Древние греки, не боги – человеки

Марк Полыковский, 2023

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние греки, не боги – человеки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аристотель Стагирит

384 до н.э. — 322 до н.э

Аристотель — греческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции, яркий пример «универсального человека». Обученный Платоном, он был основателем перипатетической школы философии в Ликее и более широкой аристотелевской традиции. Его труды охватывают многие предметы, включая физику, биологию, зоологию, метафизику, логику, этику, эстетику, поэзию, риторику, театр, психологию, лингвистику, экономику, метеорологию, геологию, политику и государственное управление. Аристотель представил сложный синтез различных философий, существовавших до него. От его учений Запад унаследовал свой интеллектуальный лексикон, а также проблемы и методы исследования. В результате его философия оказала уникальное влияние почти на все формы знания на Западе и продолжает оставаться предметом современных философских дискуссий. Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создаёт формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Аристотель разработал систему философских категорий — наиболее общих и фундаментальных понятий философии, выражающих существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени.

Аристотель считается зачинателем исторического подхода к изучению науки, в том числе философии. Для него мысль находится в постоянном развитии, её нужно оценивать в исторической перспективе. Только при рассмотрении вещи в процессе её рождения, становления и дальнейшего развития можно составить о ней целостное верное представление.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Аристотель считал окружность Земли равной 400 тысячам стадий (ок. 71200 км). Аристотель, кроме того, первым доказал шарообразность Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорологика» явилось одной из первых работ по физической географии.

Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

В честь Аристотеля названы:

Университет Аристотеля в Салониках;

Площадь Аристотеля в Салониках;

растение Аристотелия — род двудольных растений из Южного полушария.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ

Передо мною на портрете

вполне приличный человек,

взгляд из-под напряжённых век, —

взгляд, от которого на свете

ни тайн и ни секретов нет,

волос курчавых обрамленье

лица рождает удивленье:

он кто — мудрец или поэт?

Он не поэт, он — Аристотель,

имел недюжинный талант,

но, по словам иных, был франт,

стриг бороду и денег вдосталь

имел, чтоб щеголять в цветной

одежде, и звенеть цепями —

златыми, и сверкать перстнями,

характер, мол, имел дурной,

был низкорослым, шепелявым,

всегда с усмешкой на лице…

Что до того нам! В мудреце

не то мы ценим, что кудрявым

он был века тому назад, —

он первым заложил основы

формальной логики, покровы

сорвал, — и больше наугад

учёный в знаниях не рыщет,

методологию и стиль

не думают сдавать в утиль, —

по-аристотелевски взыщет

наука с тех, кто пренебрёг

системой, логикой, законом.

И лишь тогда хрустальным звоном

твой отзовётся монолог,

когда поймёшь: не существует

в науке царского пути,

отрадней самому идти,

чем знать, откуда ветер дует.

Был «мозгом» с юношеских лет

он в Академии Платона,

поняв, что знание бездонно,

не просто свой оставил след,

но первым заложил основы

естествознания, — он был

философом, понявшим смысл —

нет! не мякины и половы —

умом недюжинным объял,

увидел «лестницу природы»,

и благодарные народы

давно взнесли на пьедестал

творца системы категорий

и систематики наук…

Увы, мне всех его заслуг

не перечесть, его теорий

хватило всем до наших дней, —

учёный энциклопедистом

всегда был в мире знаний чистом,

был полон замыслов, идей…

Не Аристотель виноват

в том, что теорию схоласты

с религией связать горазды

не только пять веков назад,

но было так и в наши дни,

когда партийные невежды

генетикам смыкали вежды —

тем, кто не мог сидеть в тени.

Не Стагирит, не Птолемей

жгли на костре Джордано Бруно

и не предвидели кануна

и торжества его идей

через века, через года…

Но не забыт был Аристотель,

и на рисунке мудрый профиль

пребудет с нами навсегда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние греки, не боги – человеки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я