Мать. И снова ответы Матери

Мать, 1997

В этот том включены ответы Матери на письма шести ее учеников, сгруппированные по сериям. В каждой серии вопросы и ответы приводятся в хронологическом порядке. Первая и третья серии писем публикуются в этом издании впервые; остальные же полностью или частично были опубликованы ранее в ежеквартальном «Бюллетене Международного центра образования имени Шри Ауробиндо». Две из публикуемых серий писем были написаны по-английски, четыре же другие полностью или в большей части – по-французски. Дальнейшие комментарии приводятся в примечаниях в конце книги.

Оглавление

Из серии: Мать. Собрание сочинений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мать. И снова ответы Матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первая Серия

Ученику, вступившему в Ашрам Шри Ауробиндо в 1931, в возрасте тридцати одного года. Он работал в Строительной Службе[1] до середины 40-х годов, а затем возглавил Мебельную Службу, которой руководил вплоть до своего «ухода» в 1970 г.

Шри Ауробиндо, Мать,

даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение.

1942 г.
(Программа урока, который проводил ученик).

1. Молитва:

«Шри Ауробиндо, Мать, даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение».

2. Чтение книги Шри Ауробиндо[2].

3. Минута молчания.

4. Любой из слушавших может задать один вопрос по прочитанному материалу.

5. Ответ на вопрос.

6. Никаких общих дискуссий.

Это не собрание группы, а просто урок по изучению книг Шри Ауробиндо.

31 октября 1942 г.

Мать,

на нашем курсе по «Синтезу йоги» возник вопрос о психическом существе. В одной из глав «Жизни Божественной» — «Двойная душа в человеке» — Шри Ауробиндо говорит сначала о психической сущности, которая «есть Свидетель и Руководитель, скрытый Наставник, Даймон Сократа» и т. д. Затем он говорит об этой же сущности, принимающей в нас форму психической Личности, под которой Он явно подразумевает психическое существо, которое, по Его словам, растет и развивается, «являясь путешественником между рождением и смертью».

В таком случае мы обладаем психической сущностью, которая проецирует из себя в Природе психическое существо, а их местопребыванием является сокровенное сердце человека.

Но где же тогда Божественное, которое, как сказано в «Гите» и Упанишадах, пребывает в качестве Владыки в сердцах людей?

Подразумевается ли здесь психическая сущность или Имманентное Божество? Можно ли назвать психическую сущность Индивидуальным Божеством?

Только ли психическое существо эволюционирует, и только ли психическая сущность незримо поддерживает эту эволюцию?

В учении Шри Ауробиндо нет никаких подобных жестких разграничений. Психическое существо и психическая сущность — это одно и то же явление, рассматриваемое с различных точек зрения. Оно не является имманентным Божеством, но как бы включает Его в себя.

Благословения.

6 июля 1943 г.

Мать,

вчера на уроке поэзии я говорил о цели, которую мы поставили перед собой в изучении поэзии: восприятие и наслаждение божественной Красотой и Восторгом, которые пронизывают вселенную. Я сказал, что поскольку наша йога охватывает всю жизнь, мы признаем абсолютно истинное самовыражение духа жизни в поэзии. Мы могли бы назвать всю сферу поэтического творчества в целом союзом свободных, ничем не связанных поклонников Божественной Красоты и искателей божественного Восторга.

Позже, в этот же день, Х сказал мне, что Y не нравятся любовные стихи, и поэтому он возмущался моими соображениями по этому поводу несколько дней назад. Вчера он опять расстроился по этому поводу. У него очень узкие и жесткие взгляды, и он чрезвычайно нетерпим к чужому мнению.

Я думаю, при изучении поэзии лучше не придавать слишком большого значения человеческой стороне любви, поскольку это не помогает садхане, а некоторым, определенно, вредит.

Мои благословения.

13 июля 1943 г.

Мать,

могу ли я сказать классу о Вашем желании относительно того, что мы должны ограничиться, насколько это возможно, только изучением работ Шри Ауробиндо и оставить всякое сравнительное изучение как философии, так и поэзии, поскольку это ведет к нарушению чистоты Его учения на бессознательном уровне?

Конечно, ты можешь сказать им это.

Моя любовь и благословения.

3 ноября 1943 г.

