Древние греки, не боги – человеки

Марк Полыковский, 2023

© Марк Полыковский, текст, 2023

© Анатолий Апостолов, послесловие, 2023

© «Книга Сефер», издание, 2023

От автора

Моё первое знакомство с древней Грецией произошло в 5-м классе школы № 8 города Петрозаводска на уроке истории. Напомню, что 5-й класс одновременно был 1-м классом средней ступени, то есть, окончив четыре класса начальной школы, мы переходили в среднюю ступень школы-семилетки, и отныне у нас была не одна учительница, преподававшая все предметы, но для каждого предмета полагался свой учитель.

Кто нам преподавал историю в 1957 году, я уже, простите, запамятовал, зато отлично помню, что учились мы по учебнику Коровкина Ф.П. для 5-6 классов средней школы «История древнего мира». Был там и раздел, посвящённый древней Греции.

Оглядываясь из нашего сегодня в то далёкое прошлое, я совершенно не понимаю, что могли нам, 5-классникам с весьма ограниченным кругозором объяснить, в частности, про науку и культуру в Афинах и сопредельных городах-государствах. Видимо, не очень это понимала и наша учительница, тем не менее нашедшая замечательный ход к нашим умам и сердцам. Она просто взяла книгу Н.А. Куна «Мифы древней Греции» и читала её нам на каждом уроке. С тех самых пор эта книга — одна из моих любимейших, несмотря на то, что о древней Греции я успел прочесть немало.

Разумеется, нет на свете школьников (настоящих или бывших), которые бы не слышали (хотя бы не слышали!) о теореме Пифагора и о законе Архимеда. Есть и такие, которые по прошествии лет помнят формулу Герона для вычисления площади треугольника, решето Эратосфена или пятый постулат Эвклида. А вот о задаче Аполлония — построить при помощи циркуля и линейки окружность, касающуюся трёх данных окружностей, — знают далеко не все, но лишь те, кто в школьные годы всерьёз увлёкся математикой. Нам об этой задаче рассказывали в ШЮМе — Школе Юных Математиков при Карельском пединституте.

Из курса философии в университете мы узнали о первых атомистах Левкиппе и Демокрите, о Диогене и Сократе, учениях Платона и Аристотеля и ещё много о чём другом.

Уже в Израиле мне самому как преподавателю довелось рассказывать школьникам и студентам колледжа о теореме Фале́са, формуле Герона и луночках Гиппократа.

И все эти годы меня неотвязно преследовала мысль: как и почему в древней Греции почти 25 столетий тому назад зародилась и расцвела наука, в первую очередь, математика, — но и физика, астрономия, философия? Что случилось с завоеванием Греции Римом, почему это привело практически к краху научной мысли?

Вот что писал по этому поводу уже упоминавшийся ранее Ф.П. Коровкин в своём учебнике для 5-6 классов: «Главной причиной расцвета культуры древней Греции было установление рабовладельческой демократии в Афинах и в других городах-государствах. При рабовладельческой демократии значительная часть свободного населения принимала участие в создании культуры… Греческая культура была создана греческим народом. Но создавалась она за счёт жесточайшего угнетения рабов. Искусство и просвещение были доступны лишь меньшинству населения древней Греции. Для рабов Греция была тюрьмой, где им доставались только непосильный труд, побои и унижения». Должен заметить, что примерно те же мысли, может быть, с привлечение более серьёзной (наукообразной) аргументации можно увидеть и в источниках, предназначенных для тех, кто уже отучился в 5-6 классах.

Меня эти объяснения не удовлетворяли и ранее, а теперь — тем более. Как с этой точки зрения понять закат науки в древнем Риме? Или там не было рабовладельческой демократии, или рабам в Риме жилось как-то иначе?

Ещё в 4-3 веках до н.э. Эпикур учил, что боги, живущие на Олимпе, заняты своими божьими делами и до человеческих им дела нет. Да, древние греки были религиозны, и отрицать существование богов было неосмотрительно и опасно. Но религия не вмешивалась в жизнь народа и государства.

Иное дело, когда в древнем Риме стал превалировать христианский монотеизм, который с веками привёл к инквизиции, душившей любую мысль, приходящую в противоречие с официальной доктриной.

Я не историк науки и не философ, но просто на доступном мне языке рассказываю о том, что меня волнует и тревожит. Потому что не только мне, но любому здравомыслящему и неравнодушному человеку видно, что наступает период застоя и упадка науки и культуры.

Возможно, моё мнение ошибочно. Но пока действительность говорит об обратном. И потому я предлагаю вниманию читателей эту небольшую книжечку об учёных древней Греции.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я