Социальный дзен. Коаны на адекватность

Мария Николаева

Данная книга – результат социального эксперимента, проводившегося целый год на канале «Стратегия самобытности» на Яндекс. Дзен. Вы сможете ознакомиться с выводами, понять авторскую методику возведения единичного во всеобщее, научиться философски подходить к текущим проблемам, отрешенно и всесторонне оценивать происходящие события. Навыки мышления очень полезны в современном динамично меняющемся мире, когда человеку не на что опереться, если у него отсутствует прочное основание в самом себе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальный дзен. Коаны на адекватность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Коан «Смертельная опасность

ухода за больными»

Даже не заразные болезни заразны. Чувствительному человеку сразу становится плохо, если он попадает в такое место, где другим людям плохо — больницу, тюрьму, кладбище. Не слишком чувствительного человека просто одолевают негативные эмоции, развивающиеся в депрессию, если он проводит много времени в контакте с «источником страдания». Позже он сам начинает заболевать, не обязательно такой же болезнью, а скорее общее ослабление организма сказывается уже на его собственных слабых органах. Психические болезни заразны напрямую — сначала эмоционально, потом поведенчески, потом клинически.

Врачи рассказали, с какими расстройствами могут столкнуться люди, ухаживающие за тяжелобольными пациентами. Это касается не только профессиональных медработников, которые зачастую обучены психической защите, но и обычных людей, у которых заболевают близкие или друзья, за которыми они в той или иной мере присматривают. На конгрессе Европейского общества кардиологии были представлены данные по картине изменения состояния людей, которые выхаживали выживших после инсульта. О симптомах депрессии, таких как плохой аппетит и сложности с концентрацией внимания, сообщила треть из сотни опрошенных, и почти у половины ухудшилось физическое состояние.

На личном опыте я испытала «заразность» чужих болезней ещ ев юности, когда пошла работать санитаркой в психиатрическую больницу, где очень скоро чуть не сошла с ума. Даже срочное увольнение не спасло от тяжких последствий: еще два года я с ужасом находила в себе симптомы доброй сотни пациентов с нашего отделения. А все почему? Ничего не зная в начале 90-х о пресловутой заразности психических заболеваний, я старалась не ставить психическую защиту (слов тогда таких не знала), а наоборот, вчувствоваться и понять каждого психа, подолгу с ними беседуя. К этому добавились ночные бдения у постелей умирающих старух и тщетные (слава богу) попытки найти работу в морге…

Возникает закономерный вопрос: быть или не быть рядом с больным? Если так вопрос уже не стоит, то как быть, сколько быть, зачем быть? Ведь если помогающий кому-то восстановиться сам сляжет, дело будет совсем плохо для обоих. В самом крайнем случае — умрут оба. Не очень давний пример — несколько лет назад ко мне на занятия ходила женщина, у которой мать умирала от рака. Она жаловалась, как ей тяжело выносить постоянное состояние подавленности, мы работали над энергетической подкачкой. Когда встал вопрос о психической самозащите, она ответила, что не может закрываться от родной матери. Позже я долго отсутствовала за границей, а по возвращении случайно узнала, что не только ее мать, но и она сама умерла, причем ей-то было не больше 50-ти. Что же делать?

У ранних христиан была даже такая аскеза — посещение больных. Это воспринималось как определенного рода духовная практика, смирение духа и «небрежение плотью» (своей, разумеется). Предполагалось, что человек может быстрее преодолеть эгоизм и приблизиться к богу. Конечно, это работает — однако у подобный аскетов был очень мощный инструментарий в виде поста, бдения и молитвы, при помощи которого они круглосуточно проводили очищение и восполнение собственных сил. Современный человек порой молится, но это ни в какое сравнение не идет с непрерывной молитвой, порой постится, но это не сравнится с реальным постом, когда ограничивается не просто пища, а и помыслы и пр., порой бдит, но сейчас у большинства это скорее напоминает бессонницу…

Итак, если вы профессионал — врач, медсестра, санитарка — то в наше время вы скорее всего имеете представление о методах психической (энергетической защиты) и способах восстановления после работы. Если же вы столкнулись с ситуацией в семье или ближайшем окружении, то сначала нужно определить степень вашего участия. Здесь важно не попасться на тщеславное сострадание, когда и без вас могут обойтись, но вы стараетесь показать себя с хорошей стороны, поэтому делаете нечто избыточное, от чего вам самому становится плохо, а им тоже не легче. Если все зависит только от вас (заболел единственный ребенок и т.п.), то нужно осознавать, сколько времени вам нужно проводить отдельно и что конкретно делать для поддержания себя в должной форме. Помните, ваше искреннее самопожертвование чревато тем, что помощника не станет!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальный дзен. Коаны на адекватность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я