Мать,

я истолковал «Солнечные плоды бессмертного Вина» как «лучи света бессмертного сознания, которые рождают розово-красное вино Любви под ногами Танцора Времени.» Но были некоторые разногласия относительно моего понимания…

Для меня поэзия вне философии и толкований.

7 декабря 1943 г.

Мать,

кажется, Z проявляет особый интерес к Самадхи и его различным формам. На следующем уроке по «Синтезу йоги» при разборе глав по хатха-йоге и раджа-йоге, я попытаюсь с Вашего одобрения и благословения объяснить, какие бывают виды Самадхи и как мы можем использовать Самадхи в нашей йоге.

В нашей йоге абсолютно никак.

18 января 1944 г.

Мать,

кажется, Ваше молчание должно означать, что Вы не одобрили мое предложение о сокращении дней моего пранама. Поэтому я буду продолжать, как и раньше, два раза в неделю и умоляю Вас простить меня за то, что я предложил это.

Все хорошо — твое предложение исходило из добрых чувств, но поскольку положение остается прежним (около 120 человек приходит каждый вечер), одним больше или меньше — не большая разница.

С моей любовью и благословениями.

12 декабря 1944 г.

Мать,

можно ли сказать, что дальнейшая эволюция возможна даже после полного нисхождения Супраментала? Или можно сказать, что после полного проявления Супраментала здесь возможен лишь бесконечный прогресс, но не дальнейшая эволюция?

Бесконечный прогресс — это очевидный факт; что же касается того, будет ли или нет происходить дальнейшая эволюция, то это ментальная спекуляция.

Моя любовь и благословения.

27 февраля 1945 г.

Мать,

могу ли я иногда использовать цитаты других поэтов и философов с целью достижения большей доходчивости? Я полагаю, что удачная цитата сразу освещает нужную тему и расставляет все по своим местам.

По своему опыту могу сказать, что цитирование чужих мыслей скорее вносит путаницу, чем прояснение.

Моя любовь и благословения.

11 декабря 1945 г.

Мать,

несколько дней назад Х показал мне перевод на хинди «Мыслей и замечаний». Я обнаружил в переводе некоторые грубые ошибки. Нельзя ли прежде чем печатать переводы, сделанные Y и Z, отдавать их сначала на проверку Z?

А как же «amour-propre»[3]?.. Очень трудно заставить людей понять, что они делают ошибки.

18 июня 1946 г.

Возлюбленная Мать,

вчера Вы сказали, что на нашем курсе по «Синтезу йоги» бесполезно и даже глупо комментировать сочинения Шри Ауробиндо. Вот уже много лет я совершаю эту глупость в своих классах. Могу ли я просить Вашего позволения прекратить это?

Многие люди, обладающие леностью мышления, рады слушать толкования книг Шри Ауробиндо, потому что у них появляется ощущение, что они так лучше понимают. Вот почему я не вмешивалась. В действительности для них лучше слушать чтения и проявлять хоть какой-то интерес к ним, чем совсем не соприкасаться с сочинениями Шри Ауробиндо.

Поэтому ты должен продолжать этот курс, но что касается комментариев, то помни, что они не могут не быть неадекватными и что подлинный текст далеко превосходит все, что ты можешь сказать о нем.

С моими благословениями.

11 ноября 1947 г.

(Оставшиеся письма были написаны, когда ученику было уже за шестьдесят и он возглавлял Мебельную Службу).

Возлюбленная Мать,

представляю на Ваше рассмотрение следующее предложение.

Мы готовы выставить в Обществе Честности некоторые предметы мебели с указанными ценами, чтобы покупатели могли их видеть. Наша мебель прочна и красива, а цены приемлемы. Х полностью согласен. Мы дадим ему пять процентов.

Но возможно ли будет снабжать всем необходимым Ашрам и в то же время производить достаточно мебели для продажи? Нужды Ашрама должны быть на первом месте.

Благословения.

12 марта 1964 г.

Возлюбленная Мать,

я был у доктора Y. Он рассержен на меня, потому что Z сказал ему, что Мать разрешила поставить стол, стул, вешалку для одежды и кровать для каждого пациента. Интересно, как Z может утверждать подобное, если Вы никогда этого не говорили.

