсах не всегда достоверна; кроме того, на них содержится много сторонней информации и лишних комментариев.
Интернет также становится источником идей для родителей в подготовке творческих домашних проектов с ребенком: поделки из листьев, шишек, самодельные новогодние игрушки и другие задания — огромное количество образцов и инструкций по их изготовлению сегодня представлено во всемирной паутине.
И, наконец, именно благодаря Интернету родитель получает доступ к электронному дневнику школьника. Здесь в режиме онлайн появляется расписание занятий, а со второго класса публикуются домашние задания и оценки (согласно требованиям Роспотребнадзора, в первом классе оценивать знания и задавать что-либо ученикам на дом в России запрещено)[12]. Самостоятельно войти на этот ресурс, требующий двукратного введения пароля, ребенку младшего школьного возраста достаточно проблематично.
Святая любознательность
Вместе с тем нельзя не отметить и то, что интересы современного ребенка вовсе не ограничиваются темами, заявленными в школьной программе, и далеко не всегда с ними совпадают. В поисках новых знаний дети сразу привыкают обращаться к Интернету: ведь согласно известной теории поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса, они являются поколением «Зет» — «цифровыми аборигенами», которые с самого рождения находятся под воздействием цифровых технологий.
Именно в период начальной школы дети предпринимают первые попытки самостоятельной работы в Интернете: осваивают функцию поиска, изучают картинки, связанные с их запросом, и постепенно переходят на первые, релевантные их запросу тексты.
Опрос, проведённый в 2012 г. среди российских детей в возрасте 10-11 лет, показал, что на первом месте среди источников информации, из которых они узнают о самом важном и интересном для себя, стоит именно Интернет (68 %). Далее идут межличностные источники: учителя (60 %), друзья и подруги (59 %), родители (57 %). Влияние других СМИ значительно ниже. Так, телевидение значимо для 41 % опрошенных, газеты и журналы — для 34 %, радио — для 18 %. В общей сложности 90 % российских детей 10-11 лет пользуются Интернетом (Цымбаленко, Шариков, Майорова-Щеглова и др., 2013).
Эти цифры говорят о том, что в эпоху информационного общества, характеризующегося увеличением роли информации и знаний во всех сферах жизни, потребность в медиапотреблении есть, в том числе, и у младших школьников. Однако у детей из данной возрастной группы практически полностью отсутствует критическое восприятие появляющейся в сети информации и понимание того, кто эту информацию создает. Таким образом, задача родителей — обучать молодое поколение правильно работать с Интернетом и направлять данную потребность: этот «нежный возраст» пока еще позволяет взрослым сделать медиадосуг ребенка не только интересным, но полезным.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медиа в образовательной среде. Коммуникации и безопасность детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
9
Впервые опубликовано: Толоконникова А. В. Знания по запросам. Новые медиа как образовательная среда современных школьников // МедиаАльманах. — 2016. — № 5. — С. 39–48. — Режим доступа: http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/c44/tolokonnikova-05-16_final.pdf