Как бы то ни было, для того чтобы прекратить эту ненужную суету, я спросил его, сколько пациентов может разместить Госпиталь. Он сказал, что десять. Поэтому если Вы разрешите, я дам ему десять столов, стульев, кроватей и вешалок для одежды — тогда у него не будет причины для жалоб.

Да, мы живем в мире лжи. Ради сохранения покоя лучше не обращать внимания.

Мои благословения.

14 июля 1964 г.

Возлюбленная Мать,

время от времени мне попадаются статьи на бенгали и хинди, в которых искажается учение Шри Ауробиндо. Неужели ничего нельзя сделать, чтобы прекратить подобные вещи?

Конечно, такие случаи печальны и являются частью целой серии событий, происходящих в Ашраме, потому что каждый, кажется, беспрепятственно делает только то, что ему нравится. Искренность и честность сознания, к сожалению, отсутствуют.

Мои благословения.

30 июля 1964 г.

Возлюбленная Мать,

я очень устаю последние дни, и у меня болит печень. Возможно, это происходит из-за моей собственной глупости. Я полагал, что чем больше работы и упражнений я выполняю, тем лучше буду себя чувствовать. Поэтому я совершал длительные прогулки. Результат таков, что теперь даже обычный разговор для меня утомителен, а самое лёгкое упражнение отнимает у меня много сил.

Возлюбленная Мать, я буду очень рад, если у Вас найдется для меня какой-то совет по этому поводу.

Разум всегда склонен навязывать телу свои правила. Но эти правила бывают далеки от божественной мудрости, и поэтому тело страдает.

Сейчас ты должен дать телу необходимый ему отдых, с тем чтобы восстановить утраченное им равновесие.

С моими благословениями.

21 августа 1964 г.

Возлюбленная Мать,

в Ваших беседах за 1930-31 гг. Вы говорите о психическом присутствии и психическом существе: «Психическое существо достигает своего расцвета, своей полной реализации, только когда оно объединяется с существом или сущностью свыше».[4] Возлюбленная мать, я не понял эту фразу. Вы имеете в виду Дживатмана? Если нет, то что Вы подразумеваете под «существом или сущностью свыше»?

Я написала «существо свыше» с целью избежать конкретизации, поскольку возможны разные варианты — от «вибхути» бога из сферы Сверхразума до супраментального существа или даже непосредственной эманации Всевышнего (Аватара).

Благословения.

29 октября 1964 г.

Возлюбленная Мать,

могу ли я попросить Вас дать мне книгу Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания»? Я не решался просить об этом, поскольку книга дорогая, но думаю, что она будет мне полезна не только в моей теперешней работе, но и впоследствии, если мне понадобятся цитаты из нее.

Ты знаешь французский, поэтому, несомненно, лучше читать книгу в подлиннике, чем в переводе. Посылаю тебе эту книгу на французском на тот случай, если у тебя ее нет.

Мои благословения.

26 декабря 1964 г.

Возлюбленная Мать,

как я уже говорил Вам, у Х нет никакого желания работать. Вы просили его работать по восемь часов в день, но он сказал, что будет работать лишь по четыре часа. Постепенно он сократил и эти часы и теперь забросил почти всю работу. Но мы не можем обойтись без него, если не найдем кого-то для замены. Между тем, я надеюсь, что с Вашей Милостью он почувствует, что должен работать с большей искренностью.

Наделить искренностью того, кто лишен ее вовсе, намного труднее, чем вылечить мертвого.

Благословения.

30 января 1965 г.

Возлюбленная Мать,

около двух лет тому назад у Y развилось косоглазие. В течение последнего года или больше он пользуется очками, но болезнь усиливается. Сейчас ему предложена операция. Каким будет ваше решение?

Я не могу решать проблемы такого рода; но я даю свои благословения специалистам, чтобы они приняли правильное решение.

Благословения.

25 февраля 1965 г.

Возлюбленная Мать,

прилагаю письмо, полученное мною вчера от Z. Взгляните, пожалуйста, на абзац, отмеченный мною. Он говорит, что напишет Вам. Я молюсь, Возлюбленная Мать, о том, чтобы Ваша Воля могла направлять его решение и чтобы он не позволил своему самонадеянному разуму вводить себя в заблуждение.

Все зависит от того, что он подразумевает под «божественно направленным». После его первого визита я написала ему, что с материальной точки зрения Ашрам нуждается в полной реорганизации и что он мог бы помочь мне в этом. Но это было бы возможно только в том случае, если бы он смог привезти с собой из Америки деньги в качестве пожертвования или беспроцентной ссуды сроком на 25 лет. Я говорила о сумме в 10 кроров[5] рупий.

Он всегда считал это невыполнимым условием, и все же другого условия быть не может. Иначе никак нельзя.

Мои благословения.

P.S. На сегодняшний день суммы в 10 кроров будет мало, поскольку мы добавили еще Ауровильский проект, который один требует по меньшей мере 50 кроров.

Без денег ничего нельзя изменить в нашей теперешней работе.

27 мая 1965 г.

Возлюбленная Мать,

как я сообщал Вам несколько дней назад, Х не желает больше работать. Он уклоняется от всякой работы и лишь немного занят бухгалтерской работой, но даже в этой работе он делает множество ошибок. Возлюбленная Мать, могу ли я покорно просить Вас дать распоряжение, чтобы он работал шесть часов в день и не уходил с работы по утрам, в то время, как я только поднимаюсь по лестнице?

Это странно: вместо того, чтобы с головой погрузиться в Вашу работу, люди все больше уклоняются от нее. Работы в подразделениях становится все больше, и везде — беспорядок. Только Ваша Милость может преодолеть нашу лень и неискренность и привести этот хаос к порядку. Я молюсь о вмешательстве Вашей Милости!

Неискренность — это, кажется, неизлечимый порок, который сводит на нет все проявления божественной Милости в человеческом существе. Именно неискренность делает необходимым неистовое вторжение Кали в этот мир.

Я не могу даже отдавать приказы неискреннему человеку, потому что он отреагирует лицемерно на мои приказы, что еще больше усилит мрак, в котором он пребывает.

Надо либо не иметь ничего общего с неискренними людьми, либо принимать их такими, какие они есть.

Благословения.

2 июня 1965 г.

Возлюбленная Мать,

доктор Y, гомеопат, написал: «Благодаря милости Матери процветает мой бизнес в только что открытой амбулатории». Это означает, что Вашей Милостью увеличилось количество больных, и доктор радуется этому. Это удивляет и забавляет меня.

К счастью, для него эта фраза является лишь выражением вежливости и ничего больше в себе не несет. Точно так же люди говорят: «Слава Богу», не вкладывая в это никакого реального смысла.

Благословения.

5 августа 1965 г.

Возлюбленная Мать,

я нахожу, что электромассаж, который делал мне Z, ослабил мой и без того слабый и болезненный желудок, и в результате я чувствую себя еще хуже, чем раньше. Если Вы согласны, я бы хотел прекратить это лечение. Я все больше чувствую, что ничто, кроме Вашей Милости, не способно полностью исцелить меня, и я вверяю себя вашей воле. Если я буду любить Вас и верить Вам, то уверен, что Вы преобразите мое физическое тело.

Это верно; если лечение тебе не подходит, нужно его прекратить.

Действительно, трансформация под силу только божественной силе; но в сложившихся на земле условиях этот процесс занимает уйму времени, и наша вера должна быть очень стойкой.

Благословения.

30 августа 1965 г.

Возлюбленная Мать,

в условиях войны[6] и суровых условий, которые неизбежно складываются, не хотите ли Вы, чтобы мы проявляли экономию в снабжении Ашрама мебелью? Мы могли бы сократить непомерные требования и в то же время проявлять экономию ввиду теперешнего положения.

Да, во всяком случае с «непомерными требованиями» необходимо покончить, так как они здесь совершенно неуместны.

Благословения.

22 сентября 1965 г.

Возлюбленная Мать,

в течение последних трех дней я применяю натуропатическое лечение Х, и по его совету наполовину сократил потребление молока и питьевой воды. С Вашего одобрения я бы хотел продолжать это лечение в течение некоторого времени.

Не советую тебе сокращать потребление молока, потому что ты и без того ешь слишком мало, а когда человек ест все меньше, его потребность в пище сокращается, что ведет к утрате жизнеспособности.

Возлюбленная Мать, я уверен, что мой недуг совсем пройдет к концу этого года. Если Вы не против, я продолжу натуропатическое лечение, в противном случае я прекращу его. Я полностью вверяю себя Вашей Силе.

Продолжай натуропатическое лечение, поскольку ты находишь его полезным, и пусть твоя вера будет живой и непоколебимой, потому что она необходима для твоего исцеления.

Благословения.

2 октября 1965 г.

Возлюбленная Мать,

раньше я, бывало, пил молоко трижды в день — утром, днем и вечером. Но Х и Y сказали мне, что днем лучше употреблять пахту, так как это легче для пищеварения и полезнее при слабом организме. Вот почему вместо молока днем я пью пахту.

Но все эти рекомендации не имеют значения. Я сделаю то, что Вы мне велите, Возлюбленная Мать.

Пахта превосходна, и ты можешь продолжать пить ее. Моя мысль заключалась только в том, что ты не должен морить себя голодом, но получать необходимое питание.

Благословения.

3 октября 1965 г.

Возлюбленная Мать,

в своем последнем письме Z пишет: «Я не получил ответа от Матери на свои последние два письма». Не думаете ли Вы, что письма могли потеряться? Что мне ему ответить, Возлюбленная Мать?

Ответь ему следующее: «Я получила и прочитала оба его письма. Ответ был дан ему немедленно на ментальном уровне. Он его получает всякий раз, когда его мысли приходят ко мне. Необходимо, чтобы этот способ ментального общения стал частью его садханы и достиг определенного совершенства. Однако я также намереваюсь писать ему, когда нужно будет проинформировать его физически о том, чего я от него хочу.

Он должен продолжать готовить себя и совершенствовать свое развитие с тем, чтобы быть в состоянии выполнить то, что необходимо.

Мои благословения с ним».

Ты можешь перевести это и послать ему.

Благословения.

18 октября 1965 г.

Возлюбленная Мать,

Х отказался подготовить новые инвентарные книги на следующий год. Y тоже не хочет и не может ничего делать. Он совершенно непригоден ни для какой работы. Я сообщаю Вам об этом, чтобы исправить положение с помощью Вашей милости.

Боюсь, что божественная Милость не влияет на лентяев.

Благословения.

10 декабря 1965 г.

Возлюбленная Мать,

как Вы мне велели, я каждое утро пью молоко и съедаю яйцо всмятку. Завтра утром около 6:30 я съем яйцо, которое Вы мне прислали сегодня.

Я узнал еще один рецепт: разбить сырое яйцо в молоко без предварительного кипячения в воде и выпить.

Какой из этих двух рецептов, по Вашему мнению, больше подходит мне? Могу ли я сегодня развести в молоке вчерашнее яйцо? Будет ли это легче для пищеварения?

Яйца лучше всего усваиваются в сыром виде.

Чем больше их варят, тем они тяжелее для пищеварения. Если ты хранишь яйцо в холодном месте, то можешь прекрасно использовать его на следующий день, тщательно смешав с молоком и слегка подсластив, если хочешь.

Благословения.

28 января 1966 г.

Возлюбленная Мать,

все заключения врачей я предлагаю Вам, чтобы Ваша Милость могла воздействовать на мои недуги, но я не беспокоюсь о том, что происходит с моим телом. Мое тело является Вашим инструментом, и Вы одна знаете, как освободить его от всех болезней и преобразить его.

Что касается моего внутреннего существа, то оно тонет в Вашей любви и наполнено ею. Ваша любовь — это моя жизнь, моя единственная опора, мой покой и моя радость.

Храни свою веру непоколебимой и пребывай в океане вечной любви. Это единственная Реальность.

Моя сила и мои благословения с тобой.

9 мая 1966 г.

Возлюбленная Мать,

вчера утром приходил доктор Z, чтобы осмотреть меня. Он говорит, что я должен есть больше питательной пищи. Он говорит, что пока я не буду есть твердую питательную пищу, эту болезнь нельзя будет излечить. Желудок будет сопротивляться, но он должен приспособиться.

Последнее время я все хочу сказать тебе, что ты должен есть больше и употреблять более питательную пищу.

Это необходимо, чтобы укрепить твое тело; когда ты станешь сильнее, процесс питания будет проходить легче.

Благословения.

20 мая 1966 г.

Возлюбленная Мать,

молю Вас освободить меня от этой бессонницы, которая беспокоит меня в течение последних двадцати пяти или более лет. Прошлой ночью я спал только один час, а последние ночей двадцать я почти не спал вообще. Доктор Z говорит, что против этого недуга не существует другого лекарства, кроме снотворных таблеток. Но несколько лет тому назад Вы не велели мне принимать снотворного.

Единственное средство от бессонницы — это умение достигать ментального безмолвия по своему желанию. Достигнув внутреннего безмолвия, ты должен полностью расслабить свое тело, удобно растянувшись на кровати; затем ты уходишь вглубь себя, пока не достигнешь совершенного ментального безмолвия и не войдешь в состояние, которое чем-то похоже на очень глубокий сон. Если ты сможешь делать это по своему желанию регулярно каждый вечер, ты сможешь обойтись без сна.

Если же нет, тебе необходимо подготовиться к приему снотворного.

Благословения.

30 мая 1966 г.

Возлюбленная Мать,

как только Вы указали мне на то, что состояние моего сердца все ухудшается, я прекратил принимать свое лекарство, подумав: «Я буду принимать только то, что велит мне Мать». Но если Вы хотите, чтобы я совсем не принимал никакого лекарства и открыл себя исключительно Вашему Всемогуществу, я охотно это сделаю.

Тело нуждается в лечении с помощью физических, но просветленных средств.

Благословения.

1968 или 1969 г.

Возлюбленная Мать,

я горячо молю Вас освободить меня от этого болезненного состояния и сделать так, чтобы все мое существо совершенствовалось. Вы знаете, что единственным устремлением моей души является любовь к Вам и служение Вам. Дайте мне физических сил, чтобы я мог служить Вам.

Ты был и продолжаешь оставаться преданным мне служителем. Не беспокойся: если твое тело больше не пригодно для физической работы, используй все время, что есть в твоем распоряжении, на развитие своего внутреннего сознания и сознательного соединения с Божественным.

Чтение, медитация, духовное созерцание, самоотдача в безмолвии и концентрации Божественному, которое всегда слышит и направляет тебя.

Благословения.

1968 или 1969 г.

Возлюбленная Мать,

я работал с Х вплоть до 23-го числа, но мое головокружение стало столь сильным, что я не рискнул выходить из дома. Моё кровяное давление упало до 96/70, по словам доктора Y, приходившего сегодня утром.

Возлюбленная Мать, если можно, освободите меня от этого мрака и страдания. Если же это невозможно, дайте мне, пожалуйста, ощутить в себе Ваше живое Присутствие, и я вынесу любое страдание.

Как только ты почувствуешь себя плохо, ты должен повторять следующее: «Господи, дай мне силу думать только о Тебе».

С моей любовью и благословениями.

25 марта 1969 г.

Мое дорогое дитя,

тебя не за что прощать, ты не сделал ничего плохого.

Когда я получила твое последнее письмо, я передала твою молитву о беспрепятственном проявлении Истины Всевышнему Господу.

Сохраняй покой и веру: все, что происходит, все на благо твоего психического существа; во внутреннем покое ты почувствуешь, что Господь с тобой, он ведет тебя через все суровые испытания.

Что касается работы, то я выясню, как можно устроить, чтобы ты был занят каким-то делом, не напрягая твое тело больше, чем оно может вынести.

Мои благословения всегда с тобой.

26 августа 1969 г.

Мое дорогое дитя,

я совсем не сержусь на тебя — наоборот, я нахожу в тебе много мужества и стойкости.

Но моя работа занимает все время, так что часто я не нахожу времени написать и строчки.

Лучше принимать снотворное, чем мучиться бессонницей по ночам и в результате страдать. Никогда не думай, что я недовольна тобой.

Моя сила, моя любовь и мои благословения всегда с тобой, чтобы ты мог быть мирным, спокойным и довольным.

22 января 1970 г.

Оглавление

Из серии: Мать. Собрание сочинений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мать. И снова ответы Матери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Здесь и далее с заглавной буквы начинаются названия подразделений и служб Ашрама.

2

Здесь и далее курсив в текстах ответов Матери соответствует выделенным ею фрагментам ответа.

3

Самолюбие (фр.).

4

Мать. Вопросы и ответы. — Юбилейное собрание сочинений (к 100-летию со дня рождения), т. 3, с. 150.

5

Один крор равен десяти миллионам.

6

Индо-пакистанская война сентября 1965 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я